Проект направлен на поиск механизмов формирования эффективного старения. Под эффективным старением мы понимаем максимальное использование ресурсов, имеющихся у человека. При этом современные исследования показывают (например, исследования эффектов физической нагрузки, социальной активности, когнитивной активности), что многие ресурсы являются не неотъемлемой частью онтогенетического развития, а накапливаются и формируются человеком в течение жизни. Однако, в силу различных факторов - от страха, связанного с представлениями о старении, до неосведомленности о возможности формирования подобных ресурсов - обычные люди не формируют подобные ресурсы целенаправленно, а лишь случайным образом накапливают некоторые из них. На данном этапе исследования, мы проверить, какие стратегии используют люди переходящие из периода взрослости в период старения, а также как эти стратегии связаны с качеством их жизни.
Для современного общества характерны две демографические тенденции: с одной стороны, наблюдается увеличение процента пожилого населения в общей популяции, с другой – увеличивается продолжительность жизни. Такая ситуация характерна для развитых и большинства развивающихся стран мира, в том числе и для России.
Научно-технический прогресс способствовал созданию эффективных методов продления жизни человека. Однако, увеличение продолжительности жизни не всегда соотносится с сохранением и увеличением ее качества. Современные исследования старения раскрывают механизмы старения и демонстрируют предикторы и факторы улучшения или ухудшения качества жизни (для примера, Александрова, 2000; Ананьев, 2002; Анцыферова, 2001, 2006; Крюкова, 2008; Минигалиева, 2000; Хузеева, 2017; Козлова, 2001, 2006 ; Коржова, 2006, 2014; Сергиенко, Мелехин, 2016; Diehl, Hay, Berg, 2011; Mather, 2012; Ruthig, Trisko, Chipperfield, 2014; Scheibe, Carstensen, 2010; Thomas, Hasher, 2006; Ebner, Johnson, 2010; Rook, Charles, 2017; Lodi-Smith, 2012; Megumi, Takeshi, Asako, Yasuyuki, 2015; Webster, Bohlmeijer, Westerhof, 2014; Rohr, John, Fung, Lang, 2017), но их эффективность остается недостаточно высокой, поскольку скорректировать устоявшиеся привычки и стратегии поведения пожилого человека достаточно сложно и требует времени. По мнению ООН, пожилые люди все чаще становятся важными участниками процессов развития мире, что приводит к необходимости их высокого и эффективного функционирования, которое неразрывно связано с оптимальным уровнем качества их жизни.
При этом современные исследования руководствуются консервативными парадигмами, констатируя происходящие изменения и пытаясь изменить те состояния, в которых находится пожилой человек. Однако, повернуть время вспять, создать ресурсы, на формирование которых требуются десятилетия, за несколько недель/месяцев и даже лет невозможно.
По некоторым данным, продолжительность жизни человека до 104 лет преимущественно определяется образом жизни и средой и лишь после этого возраста генетика становится основной детерминантой. Вместе с тем, средняя продолжительность жизни в даже странах с развитой экономикой составляет в среднем 75-80 лет. Таким образом, за счет нездорового образа жизни, незнания, непонимания или нежелания использовать достижения современной науки, человек сокращает свою жизнь на 25-30 лет.
Новизна и актуальность нашего проекта заключается в том, что мы хотим исследовать потенциал долгосрочного планирования старения, его влияние на психологическое и физическое функционирование человека, что впоследствии откроет дорогу для лонгитюдных исследований механизмов, факторов и эффектов футуризации старения. Футуризация старения позволит в значительной мере модифицировать и совершенствовать те ресурсы, которыми обладает взрослый человек, позволяя раскрыть потенциал для здорового и активного долголетия.
Задачи нашего исследования можно условно разделить на основные и вспомогательные. Основные задачи:
1. Исследовать ретроспективную картину футуризации старения.
2. Исследовать актуальную картину футуризации старения.
3. Изучить связи ретроспективной и актуальной картин футуризации старения с характеристиками качества жизни пожилых людей (образ жизни, физическая активность, психологическое благополучие, социальная включенность).
Вспомогательные задачи:
1. Разработать методику оценки картины футуризации старения, провести ее первичную валидизацию.
2. Разработать опросник на оценку синдрома выученной беспомощности для пожилых людей, провести его первичную валидизацию.
Исследование предполагает, с одной стороны, комплексное изучение стратегий футуризации старения, с другой, многомерно оценивает качество жизни наших пожилых людей на данном этапе, что позволит оценить эффекты футуризации старения для разных сфер функционирования пожилого человека.
За последние несколько десятилетий ученые активно разрабатывали различные парадигмы и модели, способные объяснить процессы старения в сфере психологического функционирования, а также определить факторы, влияющие на процессы геронтогенеза. В русле этих исследований выполнялись и наши исследования, в том числе докторская диссертация Стрижицкой О.Ю. "Позитивная психология старения: условия, факторы и социальные эффекты". Однако, все эти исследования носят, по сути, констатирующий характер. Заявленное исследование "Футуризация старения как ресурс сохранения качества жизни в пожилом возрасте" использует принципиально иной, новый подход. Отталкиваясь от конструкта А. Сырцовой "футуризация", который определяется как когнитивные и эмоциональные процессы, способствующие большей осознанности и ответственности в повседневных действиях человека, направленных на создание безопасного будущего для всех обитателей планеты (Sircova, 2019), мы экстраполируем его на процессы старения, в этом случае под футуризацией старения мы будем понимать когнитивные и эмоциональные процессы, способствующие большей осознанности и ответственности в повседневной деятельности, направленные на создание благополучного старения. Таким образом, данное исследование является новым не только для нашего научного коллектива, но и для психологии старения в целом.
За последние сто лет пожилой человек сильно изменился. Он стал более самостоятельным, более активным, более целеустремленным. По мнению ведущих исследователей в этой области Роу и Кана (Rowe, Kahn, 2015), пожилой человек не только перестал быть обузой своей семье и обществу, но стал активным и полезным участником, продолжающим свое развитие.
Постарение населения является одной из самых сложных тенденций нашего общества (Fernandez-Ballesteros, 2001). При этом к понятию постарения населения можно отнести сразу две тенденции. Во-первых, это глобальное увеличение продолжительности жизни, что приводит к тому, что относительно традиционного времени отсчета пожилого возраста – 60 – 65 лет – период «старости» увеличивается. Вторая тенденция связана с ростом процента пожилого населения в обществе, а также, что более актуально для общества как такового, - рост процента «нетрудоспособного» населения по отношению к трудоспособному. Изменение продолжительности жизни и демографической ситуации связано с различными процессами, но прежде всего – медицинскими и социальными. Так, с одной стороны, прогресс медицины способствует снижению заболеваемости и смертности от причин, которые еще сто лет назад были приговором. С другой стороны, рост государственных социальных институтов, поддерживающих старшее поколение, создает благоприятные условия для того, чтобы человек не просто доживал свою жизнь, а в полной мере ее проживал. Сравнивая сегодняшнего пожилого человека с его сверстником 100-летней давности можно смело сказать, что это совершенно разные люди, и мы можем предположить, что в основном это результат эволюции, в широком смысле этого слова. Вместе с тем, темпы роста качества жизни пожилого населения не так высоки, как рост продолжительности жизни, что приводит к необходимости поиска механизмов и ресурсов, которые позволили бы не только сохранить, но и улучшить качество жизни в период старения.
Для периода старения характерен существенный рост внутренних, субъективных факторов, что выражается в более высоких показателях субъектности и, в частности, в увеличении роли активности личности как организатора объективного и субъективного пространства. И проследить роль субъективных факторов можно как на физических и соматических, так и на психологических уровнях функционирования человека.
В мире, где становится все больше пожилых, старых и очень старых людей, сохранение и улучшения качества жизни старшего поколения является одной из главных задач, однако, данных о факторах, предикторах и механизмах качества жизни в старшем возрасте все еще катастрофически мало (Raggi et al., 2016). Исследования качества жизни в пожилом возрасте сконцентрированы в нескольких сферах: полиморбидность (Garin N. Et al., 2014; Hunger M., et al, 2011), перцептивные нарушения (Seland J.H., et al.,2011), ожирение (Dale C.E., et al., 2013), поведенческие проявления (Saatcioglu O., Yapici A., Cakmak D.,2008; Van Dijk A.P., Toet J., Verdurmen J.E.,2004; Rosenkranz R.R., Duncan M.J., Rosenkranz S.K., Kolt G.S., 2013), социальные отношения (Netuveli G., Wiggins R., Hildon Z., Montgomery S.M., Blane D., 2006; Han K.T., Park E.C., Kim J.H., Kim S.J., Park S., 2014) и социо-экономический статус (Georgellis Y., Tsitsianis N., Yin Y.P., 2009; Mielck A., Vogelmann M., Leidl R., 2014). При этом, как правило, каждое исследование представляет собой отдельно взятую сферу, а комплексные модели практически отсутствуют. Современные исследования старения раскрывают механизмы старения и демонстрируют предикторы и факторы улучшения или ухудшения качества жизни (для примера, Александрова, 2000; Ананьев, 2002; Анцыферова, 2001, 2006; Крюкова, 2008; Минигалиева, 2000; Хузеева, 2017; Козлова, 2001, 2006 ; Коржова, 2006, 2014; Сергиенко, Мелехин, 2016; Diehl, Hay, Berg, 2011; Mather, 2012; Ruthig, Trisko, Chipperfield, 2014; Scheibe, Carstensen, 2010; Thomas, Hasher, 2006; Ebner, Johnson, 2010; Rook, Charles, 2017; Lodi-Smith, 2012; Megumi, Takeshi, Asako, Yasuyuki, 2015; Webster, Bohlmeijer, Westerhof, 2014; Rohr, John, Fung, Lang, 2017).
Исследования генома в последние годы показывают, что, несмотря на то, что около 25% генов связаны с продолжительностью жизни, тем не менее, в современных условиях образ жизни, достижения медицины и другие внешние факторы могут существенно корректировать роль генетики (Govindaraju, Atzmon, Barzilai, 2015). Концепция «ниши» (niche construction; Borenstein et al., 2006) предполагает, что человек создает собственную среду или «нишу», которая может существенно отличаться от человека к человеку и преобразовывать программы, заложенные генетически. К примеру, человек может иметь генетическую предрасположенность к сердечно-сосудистым заболеваниям, но сконструировав свою среду так, чтобы максимально снизить риски возникновения подобных заболеваний, человек может частично «обмануть» генетику. Подобные исследования в последние годы развивают технологии «биохакинга».
Сегодня возникла необходимость поиска механизмов, прежде всего психологических, которые бы позволили включить процесс конструирования старения в жизнь взрослого человека.
Перспективным направлением решения задачи конструирования достойной старости можно назвать процессы футуризации. В аналитическом обзоре, выполненном А. Сырцовой, футуризация определяется как когнитивные и эмоциональные процессы, способствующие большей осознанности и ответственности в повседневных действиях человека, направленных на создание безопасного будущего для всех обитателей планеты (Sircova, 2019). Отталкиваясь от концепции футуризации в целом, нас заинтересовала возможность футуризации старения. В данном случае мы говорим о процессах формирования старения на более ранних этапах, эти процессы включают как исключительно психические (например, создание желаемого образа собственной старости как некоего «акцептора действия»), так и круг действий и мероприятий, направленный на достижение определенного качества жизни в период старения (например, планирование и реализация мер по достижению определенного материального положения, инвестиций, стратегий сохранения и улучшения здоровья и т.д.).
В данном проекте мы вводим новое научное понятие - футуризация старения, поэтому прямых научных конкурентов у нас нет. Косвенными конкурентами можно считать множество лабораторий, разрабатывающих механизмы профилактики и преждевременного старения, например, М.Лакман (M.E. Lachman, Lifespan development lab, Brandeis University, USA).
Дизайн исследования.
Исследование предполагает, с одной стороны, комплексное изучение стратегий футуризации старения, с другой, многомерно оценивает качество жизни наших пожилых людей на данном этапе, что позволит оценить эффекты футуризации старения для разных сфер функционирования пожилого человека.
Задачи исследования:
1. Разработать методику оценки картины футуризации старения, провести ее первичную валидизацию.
2. Разработать опросник на оценку синдрома выученной беспомощности для пожилых людей, провести его первичную валидизацию.
3. Исследовать ретроспективную картину футуризации старения.
4. Исследовать актуальную картину футуризации старения.
5. Изучить связи ретроспективной и актуальной картин футуризации старения с характеристиками качества жизни пожилых людей (образ жизни, физическая активность, психологическое благополучие, социальная включенность).
Гипотезы исследования:
В нашем исследовании мы будем тестировать две альтернативные гипотезы:
1. Активные мысли о старении заставляют человека чувствовать себя старым (эксперимент Э. Лангер «повернуть стрелки часов вспять») и тогда, респонденты, которые меньше задумываются о старении, избегают мысли о нем, продемонстрируют лучшие показатели качества жизни.
2. Футуризация старения, включающая в себя позитивный образ старения, осведомленность о возможностях формирования ресурсов, реальные практики по созданию подобных ресурсов, позитивно сказываются на качестве жизни пожилых людей.
Процедура исследования:
I этап – подготовительный. На данном этапе будет подготовлен диагностический пакет методик, включая разработку необходимых для исследования методов, первичная апробация всей процедуры исследования на небольшой фокус-группе (3-5 человек), уточнение процедуры (количества встреч), подготовлено информированное согласие, проведено пилотажное исследование (50 человек).
II этап - сбор эмпирических данных (очные индивидуальные встречи с респондентами).
III этап – математический анализ, обработка и интерпретация полученных данных, валидизация методик и их публикация, представление результатов на международных и российских мероприятиях.
Исходя из задач исследования, методы были сгруппированы в три блока.
1. Методы исследования картины футуризации старения:
Нами будет разработана методика, включающая вопросы и ситуации для оценки эмоциональной и когнитивной составляющих футуризации. Основные направления: сформированность и качество образа старости, эмоциональный фон представлений о старости, действия, связанные с формированием ресурсов старения, степень осознанности подготовки к старости. Методика будет разрабатываться таким образом, чтобы ее можно было применять как ретроспективно, так и для оценки актуальной картины.
2. Методы, направленные на комплексную оценку качества жизни (мы намеренно не стали ограничиваться простыми опросниками оценки качества жизни, чтобы получить многофактроную модель качества жизни):
a. «Анкета здоровое старение» (Стрижицкая, Кадомцева, 2012)
b. Экспресс-диагностика функционального состояния и работоспособности Мороз М.П. Для диагностики функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) на основе показателей вариационной хронорефлексометрии — динамических характеристик времени простой зрительномоторной реакции (ПЗМР), позволяющая диагностировать функционального состояния ЦНС: функциональный уровень нервной системы (ФУС); устойчивость нервной реакции (УР); уровень функциональных возможностей системы (УФВ) – методика выполняется на компьютере
c. Оценка нейрокогнитивной функциональности с помощью коплексной когнитивной оценки на базе программы VitalSigns (тесты включают оценку памяти, внимания, мышления, скорости реакции).
d. Шкала социальной включенности (О.Ю. Стрижицкая, 2018): позволяет оценить меру социальной активности пожилого человека.
e. Шкала позитивного аффекта и негативного аффекта (ШПАНА, Е.Н. Осин, 2012): позволяет получить дифференцированный актуальный эмоциональный фон, а также соотношение позитивных и негативных эмоций.
f. Шкала психологического благополучия К. Рифф.
3. Методы изучения образа старости:
a. Методика «Aging perception questionnaire» (Sexton, E., King-Kallimanis, B. L., Morgan, K., McGee, H., 2014), апробирована в 2015 году в рамках магистерской диссертации Бобылевой Е.В. – позволяет оценить представления о старости, как негативные, так и позитивные. В рамках нашего исследования мы предполагаем, что осознанный и благоприятный образ старости является одним из ключевых условий для «запуска» процессов футуризации старения.
b. Опросник на оценки синдрома выученной беспомощности. Этот опросник мы будем разрабатывать для целей исследования. Некоторые авторы предполагают (для примера, Э. Лангер), что выученная беспомощность является одним из стереотипов, навязываемых обществом пожилому человеку и существенно ускоряющих процессы увядания. Кроме того, синдром выученной беспомощности является поведенческим компонентом, тормозящим внедрение эффективных практик, поэтому его оценка необходима для понимания механизмов футуризации старения.
4. Демографическая анкета.
Выборка
Планируемая выборка – не менее 200 человек, возраст 57-65. Исходя из демографических данных данного периода, мы планируем 40% выборки – мужчин, и 60% - женщин. Мы выбрали именно такой возрастной интервал для данного исследования, поскольку для первой попытки изучить футуризацию старения важно, чтобы респонденты находились в процессе перехода от взрослости к старению. В этом случае ретроспективный анализ будет затрагивать относительно недалекое прошлое и позволит сделать предварительные выводы о эффектах футуризации на более ранних этапах, с другой стороны, они еще не полностью войдут в период старения, еще не будет идентификации с пожилыми людьми, что позволит также рассмотреть и актуальную футуризацию старения. При этом период старения будет достаточно близко, чтобы перейти из абстрактного в реальное будущее.
В течение многих летах коллектив выполнял научную и практическую работу, связанную с представленным проектом. Рассматривались различные аспекты старения и потенциальные факторы сохранения и улучшения качества жизни в пожилом возрасте, что позволяет составить представление о ресурсах, формирование которых необходимо на более ранних этапах.
Наиболее важные публикации:
1. Стрижицкая О.Ю. Одиночество как ресурс совладания с жизненными ситуациями в контексте футуризации старения. В сборнике: Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие. Материалы V Международной научной конференции Кострома: в 2 томах. 2019. С. 569-572.
2. Петраш М.Д., Стрижицкая О.Ю., Муртазина И.Р. Валидизация опросника "Профиль здорового образа жизни" на российской выбоке. Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 3 (101). С. 164-190.
3. Петраш М.Д. Психологические факторы здорового образа жизни: возрастной аспект. Мир педагогики и психологии. 2019. № 1 (30). С. 185-200.
4. Петраш М.Д., Муртазина И.Р. Понятие "здоровый образ жизни" в психологических исследованиях. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Т. 8. № 2. С. 152-165.
5. Петраш М.Д., Гребенников В.А. Особенности вегетативной регуляции при воздействии повседневных стрессоров: возрастно-половой аспект. Мир науки. 2018. Т. 6. № 6. С. 104.
Исследования:
1. Когнитивный резерв как фактор уровня качества жизни в пожилом возрасте, грант РФФИ, 16-06-00086, 2016-2018.
2. Психологические факторы здорового образа жизни на разных этапах взрослости, РФФИ ОГОН, 16-06-00315-ОГН, 2016-2018.
3. Одиночество и независимость на разных этапах жизненного цикла: перспективы и подходы в Болгарии и России, РФФИ, 19-513-18015, 2019-2021
Разработки:
Разработаны методики:
1. Опросник геротрансцендентных изменений (Стрижицкая, 2018).
2. Шкала социальной включенности (Стрижицкая, 2018).
3. Адаптирована Шкала социального и эмоционального одиночества для взрослых и пожилых людей (Стрижицкая, Петраш и соавт., 2020)
4. Адаптирована Шкала «социотропия - независимость» (Стрижицкая, Петраш и соавт, 2021)