описание

психологических теорий, описывающих взаимодействие вербальных и образных компонентов мышления, за счет их
приложения к изучению актуальной научной проблемы: анализу когнитивных механизмов, опосредующих понимание
читателями смысла иконических текстов. Так, запланированная к реализации работа не только призвана стать
логическим продолжением развиваемой представителями Ленинградской – Петербургской психологической школы
(Л. М. Веккер, М. В. Осорина, М. А. Холодная и др.) теории о двуязычной природе мышления, но и обеспечить
интеграцию российского исследовательского опыта в контекст мировой когнитивной науки в области проблематики
усвоения абстрактного и конкретного знания (Л. Барсалу, Ф. Бинкофски, А. Борги, А. Пайвио, П. Шваненфлугель и др.) и
понимания текстов новых форматов (Р. Майер, В. Шнотц и др.).
Полученные по итогам реализации проекта данные могут послужить основой для проведения будущих исследований,
направленных на уточнение различных аспектов процесса работы читателей с иконическими текстами. Данный вклад
может быть особенно важен в контексте российской когнитивной науки, поскольку результаты экспериментов,
выполненных в русле психолингвистической проблематики, чувствительны к языковому фактору, а на сегодняшний
день существует крайне ограниченное количество работ по близким к проблематике проекта темам, выполненных
русскоязычных выборках.
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные в нем данные могут способствовать
созданию информационных и образовательных технологий, способствующих повышению эффективности
взаимодействия читателей с материалами иконического типа. В частности, полученные нами результаты и сделанные
на их основе выводы могут послужить основанием для внедрения специализированных программ подготовки и
редактуры современных текстовых материалов вне зависимости от сферы их использования (так, учет когнитивных
возможностей читателей является в равной степени важной задачей как при подготовке учебных пособий, так и при
составлении информационных сообщений современными онлайн-СМИ). Кроме того, на сегодняшний день имеется
ощутимый дефицит учебных программ и курсов, направленных на формирование навыков эффективной работы
читателей с иконическими текстами. Данный пробел может быть восполнен путем разработки соответствующих
программ для их реализации в учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования и в условиях
открытого онлайн-доступа для читателей, испытывающих потребность в развитии собственных умений работы с
текстом.
Самостоятельным результатом проекта станет разработка авторского русскоязычного стимульного материала,
выверенного по ряду психолингвистических параметров. Этот материал сможет впоследствии использоваться: а) для
развития исследований в области понимания иконических текстов, содержащих и не содержащих семантический
конфликт; б) в сфере изучения специфики когнитивной работы читателей с абстрактными и конкретными текстами; в)
при условии дальнейшей адаптации – для диагностики когнитивных затруднений, возникающих у современных
молодых взрослых при чтении текстов разных форматов.
АкронимRSF_SRG_2024 - 1
СтатусВыполняется
Эффективные даты начала/конца1/01/2431/12/24

    Области исследований

  • когнитивные процессы, чтение, понимание, икониеский текст, семантика, абстрактное и конкретное знание, айтрекинг

ID: 116809183