Целью проекта является проведение первого в научной литературе комплексного исследования экономической политики правительства в 1894–1917 гг. на окраинах империи – на Дальнем Востоке, в Сибири, Средней Азии, на Кавказе, в Северо-Западном крае и Остзейских губерниях. Заявленная тема находится в русле одного из наиболее актуальных направлений мировой историографии. В современном мире процессы экономической глобализации и интеграции неизменно требуют от правительств разных стран всестороннего учета хозяйственной специфики отдельных регионов, областей и районов. Эта проблема особенно остро встала перед правящей элитой Российской империи в царствование Николая II. В первой половине 1890-х гг. значительно ускорился ход отечественной модернизации, что было связано с невиданным промышленным подъемом и рядом масштабных преобразований, предпринятых по инициативе С.Ю. Витте (денежная реформа, введение винной монополии, пересмотр торгово-промышленного налогообложения, реорганизация Государственного и Крестьянского банков и др.). Новые экономические реалии, нарастание внешней угрозы, обострение
внутреннего социального конфликта заставляли высшую бюрократию корректировать свою политику на окраинах, искать пути решения назревших региональных проблем. В рамках изучаемого периода особый интерес представляет видение этих проблем верховной императорской властью, исполнительной (Комитет министров и Совет министров), законодательной (Государственная дума и Государственный совет). Особый акцент предполагается сделать на периоде «думской монархии» («Третьеиюньской политической системы»), поскольку в последнее десятилетие существования Российской империи окраинная проблематика, рост национального самосознания и угрозы сепаратизма отдельных регионов стали как никогда отчетливы. Вместе с тем экономический рост в России накануне I Мировой войны был во многом обусловлен продуманной правительственной политикой в этой сфере.
Авторский коллектив планирует изучить и обобщить историографию по теме проекта, проанализировать процесс, особенности, успехи и просчеты экономической политики правительства России на окраинах в 1894-1917 гг., показать отношение к ней различных слоев российского общества,
представителей разных конфессий и национальных меньшинств, раскрыть экономические причины, которые привели к тому, что приграничные регионы империи оказались подвержены центробежным тенденциям. Реализация проекта будет основываться на обширном комплексе самых различных категорий источников: законодательстве, делопроизводстве государственных и местных выборных учреждений, статистических данных, публицистике, периодической печати, материалах личного происхождения (мемуарах, дневниках, переписке) произведений художественной литературы и др.
Основной базой исследования будут документы фондов федеральных и региональных архивов России, а также архивохранилищ стран СНГ, многие из которых будут впервые введены в научный оборот. Предполагается сделать акцент на региональном аспекте модернизации. Есть данные, позволяющие изучить географические различия и особенности индустриализации. Основной объем государственных средств был сконцентрирован в Центрально-промышленном и Восточно-Черноземном районах, на Юге.
На Кавказе, например, в этот процесс в полной мере был вовлечен только Тифлис. Экономическое положение других районов Кавказа сильно отличалось от центра наместничества. В контексте поставленной цели планируется исследовать взаимосвязь экономической политики и процесса нациостроительства на окраинах. Разработка темы проекта будет способствовать изучению общих проблем современной историографии – выявлению особенностей отечественной модернизации, анализу специфики Российской империи как государственного организма, исследованию взаимопритяжения и взаимоотталкивания центра и регионов в дореволюционной России и др. Кроме того, учитывая сходство процессов при крушении отечественной государственности в 1917 и 1991 г., а также остроту региональных экономических проблем, характерных для постсоветского пространства, предстоящее исследование будет актуальным
не только с научной, но и с общественно-политической точки зрения. Поэтому участники авторского коллектива считают целесообразным, с одной стороны – сопоставить механизмы принятия решений в отношении окраин, а с другой ‒ провести сравнение с методами управления, характерными для
региональной политики в наши дни. Результаты исследования наглядно продемонстрируют, насколько имперский опыт (как отрицательный, так и положительный) может быть востребован в современной России.
В ходе первого этапа проекта была проанализирована деятельность правительства (министерств, Комитета министров и, затем, Совета министров) и Государственной думы Российской империи по вопросам экономического развития российских окраин, в том числе Дальнего Востока, Кавказа, Туркестана, западных окраин империи. В течение 2018 г. было подготовлено 15 научных публикаций, 3 из которых индексируются в международной базе данных Scopus.
Привлечение библиографических справочников, электронных каталогов российских и зарубежных библиотек позволило комплексно охарактеризовать современное состояние историографии по теме исследования. Обращение к базам данных и каталогам крупнейших библиотек обеспечило привлечение малотиражной и зарубежной литературы для подготовки историографического обзора и главы коллективной монографии. Проведен сплошной анализ дореволюционной периодики основных консервативного и либерального политических направлений.
Коллективом подготовлена глава о дальневосточной политике центральной власти в 1894-1917 гг. для монографии по теме "Центр и регионы: экономическая политика правительства на окраинах Российской империи (1894-1917)".
На основе анализа законодательной базы и широкого круга документов, извлеченных из фондов российских архивов, показано, каким в имперском центре виделся процесс колонизации Дальнего Востока, очерчены основные проблемы отношений России с Китаем в этом регионе и определены перспективы экономического развития Китайско-Восточной железной дороги. Отмечено, что стремление к усилению русского экономического влияния в Маньчжурии демонстрировали, прежде всего, региональные власти в лице приамурских генерал-губернаторов.
Несмотря на наличие различных точек зрения, касавшихся российских экономических планов на Дальнем Востоке, Военное министерство на протяжении времени, предшествовавшего Первой мировой войне, стремилось к сохранению влияния на КВЖД, испрашивая сверхсметные кредиты у правительства для создания оборонительных укреплений на железной дороге. Большинство представителей военной элиты были твердо убеждены в том, что Россия не может отказаться от господства над Маньчжурией.
Понимая невозможность присоединения региона к России, высшая военная бюрократия России на первый план выдвигала необходимость сохранения занятых позиций в этом регионе Китая, упрочения военно-политического и экономического положения на российском Дальнем Востоке. Однако четкого представления о том, что из себя должен представлять дальневосточный край в будущем, не было не только в среде крупных военных деятелей, но и у царских администраторов высокого ранга. Разобщенность министерств и ведомств серьезно влияла на реализацию экономической политики в этом регионе.
Характеризуя экономический курс центральной власти на Кавказе, удалось подробно проанализировать нефтяную политику министра финансов С.Ю. Витте в Бакинском районе. Было показано, что министерство финансов всемерно поощряло развитие промыслов путем широкого привлечения иностранных капиталов. Поощрялись сдача в аренду казенных нефтеносных земель частным предпринимателям, установления высоких таможенных барьеров на ввоз конкурирующего американского керосина, предоставления льготных ссуд Государственного банка, совершенствования в регионе транспортной инфраструктуры, введения пониженных железнодорожных тарифов для стимулирования вывоза нефтепродуктов за границу.
С.Ю. Витте стремился к укрупнению нефтяных компаний, оказывая первоочередное содействие фирмам, имевшим возможность модернизировать свои предприятия и осуществлять широкомасштабные экспортные операции. В результате политика финансового ведомства во многом способствовала значительным успехам в развитии нефтяной промышленности в Закавказье. На рубеже XIX-XX вв. Россия по добыче нефти обгоняла США и занимала первое место в мире. Государственный бюджет ежегодно пополнялся за счет солидных поступлений акциза с керосина, арендных доходов и платы за железнодорожные перевозки нефтяных грузов. Под воздействием мирового экономического кризиса 1900–1903 гг. основные показатели нефтяной промышленности снизились, замедлились темпы ее роста.
В процессе анализа политики российского правительства по регулированию нефтяной промышленности Кавказа в экстремальных условиях Первой мировой войны, была рассмотрена деятельность учрежденного в 1915 г. межведомственного Особого совещания по топливу, которое занималось установлением фиксированных цен на нефть, распределением нефтепродуктов и организацией их плановых перевозок. Выявлены причины низкой эффективности мероприятий, проведенных совещанием, среди которых основными являлись: противодействие крупных нефтепромышленников и неспособность регулирующих органов воздействовать на сферу добычи и переработки «черного золота».
Проблемы нефтедобычи рассматривались в тесной связи с основными направлениями правительственной политики по развитию хозяйственно-экономического, природно-климатического и стратегического потенциала Черноморского побережья Кавказа. Реформирование кавказских курортов во многом зависело от социально-экономической ситуации в регионе, а также оформления законодательной базы в области курортного дела, разработки санитарно-гигиенических и организационно-административных законоположений.
Одновременно с этим показано, что экономическому положению русских поселенцев на Кавказе, мерам по росту их численности и поднятию благосостояния большое значение придавали консервативные круги. Экономическая политика на Кавказе и в Закавказье рассматривалась влиятельными русскими консерваторами (как идеологами, так и бюрократами) прежде всего с позиций национализма. Экономические представления правящей имперской элиты были подчинены политическим установкам. Идейной борьбы, сопоставимой с противостоянием польской шляхте, остзейскому рыцарству или нарождавшемуся украинскому национализму на Кавказе и в Средней Азии не происходило. Однако оказавшись в правой оппозиции к национальной и экономической политике российских властей, консерваторы не смогли предложить детально проработанных альтернативных программ, способных изменить ситуацию согласно их представлениям о перспективах развития всех изучаемых в проекте российских окраин.
Внимание центральной власти и с 1906 г. «законодательных палат» - Государственной думы и Государственного совета к экономическому развитию Средней Азии в целом и Туркестана в частности не ограничивалось проблемами переселения и сельскохозяйственной сферой. Оно было направлено на развитие транспорта, городского хозяйства, замены устаревших обычаев четкой правовой регламентацией. Увы, при этом интересы государства и переселенцев ставились выше интересов коренного населения. Это создавало конфликтную ситуацию, переросшую в итоге в восстание 1916 г., ставшее последним ударом по имперскому курсу на экономическое развитие края.
Завершенный первый этап исследования показал, что в конце XIX – начале XX вв., до момента потрясений, вызванных Первой мировой войной и революцией 1917 года, в России был накоплен значительный опыт в сфере экономического регулирования и ускоренного развития отстающих регионов. В опубликованных статьях внимание в большей степени акцентировано на положительных аспектах региональной экономической политики, влиянии имперской элиты (бюрократии и «идеологов») на ее формирование. Характеристику практического значения реформаторского опыта в условиях модернизации российской системы государственного управления коллектив представит после глубокого изучения всех модельных регионов, в завершающем разделе коллективной монографии и научных статьях 2-го и 3-го этапов проекта.
Подготовлена глава и часть историографического обзора коллективной монографии.
Итоги работ 2018 г. были представлены в публикациях:
1. Иванов А.А. Экономическая политика в Кавказском регионе в оценке русских консерваторов: конец XIX – начало XX веков // Научный диалог. 2018. № 6. С. 124-142. URL: http://old.nauka-dialog.ru/assets/userfiles/4787/124-142_Ivanov_ND_2018_6.pdf.
2. Котов А.Э. Экономическая политика в кавказском регионе, Сибири и Средней Азии глазами русских консерваторов: 1894-1899 гг. // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 9. С. 16-20. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36403684.
3. Котов А.Э. Экономические и социальные аспекты русификации западных окраин Российской империи в оценках консервативной печати: 1894 – 1899 годы // Научный диалог. 2018. № 7. С. 246-262. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-7-246-262.
4. Мамаев А.В. Проблемы экономического развития Туркестана в работе IV Государственной думы // КЛИО. 2018. № 11 (143). № 11 (143). С. 73-82. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36498628.
5. Сагинадзе Э.О. «Курорты суть источники народного национального обогащения»: правительственная политика Российской империи по развитию рекреационных ресурсов Кавказских минеральных вод (1894-1917) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия Гуманитарные науки. 2018. № 12. С. 56-62. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36666703.
6. Сагинадзе Э.О. «Первый публичный экзамен»: правительственная политика по развитию Черноморского побережья Кавказа и сельскохозяйственная и культурно-промышленная выставка «Русская Ривьера» (1913 г). // Новое прошлое / The New Past. 2018. № 4. С. 130-147. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36743062.
7. Старовойтова Е.О., Янченко Д.Г. Роль китайских переселенцев в экономическом освоении Дальнего Востока России на рубеже XIX-XX вв. // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2018. № 6. С. 720-733. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36673857.
8. Степанов В.Л. Государственное регулирование кавказской нефтяной промышленности в годы Первой мировой войны (1914 – февраль 1917 г.) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 12. С. 63-68. URL: http://www.nauteh-journal.ru/files/8c28bad7-f125-4ec7-8899-359892acdd1b.
9. Степанов В.Л. Нефтяная политика С.Ю. Витте в Закавказье (1892–1903 гг.) // Вопросы теоретической экономики. 2018. № 2 (3). С. 136-145. URL: https://arxiv.gaugn.ru/s2073-64870000617-8-1-ru-849/.
10. Ходяков М.В. Желтороссия конца XIX - начала XX веков в геополитических планах русской военной элиты // Новейшая история России. 2018. Т. 8. № 4. С. 880-897. DOI: 10.21638/11701/spbu24.2018.406.
11. Ходяков М.В. Китайско-Восточная железная дорога и планы усиления русского экономического влияния на Дальнем Востоке в преддверии Первой мировой войны // Петербургский исторический журнал: исследования по российской и всеобщей истории. 2018. № 3(19). С. 52-65. DOI: 10.24411/2311-603X-2018-00048.
12. Ходяков М.В. Хлеб Маньчжурии и государственные интересы России на Дальнем Востоке накануне Первой мировой войны // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2018. № 3 (60). С. 39-45. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35681143.
13. Ходяков М.В. Центр и регионы. Экономическая политика правительства на окраинах Российской империи: перспективы и направления исследований // Мавродинские чтения 2018: материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора Владимира Васильевича Мавродина / под ред. А.Ю. Дворниченко. СПб.: Нестор-История, 2018. С. 373-376. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36790235.
14. Янченко Д.Г., Старовойтова Е.О. Перспективы экономического развития Китайско-Восточной железной дороги после Русско-японской войны: региональный аспект и петербургская политика // Новейшая история России. 2018. Т. 8. № 3. Т. 8. № 3. С. 583–597. DOI: 10.21638/11701/spbu24.2018.303.
Помимо обширной публикационной программы, исследовательский коллектив ориентировался на продвижение результатов своей работы как в научном сообществе, так и для общественности, в доступной, понятной форме изложения.
16 мая 2018 г. Санкт-Петербургский университет провел семинар «Актуальные проблемы социально-экономической истории России XIX — начала XXI века» при участии экспертов Цзилиньского университета и историков СПбГУ:
https://spbu.ru/news-events/novosti/czilinskiy-universitet-zainteresovan-v-sovmestnyh-istoricheskih-issledovaniyah-s.
В международном семинаре приняли участие:
1. М.В. Ходяков, с устным выступлением "Экономическая политика российской власти в отношении окраин в XX веке";
2. Д.Г. Янченко, с устным выступлением "Особенности экономики России в XIX – начале XX веков и региональная специфика".
3. В октябре 2018 г. М.В. Ходяковым сделан обобщающий (приглашенный) доклад по теме «Центр и регионы. Экономическая политика правительства на окраинах Российской империи (1894–1917): перспективы и направления исследований» на пленарном заседании Всероссийской научной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения профессора Владимира Васильевича Мавродина (Мавродинские чтения-2018), проходившей в Санкт-Петербурге. Материалы конференции опубликованы.
Достигнутые научные результаты были представлены на ежегодной международной научной конференции 6-7 декабря 2018 г. «Актуальные проблемы парламентаризма: история и современность» («Таврические чтения»):
4. А.В. Мамаев выступил с секционным (приглашенным) докладом «Проблемы экономического развития Туркестана в работе IV Государственной думы». URL: http://parlament-history.ru/wp-content/uploads/2018/11/СЕКЦИИ.pdf;
5. А.А. Иванов выступил с приглашенным докладом по теме: «Переселенческая политика Российской империи в оценках правых депутатов III Государственной думы». URL: http://parlament-history.ru/tavricheskie_chtenia/programm/.
Материалы проекта получили освещение в СМИ:
1. Радиопередача «Исторического клуба» Радио России Санкт-Петербург по теме «Русский Дальний Восток в конце XIX - начале XX веков…», эфир 15.10.2018. Участники: М.В. Ходяков, Д.Г. Янченко. Ведет программу О.Л. Смирнова. URL: http://www.rtr.spb.ru/Radio_ru/First_Person/upload/16-10-2018/VO20_15_10.mp3.
Проводились открытые лекции с презентацией материалов по итогам первого этапа исследования:
1. "Китайско-Восточная железная дорога в русской и советской политике и экономике". Место проведения: – Государственный центральный музей современной истории России (г. Москва), читал Д.Г. Янченко. 20.06.2018.
URL: https://www.sovrhistory.ru/news/5b21093c93069e35bb6131b1?fbclid=IwAR1e0K0JDdHi5PYbDg72RvmwHcPFkR9BRQbM10aws0hzansUfyx2Z6C6Ybg.
2. "Центр и “окраины” Российской империи накануне 1917 года". Место проведения: ГЦМСИР – Государственный центральный музей современной истории России (г. Москва), читал Д.Г. Янченко. 19.09.2018.
URL: https://sovrhistory.timepad.ru/event/805561/.
В соответствии с поставленными задачами исследования опубликованные работы и подготовленный текст главы монографии ориентированы на изучение региональной специфики:
- Сибирь и Дальний Восток, включая полосу отчуждения КВЖД (М.В. Ходяков, Д.Г. Янченко, Е.О. Старовойтова)
- Средняя Азия (Степное и Туркестанское генерал губернаторства), (А.В. Мамаев, А.Э. Котов),
- Кавказское наместничество (В.Л. Степанов, Э.О. Сагинадзе, А.А. Иванов, А.Э. Котов),
- Украина (Юго-Западный край), Литва и Белоруссия (Северо-Западный край), Прибалтика (Остзейские губернии) (А.Э. Котов, А.А. Иванов).
В соответствии с планом работ исследовательской группой проекта (М.В. Ходяков, Д.Г. Янченко, Е.О. Старовойтова, Г.М. Слободзян) над коллективной монографией, подготовлен текст главы, посвященной проблемам освоения Дальнего Востока, объемом 7,1 а.л. с приложением иллюстраций. Историографический обзор по данному направлению исследования в значительной степени представлен в разделах прилагаемой главы коллективной монографии, частично – в опубликованных в 2018 г. М.В. Ходяковым, Д.Г. Янченко, Е.О. Старовойтовой научных статьях по теме исследования. При анализе историографии использовались малоизвестные широкому кругу читателей работы современных китайских исследователей. Охарактеризована их точка зрения на проблему экономического влияния КВЖД в контексте отношений между Китаем, Россией и Японией в начале XX в., перспектив Дальнего Востока как средоточия экономических интересов Великих держав. В соответствии с планом составлен историографический обзор современной литературы по теме проекта (Часть 2 Приложения к отчету), который может быть опубликован в качестве отдельной статьи составителей – участников проекта.
Определена структура будущей книги по теме проекта, которая будет включать в себя 4 главы с акцентом на колонизуемые восточные окраины империи.
За первый этап 2018 г. опубликовано 2 статьи в журнале «Новейшая история России», входящем в международную научную базу данных Scopus, а также 1 отчетная статья 2018 г. принята в печать на 2019 г. в журнал «Вопросы истории», индексируемом Scopus и WoS.
М.В. Ходяков в работе «Желтороссия конца XIX - начала XX веков в геополитических планах русской военной элиты» анализирует геополитические взгляды ряда известных военных деятелей России, предлагавших использование различных форм контроля над территорией Маньчжурии, рассмотрены планы освоения русского Дальнего Востока. На основе документов РГИА показано, что четкого понимания экономических и политических перспектив российского Дальнего Востока в рассматриваемый период не было ни среди царских администраторов высокого ранга, ни среди крупных военных деятелей. Разобщенность ведомств вела к тому, что столичные чиновники неглубоко вникали в суть экономических проблем края.
В статье Д.Г. Янченко и Е.О. Старовойтовой «Перспективы экономического развития Китайско-Восточной железной дороги после Русско-японской войны: региональный аспект и петербургская политика» исследуется система управления на линии КВЖД после 1905 г. Попытки противодействовать растущему японскому экономическому влиянию заставляли имперских чиновников и Думу корректировать правительственную инвестиционную политику. На основе архивных материалов и региональной периодики показано, что и после завершения войны с Японией и Первой русской революции развитие КВЖД осталось в фокусе внимания Совета министров и финансового ведомства. Ассигнования из бюджета направлялись на модернизацию инфраструктуры, благоустройство русских поселений вдоль линии. Показано как и почему в Думе пытались критиковать хозяйственную деятельность Общества КВЖД. Также как и представители Генерального штаба, депутаты получили отпор со стороны Министерства финансов.
А.А. Иванов и А.Э. Котов в статье «Русские консерваторы и переселенческая политика правительства (конец XIX – начало XX вв.)» рассматривают взгляды влиятельного общественно-политического лагеря конца XIX – начала XX вв. на одно из важнейших направлений правительственной деятельности в отношении окраин. По материалам периодической печати, публицистики, программных документов партий и стенографических отчетов Думы уточнены требования правых к мерам правительства в этом направлении. Подробно охарактеризовано отношение к колонизации окраин – Сибири, Дальнего Востока, Кавказа, Средней Азии как последней попытке ослабить остроту аграрного вопроса.
Остальные отчетные статьи опубликованы или приняты в печать в изданиях РИНЦ, 6 статей – в журналах, рекомендованных ВАК. Всего по проекту опубликовано 14 статей и тезисы конференции. Таким образом, показатели по общему числу публикаций были превышены. Учитывая это в 2019 г. научный коллектив предполагает сосредоточиться на увеличении количества публикаций в журналах Scopus и WoS.
По дальневосточной тематике опубликовано 3 статьи индексируемые РИНЦ.
В статье Е.О. Старовойтовой и Д.Г. Янченко «Роль китайских переселенцев в экономическом освоении Дальнего Востока России на рубеже XIX-XX вв.» рассмотрены миграционные процессы в регионе, подведены итоги привлечения китайского труда в экономику края на протяжении последней четверти XIX – начале XX вв.
В статье «Китайско-Восточная железная дорога и планы усиления русского экономического влияния на Дальнем Востоке в преддверии Первой мировой войны» М.В. Ходяковым изучены взгляды наиболее ярких представителей высшей военной администрации России в отношении Маньчжурии, КВЖД и перспектив колонизации русского Дальнего Востока до Первой мировой войны. Показано, что стремление к усилению русского экономического влияния в Маньчжурии было свойственно, прежде всего, приамурским генерал-губернаторам. После введения в эксплуатацию КВЖД предполагалось быстрое вовлечение русского Дальнего Востока в сферу международной торговли, выходы на рынки Китая и Японии. До Первой мировой войны железная дорога была проводником военного и экономического влияния, торговым путем для российской промышленности. Понимая невозможность присоединения Маньчжурии, высшая бюрократия России на первый план выдвигала необходимость сохранить занятые позиции в регионе, упрочив экономическое и демографическое положение в Приамурье.
В работе «Хлеб Маньчжурии и государственные интересы России на Дальнем Востоке накануне Первой мировой войны» М.В. Ходяков на основе архивных материалов рассматривает вопросы колонизации Дальнего Востока накануне Первой мировой войны. Отмечено значение Маньчжурии и КВЖД для перспектив экономического развития России. Показано, что товарооборот между Россией и Китаем зависел от политической конъюнктуры и позиции конкретных руководителей по разные стороны границ. Анализируется содержание писем приамурского генерал-губернатора Н.Л. Гондатти, адресованных в 1912 году в Комитет по заселению Дальнего Востока, а также главе российского правительства, министру финансов В.Н. Коковцову. Рассмотрена одна из важнейших геополитических составляющих эпохи – проблема введения пошлин на ввозимый в Россию из Маньчжурии хлеб. Обсуждение это меры затянулось, продемонстрировав низкую степень взаимодействия ведомств, слабую согласованность управленческих решений в центре и на местах.
Материалы по ситуации в Кавказском наместничестве представлены в 5 статьях.
В работе А.А. Иванова «Экономическая политика в Кавказском регионе в оценке русских консерваторов: конец XIX – начало XX веков» рассмотрены воззрения влиятельной части столичных элит на национально-религиозный фактор в связи с общей экономической ситуацией в наместничестве. Показано значение, которое консервативные круги придавали положению русских поселенцев и мерам по поднятию их численности и благосостояния. Изучены взгляды консерваторов на господство иностранных компаний в нефтяной промышленности. Сделан вывод о том, что экономические представления правых были подчинены политическим установкам. Оказавшись в оппозиции к политике власти на Кавказе, консерваторы не могли предложить детально проработанных альтернативных программ, способных в короткие сроки модернизировать экономику региона.
В работе «Нефтяная политика С.Ю. Витте в Закавказье (1892-1903 гг.)» В.Л. Степанов сосредотачивается на характеристике нефтяной политики министра финансов С.Ю. Витте (1892-1903 гг.) в Бакинском районе, где добывалась подавляющая часть «черного золота» в России. Показано, что в своей деятельности Витте стремился решить две взаимосвязанные задачи: 1) обеспечить потребности экономики страны и 2) превратить нефтяную промышленность в источник государственных доходов. Министерство финансов последовательно проводило меры по привлечению иностранных капиталов в параллели с жесткой тарифной политикой. Витте оказывал первоочередное содействие фирмам, имевшим возможность модернизировать предприятия и осуществлять широкомасштабные экспортные операции. Политика ведомства во многом способствовала успехам в развитии нефтяной промышленности в 1898-1901 гг. Под воздействием мирового экономического кризиса 1900–1903 гг. снизились основные показатели нефтяной промышленности. Предпринятые С.Ю. Витте меры не смогли кардинально изменить ситуацию. Нефтяная промышленность вступила в полосу затяжной депрессии и в Российской империи уже не достигла докризисного уровня.
В статье В.Л. Степанова «Государственное регулирование кавказской нефтяной промышленности в годы Первой мировой войны (1914 – февраль 1917 г.)» анализируется политика правительства по регулированию нефтяной промышленности Кавказа в условиях Первой мировой войны. Акцент сделан на деятельности межведомственного Особого совещания по топливу (ОСОТОП) (1915 г.), которое занималось установлением фиксированных цен на нефть, распределением нефтепродуктов и организацией их плановых перевозок. Охарактеризовано противодействие крупных нефтепромышленников, показана неспособность регулирующих органов повлиять на сферу добычи и переработки.
Э.О. Сагинадзе подготовила две статьи «“Курорты суть источники народного национального обогащения”: правительственная политика Российской империи по развитию рекреационных ресурсов Кавказских минеральных вод (1894-1917)» и «“Первый публичный экзамен”: правительственная политика по развитию Черноморского побережья Кавказа и сельскохозяйственная и культурно-промышленная выставка «Русская Ривьера» (1913 г.)». В работах изучены основные направления правительственной политики по развитию рекреационного потенциала региона, его позиционирования как перспективного туристического направления, мероприятиях по модернизации инфраструктуры, продвижения местной продукции на внутрироссийском и международном рынках.
Архивный и историографический материал об особенностях экономической политики в отношении Средней Азии был обобщен в двух статьях.
А.Э. Котов в статье «Экономическая политика в кавказском регионе, Сибири и Средней Азии глазами русских консерваторов: 1894-1899 гг.» изучил материалы «правой» публицистики второй половины 1890-х годов о перспективах освоения южных и восточных окраин империи. В отличие от западных окраин, где вопросы экономической целесообразности являлись для консерваторов производными от политических интересов, на востоке именно экономика выступала на первый план. Идеологическая борьба с «инородческим засильем» вспыхивала лишь эпизодически. Она не распространялась на широкие «туземные» массы и экономическое противодействие местной элите.
В работе А.В. Мамаева «Проблемы экономического развития Туркестана в работе IV Государственной думы» изучены думские дискуссии и законодательные предложения. Идеи комплексной колонизации края состоятельными переселенцами, частной собственности на землю, развитие земств, кредитования, сталкивалась с требованиями первоочередного учета интересов коренного населения. Внимание Думы к экономическому развитию Туркестана не ограничивалось переселением и сельскохозяйственной сферой, касаясь развития транспорта, городского хозяйства, замены устаревших обычаев четкой правовой регламентацией. Решения Думы и правительства были нацелены на экономическую интеграцию Средней Азии как аграрного региона и источника сырья. Вспыхнувшее в 1916 г. восстание нанесло мощный удар усилиям по экономическому развитию края и символизировало кризис имперской модели управления.
В статье А.Э. Котова «Экономические и социальные аспекты русификации западных окраин Российской империи в оценках консервативной печати: 1894 – 1899 годы» хозяйственное развитие территорий современных Украины, Литвы, Белоруссии и Прибалтики впервые рассматривается сквозь призму взглядов представителей «русского национализма», ими предлагалась существенная корректировка переселенческой политики. Внимание уделено влиянию этно-конфессиональных особенностей и сословного фактора на экономическую ситуацию в регионах.
По результатам 1 года исследования были сделаны доклады на научных мероприятиях в Санкт-Петербурге: «Таврические чтения – 2018»: докладчики А.А. Иванов, А.В. Мамаев; «Мавродинские чтения 2018», пленарный доклад М.В. Ходякова. М.В. Ходяковым и Д.Г. Янченко сделаны два устных сообщения на российско-китайском семинаре «Актуальные проблемы социально-экономической истории России XIX-начала XXI века».
Доклады и публикации тесно связаны с современными перспективами развития изучаемых регионов и государственной политикой в их отношении в конце XIX – начале XX вв. В ходе первого года исследования коллективом положено начало комплексному рассмотрению влияние реформ в 1894-1917 гг. на экономическое развитие российских окраин по архивным материалам и данным периодической печати.
Краткое название | Центр и регионы 1894-1917 гг. |
---|
Акроним | RSF_RG_2018 - 1 |
---|
Статус | Завершено |
---|
Эффективные даты начала/конца | 1/01/18 → 31/12/18 |
---|