описание

Одной из важнейших проблем мировой иранистики является установление авторства выдающихся памятников персидской литературы. Прежде всего это относится к персидским поэтам и писателям первого ряда, чей вклад в иранскую и мировую культуру неоспорим и признан мировым сообществом. Так, до сих пор не решен вопрос, поставленный в 50-е-60-е гг. ХХ века, о принадлежности родоначальнику персидского героического эпоса и автору поэмы «Шахнаме» («Книга царей») Абу-л-Касиму Фирдауси(ум. 411/1020 или 416/1025) второй поэмы – «Йусуф и Зулейха», написанной на коранический сюжет и тем же стихотворным размером - мутакарибом. Иранский филолог Муджтаба Минави в 50-е-60-е гг. ХХ в. доказывал, что «Йусуф и Зулейха» не может быть поэмой, написанной Фирдауси, ибо ее стиль гораздо слабее, а сюжетные линии и разработка образов более примитивны, чем в «Шахнаме», и что великий поэт не мог сочинить такое невзрачное произведение. По мнению Муджтаба Минави, только иранские ученые, родным языком которых является персидский, способны чувствовать стиль и делать выводы о подлинности того или иного сочинения на персидском языке.
До сих пор не решен вопрос о принадлежности нескольких поэм крупнейшему персидскому суфийскому поэту ХII века, родоначальнику персидской суфийской дидактической поэмы Абу-л-Маджду Мадждуду ибн Адаму Сана’и-йи Газнави (535/1140 или 545/1150). Ни западные, ни иранские ученые не в состоянии точно определить, какие поэмы поэта, за исключением «Хадикат ал-хака’ик» («Сад истин») и «Карнаме-йи Балх»(«Книга подвигов Балха»), являются подлинными, а какие приписанными. В отношении подлинности многих поэм великого персидского суфийского поэта ХIII в. Фарид ад-Дина ‘Аттара (ум.617/1220 или 632/1234) дискуссии в мировой иранистике активно велись в 40-е - 60-е гг. ХХ века, но до конца вопрос не прояснен и до нашего времени. Немецким исламоведом Х.Риттером(H.Ritter) и иранским филологом Бади’ аз-Заманом Фурузанфаром было установлено, что существовало два или даже три ‘Аттара и показано, какие из поэм несомненно принадлежат ‘Аттару, а какие были ему приписаны.
Персидский суфийский поэт Баба Кухи-йи Ширази (или Ибн Бакуйа) (ум.428/1036-1037 или 442/1050-1051) традиционно считался автором примерно 270 газелей (см., например, Бертельс Е.Э., 1965), однако иранский филолог Мухаммад Казвини (1877-1949) и Х.Риттер (1892–1971) доказывали, что эти газели - не что иное, как позднейшая подделка, относящаяся к IX в.х./15 в. До 60-х гг. ХХ в. считалось, что автором мистико-философской поэмы «Мисбах ал-арвах» («Светильник духов»), посвященной путешествию души в потусторонний мир, является знаменитый суфийский шейх ХIII в. Аухад ад-Дин Кирмани (ум.635/1238), однако иранский ученый Бади’ аз-Заман Фурузанфар, а вслед за ним шведский иранист Б.Утас(Utas Bo) доказывали, что автором поэмы является некий деятель второй половины VI в.х./12 в н.э. Шамс ад-Дин Бардасири.
Спор между иранскими учеными ‘Афифом ‘Усайраном и Рахимом Фарманишем, вспыхнувший в 50-е - 60-е гг. ХХ в. в отношении авторства трактата «Лава’их» («Блистания») иранского мистического философа ‘Айн ал-Кудата Хамадани(492 – 525/1098 - 1131), до сих пор не привел ни к какому результату: ‘Усайран полагал, что, с точки зрения стиля произведения, трактат не имеет к Хамадани никакого отношения, в то время как Фарманиш считал, что стиль «Лава’их» схож со стилем других трудов Хамадани и поэтому Хамадани является автором «Лава’их».
Актуальной задачей мировой иранистики является установление и доказательство авторства Фахр ад-Дина ‘Ираки(610 -688/1213 – 1289) в отношении поэмы «’Ушшак-наме»(«Книга влюбленных»).
Важным средством для определения авторства того или иного средневекового персидского сочинения является, помимо изучения биографических, исторических, текстологических, религиозных и прочих факторов, анализ авторского стиля, что подразумевает разбор языка образов, различных стилистических приемов, выделение предпочитаемых автором рифм, редифов, слов и выражений. Анализ стиля без научно обоснованной методики является субъективным и сводится к ощущениям, вкусам и интуиции того или иного исследователя. Цифровые методы работы с текстовыми массивами в состоянии объективно и достаточно быстро выявить стилистические приемы того или иного автора, а сравнение языка образов и средств художественной изобразительности "сомнительного" произведения с тем, в принадлежности которого автору нет никаких возражений, позволяет дать беспристрастный и непредвзятый ответ на вопрос о подлинности текста и со временем разрешить ряд "извечных" проблем мировой иранистики. А, учитывая тот факт, что до сих пор цифровая стилеметрия использовалась почти исключительно для изучения европейской литературы, предлагаемый проект станет, без преувеличения, новаторским в глобальном масштабе.
АкронимRFBR_a_2020 - 3
СтатусЗавершено
Эффективные даты начала/конца6/04/2228/12/22

    Области исследований

  • стилеметрические методы, афганская поэзия, история восточной литературы, персидская поэзия

ID: 94250118