описание

Зрелища относятся к универсальным явлениям, которые существовали на протяжении всей человеческой истории и сохраняются в настоящем. В современном мире зрелища продолжают историческую традицию, уходящую корнями в античную эпоху, и, следовательно, сохраняют определенные устойчивые характеристики, что позволяет проследить как общие основы европейской цивилизации на всем протяжении ее существования, так и особенности теории и практики современной культуры. В наше время обращение к теме зрелищ приобретает особую актуальность и в политическом контексте, так как в последние десятилетия зрелища и перформанс становится особенно значимыми факторами политической культуры – в шоу превращаются политические выборы, важнейшие события общественной жизни и даже военные действия.
Среди специфических характеристик античной цивилизации, наряду с агональным духом, оро-акустической ориентацией, фундаментальной важностью досуга и пр., феномен зрелища занимает важное место. Греко-римский мир показывает чрезвычайное богатство зрелищных форм: родившиеся в античности театральные представления (трагедии, комедии, сатировские драмы, мимы и пр.), гимнастические и мусические состязания в честь богов, среди которых особенно знаменитыми были Олимпийские и Пифийские игры, многочисленные религиозные обряды (торжественные шествия, жертвоприношения и др.), гладиаторские игры, травли животных, представление морских сражений – навмахий, прославление военных побед – триумфы и овации, публичные казни, наконец, политический перформанс, имевший в виду PR-акции политиков и правителей.
В рамках данного проекта предполагается исследовать особенности зрелищной культуры в античную эпоху, основные типы зрелищ и их эволюцию, а также роль визуализации и перформанса в политической, религиозной, культурной жизни греко-римского мира. Для достижения данной цели будут решены следующие задачи: 1) исследовать многообразие видов зрелищ в античном мире, основные черты их организации и эволюцию зрелищ, их восприятие и оценки античным обществом в различные периоды его истории; 2) проанализировать социальный аспект культуры зрелищ и важность этого феномена для характеристики социальной структуры античного мира; 3) рассмотреть основные виды перформанса в политике, религии, культуре античности. Кроме того, весьма значимым представляется проследить особенности рецепции темы античных зрелищ европейской культурной традицией нового времени и ее интерпретации в современную эпоху.
Одним из главных аспектов изучения данной темы является вопрос об истоках зрелищной культуры античного мира, которая уходит своими корнями в глубокую древность и связана с оформлением религиозного обряда. В рамках данного проекта предполагается, прежде всего, обратиться к изучению появившегося в эпоху греческой архаики такого важного вида религиозных праздников, как панэллинские атлетические и мусические состязания (Олимпийские, Пифийские, Истмийские и Немейские игры), в которых особенно ярко проявился дух состязательности, свойственный античной цивилизации; а также рассмотреть проблему оформления и презентации других религиозных ритуалов – мистерий, жертвоприношений, торжественных религиозных процессий и праздников. Важно в этой связи обратиться к проблеме функций, которые выполняли зрелища в античную эпоху, среди которых следует особо выделить коммуникативную, социально-организующую роль.
Центральное место в рамках проекта отводится исследованию возникшего на рубеже архаической и классической эпох уникального феномена греческого театра, уходящего своими корнями в религиозную обрядность, – культ Диониса. Изучение древнегреческого театра, который воплощает важнейшую форму зрелищной культуры в античном мире, предполагает, прежде всего, обращение к вопросам об организации театрального пространства и его архитектурного оформления, изучение вопросов организации театральных зрелищ в социологическом ключе, прежде всего, социального и гендерного состава театральной публики и исполнителей, отношения в античном обществе к драматургам и актерам и др. При этом в центре внимания оказываются также проблемы финансирования постановок, сочетание государственной и частной инициативы в этом финансировании, одна из важнейших афинских литургий – хорегия, т.е., используя современные понятия, менеджмент, патронаж, спонсорство применительно к театральным представлениям.
Еще одно важное направление исследования – зрелищность как неотъемлемая характеристика политической жизни античности. В Греции можно указать на PR-акции тиранов и политических лидеров афинской демократии. Обращаясь к эпохе эллинизма, следует особо отметить презентацию военного и политического лидерства, которое характеризует уже действия Александра Македонского. Специального исследования заслуживает перформанс в римской политике эпохи гражданских войн (II–I вв. до н.э.), когда связь политики и зрелищ становится особенно заметной: в это время возрастает роль политического красноречия, усиливается значение прославления военных побед полководцев, еще одним способом обретения популярности оказывается устройство для народа пышных и масштабных игр с состязаниями колесниц в цирке, травлей животных и гладиаторскими боями. Значимый комплекс задач связан с изучением особенностей различных представлений в эпоху Римской империи, когда зрелищная составляющая оказывается едва ли не доминантой социальной и политической жизни (ср. знаменитый призыв Ювенала «Хлеба и зрелищ!»). Кроме по-прежнему популярных гладиаторских боев и травли животных в амфитеатре, многодневных состязания колесниц в цирке, появились и новшества – костюмированные многотысячные кровавые бои рабов, военнопленных и преступников. Особого внимания заслуживает роль театрализованных ритуалов и зрелищ при императорском дворе. Усвоив дворцовые традиции эллинистического мира, императоры обогатили их традиционными римскими элементами и развили в сложную систему церемониала.
Также важным является сюжет об отношении христиан к зрелищам. Первые христианские писатели относились к ним крайне негативно из-за связи театра с языческой религией, распущенности актеров на сцене, кровопролития на арене; кроме того, имело значение и то, что публичные казни христиан – мученичества – превращались в зрелища. Однако уже на рубеже II–III в. происходят изменения: в церкви во время богослужения появляются элементы перформанса, даже мученики представляли себя актерами «великого театра», аудиторией которого являются не только люди, но и Бог, и все ангелы. В итоге, с окончательной победой христианства, мы видим, с одной стороны, исчезновение кровавы гладиаторских боев, а с другой – оправдание ранее запретного театра и появление взамен старых представлений новых видов зрелищ, например, развернутых церковных богослужений и праздников.
В результате работы над проектом предполагается не только исследовать намеченные отдельные аспекты данной темы, но и обобщить итоги исследования (в статьях участников проекта и коллективной монографии по теме проекта). Концепция феномена зрелища в античную эпоху в различных его проявлениях позволит уточнить и расширить наши представления о специфике античной цивилизации, которая составляет основу современной европейской и, во многом, мировой культуры. Кроме того, в современную эпоху, в условиях все возрастающего значения зрелища в различных сферах жизни, обращение к античным истокам дает возможность лучше понять многие общественные явления последних десятилетий, особенности теории и практики современной культуры.
Краткое названиеАнтичные основы современной зрелищной культуры
АкронимRFBR_a_2020 - 3
СтатусЗавершено
Эффективные даты начала/конца30/03/2228/12/22

    Области исследований

  • Античность, древняя Греция, древний Рим, античная религия, панэллинские праздники, Олимпийские игры, Пифийские игры, театр, амфитеатр, цирк, перформанс, Antiquity, ancient Greece, ancient Rome, ancient religion, Panhellenic festivals, the Olympic games, the Pythian games, theatre, amphitheatre, circus, performance

ID: 94007160