описание


Данный проект позволит получить массив индикаторов для отграничения РАС от нормы и близких видов нарушений психического развития, будут разработаны скриниговые шкалы для своевременной идентификации РАС. Информированность об особенностях возрастных изменений в структуре прогнозных паттернов РАС позволит прицельно выявлять проблемы и своевременно корректировать наиболее значимые определяющие для данного возраста показатели когнитивного и социального развития и, тем самым, способствовать более успешной интеграции и социализации ребенка.

описание для неспециалистов

Исследование направлено на выявление достаточно полного и в то же время компактного набора прогностических маркеров развития ребенка, позволяющих достоверно определить степень выраженности признаков расстройства аутистического спектра (РАС), оценить его вероятность и, при необходимости, провести дополнительное обследование и разработать оптимальную стратегию коррекции РАС.
Необходимость проведения этого исследования вызвана устойчивым увеличением распространенности РАС, а также изменением его проявлений при взаимодействии с другими нарушениями развития или личностными особенностями ребенка. Всё это значительно увеличивает разнообразие проявлений РАС и затрудняет дифференциацию РАС от проявлений других видов нарушений психического развития детей.
При этом работа с каждым ребенком с РАС требует большого количества времени, в связи с чем большинство специалистов, работавших с такими детьми, имеют опыт работы с небольшим количеством таких детей и, как следствие, знакомы на опыте с ограниченным набором вариантов проявлений РАС. Одним из средств расширения контрольного набора вариантов проявлений РАС с учетом статистической значимости их для диагностики, является использование статистически обоснованных маркеров РАС в составе соответствующей диагностической методики, удовлетворяющей строгим психометрическим требованиям. В настоящее время в России отсутствуют широко доступные диагностические методики РАС для детей дошкольного возраста, отвечающие стандартным психометрическим и юридическим требованиям (надежность и валидность, современные нормы, легальность распространения методик, защищенных авторскими правами). Этот пробел призвана заполнить данная методика, позволяющая по результатам ранней диагностики выявлять “группы риска” для коррекционной работы, эффект которой тем выше, чем ранее она начата и точнее направлена. Для полного заполнения указанного выше «пробела» в методическом обеспечении работы с РАС необходимо разработать не только скрининговую, но и диагностическую методику для достоверного определения формы и выраженности РАС. Это значительно более сложная задача, и разработка скрининга является ее необходимой основой.
В результате реализации второго этапа исследования, дополнительно к проведенным ранее обследованиям 324 детей в возрасте от 3 до 4 полных лет, было проведено обследование 178 детей с РАС, 124 ребенка с ЗПР, и 203 ребенка нормативно развивающиеся, без клинического диагноза. С этой целью был проведен онлайн-опрос 32 специалистов, работающих с этими детьми, с применением специально разработанной онлайн-анкеты. Собран массив данных, позволяющих оценить эффективность различных признаков РАС для ранней диагностики и дифференциации от других нарушений, часто смешиваемых с неявно выраженным РАС (в первую очередь ЗПР).
После проведения математической обработки подтверждена высокая точность прогноза 20-балльной Шкалы аутизма (более 85%). Эта шкала включает в себя 40 симптомов аутизма, представляющих 4 вектора его проявления: «Эмоциональные нарушения», «Сенсорные нарушения», «Нарушения коммуникации» и «Расторможенность», из которых первые 3 соответствуют основным симптомам аутизма по DSM-5. Разработаны стимульный материал, инструкция и тестовые нормы для практического применения Шкалы Аутизма, позволяющие быстро идентифицировать группу риска РАС для дальнейшего уточнения диагноза и расчета образовательного маршрута. Выделены 4 группы (кластера) детей с РАС, существенно различающихся профилями симптомов. При этом, одна из этих групп по профилю симптомов наиболее близка к группе ЗПР, и объясняет почти все ошибки предсказания риска РАС. Выявлено, что основным источником ошибок предсказания риска РАС является то, что детям с ЗПР часто приписываются симптомы РАС. Для остальных кластеров (74% выборки РАС) точность предсказания риска РАС составляет 98,6%.
Уточнение типологии симптоматики РАС является перспективой наших дальнейших исследований. Продолжение набора данных и увеличение числа обследованных детей на следующем этапе исследования также призвано повысить точность разработанной шкалы.

основные результаты по этапу (подробно)

На первом этапе отчетного периода (январь – апрель 2021г.) была существенно переработана рукопись статьи «Application of psychometric approach for ASD evaluation in Russian 3-4-year-olds», поданная в журнал Diagnostics, в соответствии с замечаниями рецензентов. В частности, изменена схема анализа данных и скорректирован состав вопросов (пунктов) разрабатываемой Шкалы Аутизма. В результате новый вариант рукописи был подан в журнал открытого доступа Mathematics MDPI, где статья и была опубликована в июле 2021 года.
На этом же этапе была переработана онлайн Анкета аутизма: к 40 пунктам Шкалы аутизма были добавлены 271 пункт из предыдущей анкеты аутизма, которые обладали достаточной дискриминативностью в различении групп РАС, ЗПР и Норма. В итоге новый вариант Анкеты маркеров аутизма включал 311 пунктов и был оформлен в формате онлайн-опроса на сайте онлайн-системы тестирования lnd-spb.ru. После завершения сбора данных методика переведена в демо-режим для возможности демонстрации новым участникам и совместной работы над новой версией методики для следующего этапа исследования (текущая версия работает без сохранения введенных данных по адресу https://lnd-spb.ru/go/m505-demo-mask).
На следующем этапе (апрель – июль 2021г.) для сбора данных были привлечены 32 специалиста (психологи, дефектологи) консультационных центров, специализированных и массовых дошкольных учреждений Санкт-Петербурга, Омска и Астрахани, работающих с детьми этих городов и различных населенных пунктов соответствующих областей (в режиме консультирования). Они получали приглашения к опросу по электронной почте от организаторов данного исследования, со ссылкой на сайт опроса, и с указанием на то, какие группы детей должны быть обследованы (ЗПР, РАС, Норма). Всего за этот период были получены данные от 505 детей в возрасте от 3 до 4 полных лет: 178 – РАС, 203 – Норма, 124 – ЗПР.
На следующем этапе (август – ноябрь 2021г.) проводился анализ собранных данных в следующих целях: а) проверка факторной валидности 4-шкальной структуры на объединенной выборке 2020/21 годов; б) проверка надежности и точности (чувствительности, специфичности) Шкалы Аутизма; в) анализ ошибок классификации в отношении групп Норма РАС и ЗПР; г) проверка однородности/неоднородности выборки РАС, сравнительный анализ выделяемых групп РАС. Для факторного анализа применялся программный пакет R версии 3.6.2. Для остального анализа данных применялся пакет IBM SPSS Statistics 27. Основным результатом исследования является подтверждение факторной валидности, надежности и высокой точности прогноза 20-балльной Шкалы аутизма (более 85%). Эта шкала включает в себя 40 симптомов аутизма, представляющих 4 вектора его проявления: «Эмоциональные нарушения», «Сенсорные нарушения», «Нарушения коммуникации» и «Расторможенность», из которых первые 3 соответствуют основным симптомам аутизма по DSM-5.
Разработаны стимульный материал, инструкция и тестовые нормы для практического применения Шкалы Аутизма, позволяющие быстро идентифицировать группу риска РАС для дальнейшего уточнения диагноза и расчета образовательного маршрута.
Выделены 4 группы (кластера) детей с РАС, существенно различающихся профилями симптомов. При этом, одна из этих групп по профилю симптомов наиболее близка к группе ЗПР, и объясняет почти все ошибки предсказания риска РАС. Для остальных кластеров (74% выборки РАС) точность предсказания риска РАС составляет 98,6%. Выявлено, что основным источником ошибок предсказания риска РАС является то, что детям с ЗПР часто приписываются симптомы РАС. Более подробно результаты этого этапа исследования изложены в рукописи статьи «Применение Шкалы Аутизма для выявления риска нарушений психического развития детей 3-4 лет», сданной в редакцию журнала «Сибирский психологический журнал».
Надо отметить, что к настоящему моменту произведен лишь частичный анализ большого массива данных (820 детей, 311 переменных). Полноценный анализ данных с целью построения «векторной» модели аутизма планируется на следующий год.
Результаты этого периода исследования докладывались на двух международных конференциях с публикацией материалов (индексированы в РИНЦ), подготовлена рукопись статьи «Применение Шкалы Аутизма для выявления риска нарушений психического развития детей 3-4 лет» (подана в «Сибирский психологический журнал» в ноябре 2021г.). Опубликована статья в журнале открытого доступа Mathematics MDPI.

основные результаты по этапу (кратко)

В отчетный период основными целями исследования были: доработка онлайн Анкеты для диагностики симптомов расстройств аутистического спектра (РАС) и сбор данных для увеличения численности выборок; коррекция и проверка валидности, надежности, точности разрабатываемой Шкалы аутизма, анализ ошибок диагностики. С применением обновленной онлайн-анкеты были собраны данные по 505 детям 3-4 лет, из них 178 детей с РАС, 203 ребёнок группы норма и 124 – с ЗПР. Для каждого ребенка регистрировались ответы на 311 пунктов.
Анализ данных проводился в целях проверки факторной валидности 4-шкальной структуры Шкалы аутизма (40 пунктов); проверки надежности и точности методики; анализа ошибок классификации; проверки однородности/неоднородности выборки РАС. В результате исследования были подтверждены: 4-шкальная структура методики (сенсорные, эмоциональные, коммуникативные нарушения и расторможенность); высокая надежность шкалы и субшкал; высокая точность выделения группы РАС (более 85%). Разработаны тестовые нормы и инструкция для практического применения методики. Выделены 4 кластера детей с РАС, существенно различающихся профилями симптомов. Одна из этих групп (15,33% всех РАС) по профилю симптомов наиболее близка к группе ЗПР, и объясняет почти все ошибки (91%) предсказания риска РАС. Выявлено также, что основным источником ошибок предсказания риска РАС является то, что детям с ЗПР часто приписываются симптомы РАС.

описание вклада в работу каждого из участников (учётная форма ЦИТиС)

Наследов А.Д. - общее руководство проектом, разработка дизайна исследования, анализ данных, подготовка публикаций.
Мирошников С.А. - разработка методов диагностики, организация сбора данных.
Защиринская О.В. - участие в сборе данных, участие в подготовке публикаций.
Мериам Базейдовна Ульд Семета - участие в сборе данных, участие в подготовке публикаиций.
Мамайчук И.И. - консультации по разработке методов диагностики.

передача полной копии отчёта третьим лицам для некоммерческого использования: разрешается/не разрешается (учётная форма ЦИТиС)

Разрешается
АкронимRFBR_a_2020 - 2
СтатусЗавершено
Эффективные даты начала/конца22/03/2131/12/21

    Области исследований

  • расстройства аутистического спектра, РАС, аутизм, прогноз развития, индикатор, моделирование структурными уравнениями

ID: 75371820