описание

Данный проект позволит получить массив индикаторов для отграничения РАС от нормы и близких видов нарушений психического развития, будут разработаны скриниговые шкалы для своевременной идентификации РАС. Информированность об особенностях возрастных изменений в структуре прогнозных паттернов РАС позволит прицельно выявлять проблемы и своевременно корректировать наиболее значимые определяющие для данного возраста показатели когнитивного и социального развития и, тем самым, способствовать более успешной интеграции и социализации ребенка.

описание для неспециалистов

В результате проведенного исследования получен оптимальный (достаточно полный и в то же время компактный) набор прогностических маркеров развития ребенка, позволяющий достоверно определить степень выраженности признаков расстройства аутистического спектра (РАС) и оценить вероятность этого нарушения. Получение таких данных позволяет уже на раннем этапе выделить группу риска, провести у этих детей дополнительное обследование и разработать оптимальную стратегию коррекции РАС.
Первые результаты в виде факторной структуры и набора шкал, включающих в себя 40 симптомов аутизма, были получены на предыдущем этапе исследования. На завершающем этапе исследования полученные ранее данные были расширены благодаря обследованию дополнительных групп детей, что было необходимо для проверки как стуруктуры факторов, так и психометрических характеристик полученных шкал. Всего за три года реализации проекта было обследовано 926 детей (383 – с РАС, 200 – с ЗПР, 343 – Норма) из разных регионов РФ.
В результате исследования на расширенной выборке подтверждены факторная валидность, надежность и эффективность разработанной интегральной шкалы аутизма. Точность шкалы составила 88,91% (чувствительность 92,1%, специфичность 87,2%). Три из 4-х выделенных векторов РАС соответствуют основным симптомам аутизма по DSM-5: «Эмоциональные нарушения», «Сенсорные нарушения», «Нарушения коммуникации». Однако, нами было получено еще одно измерение РАС – «Гиперактивность/Расторможенность», которое является уникальным для моделей РАС.
В ходе дополнительного исследования выявленная 4-векторная структура РАС подтверждена на выборке детей с РАС, подтверждена ее структурная и измерительная устойчивость в отношении отдельно мальчиков и девочек, детей 3 и 4 лет. Однако, в отношении детей без РАС наличие такой структуры не подтверждается, и, таким образом, не подтверждается наше исходное предположение о том, что выделенные факторы являются векторами, общими для всех детей, на одном полюсе которых – условная норма, на другом – РАС. Таким образом, выделенные шкалы отражают не только вектора РАС, но и те направления, в которых дети с РАС отличаются от других детей.
Полученные знания об особенностях возрастных изменений в структуре прогнозных паттернов РАС позволяют прицельно выявлять проблемы и своевременно корректировать наиболее значимые определяющие для данного возраста показатели когнитивного и социального развития и, тем самым, способствовать более успешной интеграции и социализации ребенка. Важным результатом также является выделение 4-х групп (кластеров) детей с РАС, существенно различающихся профилями симптомов, что может служить дополнительным показателем для разработки индивидуальной программы реабилитации.
Также на заключительном этапе разработаны тестовые нормы и инструкция для практического применения Шкалы Аутизма, позволяющие быстро идентифицировать группу риска РАС для дальнейшего уточнения диагноза и расчета образовательного маршрута. С учетом полученных норм создана онлайн-версия скрининга РАС, находящаяся в открытом доступе по адресу https://ras.testpsy.net/. В настоящее время в России отсутствуют широко доступные диагностические методики РАС для детей дошкольного возраста, отвечающие стандартным психометрическим и юридическим требованиям (надежность и валидность, современные нормы на российской популяции, легальность распространения методик, защищенных авторскими правами). Этот пробел призвана заполнить данная методика, позволяющая по результатам ранней диагностики выявлять “группы риска” для коррекционной работы, эффект которой тем выше, чем ранее она начата и точнее направлена.

основные результаты по проекту в целом

Наше исследование является первой попыткой разработать скрининговую шкалу для экспресс-диагностики РАС в России у детей 3-4 лет. Проведен обзор теоретико-методологических предпосылок исследования, включая историю изучения РАС, современное состояние изучения проблемы, патофизиологию РАС, клинико-психологические особенности РАС, обзор существующих инструментов диагностики РАС, современные математические модели аутизма. Результаты обзора изложены в 1-й главе подготовленной к изданию монографии «Психодиагностика риска расстройств аутистического спектра у детей 3-4 лет».
В ходе исследования была разработана обширная онлайн-анкета для выявления 436 возможных симптомов аутизма, сгруппированных в 12 доменов. С использованием этой анкеты были обследованы 926 детей (383 – с РАС, 200 – с ЗПР, 343 – Норма). В окончательную шкалу вошли 40 из 436 симптомов, представляющих все 12 доменов, включая от 1 до 9 симптомов в каждом из них. Практическое применение этой онлайн-анкеты в будущем позволит расширить число обследованных детей и значительно улучшить разрабатываемые скрининговые шкалы.
Основным результатом исследования является разработка 20-балльной шкалы аутизма, обладающей достаточно высокой точностью прогноза (более 85%), что значительно превышает точность существующих скринингов в других странах. Эта шкала основана на 40 симптомах аутизма, представляющих 4 вектора его проявления: «Эмоциональные нарушения», «Сенсорные нарушения», «Нарушения коммуникации» и «Гиперактивность/Расторможенность».
Часть детей, отнесенных специалистами к группе ЗПР, продемонстрировали большое количество симптомов РАС. Напротив, некоторые дети, отнесенные специалистами к группе РАС, демонстрировали всего 1-3 симптома из 40, входящих в шкалу. Это, естественно, снизило точность разработанной шкалы. Таким образом, одна из проблем разрабатываемой методики, это дифференциация детей групп РАС, отдельно от групп ЗПР и Норма.
Результаты этой части исследования изложены в статье Nasledov A., Miroshnikov S., Tkacheva L., Miroshnik K., Semeta M.U. APPLICATION OF PSYCHOMETRIC APPROACH FOR ASD EVALUATION IN RUSSIAN 3–4-YEAR-OLDS. Mathematics (MDPI). 2021. Т. 9. № 14. P. 1608. DOI: 10.3390/math9141608
Проведен анализ ошибок предсказания РАС с помощью разработанной шкалы в отношении выборок РАС, ЗПР и Норма. Выделены 4 группы (кластера) детей с РАС, существенно различающихся профилями симптомов. При этом, одна из этих групп (26% выборки РАС) по профилю симптомов наиболее близка к группе ЗПР, и на нее приходится 90% ошибок предсказания риска РАС. Для остальных кластеров точность предсказания риска РАС составляет 98,6%. Для группы Норма доля ошибок предсказания (отнесение к группе РАС) составляет всего 1,5%. Выявлено, что основным источником ошибок предсказания риска РАС является то, что у детей с ЗПР в 28,5% случаев выявляются симптомы РАС.
В результате исследования на расширенной выборке подтверждены факторная валидность, надежность и эффективность разработанной шкалы аутизма. Точность шкалы составила 88,91% (чувствительность 92,1%, специфичность 87,2%). Три из 4-х выделенных векторов РАС соответствуют основным симптомам аутизма по DSM-5: «Эмоциональные нарушения», «Сенсорные нарушения», «Нарушения коммуникации». Однако, нами было получено еще одно измерение РАС – «Гиперактивность/Расторможенность», которое является уникальным для моделей РАС. Полученные результаты показывают, что клиницисты должны учитывать высокую распространенность симптома гиперактивности при РАС и особенно внимательно относиться к возможным диагнозам СДВГ у детей дошкольного возраста, школьного возраста и подростков с РАС. Медицинские учреждения должны улучшить систему оценки и отслеживания сопутствующей патологии СДВГ при РАС и максимально повысить точность диагностики для улучшения лечения.
Разработаны тестовые нормы и инструкция для практического применения Шкалы Аутизма, позволяющие быстро идентифицировать группу риска РАС для дальнейшего уточнения диагноза и расчета образовательного маршрута. С учетом полученных норм обработка данных по скрининговым шкалам реализована в онлайн-скрининге, доступном по адресу https://ras.testpsy.net/.
Результаты этой части исследования изложены в статье Наследов А.Д., Мирошников С.А. Защиринская О.В., Ткачева Л.О., Компанец Н.Н. Применение Шкалы Аутизма для выявления риска нарушений психического развития детей 3-4 лет//Сибирский психологический журнал, 2022, №83, с.164-183. doi:10.17223/17267080/83/9
Проведен мультигрупповой конфирматорный факторный анализ структурной и измерительной эквивалентности 4-факторный структуры разработанной шкалы аутизма в отношении разных частей выборки. Выявленная 4-векторная структура РАС подтверждена на выборке детей с РАС, подтверждена ее структурная и измерительная инвариантность в отношении детей с РАС: мальчиков и девочек, детей 3 и 4 лет. Однако, в отношении детей без РАС наличие такой структуры не подтверждается, и, таким образом, не подтверждается наше исходное предположение о том, что выделенные факторы являются векторами, общими для всех детей, на одном полюсе которых – условная норма, на другом – РАС. В связи с тем, что исходная 4-факторная модель разрабатывалась на смешанной выборке детей с РАС и без РАС, выделенные шкалы отражают те вектора РАС, в направлении которых эти выборки различаются наиболее сильно.
Результаты этой части исследования представлены в принятой к публикации статье: Наследов А.Д., Мирошников С.А., Ткачева Л.О. Факторная структура и измерительная эквивалентность шкалы аутизма для детей 3-4 лет: анализ бинарных данных//Психология. Журнал ВШЭ, 2023 (в печати).
Теоретико-методологические предпосылки исследования и его основные результаты изложены в подготовленной к изданию монографии «Психодиагностика риска расстройств аутистического спектра у детей 3-4 лет».
АкронимRFBR_a_2020 - 3
СтатусЗавершено
Эффективные даты начала/конца24/03/2228/12/22

    Области исследований

  • расстройства аутистического спектра, РАС, аутизм, прогноз развития, индикатор, моделирование структурными уравнениями

ID: 93850582