описание

Целью проекта является детальное описание философского мировоззрения Льва Толстого в его системной целостности, выявление истоков его философских идей в предшествующей и современной ему мысли и главных векторов влияния его идей на русскую и западноевропейскую философию 20 века.








описание для неспециалистов

В исследовании было осуществлено всестороннее исследование философского мировоззрения Л.Н. Толстого, при этом было подвергнуто критике мнение, что мировоззрение Толстого ориентировано на просвещенческий рационализм и низводит христианство до прямолинейного морального учения. Анализ учения Толстого показал, что оно основано на творческом использовании идей И.Г. Фихте и очень близко к его позднему религиозно-философскому учению. Толстой вслед за Фихте подверг резкой критике историческое, церковное христианство за искажение учения Христа и попытался восстановить смысл этого учения, увидев в качестве его главного принципа, ясно выраженного в Евангелии от Иоанна, принцип тождества Бога и человека. В качестве центрального элемента религиозно-философского мировоззрения Толстого было выделено учение о жизни, было показано, что в нем Толстой выразил новаторские идеи, созвучные тем идеям, которые во второй половине XIX — начале ХХ века развивали представители неклассической философии. Особое внимание было обращено на демонстрацию сходства учения о жизни Толстого и «философии жизни» А. Бергсона. Было доказано, что религиозно-философское мировоззрение Толстого во всех своих главных слагаемых хорошо согласуется с главными тенденциями русской философии XIX-ХХ веков, ясно и полно выражает ее религиозные искания. В частности, было показано, что учение Толстого в основных чертах совпадает с религиозно-философским учением Достоевского. Было прослежено влияние философских идей Толстого на русскую и западную философию ХХ века.

основные результаты по проекту в целом

Творчество Л.Н. Толстого делится на два очень разных периода: до конца 1870-х годов, когда он написал два главных своих романа «Война и мир» и «Анна Каренина», и с начала 1880-х годов, когда он отрекся от художественного творчества, признал свои романы «ошибкой» и занялся построением собственного религиозно-философского учения. Практически все читатели и большинство исследователей не понимают этого поворота в творческой судьбе писателя и однозначно признают его художественные произведения более значимыми, чем его философское творчество. Кроме того, в исследовательской литературе господствует убеждение, что Толстой на протяжении всей своей жизни был поклонником идей Просвещения (прежде всего идей Ж.-Ж. Руссо), поэтому негативно относился к церкви и вообще к религии, считая в ней ценным только моральное учение, и считал народ, а не великих личностей, двигателем истории.
В настоящем исследовании было детально проанализировано философское мировоззрение Толстого как в первый период его творчества, связанный с написанием романа «Война и мир», так и поздние годы, когда он занялся построением своего собственного религиозного учения. В результате, оба сформулированных убеждения были подвергнуты критике и признаны ложными, препятствующими пониманию значения великого русского писателя и мыслителя в истории русской культуры. Действительно, в ранние годы Толстой был приверженцем идей Просвещения и именно на их основе объяснял ход истории в своем великом романе. Идеалом человека он изображает Платона Каратаева, который выглядит как прямолинейное выражение идеи Руссо о том, что простые, некультурные люди гораздо лучше в моральном отношении и имеют гораздо большее значение в общем ходе жизни и истории, чем люди образованные и «обремененные» культурой. Однако в конце 1860-х и начале 1870-х годов Толстой более глубоко изучает немецкую философию (прежде всего сочинения А. Шопенгауэра и И.Г. Фихте) и понимает, что философия Просвещения дает предельно примитивное понимание человека, общества и истории. Он признает ложными те идеи, которые он выразил в романе «Война и мир», это и становится главной причиной «отречения» Толстого и от этого романа, и от всего своего прежнего художественного творчества. Читатели не понимают этого поступка писателя, поскольку для них художественные достоинства романа гораздо важнее, чем идеи, которые в нем хотел выразить Толстой, значительная часть читателей даже не пытается увидеть эти идеи. Но нужно понимать, что Толстой всегда в большей степени считал себя мыслителем, чем писателем, поэтому идейный план романа для него был гораздо важнее его художественных достоинств. Поняв ошибочность философии, положенной в основу романа, он признал его своей неудачей, несмотря на все художественные достоинства.
В связи со всем сказанным первостепенной задачей для понимания всего творчества Толстого является правильное описания смысла его зрелого философского мировоззрения, к которому он пришел в конце 1870-х годов и на основе которого писал и свои философские трактаты и свои поздние художественные произведения, которые весьма непохожи на его главные романы. Эта задача и была решена в настоящем исследовании. Зрелое философское мировоззрение Толстого было описано во всех его главных слагаемых, при этом было показано, что оно ничего общего не имеет с примитивной философией Просвещения. Главным результатом исследования стало доказательство того факта, что религиозно-философское учение Толстого, основанное на идеях Фихте и Шопенгауэра, оказалось удивительно созвучным новейшей западной философии, которую принято называть неклассической философией и «философией жизни». Особенно детально были проанализированы параллели между учением Толстого и «философией жизни» Анри Бергсона, в итоге, было обосновано предположение, что творчество Толстого и особенно его трактат «О жизни» (опубликованный в 1889 г. в Париже по-французски) прямо повлияли на Бергсона и помогли ему создать свою философскую концепцию.
В исследовании была подробно рассмотрена дискуссионная проблема относительно того, является ли религиозное учение, созданное Толстым на основании собственной интерпретации Евангелий, подлинно христианским, или оно, как считают православные критики писателя, является его субъективной «фантазией», близкой скорее к восточным религиям, чем собственно к христианству. В исследовании было доказано, в том числе на основании данных современной библеистики, изучающей раннее христианство и анализирующей найденные в ХХ веке важные раннехристианские памятники (Апокриф Иоанна, Евангелие от Фомы, Евангелие от Филиппа и др.), что на деле Толстой был прав, критикуя историческое церковное христианство за искажение подлинного учения Иисуса Христа, ему действительно удалось в своем учении правильно передать смыл этого подлинного учения Христа, т. е. смысл истинного христианства. Главным отличием истинного христианства от его ложной формы, выраженной в догматическом учении церкви, является отрицание идеи грехопадения. Именно благодаря этой идее в церковном учении человек признается радикально отделенным от Бога и не способным достичь совершенства в земной жизни. В истинном христианстве Толстого человек признается находящемся в постоянном единстве с Богом, способным явить в себе Бога и благодаря этому стать совершенным, привести свою жизнь (вместе со всеми людьми) к состоянию «рая на земле».
В связи с анализом религиозного учения Толстого была проанализирована важнейшая идея этого учения — идея бессмертия. До сих пор многие исследователи утверждают, что Толстой не верил в бессмертие личности, или не имел ясных представлений о смысле бессмертия. В исследовании это мнение было полностью опровергнуто, было показано, что в основных трактатах Толстого и в его поздних дневниковых записях содержится ясная и последовательная концепция бессмертия, главной идеей которой является понимание смерти не как прерывания земного бытия человеческой личности, а как его трансформация к новой, более совершенной форме. Смерть уничтожает наличную телесность личности, но личность продолжает существовать, обретая новую телесность, более сложную и обширную, чем прежняя.
Было проанализирован центральный принцип религиозного учения Толстого, принцип непротивления злу насилием, было показано, что его нельзя понимать как чисто моральный принцип, прямо относящейся к нашей обычной земной жизни. Толстой понимает его как религиозный принцип, который имеет значение только по отношению к той преображенной жизни, которая возникнет после принятия всеми людьми истинного учения Христа во всей его полноте.
Были подробно рассмотрены взаимосвязи между философией Толстого и русской философией его эпохи. Было показано влияние на Толстого некоторых философских идей Достоевского и его понимания христианства; было доказано сходство религиозно-философских учений Толстого и Достоевского. Было прослежено влияние философских идей Толстого на русских мыслителей начала ХХ века, было доказано, что это влияние было очень существенным, вопреки мнению критиков Толстого.
Общим результатом исследования стала демонстрация того, что Толстой был чрезвычайно оригинальным мыслителем, очень чутко воспринявшим новые тенденции в осмыслении человека, общества и истории и сыгравшим огромную роль в развитии русской и западной философии конца XIX и ХХ века.

передача полной копии отчёта третьим лицам для некоммерческого использования: разрешается/не разрешается (учётная форма ЦИТиС)

разрешается

проверка отчёта на неправомерные заимствования во внешних источниках: разрешается/не разрешается (учётная форма ЦИТиС)

разрешается
Краткое название__
АкронимRFBR_a_2018 - 3
СтатусЗавершено
Эффективные даты начала/конца1/04/2025/12/20

    Области исследований

  • Л.Н. Толстой, философское мировоззрение

ID: 52716533