Ожидаемые результаты:
1)сформулированы понятие и содержательные маркеры лидера поколения в цифровом пространстве
2) сформулирована методология психологического анализа основных посланий, исходящих от лидеров поколения (транслируемых через социальные сети)
3)проанализированы и выявлены основные послания, формирующие и оказывающие влияние на ценностные установки поколения Z
4)определена степень согласия/несогласия, принятия/непринятия транслируемых молодому поколению сообщений и ценностных установок
5)описаны поколенческие тренды ценностных установок в сфере жизненной философии.
Современное поколение молодых людей, родившихся в конце девяностых и начале 2000х, относят к поколению Z. Их называют цифровыми аборигенами, «родившиеся со смартфонами в руке». Одной из ключевых характеристик поколения Z является жизнь в цифровом мире, жизнь в социальных сетях. Среди пользователей социальных сетей, в свою очередь, есть те, кто смотрит контент и те, кто его создает, привлекая к себе внимание остальных, как правило, его оригинальной подачей, актуальностью и событийностью. Таких пользователей называют в интернете инфлюенсерами, а инфлюенсеров, чей контент еще и имеет определенный посыл, ценностно окрашен, относят к лидерам мнений. У каждого поколения свои лидеры мнений, в нашем исследовании мы выясняли, кто является лидером мнений для поколения Z, какие ценностные установки они транслируют и насколько с ними согласны молодые люди.
В нашем исследовании, посвященном поиску лидеров мнений в разных сферах жизнедеятельности человека (сфере саморазвития, сфере отношений и сфере профессионального развития) участвовало 789 человек в возрасте 11-20 лет. Было выявлено, что современные лидеры мнений скорее универсальны, их нельзя обозначить как авторитетов в какой-то одной области, они «обо всем и сразу». Что отличает их, например, от лидеров мнений 20 века, лидерами мнений в эту эпоху считались эксперты в конкретной области, опытные люди, имеющие соответствующий стаж работы в этой области. Сейчас в этом необходимости нет, сама работа, ее демонстрация в сети и обсуждение являются основанием для приписывания человеку статуса лидера мнения поколения.
Для молодых людей лидерами стали: БрайнМапс, Анна Покров, Клава Кока, Юлия Гаврилина, Анастасия Ивлеева, Данил Поперечный, Дмитрий Куплинов, Юрий Дудь, Алишер Моргенштерн, Юлик, Карина Кросс, Руслан Усачев, Ивангай, Ян Топлес, Анастазис, Алексей Щербаков, Нежный редактор. Молодые люди следят за своими лидерами, и большинство из них прислушивается к мнениям и советам лидеров.
Анализ видеоконтента интервью лидеров мнений показал, что наибольшее число транслируемых ценностных установок относится к сфере образования, профессионального самоопределения и самореализации. Вторую строчку заняли установки о философии жизни. На третьем месте оказалась тема отношений. Всего нами были выделены 37 обобщенных ценностных установок, из них 12 утверждений, касались профессиональной сферы, 11 утверждений сферы межличностных отношений, и 14 утверждений, сферы саморазвития, жизненной философии. Наиболее часто транслируемыми ценностными установками в сфере профессиональной деятельности стали: «В жизни важно заниматься тем, что тебе по-настоящему нравится», «Деньги- это возможности для профессионального развития», «Чтобы в чем-то добиться успеха нужно делать это, пока не получится», «Чтобы добиться успеха, нужно много работать»; в сфере межличностных отношений:«Важно с самого начала обсудить, как будут строиться отношения», «Чтобы создать семью, нужно к этому быть готовым», «В отношениях у каждого должна быть свобода»; в сфере саморазвития стали: «Не нужно стремиться быть идеальным, нужно быть таким какой ты есть», «Нужно брать на себя ответственность за свою жизнь», «Нужно идти за своими желаниями, а не следовать стереотипам общества».
На основе выделенных ценностных установок мы создали опросник, при помощи которого попытались оценить, насколько представители поколения Z привержены (то есть демонстрируют высокую степень согласия) им. Для этого респондентам было предложено оценить степень согласия с каждой установкой по семибалльной шкале. В исследовании приняло участие 214 человек в возрасте от 15 до 20 лет, также в этом исследовании пряли участие представители поколения Y, 197 человек. Старшее поколение было привлечено к исследованию с целью сравнения степени приверженности тем или иным установкам среди двух поколений, для выявления специфических установок среди именно поколения Z. Поколение Y практически не знает цифровых лидеров мнений своих детей, а если и знает, то скорее очень поверхностно, в отличие от их детей. Поэтому выявление различий между ними позволит увидеть приверженность установкам лидеров мнений, которые тоже являются представителями поколения Z. Мы увидели, что в сравнении с поколением своих родителей, дети-представители поколения Z из всех установок отдают предпочтение установкам, связанным с ценностью личной автономии (что в отношениях, что в образе жизни) и свободы, и реже согласны с идеями о необходимости развиваться в профессии, о важности отношений на всю жизнь, об ответственности за свою жизнь.
Дополнительный проведенный анализ уточнил, что наибольшую приверженность среди представителей поколения Z, получила ценность свободы и автономии, а также осозанности при вступлении в отношения. Готовность к осознанным отношениям, на наш, взгляд, это новая установка, транслируемая лидерами и признаваемая молодыми людьми, которая не характерна для предшествующих поколений.
Для поиска возможных цифровых лидеров поколения Z в разных сферах было проанализировано содержание 578 аккаунтов инфлюенсеров, указанных в опросе 2020 года (1 этап исследования) с позиции основных тем их контента: сфера саморазвития и жизненной философии, сфера профессионального развития, сфера межличностных отношений. По итогам было разработано три версии опросника для трех разных возрастных групп (11-14 лет, 15-17 лет, 18-20 лет), где респондентам предлагалось выбрать или вписать дополнительно блогеров, которых они смотрят и указать, какой контент привлекает их в наибольшей мере. В опросе приняло участие 789 человек в возрасте от 11 до 20 лет. В результате опроса выделены наиболее популярные блогеры в каждом возрасте и в каждой тематической сфере.
Показано, что выделить уникальных лидеров мнения в конкретных областях по разным возрастным категориям с высокой степенью надежности и валидности невозможно. Популярные блогеры были популярны вне зависимости от возраста и в нескольких тематических сферах. Поэтому в основном исследовании изучались транслируемые мнения блогеров, которые набрали наибольшее количество выборов среди респондентов всех возрастов. Для формирования окончательного списка лидеров мнений поколения к выделенным персонам были применены разработанные ранее (1 этап исследования) теоретические маркеры. Таким образом, в окончательный список вошли 17 популярных блогеров: Брайнмапс, Анна Покров, Клава Кока, Юлия Гаврилина, Данил Поперечный, Дмитрий Куплинов, Юрий Дудь, Алишер Моргенштерн, Юлик, Анастасия Ивлеева, Карина Кросс, Ян Топлес, Анастазис, Алексей Щербаков, Руслан Усачев, Ивангай, Нежный редактор. Кроме того, был обнаружен дополнительный маркер лидера мнений поколения в цифровой среде, определяющийся через наиболее высокое соотношение объема аудитории и частоты упоминаний автора целевой аудиторией.
Далее методом контент-анализа и дискурс-анализа было проанализировано и подвергнуто экспертной оценке 546 единиц видеоматериала, 7687 фотопубликаций и 72 часа интервью выделенных лидеров мнений. Показано, что фотопубликации не несут ценностно-смысловой повестки, в связи с чем они исключены из дальнейшего анализа. Видео- и текстовые материалы были подвержены контент-анализц с целью выявления ценностных посланий. Всего в ходе контент-анализа было выделено 568 уникальных речевых отрезков-цитат от 17 авторов, определенных как наиболее популярные, которые далее категоризировались и обобщались в ценностные послания. Полученые результаты также подвергались экспертной оценке. Показано, что чаще всего лидеры мнений транслируют ценностные установки, касающиеся профессиональной сферы, образа жизни и саморазвития, и меньше транслируют установке о сфере отношений. В профессиональной сфере цифровые лидеры мнений поколения Z чаще транслируют важность работы по душе, выбор дела, позволяющего самоутвердиться, рассмотрение денег в качестве ресурса для профессионального развития, необходимость делать, пока не получится, для достижения успеха. В сфере саморазвития и жизненной философии они чаще говорят о важности быть таким, как есть и не стремиться к идеальному образу, о необходимости брать ответственность за свою жизнь и следовать за собой, а не за тем, что культивируется в обществе. В сфере отношений лидерами демонстрируется больший разброс мнений о содержании этой сферы, согласованность наблюдается в трансляции идеи о необходимости более взвешенного подхода к установлению близких отношений и обсуждению договоренностей о характере близких отношений в их начале.
В итоговый список вошли 12 утверждений, касающихся сферы профессиональной деятельности, 11 утверждений, касающихся сферы межличностных отношений, и 14 утверждений, касающихся сферы саморазвития и жизненной философии, всего 37 посланий. Эти послания составили основу для опросника приверженности мнению лидера поколения.
Созданный опросник прошел апробацию на выборке в 411 человек, в том числе - 214 респондентов в возрасте от 15 до 20 лет (представители поколения Z) и 197 респондентов в возрасте 35-54 года, большинство из которых можно отнести к поколению Y. Статистически достоверные различия в оценках были выявлены для 16 утверждений, относящихся ко всем трем группам утверждений. Факторный анализ этих утверждений позволил выделить пять значимых факторных структур, описывающих ценностные установки блогеров, для которых выявлены различия в уровне согласия среди разных поколений:
- ценность личной свободы,
- ответственность за свое дело,
- ценность профессиональной самореализации,
- готовность к близким отношениями и взвешенный подход к их установлению,
- ценность индивидуальности.
Факторный анализ показал, что представители поколения Z наиболее привержены предлагаемым лидерами мнений идеям свободы и автономии во всех сферах жизни, а также идее взвешенного и продуманного подхода к близким отношениям, которую можно отнести к инновационной.
Кузнецова Елена Андреенва, руководитель, 50%.
Общее руководство проектом и его реализацией. Проведение серии исследований по изучению транслируемых лидерами поколений мнений относительно разных сфер жизнедеятельности (профессиональной, сферы близких отношений и саморазвития); составление опросника приверженности мнению лидера поколения; апробация опросника в форме пилотажного исследования у представителей поколения Z. Подготовка и публикация 3х статей, отражающих результаты эмпирической части исследования (1 - в изданиях, индексируемых в базах Scopus/WoS; 2 - в изданиях, включенных в перечень в изданиях, включенных в перечень РИНЦ/ВАК России); участие в 3 научных конференциях (1 - всероссийская конференция, 2 – международных конференции);
Зиновьева Елена Викторовна, исполнитель, 50%.
Теоретическая и методологическая проработка части проекта, связанной с исследованием транслируемых лидерами поколений мнений относительно разных сфер жизнедеятельности (профессиональной, сферы близких отношений и саморазвития); составление опросника приверженности мнению лидера поколения; апробация опросника в форме пилотажного исследования у представителей поколения Z. Подготовка и публикация 3х статей, отражающих результаты эмпирической части исследования (1 - в изданиях, индексируемых в базах Scopus/WoS; 2 - в изданиях, включенных в перечень в изданиях, включенных в перечень РИНЦ/ВАК России); участие в 3 научных конференциях (1 - всероссийская конференция, 2 – международных конференции).
Краткое название | Влияние мнения лидера поколения в цифровой среде... |
---|
Акроним | RFBR_a_2020 - 2 |
---|
Статус | Завершено |
---|
Эффективные даты начала/конца | 22/03/21 → 28/12/21 |
---|