Актуальность исследования определяется важностью получения данных для понимания роли межпоколенных отношений и наставничества в профессиональном развитии молодежи, а также эффектов такого взаимодействия в условиях изменяющего профессионального и социально - экономического пространства. Среди общекультурных компетенций, которые должны быть сформированы у студентов, выделяется общая для всех профессиональных направлений: "способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия", что подразумевает под собой - умение работать в разновозрастных коллективах. Данный факт подчеркивает особую значимость и актуальность данного исследования. Цель данного проекта заключается в изучении роли межпоколенных отношений в профессиональном развитии молодежи на этапе перехода от юности к взрослости. Задачи исследования: 1) Изучить особенности профессионального развития у студентов (профессиональный выбор, мотивы профессионального выбора, факторы профессионального развития, увлеченность профессиональным обучением, отношение к профессиональному будущему); 2) Выявить особенности семейных межпоколенных отношений: характер (степень противоречия во взаимодействии и степень принятия опыта) и их структуру (когнитивный, аффективный, поведенческий компоненты); 3.) Выявить специфику наставничества и внесемейных непрофессиональных межпоколенных отношений, как особых форм межпоколенных отношений; 4) Сравнить паттерны семейных межпоколенных отношений и паттерны наставничества и несемейных межпоколенных отношений; 5) Рассмотреть межпоколенные отношения и наставничество как ресурс профессионального развития; 6) Оценить вклад межпоколенных отношений и наставничества в группах с разным характером профессионального развития (негативный, пассивный, позитивный);7) Исследовать гендерные особенности межпоколенных отношений и наставничество ; 8) Изучить роль соответствия и слаженности межпоколенных отношений и наставничества в позитивном профессиональном развитии молодежи; 9) Построить эмпирическую модель связи межпоколенных отношений, наставничества и профессионального развития молодежи. 10) разработать опросник на оценку позитивного и негативного влияния межпоколенных отношений на повседневное функционирование молодого человека.
Современное общество претерпевает существенные изменения, как в социальном, так и в экономическом плане, происходят существенные демографические изменения, которые связаны с увеличением продолжительности жизни и ростом «формального» процента пожилого населения. Исследователи в области межпоколенных отношений отмечают специфические особенности молодых людей (возраст от 17 до 20 лет), рассматривая данную категорию молодежи как ориентированных на успех и имеющих практическую направленность. Выявленная тенденция связана, как с трансформацией социального пространства, так и с активным поиском своего места в жизни, определением профессионального будущего, а также с условиями, которые диктует современная действительность. Цифрофизация, высокая степень персонализации, практичность, жизнь в виртуальной реальности, высокая мотивированность, необходимость отстаивать свою независимость и стремление придерживаться принципа «сделай сам» (DIY – do-it-yourself) – все перечисленное оказывает влияние на формирование личности молодого человека. Обозначенные тенденции приводят к изменению системы социальных отношений, как семейных, так и несемейных, т.е. межпоколенных. Период перехода от юности к взрослости в жизни человека является отправной точкой, период, когда закладываются основы для будущей профессиональной деятельности. Вместе с тем, современный человек сталкивается с многообразием несемейных межпоколенных отношений, и понимание механизмов подобных отношений может стать основой для развития более эффективного взаимодействия.
Проведенное эмпирическое исследование позволило выявить важную роль межпоколенных отношений, как семейных – с родителями и прародителями, так и несемейных – с преподавателями, в позитивном профессиональном развитии молодежи. Изучив комплексно вопрос межпоколенных отношений, мы выявили значимую роль преподавателя в формировании позитивного характера профессионального развития молодежи и ресурсная составляющая семейных межпоколенных отношений. а поведенный анализ ответов студентов о смысле наставничества и наставника показал, что наставничество сегодня является важным феноменом, и оно приносит определенную пользу для студентов. Наставничество обеспечивает поддержку и помощь. Наставник воспринимается как опытный, компетентный, способный сориентировать и оказать как информационную, так и психологическую поддержку. На наш взгляд – данный факт является важным в исследовании, так как позволяет наметить пути установления конструктивных взаимоотношений в образовательной среде, а преподавателям лучше понять студентов.
Нами было показано, что, с одной стороны межпоколенные отношения способны оказывать значительную поддержку, с другой - воздействовать на жизнь молодых людей в негативном ключе. Молодые люди, испытывающие трудности в образовательном процессе и адаптации в профессиональном социуме, в большей мере руководствовались желанием родителей при поступлении и имели сильные поддерживающие отношения с родителями (возможно проявление гиперопеки).
Исследование внутрисемейных межпоколенных отношений выявило сложный механизм семейных эмоциональных коммуникаций и их влияние на психологическое благополучие молодежи и их родителей. Выявлена межпоколенная преемственность по параметрам семейных эмоциональных коммуникаций «критика», «фиксация на негативных переживаниях», «семейный перфекционизм». Нами выявлены разные типы межпоколенных социальных отношений (проблемный, конструктивный, амбвивалентный), которые также дают более цельное понимание в части межпоколенного диалога и установления взаимоотношений. Выявлена связь межпоколенных отношений с временной перспективой и психологическим благополучием. Показано, что для формирования временной перспективы и психологического благополучия важнее опыт установления контакта и понимания со старшим поколением, нежели наличие постоянной совместной деятельности. Рассмотрена связь личностных особенностей в связи с межпоколеными отношениями. Показано, что параметры самоотношения являются компонентами сложной системы межпоколенных отношений. Изучена специфика совладающего поведения в структуре межпоколенных отношений и их связь с трудностями в образовательном процессе. Изучение ценностей современной молодежи на этапе вхождения в профессиональную среду показало доминирование личностно-ориентированных ценностей («самостоятельность», «достижения», «гедонизм») и сосредоточенных на социальных отношениях («доброта»), которые наиболее представлены в женской выборке. Новизна представленного исследования заключается в том, что впервые изучен характер и структура межпоколенных отношений в связи с профессиональным развитием молодежи. Выявлена неоднозначная связь межпоколенных отношений. Разработан новый инструментарий для изучения межпоколенных социальных отношений. Полученные данные обладают несомненной практической значимостью, т.к. позволяют использовать их в качестве мишеней в работе с семьями, а также в психологической поддержке студентов.
За весь период проекта подготовлено 35 публикаций, данные представлены в 26 докладах на 20-ти конференциях. Разработана методика, направленная на изучение межпоколенных социальных отношений (для молодежи). Проведен анализ данных на студенческой выборке, а также на единой семейной межпоколенной выборке.
Данный проект посвящен изучению механизма взаимодействия межпоколенных отношений с факторами профессионального развития у молодежи, при переходе от юности к взрослости. Цель проекта заключается в изучении роли межпоколенных отношений в профессиональном развитии молодежи на этапе перехода от юности к взрослости. Общая выборка составила 433 студента вузов и колледжей Санкт-Петербурга и Выборга, в возрасте от 17 до 24 лет, в том числе единая семейная межпоколенная выборка (студент-родитель), в количестве 188 человек. Дополнительно были опрошены студенты Якутска в количестве 100 человек.
Теоретический обзор раскрыл основные тенденции изучения несемейных межпоколенных отношений. Рассмотрены понятия «поколение» как ключевого в межпоколенных исследованиях. Проанализированы методологические проблемы изучения межпоколенных отношений. Обнаружено, что в современной науке остается множество методологических неточностей, связанных с межпоколенными отношениями. Для получения наиболее полных данных о специфике межпоколенных отношений, нами использован комплексный подход, соединивший организационные и инструментальные, семейные и несемейные методы. Исследованы и описаны дефиниции «наставничество» и «наставник» в понимании современной молодежи, сформулировано определение наставничества.
Изучены особенности профессионального развития студентов (профессиональный выбор, мотивы профессионального выбора, факторы профессионального развития, увлеченность профессиональным обучением, отношение к профессиональному будущему). Выявлен проблемный характер профессионального развития на начальном этапе обучения, который проявляется в негативной оценке профессиогенеза: сложности в адаптации, наличие трудностей, связанных с учебно-образовательным процессом; проявление страха и тревожности при оценке своего профессионального будущего. С помощью разработанного опросника, направленного на изучение межпоколенных социальных отношений (МПСО) выделены типы МПСО (проблемный, амбвивалентный, конструктивный) и изучена их связь с характером профессионального развития, что позволило расширить понимание значимости несемейных межпоколенных отношений в профессиональное становление молодежи. Показана важная роль преподавателей в формировании удовлетворенности профессиональным обучением, позитивного отношения к своей будущей профессии.
Изучен вклад семейных и несемейных межпоколенных отношений (МПО) в профессиональное развитие молодежи. Показано, что стремление к получению профессиональных знаний, умение сотрудничать и адаптироваться к новой социальной ситуации развития обеспечивается коммуникативной активностью с преподавателями, а сильные позитивные, поддерживающие отношения с родителями способствуют снижению целеустремленности.
Рассмотрена связь личностных особенностей в связи с межпоколеными отношениями. Изучение самоотношения в контексте межпоколенных отношений показало, что параметры самоотношения являются компонентами сложной системы межпоколенных отношений. Обнаружена наибольшая выраженность саморуководства и самопривязанности у юношей в группе с конструктивным типом отношений, наибольшая выраженность внутренней конфликтности – у девушек.
Изучение совладающего поведения в структуре межпоколенных отношений выявило различия в структуре совладающего поведения с трудностями учебно-профессиональной деятельности студентов, обучающихся в профессиональных учебных заведениях высшего и среднего образования. Выявлены стратегии, усиливающие переживания трудностей, а также выполняющих ресурсную функцию.
Выявлена связь межпоколенных отношений с временной перспективой и психологическим благополучием.
Изучение ценностей современной молодежи на этапе вхождения в профессиональную среду показало доминирование личностно-ориентированных ценностей («самостоятельность», «достижения», «гедонизм») и сосредоточенных на социальных отношениях («доброта»), которые наиболее представлены в женской выборке. Выявлена сложная структура взаимосвязей параметров межпоколенных отношений с ценностями у молодежи. В исследовании рассматривались как семейные, так и несемейные МПО, в том числе, особенности профессионального взаимодействия (с преподавателями). Показан существенный вклад несемейных МПО в формирование терминальных (на уровне нормативных идеалов) и инструментальных (на уровне индивидуальных приоритетов) ценностей.
Все полученные связи межпоколенных отношений и психологического благополучия были положительными, что подчеркивает позитивную роль таких отношений для функционирования молодых людей в целом.
Новизна представленного исследования заключается в том, что впервые изучен характер и структура межпоколенных отношений в связи с профессиональным развитием молодежи. Выявлена неоднозначная связь межпоколенных отношений. разработан новый инструментарий для изучения межпоколенных социальных отношений. Полученные данные обладают несомненной практической значимостью, т.к. позволяют использовать их в качестве мишеней в работе с семьями, а также в психологической поддержке студентов.
Петраш М.Д. - организация исследования, разработка дизайна исследования, сбор эмпирических данных, анализ и интерпретация данных, подготовка публикаций, презентация результатов на конференциях, подготовка отчетов.
Стрижицкая О.Ю. – разработка дизайна исследования, анализ и интерпретация данных, подготовка публикаций, презентация результатов на конференциях.
Гармонова А.Е. - сбор эмпирических данных, анализ и интерпретация данных,подготовка публикаций, презентация результатов на конференциях.
Харитонова Т.С. - сбор эмпирических данных, подготовка публикаций, презентация результатов на конференциях.
Акроним | RFBR_a_2019 - 3 |
---|
Статус | Завершено |
---|
Эффективные даты начала/конца | 22/03/21 → 28/12/21 |
---|