Этап I первого года исследования. Актуализация теоретической базы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ литературных источников по проблеме позволили получить следующие результаты в соответствии с поставленными задачами:
Задача 1. Выявление ситуативных и константных социально-демографических, статусно-ролевых и личностных факторов и предикторов создания, формирования, поддержания устойчивой, позитивной гражданской идентичности.
Результат решения задачи 1: выработан перечень ситуативных и константных социально-демографических, статусно-ролевых и личностных факторов и предикторов создания, формирования, поддержания устойчивой, позитивной гражданской идентичности: 1) социально-демографические ситуативные – единство современных ценностей и целей, образ коллективного будущего и понимание актуальных перспектив нациестроительства; 2) социально-демографические константные – сплоченное гражданское «Мы» в балансе оптимального взаимодействия с «Они»; 3) статусно-ролевые ситуативные – гражданственность, консолидирующая вокруг актуальных национальных ценностей и идей; 4) статусно-ролевые константные – историческое сознание, национальная культура, историческая память; 5) личностные ситуативные – чувство причастности к жизни государства; 6) личностные константные – ценностные ориентации, язык.
Задача 2. Определение и описание социально значимых ситуаций изменения, потери, разрушения гражданской идентичности, а также механизмов и способов его восстановления и сохранения.
Результат решения задачи 2: названы признаки социально значимых ситуаций изменения, потери, разрушения гражданской идентичности на социально групповом уровне – деструктурация традиционных моделей идентичности под влиянием глобализации и локализации, а также способы ее восстановления и сохранения; на индивидуально-личностном уровне – идеологический вакуум, ценностная неопределенность, изоляционистские тенденции, отчуждение; определены способы восстановления и сохранения гражданской идентичности на социально групповом уровне – влияние государства на процессы укрепления и поддержки коллективных идентичностей, преемственность социальных институтов, норм и ценностей; на индивидуально-личностном уровне – повышение политической культуры и активности граждан.
Задача 3. Изучение личностных характеристик, детерминант и конструктов построения гражданской идентичности (ценности, установки, стереотипы восприятия, предубеждения, предрассудки, морально-нравственные качества личности, повседневные практики).
Результат решения задачи 3: определены наименования базовых конструктов гражданской идентичности – государственная идентичность, культурная идентичность, семейная идентичность, профессиональная идентичность.
Задача 4. Обновление научной терминологии: «механизм трансфера ценностей», «конструкты гражданской идентичности» и проч.
Результат решения задачи 4: дано определения понятий:
- моделирование гражданской идентичности – создание модели гражданской идентичности, состоящей из взаимосвязанных понятий, используемых для описания гражданской идентичности, с сущностными отношениями между ними;
- устойчивый конструкт – способность конструкта сохранять свое текущее состояние независимо от внешних воздействий;
- гражданская идентичность — рефлексия принадлежности к общности граждан конкретного государства с общим историческим прошлым, общими для данной страны ценностями и осознанием общего будущего и общей ответственности за будущее страны;
- конструкты гражданской идентичности – основы определения человеком себя по отношению к обществу, его интенции быть активным членом настоящего и будущего этого общества в контексте тесной взаимосвязи политического развития и истории, оснований интерпретации своих мотивов гражданского участия;
- механизм трансфера ценностей – разделяемый большинством в обществе набор способов воспитания/научения и организации практик социализации, способствующий формированию относительно устойчивых во времени и социальном контексте оснований соотнесения себя с регламентированными на государственном уровне целями, нормами и ценностями, историей государства;
- духовно-нравственные ценности – установки, выступающие в качестве идеала, эталона отношения человека к людям, ситуациям и событиям, регулирующие поведение и деятельность (мораль, патриотизм, гордость, любовь, семья, традиции, приоритет страны, историческая память, совесть).
Задача 5. Определение психологических границ дефиниции «идентичность», синонимичных, пограничных понятий, структуры, видов, типов и форм конструирования гражданской идентичности
Результат решения задачи 5: определены психологические границы дефиниции «идентичность»:
– синонимы – тождественность, тождество, общность, единство, близость, равнозначность, одинаковость, созвучность, равенство, подобие, совпадение, соразмерность, одноприродность, чувство принадлежности;
- пограничные понятия – самобытность, самоидентичность, ментальность, самосознание, суверенность, обособление, самоопределение, консолидация, гомогенность;
- структура идентичности – личностная, социальная;
- типы идентичности – устойчивая – неустойчивая;
- виды идентичности – диффузная (уход от обязательств и ответственности), предрешенная (сотрудничество и принятие), мораторий идентичности (выбор между альтернативами, неопределенность предпочтений), достигнутая (осознанный выбор);
- формы идентичности – личностная (семейная, профессиональная), социальная (культурная, гражданская).
Задача 6. Изучение механизма межпоколенческой передачи морально-нравственных ценностей (мораль, патриотизм, гордость, любовь, семья, традиции, приоритет страны, историческая память, совесть)
Результат решения задачи 6: начат поиск механизма передачи межпоколенных ценностей, проведены поисковые эмпирические исследования.
Этап II первого года исследования. Разработка методологического инструментария (принципы, методы, методики) с целью организации и проведения исследования, затрагивающего проблемы современной молодёжи
Задача 1. Определение теоретических моделей и конструктов этнической, гражданской, социальной, профессиональной, проектной идентичностей.
Результат решения задачи 1: разработана теоретическая модель этнической, гражданской, социальной, профессиональной, проектной идентичностей, которая включает конструкты профессиональной, политической, семейной и культурной идентичностей на оси координат Личность – Общество и Порядок – Развитие.
Задача 2. Конструирование фреймов морально-нравственных качеств личности, включающих понятия: мораль, патриотизм, гордость, любовь, семья, традиции, приоритет страны, историческая память, совесть.
Результат решения задачи 2: определена структура фреймов морально-нравственных качеств личности как основания видов идентичности: профессиональная идентичность имеет своим основанием морально-нравственные фреймы – мораль, гордость, преемственность, профессиональные ценности; политическая – патриотизм, гордость, приоритет страны, историческая память, наследие, преемственность; семейная – мораль, совесть, традиции, любовь, семейные и традиционные ценности; культурная – культурный код, культурная память, традиции, ценности, нормы, правила.
Этап III первого года исследования. Создание дизайна исследования.
Задача 1. Формирование батареи диагностического инструментария.
Результат решения задачи 1: сформирована батарея диагностического инструментария, включающая стандартизованные и сформированные авторами методики исследования идентичности и ценностных ориентаций молодежи; а) общенаучные методы: типология, классификация, сравнительно-сопоставительный анализ, экстраполяция, идеализация, концептуальный синтез; б) методы сбора эмпирических данных: пилотажное фокус-групповое интервью, пилотажное анкетирование, сбор текстовых данных (парсинг) социальной сети ВКонтакте; в) методы анализа данных: качественный типологический анализ данных фокус-групповых интервью; анализ одномерных распределений данных анкетирования; анализ частотности слов и визуализация в виде облака тегов текстовых пабликов социальной сети ВКонтакте;
Задача 2. Разработка информированного согласия на участие в исследовании.
Результат решения задачи 2: разработано и утверждено Этическим комитетом СПбГУ информированное согласие на участие в исследовании;
Задача 3. Пилотное исследование на двух фокус-группах молодежи (учащиеся и работающие/ (студенты университетов и учащиеся колледжей, а также выпускники), количество n=25-30 человек).
Результат решения задачи 3: проведено пилотное исследование на двух фокус-группах молодежи, получены предварительные данные;
Задача 4. Адаптация и коррекция батареи диагностического инструментария для измерения «идентичности», «гражданской идентичности», ведущих ценностных ориентаций, духовно-нравственных ориентиров, установок и проч.
Результат решения задачи 4: проведена адаптация и коррекция батареи диагностического инструментария для измерения «идентичности», «гражданской идентичности», ведущих ценностных ориентаций, духовно-нравственных ориентиров, установок и проч.; к использованным методам и методикам добавлено тестирование с применением стандартизованных, в том числе проективных методик;
Задача 5. Сбор текстовых данных (парсинг) для автоматического анализа текстов с помощью искусственного интеллекта
Результат решения задачи 5: проведен сбор текстовых данных необходимых для дальнейшего исследования;
Задача 6. Обработка, анализ и описание первичных эмпирических результатов пилотажного исследования
Результат решения задачи 6: проведена обработка данных и получены первичные эмпирические результаты парсинга данных, фокус-группового исследования, массового анкетирования.
Этап IV первого года исследования. Заявки на дополнительное финансирование из внешних источников (гранты научных фондов и т.п.)
Результат этапа IV: В Российский научный Фонд (РНФ) подана заявка «Цифровые следы онлайн коммуникации как источник данных о социальной идентичности молодежи» под руководством А.В. Мальцевой.
Заявка № 25-28-00987 от 13.06.2024 года.
Заявка подана по конкурсу 2024 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».
Проект направлен на формирование исследовательских рамок изучения важного источника социальных и социологических фактов – современной молодежной онлайн коммуникации в сети интернет и оставляемых в ходе нее цифровых следов с точки зрения использования их для диагностики состояния социальной идентичности. Расширение сред, в которых становится возможным осуществление деятельности современной молодежи, требует разработки соответствующего научного аппарата – определений, концептуальных обобщений и определения контекста трактовок результатов.
В фокусе внимания – обоснование важности именно разнородности и разнотипности доступных исследователям цифровых следов, каждый из которых является по своей сути сверх-концентрированным свидетельством факта коммуникации, произошедшей в цифровой среде, содержащим помимо собственно очевидных сведений, еще мета-информационные компоненты подвластные для расширенной интерпретации исследователем.
Целевая группа – самое активное подмножество интернет-пользователей – молодёжь. Учтены будут цифровые следы, возникающие в ходе интернет-коммуникации по самым различным темам. Задача является междисциплинарной.
Этап V первого года исследования. Подготовка заявок на дополнительное финансирование из внешних источников (гранты научных фондов и т.п.).
Результат этапа V. В настоящее время ведется подготовка заявок на конкурс стипендиальный конкурс Фонда Владимира Потанина. Заявки готовят инженер-исследователь Александров М.А., лаборант-исследователь Машаро Т.С. Планируется подача заявки по ежегодному конкурсу РНФ в 2025 году под руководством С.Д. Гуриевой.
Этап VI первого года исследования. Заявки на выдачу охранного документа Российской Федерации на РИД, в качестве правообладателя которого заявлен СПбГУ
Результат этапа VI: для регистрации результатов интеллектуальной деятельности (РИД) в Федеральном институте промышленной собственности (ФИПС) РОСПАТЕНТ в форме базы данных (БД) был подан пакет документов в Главное управление по использованию и защите интеллектуальной собственности СПбГУ. Рабочее наименование РИД: База данных «База данных для изучения идентичности молодежи» (YouthID-плюс). В БД представлены материалы, отражающие результаты исследований идентичности современной российской молодежи, полученные при проведении оригинальных социально-психологических исследований и массового социологического опроса. Материалы содержат табличные данные, подборку актуальных литературных источников, описания методик, алгоритм проведения разведочного анализа с использованием карт Кохоннена, алгоритм автоматического пересчета коэффициентов выраженности различных видов идентичности при проведении социологического опроса. Основные технические характеристики: Тип ЭВМ: IBM PC-совмест. ПК, СУБД: Microsoft Excel, статистические пакеты, совместимые с форматом MS Excel, Deductor Studio Academic, Объем базы данных: 896 Кбайт.
Поставленные задачи 1 этапа выполнены в полной мере.
Область применения результатов – социологические, социально-психологические и междисциплинарные исследования динамики и рисков развития гражданской идентичности молодежи.
Рекомендации по внедрению – разработанная батарея методик рекомендуется для междисциплинарного эмпирического исследования динамики и рисков развития гражданской идентичности молодежи.
Эффективность результатов определяется теоретико-методологической обоснованностью и пилотной проверкой разработанных методик.
Выполненный этап НИР вносит вклад в создание научного продукта, превосходящего современные достижения в области исследования идентичности. В текущем десятилетии актуализирован вопрос управления идентичностью. Методологические предпосылки для этого существуют, это классические идеи Э. Эриксона, К. Ясперса, М. Кастельса, однако вопрос об управлении идентичностью разных социальных групп в современной науке не решен. В этой связи задача, поставленная в исследовании, является прорывной по своей новизне и значимости, а результаты достигнутые на 1 этапе исследования необходимыми промежуточными результатами для ее эффективного решения.