описание

Одной из ключевых проблем современности является соотношение детерминированности и индетерминированности в понимании поведения человека. За решением этой проблемы стоит вопрос, на основе чего и каким образом человек конструирует свою жизнь, как определяет для себя собственные границы, как выстраивает смысловое взаимодействие с окружающим миром в течение своего жизненного пути? Ответы на эти вопросы фокусируют внимание исследователей на изучении личностных самопроцессов (самоизменения, саморегуляция, самореализация, самоорганизация и т.п.). Одной из наиболее актуальных на сегодня в мировой науке теорий, связанных с само-процессами личности является теория самодетерминации (SDT), ограниченность которой определяется достаточно специфичным понимание самого феномена самодетерминации (в мотивационном аспекте), отождествлении с другими самопроцессами, определенной оторванностью от "субъектной феноменологии", не объясняющей преадаптивные или надситуативные формы активности, смысловые аспекты автономии и свободы выбора. Самодетерминация является конструктом, комплементарно соединяющим детерминизм и индетерминизм за счет смещения фокуса внимания в сторону свободной причинности, к анализу способов существования человека, к феноменологии субъектности: целеустремленности, целостности, ответственности, самостоятельности, автономии и свободы и т.д. Однако ее проявления связаны с разными уровнями функционирования личности: «низшими» - неравновесными процессами, протекающими в открытых самоорганизующихся системах и «высшими» - процессами, связанными с проявлением свободы воли, свободы выбора, преадаптивности, надситуативной активности и др. Понимание их сопряженности обеспечит дифференциацию проблемного поля, описывающего индетерминационные личностные процессы (самоопределение, саморегуляция, саморазвитие, субъектность, автономность, самоэффективность и др.), расширит смысловое содержание конструкта «самодетерминация», интегрирует категорию «субъектность» и отечественные традиции субъектно-деятельностного подхода в мировой дискурс проблем «самодетерминации», создаст основания для разработки российской теоретической модели самодетерминации личности и диагностического инструментария для исследования видов самодетерминации на разных уровнях функционирования личности. Предлагаемый проект направлен на изучение механизмов взаимодействия и взаимосвязи процессов самодетерминации личности, имеющих разную природу. Целью является разработка комплементарной модели самодетерминации личности, целостно объясняющей многообразие ее проявлений и способной выступить в качестве основания для создания отечественного инструментария для диагностики ее уровней и видов. Теоретико-методологическую основу исследования составят теория неравновесных систем И.Пригожина и теория самоорганизации открытых систем К.Хакена, объясняющих процессуальную природу психического в целом и личности, в частности; процессуальный подход, разрабатываемый на основе указанных теорий коллективом авторов, а также субъектно-деятельностный и динамический подходы к исследованию личности. Реализация проекта будет осуществляться на трех уровнях. На теоретическом уровне – (1) систематизация и обобщение отечественных и зарубежных подходов к пониманию и изучению самодетерминации; (2) создание стратифицированной модели самодетерминации. На методологическом уровне – (1) разработка диагностической методики «Виды самодетерминации» и (2) адаптация двух зарубежных методик «The Self-Determination Scale» (Sheldon, K. M., Ryan, R. M., & Reis, H., 1996) и «Free Will and Determinism (FAD)» (Paulhus, D.L., & Margesson, A.,1994). На эмпирическом уровне – (1) апробация разработанной методики на группах молодых людей, чей возраст связан с вступлением во взрослую жизнь; (2) сопоставление групп студенческой молодежи, обучающихся в онлайн и офлайн форматах. Полученные результаты позволят провести процедуры валидизации и стандартизации разработанного инструментария, а также определить роль разных аспектов самодетерминации при использовании цифровых форм организации образовательного процесса. Реализация проекта создаст условия для разработки отечественной концепции самодетерминации и ее научной верификации; расширит методические возможности для прикладных исследований самодетерминации в различных областях человекознания: в управлении, юриспруденции, здравоохранении, социологии, в сфере профессиональной самореализации человека, в практике психологической помощи, в образовательной сфере и сфере воспитания, в сфере развития гражданских инициатив, для выявления причин и факторов, препятствующих самодетерминированному поведению и определению активирующих его способов.Одной из ключевых проблем современности является соотношение детерминированности и индетерминированности в понимании поведения человека. За решением этой проблемы стоит вопрос, на основе чего и каким образом человек конструирует свою жизнь, как определяет для себя собственные границы, как выстраивает смысловое взаимодействие с окружающим миром в течение своего жизненного пути? Ответы на эти вопросы фокусируют внимание исследователей на изучении личностных самопроцессов (самоизменения, саморегуляция, самореализация, самоорганизация и т.п.). Одной из наиболее актуальных на сегодня в мировой науке теорий, связанных с само-процессами личности является теория самодетерминации (SDT), ограниченность которой определяется достаточно специфичным понимание самого феномена самодетерминации (в мотивационном аспекте), отождествлении с другими самопроцессами, определенной оторванностью от "субъектной феноменологии", не объясняющей преадаптивные или надситуативные формы активности, смысловые аспекты автономии и свободы выбора. Самодетерминация является конструктом, комплементарно соединяющим детерминизм и индетерминизм за счет смещения фокуса внимания в сторону свободной причинности, к анализу способов существования человека, к феноменологии субъектности: целеустремленности, целостности, ответственности, самостоятельности, автономии и свободы и т.д. Однако ее проявления связаны с разными уровнями функционирования личности: «низшими» - неравновесными процессами, протекающими в открытых самоорганизующихся системах и «высшими» - процессами, связанными с проявлением свободы воли, свободы выбора, преадаптивности, надситуативной активности и др. Понимание их сопряженности обеспечит дифференциацию проблемного поля, описывающего индетерминационные личностные процессы (самоопределение, саморегуляция, саморазвитие, субъектность, автономность, самоэффективность и др.), расширит смысловое содержание конструкта «самодетерминация», интегрирует категорию «субъектность» и отечественные традиции субъектно-деятельностного подхода в мировой дискурс проблем «самодетерминации», создаст основания для разработки российской теоретической модели самодетерминации личности и диагностического инструментария для исследования видов самодетерминации на разных уровнях функционирования личности. Предлагаемый проект направлен на изучение механизмов взаимодействия и взаимосвязи процессов самодетерминации личности, имеющих разную природу. Целью является разработка комплементарной модели самодетерминации личности, целостно объясняющей многообразие ее проявлений и способной выступить в качестве основания для создания отечественного инструментария для диагностики ее уровней и видов. Теоретико-методологическую основу исследования составят теория неравновесных систем И.Пригожина и теория самоорганизации открытых систем К.Хакена, объясняющих процессуальную природу психического в целом и личности, в частности; процессуальный подход, разрабатываемый на основе указанных теорий коллективом авторов, а также субъектно-деятельностный и динамический подходы к исследованию личности. Реализация проекта будет осуществляться на трех уровнях. На теоретическом уровне – (1) систематизация и обобщение отечественных и зарубежных подходов к пониманию и изучению самодетерминации; (2) создание стратифицированной модели самодетерминации. На методологическом уровне – (1) разработка диагностической методики «Виды самодетерминации» и (2) адаптация двух зарубежных методик «The Self-Determination Scale» (Sheldon, K. M., Ryan, R. M., & Reis, H., 1996) и «Free Will and Determinism (FAD)» (Paulhus, D.L., & Margesson, A.,1994). На эмпирическом уровне – (1) апробация разработанной методики на группах молодых людей, чей возраст связан с вступлением во взрослую жизнь; (2) сопоставление групп студенческой молодежи, обучающихся в онлайн и офлайн форматах. Полученные результаты позволят провести процедуры валидизации и стандартизации разработанного инструментария, а также определить роль разных аспектов самодетерминации при использовании цифровых форм организации образовательного процесса. Реализация проекта создаст условия для разработки отечественной концепции самодетерминации и ее научной верификации; расширит методические возможности для прикладных исследований самодетерминации в различных областях человекознания: в управлении, юриспруденции, здравоохранении, социологии, в сфере профессиональной самореализации человека, в практике психологической помощи, в образовательной сфере и сфере воспитания, в сфере развития гражданских инициатив, для выявления причин и факторов, препятствующих самодетерминированному поведению и определению активирующих его способов.

основные результаты по этапу (подробно)

Предложенная комплементарная модель была операционализирована путем уточнения содержания каждого уровня (индивидных, субъектных и личностных характеристик), а также переходных уровней, и наполнения их конкретными эмпирическими референтами. Кроме того, показано существование феноменологии самодетерминированного поведения переходных уровней, занимающей промежуточное положение между основными уровнями, в которой может сочетаться регуляция разного порядка, что соответствует и самой сущности любых целостных живых систем, и современным представлениям о процессуальной природе личности.
На уровне спонтанной самодетерминации выделено восемь базовых референтов, отражающих выбор человеком наиболее рационального и функционально ценного способа отношений с окружающей действительностью в сложившихся условиях. Основу активности составляет (1) базовая потребность в витальном развитии, направленная на сохранение жизненных сил и поддержание необходимого энергетического уровня функционирования (поддержание, забота о здоровье, питании и др.). Решение задач обеспечивается комплексом регуляторных индивидных характеристик: (2) чувствительность к внешним стимулам; (3) контекстуальность – способность ощущать, различать и реагировать на внешние и внутренние раздражители, приводящие к вариативности в поведении, и, в то же время (4) поленезависимость от среды, ориентация на внутренние источники информации, знания и опыт. Ключевое значение имеют: (5) адаптивность личности, т.е. приспособляемость к изменяющимся внешним и внутренним условиям, и в то же время (6) толерантность к неопределенности – готовность принимать многозначные ситуации, открытость новому опыту; (7) гибкость – способность справляться с изменениями обстоятельств, при необходимости, новыми способами. Совладание в трудных ситуациях направлено на снижение стресса и напряжения, и обеспечивается (8) адаптационными копинг-стратегиями, например мысленным или поведенческим дистанцированием, избеганием проблемной ситуации, эмоциональным отреагированием и др.
Переход от уровня спонтанной самодетерминации к осознанному регулированию своего поведения связан с активацией волевых и рефлексивных процессов, обеспечивающих способность к выбору целей, планированию и прогнозированию действий. Его эмпирическими референтами являются: (а) интенсификация усилий для преодоления возникающих барьеров; (б) извлечение из внешнего мира уроков и повышение компетентности; (в) стремление к поиску и разрешению все более трудных проблем; (г) активная включенность во взаимодействие со средой путем создания окружающей обстановки; (д) реализация стремления к принадлежности путем выбора определенных социальных групп для повышения безопасности и уверенности в себе. Достижение активности личности реализуется через (е) целесообразные нейрофизиологические механизмы устойчивой функциональной автономии, с помощью (ж) антиципации и (з) моделирования представлений о потребном будущем.
Индикаторами «деятельностного» уровня самодетерминации могут быть (1) собственные стремления человека, связанные с реализацией его социальных потребностей в достижении, в самоутверждении, в самореализации и др., а также (2) осознание потребностей в саморазвитии и способность этим развитием управлять. Решение жизненных задач реализуется через (3) самоуправляемую активность: целеполагание, планирование, самоконтроль и самооценку результата. Ключевую роль на этом уровне играет степень включенности (4) волевых механизмов и рефлексивных процессов, в том числе (5) самоэффективности; (6) представлений о значимых возможных Я, связанных с достижением важных целей; (7) локуса контроля как веры в возможность влиять на исход событий в своей жизни. Необходимым условием является (8) чувство, что поведение человека выбрано им самим, а не навязано внешними силами при выполнении работы. Совладание с трудностями на этом уровне представляет собой (9) стратегии преодоления и устойчивого развития личности, например, разработку путей достижения целей, планирование решения проблемы, принятие ответственности и самоконтроль.
Переход к высшему уровню самодетерминации, характеризуется тем, что человек: (а) выстраивает свою жизнь на основе осознанной необходимости реализации собственных целей и планов; (б) пристрастно отражает внешний мир, осмысливая значимость для себя событий и объектов. Собственная функциональная автономия (в) обеспечивает поддержание мотивации человека к соответствию с внутренним образом себя и достижению более высокого уровня зрелости и личностного роста. Склонности, мотивы, оценки личности организуются в (г) целостность, творческое начало личности, стремящееся к росту самости, Я («проприум).
Высший, смысловой уровень самодетерминированного поведения связан с ценностным самоуправлением, основу которой составляет (1) личная философия жизни, сопровождаемая чувством (2) внутренней свободы – принятием и отстаиванием права на собственную позицию в отношении к миру, событиям и себе, определяемую личностными ценностями. Личность характеризуется (3) вовлеченностью в жизнь – включённостью в события своей жизни, свою деятельность и получение удовлетворения от этого, и (4) надситуативной активностью – стремлением ставить цели, избыточные с точки зрения основной задачи. Ключевую роль играют рефлексивные характеристики: (5) ответственность, способность осознать себя как причины изменений в окружающем мире и в собственной жизни, (6) сознательное управление этой способностью; (7) аутентичность – переживание самотождественности и ориентация на внутренние ощущения как основу для выбора поведения; (8) суверенность - четкое понимание границ своего жизненного пространства. Способность осознавать имеющиеся возможности и возможные варианты будущего реализуется через (9) жизненную креативность – генерализованную способность видеть новое, открытость переживаниям; (10) метапозицию личности – способность посмотреть на свою проблемную жизненную ситуацию как беспристрастный наблюдатель. Совладание с трудностями на этом уровне представляет собой (11) смысловые стратегии: переосмысление, рефрейминг, нахождение новых смыслов.
Выделенные эмпирические референты легли в основу разработки полуструктрированного интервью, включавшего 4 социально- демографических вопроса и 11 открытых вопросов об обыденных представлениях молодых людей о самодетерминации: насколько они знакомы с понятием, как его понимают, относят ли к себе или могут привести примеры самодетерминированного поведения, и др.
Разработка авторского опросника “Виды самодетерминации” основывалась на комплементарной модели самодетерминации и выделенных эмпирических референтах, по каждому уровню раскрывающих феноменологию и механизмы самодетерминации, а также результатах контент анализа обыденных представлений о самодетерминации.
Первичная версия структуры опросника состоит из пяти основных тематических частей сопряженных между собой. Разработка пунктов опросника проходила в несколько этапов, обусловленных необходимостью уточнений как общей исследовательской позиции, так и формулировок вопросов и вариантов ответов.
На первом этапе была продумана общая структура опросника с опорой на содержательные характеристики самодетерминации по трем функциональным уровням и двум переходным: спонтанная самодетерминация; переходный уровень, связанный с появлением сознательного планирования; целенаправленная (деятельностная) самодетерминация; переходный уровень, связанный с актуализацией смысловых аспектов собственной жизни; смысловая самодетерминация.
Опорными «точками» общей структуры опросника выступили (1) жизненные события, жизненный опыт; (2) вопросы, описывающие поведенческую активность в разных ситуациях; (3) утверждения, раскрывающие установки и убеждения связанные с внутренними интенциями в жизни; (4) утверждения, отражающие переживания, связанные с регуляцией себя и своего внутреннего мира; (5) вопросы, направленные на выявление ценностно-смысловой, духовной основы жизни.
Вопросы и утверждения всех пяти блоков предусматривают возможность сопоставления с целью выявления процессуальной составляющей самодетерминации. Всего на данном этапе опросник содержит 80 пунктов (по 20 вопросов для основных уровней и по 10 для переходных), с использованием 5-балльной шкалы Лайкерта.
Отдельной задачей исследования была адаптация двух зарубежных методик, позволяющих расширить отечественный диагностический инструментарий для изучения личностной автономии и самодетерминации. Значимость их русскоязычной адаптации определялась также необходимостью последующей внешней валидизации создаваемой методики “Виды самодетерминации”. Изначально предусматривалась адаптация двух опросников «The Self-Determination Scale» - PCASS (Sheldon, K. M., Ryan, R. M., & Reis, H., 1996) и «Free Will and Determinism (FAD)» (Paulhus, D.L., & Margesson, A.,1994). Однако в процессе работы было выяснено, что в 2021 году методика «Free Will and Determinism (FAD)» уже была адаптирована (https://psy-journal.hse.ru/data/2021/04/12/1390543649/Текст%20статьи.pdf), и она была заменена на «Index of Autonomous Functioning» - IAF (Индекс автономного функционирования) (Weinstein, N., Przybylski, A. K., & Ryan, R. M. (2012). Методика PCASS была выбрана потому, что является одним из самых популярных и признанных способов изучения мотивации и регуляции действия. Методика IAF направлена на оценку наиболее значимой потребности в самодетерминации (потребности в автономии) и разработана значительно позже других, с учетом всех аспектов макротеории самодетерминации Э. Деси и Р. Райна. Оба выбранных опросника хорошо зарекомендовали себя как диагностический инструментарий, что подтверждается созданием их адаптированных версий в разных языковых культурах (немецкой, итальянской, испанской, китайской, японской и др.).
На первом этапе адаптации исходный англоязычный вариант проверялся на российской выборке. Для этого были сделаны прямой и обратный переводы: нового, более современного варианта опросника “The Self-Determination Scale” – Perceived Choice and Awareness of Self Scale (Шкала осознанного выбора и самосознания) и опросника Index of Autonomous Functioning (Индекс автономного функционирования). При переводе соблюдались следующие правила и последовательность действий:
Подготовка первичного перевода с языка оригинала (английского) на другой язык (русский). Данную процедуру осуществляли специалисты, свободно владеющие и тем, и другим языками и имеющие психологическое и педагогическое образование.
Экспертная содержательная оценка перевода предполагала проверку адаптации лексики и грамматики к возрасту и уровню образования генеральной совокупности испытуемых, для которых предназначался тест. На этом этапе были устранены наиболее грубые различия между оригиналом и переводом. При этом обращалось внимание на культурные особенности и другие аспекты той социальной группы, для которой проводился перевод.
Проверка эквивалентности перевода оригиналу, т.е. соотнесение полученного перевода опросника с внесенными поправками лексического и грамматического плана с оригиналом. Конкретной процедурой такой проверки был обратный перевод с русского языка на язык оригинала (английский). Обратный перевод осуществлялся несколько раз до полного смыслового совпадения оригинала и перевода теста специалистами, свободно владеющими обоими языками. Процедуры первичной апробации опросников «The Self-Determination Scale» (PCASS) и «Index of Autonomous Functioning» (IAF) (N=101) показали, что работа по адаптации может быть продолжена. Перевод пунктов релевантен оригиналу. Улучшение отдельных пунктов может быть привести к снижению точности перевода и уменьшения семантической согласованности русскоязычного и оригинального вариантов опросников.
На основании проведенного теоретического мета-анализа и методической работы был окончательно разработан дизайн основного исследования, который включал (а) доработку базовой версии опросника «Виды самодетерминации», его апробацию и эмпирическую валидизацию с учетом (б) адаптации двух зарубежных опросников «Шкала осознанного выбора и самосознания» и «Индекс автономного функционирования», а также (в) 4 методик, подобранных для проверки внешней валидности разрабатываемого опросника и адаптируемых методик. В исследование планируется включить людей с разным уровнем образования и сопоставить влияние самодетерминации на включенность в учебный процесс (в том числе при разной доле представленности цифровых /дистанционных образовательных технологий).
Дизайн основной части исследования прошел обсуждение на Этическом комитете и получил его одобрение (Протокол Этического комитета при Санкт-Петербургском психологическом обществе No16 от 16.06.2022).
Среди эмпирических задач 2022 года основными были: (1) контент- анализ обыденных представлений о самодетерминации; (2) проведение базовых процедур адаптации зарубежных опросников; (3) проведение пилотажного исследования первичного варианта методики «Виды самодетерминации», обработка полученных данных. Всего в эмпирической части исследования приняло участие 814 респондентов.
Для реализации основного этапа исследования проведено полуструктурированное интервью (ссылка на интервью в сети Интернет: https://forms.gle/xFBmaRgaRnvCmdM4A). позволяющее выявить обыденные представления людей о самодетерминации и соотнести их с имеющимися в научной литературе и выделенными эмпирическими референтами самодетерминации. Сбор данных осуществлялся с июля 2022 по сентябрь 2022 года при помощи Google-формы в онлайн-формате (предложение о добровольном прохождении анкетирования было размещено в социальной сети VK). Анкетирование носило анонимный и конфиденциальный характер. В опросе приняли участие (N=72, средний возраст - 23,8, Мо=21). Выявлено, что большинство (63,9%) респондентов ранее не слышали о самодетерминации и затрудняются с ее определением. При этом более половины опрошенных (58,33%) считают себя самодетерминированными людьми. Данные контент-анализа отражают имплицитные представления респондентов о самодетерминации как «способности осознанно принимать решения, вне зависимости от внешних обстоятельств, делать выборы, определять путь», и «способности к самостоятельному выстраиванию своей жизни, проявлении самостоятельности и активности». На основе полученных данных установлено, что имплицитные представления о самодетерминации при значительном уровне неопределенности, прежде всего связаны с сознательной активностью и позитивно окрашены. При попытках отделить понятие самодетерминации от других феноменов в обыденных представлениях на первый план выходят смысловые аспекты самодетерминированного поведения.
Процедуры первичной адаптации опросников «The Self- Determination Scale» (PCASS) и «Index of Autonomous Functioning» (IAF) были проведены в рамках основной части исследования (N= 588, из них 325 женщин и 263 мужчины, средний возраст – 20,5 ± 2,39, Мо=21) (ссылка на опросники в сети Интернет: https://forms.gle/sfLo3JVqyQZEqUEB7). Результаты обработки по опроснику PCASS демонстрируют высокую степень согласованности адаптируемых пунктов опросника (α-Кронбаха – 0.862), при этом наблюдается сохранение согласованности при последовательном исключении пунктов в диапазоне от 0,844 до 0,854. Выделяется двухфакторная структура аналогичная оригиналу. Пункты, образующие структуру факторов, полностью совпадают с адаптируемой англоязычной версией (КМО – 0,870, Критерий Бартлетта – 0,000). IAF – согласованность пунктов - α = 0,741. Количество и структура факторов полностью совпадают с оригиналом. (КМО – 0,906, Критерий Бартлетта – 0,000). В целом обе адаптируемые методики демонстрируют хорошие психометрические показатели, позволяющие перейти к завершению процедуры адаптации в части проверки внешней и конструктной валидности, а также диагностической чувствительности. В целом обе методики демонстрируют хорошие психометрические показатели, позволяющие перейти к завершению процедуры адаптации.
В первичной апробации пилотажной версии опросника «Виды детерминации» приняло участие 53 студента СПбГУ, средний возраст - 21,02±1,11. По результатам принято решение о необходимости доработки опросника, заключающейся в переформулировании ряда вопросов в связи с многозначностью, необходимостью учета «веса» каждого индикатора на соответствующем уровне, внесение корректировок в сопряжённость вопросов относительно друг друга и тех уровней-видов самодетерминации, которые они исследуют у респондентов.
Промежуточные результаты исследования позволили уточнить содержание и структуру комплементарной модели, выполнить первичные процедуры её эмпирической валидизации. Полученные данные и авторский диагностический инструментарий могут быть использованы в дальнейших научных разработках, а также в практике психологического консультирования при работе с запросами о самопознании и самопонимании личности, проблемах свободного выбора, осознанного отношения к жизни, самопреодоления в физическом, мотивационном или эмоциональном планах.

описание вклада в работу каждого из участников (учётная форма ЦИТиС)

Костромина Светлана Николаевна
 Подготовка теоретического аналитического обзора отечественных и зарубежных концепций, теорий и моделей, прямо или косвенно направленных на изучение самодетерминации
 Уточнение теоретического конструкта «самодетерминация», его дифференциация в проблемном поле исследования субъектности, внутренней мотивации, свободы
 Разработка комплементарной модели самодетерминации, поуровнево описывающей механизмы и виды самодетерминации
 Операционализация понятия самодетерминации, выделение эмпирических референтов, целостно описывающих феноменологию самодетерминации
 Выступление с докладами на международных и всероссийских конференциях
 Подготовка по результатам исследования: публикации в изданиях, индексируемых в базах данных Web of Science и Scopus Суммарно по всем исполнителям: (не менее 1), РИНЦ (не менее 3)

Москвичёва Наталья Львовна
 Подготовка теоретического аналитического обзора отечественных и зарубежных концепций, теорий и моделей, прямо или косвенно направленных на изучение самодетерминации
 Уточнение теоретического конструкта «самодетерминация», его дифференциация в проблемном поле исследования субъектности, внутренней мотивации, свободы
 Операционализация понятия самодетерминации, выделение эмпирических референтов, целостно описывающих феноменологию самодетерминации
 Разработка интервью и проведение контент-анализа бытийных представлений о самодетерминации
 Разработка пунктов и подготовка опросника, проведение пилотажного исследования
 Выступление с докладами на международных и всероссийских конференциях
 Подготовка по результатам исследования: публикации в изданиях, индексируемых в базах данных Web of Science и Scopus

Одинцова Мария Маратов
 Подготовка теоретического аналитического обзора отечественных и зарубежных концепций, теорий и моделей, прямо или косвенно направленных на изучение самодетерминации
 Операционализация понятия самодетерминации, выделение эмпирических референтов, целостно описывающих феноменологию самодетерминации
 Разработка интервью и проведение контент-анализа бытийных представлений о самодетерминации
 Сопоставление индикаторов, выделенных посредством теоретического анализа и характеристик самодетерминации, полученных в ходе изучения бытийных представлений
 Разработка пунктов и подготовка опросника, проведение пилотажного исследования
 Анализ и описание данных пилотажного исследования
 Выступление с докладами на международных и всероссийских конференциях
 Участие в подготовке по результатам исследования: публикации в изданиях, индексируемых в базах данных Web of Science и Scopus

Зайцева Евгения Александровна
 Операционализация понятия самодетерминации, выделение эмпирических референтов, целостно описывающих феноменологию самодетерминации
 Разработка интервью и проведение контент-анализа бытийных представлений о самодетерминации
 Сопоставление индикаторов, выделенных посредством теоретического анализа и характеристик самодетерминации, полученных в ходе изучения бытийных представлений
 Разработка пунктов и подготовка опросника, проведение пилотажного исследования
 Анализ и описание данных пилотажного исследования
 Подготовка к адаптации зарубежных методик «The Self-Determination Scale» (Sheldon, K. M., Ryan, R. M., & Reis, H., 1996) и «Free Will and Determinism (FAD)» (Paulhus, D.L., & Margesson, A.,1994) (прямой и обратный перевод, экспертиза пунктов, пилотажное исследование не менее чем на 50 респондентах)
 Выступление с докладами на международных и всероссийских конференциях
 Участие в подготовке по результатам исследования: публикации в изданиях, индексируемых в базах данных Web of Science и Scopus

передача полной копии отчёта третьим лицам для некоммерческого использования: разрешается/не разрешается (учётная форма ЦИТиС)

не разрешается

проверка отчёта на неправомерные заимствования во внешних источниках: разрешается/не разрешается (учётная форма ЦИТиС)

разрешается
АкронимRSF_SRG_2022 - 1
СтатусЗавершено
Эффективные даты начала/конца1/01/2231/12/22

    Области исследований

  • самодетерминация, личность, цифровое образование, психодиагностика, трансдисциплинарный подход, субъектность, комплементарность, процессуальность

ID: 91956186