описание

Проект представляет собой многоаспектное сопоставительное исследование языка оценок как прагматического инструмента в структуре профессиональной научной деятельности лингвистов и социологов Германии и России. Целью проекта является, во-первых, выявление функционально-коммуникативного варьирования языка оценок в зависимости от центральной задачи научно-исследовательской, научно-экспертной и научно-обучающей коммуникативных практик, направленных, соответственно, на представление и обоснование нового научного результата, его профессиональную экспертизу и трансфер наличного знания при обучении основам теоретических дисциплин. Во-вторых, проект нацелен на создание интрадискурсивных (в рамках отдельных функциональных разновидностей научного дискурса на сопоставляемых языках) и трансдискурсивных этнокультурных моделей оценивания, сложившихся в национально-языковых академических сообществах Германии и России в области лингвистики и социологии.
Актуальность исследования заключается в его включенности в современные междисциплинарные исследования языковых ресурсов с позиций лингвистической прагматики, интеракциональной социолингвистики и культуроведческой лингвистики, ориентированных в целом на изучение языка и интерпретацию значений языковых единиц в реальных социальных контекстах при учете широкого спектра экстралингвистических факторов. Актуальным для современной лингвистики является и лингводискурсивная составляющая данного исследования, которая дает возможность участникам проекта рассматривать через язык оценок оценочно-квалифицирующую, институционально обусловленную деятельность субъектов научного дискурса.
Научная новизна проекта заключается в том, что в нем впервые проводится лингводискурсивный сопоставительный анализ языка оценок в текстовых корпусах разных функциональных и языковых разновидностей научного дискурса и осуществляется попытка лингвистической реконструкции дискурсивно-коммуникативных моделей оценивания с выделением аксиологических доминант германской и российской гуманитаристики; впервые осуществляется интердискурсивное сопоставление языка оценок в социальных контекстах научных коммуникативных практик институциональных гуманитарных дискурсов по лингвистике и социологии в соотнесенности с культурно-специфическими академическими традициями научного общения; впервые выявляются особенности текстуализации авторской оценочной позиции применительно к научно-исследовательской, научно-экспертной и научно-обучающей коммуникативным практикам и представляются дисциплинарно соотнесенные классификации оценочной лексики, оценочных грамматических средств и контекстуальных оценок; впервые рассматривается лингвистическая вариативность оценок в зависимости от общей цели коммуникативной практики, задающей оценочную перспективу; впервые анализируется языковая репрезентация оппозиции «согласие – несогласие» как оценочной профессиональной рефлексии автора-исследователя и автора-рецензента, а также описывается роль данной оппозиции в конституировании культурно-специфических коммуникативных стратегий оценивания своего и чужого научного результата; впервые показывается тексто- и дискурсообразующая роль языковых маркеров оценочной категории важности / релевантности в профилировании и выдвижении в фокус внимания устоявшегося знания при обучении основам теоретических дисциплин и вклада таких маркеров в структурирование научно-учебного текста.
АкронимRSF_SRG_2022 - 1
СтатусЗавершено
Эффективные даты начала/конца1/01/2231/12/22

    Области исследований

  • язык оценок, аксиологический аспект научного текста, эпистемическая познавательная оценка, экспертная оценка, оценка важности и релевантности знания, научный лингвистический дискурс, научный социологический дискурс, научная коммуникативная практика, научно-исследовательская практика, научно-экспертная практика, научно-учебная практика, лингвокультурная специфика научного общения

ID: 91996633