Зрелища относятся к универсальным явлениям, которые существовали на протяжении всей человеческой истории и сохраняются в настоящем. В современном мире зрелища продолжают историческую традицию, уходящую корнями в античную эпоху, и, следовательно, сохраняют определенные устойчивые характеристики, что позволяет проследить как общие основы европейской цивилизации на всем протяжении ее существования, так и особенности теории и практики современной культуры. В наше время обращение к теме зрелищ приобретает особую актуальность и в политическом контексте, так как в последние десятилетия зрелища и перформанс становится особенно значимыми факторами политической культуры – в шоу превращаются политические выборы, важнейшие события общественной жизни и даже военные действия.
Среди специфических характеристик античной цивилизации, наряду с агональным духом, оро-акустической ориентацией, фундаментальной важностью досуга и пр., феномен зрелища занимает важное место. Греко-римский мир показывает чрезвычайное богатство зрелищных форм: родившиеся в античности театральные представления (трагедии, комедии, сатировские драмы, мимы и пр.), гимнастические и мусические состязания в честь богов, среди которых особенно знаменитыми были Олимпийские и Пифийские игры, многочисленные религиозные обряды (торжественные шествия, жертвоприношения и др.), гладиаторские игры, травли животных, представление морских сражений – навмахий, прославление военных побед – триумфы и овации, публичные казни, наконец, политический перформанс, имевший в виду PR-акции политиков и правителей.
В рамках данного проекта предполагается исследовать особенности зрелищной культуры в античную эпоху, основные типы зрелищ и их эволюцию, а также роль визуализации и перформанса в политической, религиозной, культурной жизни греко-римского мира. Для достижения данной цели будут решены следующие задачи: 1) исследовать многообразие видов зрелищ в античном мире, основные черты их организации и эволюцию зрелищ, их восприятие и оценки античным обществом в различные периоды его истории; 2) проанализировать социальный аспект культуры зрелищ и важность этого феномена для характеристики социальной структуры античного мира; 3) рассмотреть основные виды перформанса в политике, религии, культуре античности. Кроме того, весьма значимым представляется проследить особенности рецепции темы античных зрелищ европейской культурной традицией нового времени и ее интерпретации в современную эпоху.
Одним из главных аспектов изучения данной темы является вопрос об истоках зрелищной культуры античного мира, которая уходит своими корнями в глубокую древность и связана с оформлением религиозного обряда. В рамках данного проекта предполагается, прежде всего, обратиться к изучению появившегося в эпоху греческой архаики такого важного вида религиозных праздников, как панэллинские атлетические и мусические состязания (Олимпийские, Пифийские, Истмийские и Немейские игры), в которых особенно ярко проявился дух состязательности, свойственный античной цивилизации; а также рассмотреть проблему оформления и презентации других религиозных ритуалов – мистерий, жертвоприношений, торжественных религиозных процессий и праздников. Важно в этой связи обратиться к проблеме функций, которые выполняли зрелища в античную эпоху, среди которых следует особо выделить коммуникативную, социально-организующую роль.
Центральное место в рамках проекта отводится исследованию возникшего на рубеже архаической и классической эпох уникального феномена греческого театра, уходящего своими корнями в религиозную обрядность, – культ Диониса. Изучение древнегреческого театра, который воплощает важнейшую форму зрелищной культуры в античном мире, предполагает, прежде всего, обращение к вопросам об организации театрального пространства и его архитектурного оформления, изучение вопросов организации театральных зрелищ в социологическом ключе, прежде всего, социального и гендерного состава театральной публики и исполнителей, отношения в античном обществе к драматургам и актерам и др. При этом в центре внимания оказываются также проблемы финансирования постановок, сочетание государственной и частной инициативы в этом финансировании, одна из важнейших афинских литургий – хорегия, т.е., используя современные понятия, менеджмент, патронаж, спонсорство применительно к театральным представлениям.
Еще одно важное направление исследования – зрелищность как неотъемлемая характеристика политической жизни античности. В Греции можно указать на PR-акции тиранов и политических лидеров афинской демократии. Обращаясь к эпохе эллинизма, следует особо отметить презентацию военного и политического лидерства, которое характеризует уже действия Александра Македонского. Специального исследования заслуживает перформанс в римской политике эпохи гражданских войн (II–I вв. до н.э.), когда связь политики и зрелищ становится особенно заметной: в это время возрастает роль политического красноречия, усиливается значение прославления военных побед полководцев, еще одним способом обретения популярности оказывается устройство для народа пышных и масштабных игр с состязаниями колесниц в цирке, травлей животных и гладиаторскими боями. Значимый комплекс задач связан с изучением особенностей различных представлений в эпоху Римской империи, когда зрелищная составляющая оказывается едва ли не доминантой социальной и политической жизни (ср. знаменитый призыв Ювенала «Хлеба и зрелищ!»). Кроме по-прежнему популярных гладиаторских боев и травли животных в амфитеатре, многодневных состязания колесниц в цирке, появились и новшества – костюмированные многотысячные кровавые бои рабов, военнопленных и преступников. Особого внимания заслуживает роль театрализованных ритуалов и зрелищ при императорском дворе. Усвоив дворцовые традиции эллинистического мира, императоры обогатили их традиционными римскими элементами и развили в сложную систему церемониала.
Также важным является сюжет об отношении христиан к зрелищам. Первые христианские писатели относились к ним крайне негативно из-за связи театра с языческой религией, распущенности актеров на сцене, кровопролития на арене; кроме того, имело значение и то, что публичные казни христиан – мученичества – превращались в зрелища. Однако уже на рубеже II–III в. происходят изменения: в церкви во время богослужения появляются элементы перформанса, даже мученики представляли себя актерами «великого театра», аудиторией которого являются не только люди, но и Бог, и все ангелы. В итоге, с окончательной победой христианства, мы видим, с одной стороны, исчезновение кровавы гладиаторских боев, а с другой – оправдание ранее запретного театра и появление взамен старых представлений новых видов зрелищ, например, развернутых церковных богослужений и праздников.
В результате работы над проектом предполагается не только исследовать намеченные отдельные аспекты данной темы, но и обобщить итоги исследования (в статьях участников проекта и коллективной монографии по теме проекта). Концепция феномена зрелища в античную эпоху в различных его проявлениях позволит уточнить и расширить наши представления о специфике античной цивилизации, которая составляет основу современной европейской и, во многом, мировой культуры. Кроме того, в современную эпоху, в условиях все возрастающего значения зрелища в различных сферах жизни, обращение к античным истокам дает возможность лучше понять многие общественные явления последних десятилетий, особенности теории и практики современной культуры.