описание

Выбор кафедры славянских литератур и культур университета Загреба обусловлен тем, что ее преподаватели имеют значительную историю исследований в области литературы, в своих научных работах обращая особое внимание на психолингвистический, социальный, философский аспект интерпретации текста. Профессор Драган Багич (Scopus ID - 35613415800, индекс Хирша - 5) изучает социальные, психолингвистические философские аспекты процесса продуцирования и потребления текстов. В поле научной деятельности исследователя оказываются не только вопросы, связанные с традиционным влиянием исторических и социальных факторов, но изучение психологических, психоделических аспектов социального обустройства и производства текстов, (включающих изучение влияния травм и медицинских диагнозов на потребление текстов и художественных произведений). Запланированный и спроектированный план курса лекций, таким образом, представляется важной частью дальнейших исследований теоретической проблематики герменевтики и творчества русско-язычных авторов начала XX века, позволит сравнить существующие методы психолингвистического и социально-лингвистического изучения текста, рассмотреть, каким образом биографические методы исследования могут быть обогащены исследованием социальных, философский, психологических и медицинских факторов.
Часть данного курса лекций, разработанного в СПбГУ, была ранее неоднократно прочитана мною на английском языка в рамках программ кафедры английской филологии и лингвокультурологии (направление "Лингвокультурология"), включая лекции "Основные тенденции развития лингвистических, психолингвистических, литературоведческих исследований".
Проведенные мною исследования творчества писателей и поэтов серебряного века и эпохи модернизма сфокусированы и на традиционно биографических составляющих, на методе лингвистического анализа текстов, на определении тех философских и культурологических концептов, которая позволяют говорить о языковых особенностях писателей. Среди раннее опубликованных работ, представляющий научный задел по данной теме, см. Щербак Н.Ф. «Владимир Набоков, роман «Ада», лабиринты смыслов и обратимость времени», Щербак Н.Ф, «Дыхание звука или акустическая алхимия», Новое Литературное Обозрение, № 6, 2017 (входит в базу данных Scopus, Web of Science, Core Collection), а также Щербак Н.Ф, Лаврова С.В. «Выразимые и невыразимые элементы музыкального и литературных языков. «Ада» Владимира Набокова и Новая музыка», Вестник С-Петербургского Университета, искусствоведения, № 2, 2015. С. 19-33 (входит в базу данных Scopus)), посвященных тем тенденциям, которые появляются в творчестве поэтов и писателей серебряного века и характерны для творческой деятельности большинства авторов, художников, музыкантов, так как имеют общий философский и культурологический фон. В частности, проведенные исследования показывают основные тенденции развития нарратива XX века, а именно появление анти-нарративных практик, которые позволяют проследить структурно-семантические особенности реализации пространственно-временных отношений, изучить феномен создания символического языка, иконичности языкового знака, функционирования знаков препинания, принципа гетерогенности и полиязычия, нарушения ритма, словесных экспериментов в поле прозаического текста.
Мой опыт научной деятельности связанный с изучения творчества писателей начала XX века достаточно долгосрочен. В 2001-2002 году мною были осуществлены научные исследования в архиве Лидского Университета. Результатом исследования являются монографии (3), а также книги научно-популярного характера о поэтах серебряного века (в частности, книга «Кумиры. Истории любви. Любовь поэтов серебряного века», М.: 2012; Сергей Есенин. С белых яблонь дым. Лучшие стихи и биография. М., 2017, «Хрестоматии к курсу лекций «Серебряный век в русской поэзии: символизм», Чехов, 2017.
Чтение лекций позволит апробировать результаты последних исследований, которые ставили задачей совместить ранее не сопоставимые жанры мемуарной прозы (Берберова) и художественной прозы (Набоков). Важным фактором исследования стало изучение способности к мифотворчеству, ярко выраженное и в художественной прозе и в документальной прозе начала XX века.

описание для неспециалистов

Целью визита было ознакомление с коллегами кафедры англистики и славистики, рассмотрение общего методического потенциала между кафедрами Загребского университета и кафедры английской филологии СПбГУ. Есть предварительная договоренность о возможности проведения стажировок студентов из СПбГУ в Загребе и о поездке хорватских студентов в С-Петербург, СПбГУ.
Мною был проведен курс лекций, а также дополнительные презентации и доклады по темам "Философия символа", "Психолингвистика", "Новые методы преподавания иностранного языка".
Подготовлены к печати научные статьи, научно-популярные статьи, посвященные проблемам психолингвистики и философии символа

основные результаты по проекту в целом

Проект позволил провести диагностику развития науки и методов преподавания в Загребском Университете, на кафедрах славистики и англистики, ознакомиться с интересами преподавателей, студентов, администрации, общими направлениями дальнейшей совместной деятельности. Есть договоренность о проведении совместных конференций и научных исследований. Получены данные о возможностях публикации в журналах Scopus (по тематике, связанной с исследованием теоретической грамматики английского языка, литературы, классических исследований - латинского и греческого языков).

основные результаты по этапу (подробно)

Мною проведены лекции и семинары по темам "Философия символа и психолингвистика текста" для студентов магистрантов и аспирантов (40 человек в каждой группе, 10 часов). Подготовлены материалы и научные статьи для публикации

описание вклада в работу каждого из участников (учётная форма ЦИТиС)

100 процентное участие коллег кафедры славянских исследований и англистики, готовность для дальнейшего сотрудничества
Краткое названиеФилософия символа и психолингвистика текста
АкронимERASMUS_2019
СтатусЗавершено
Эффективные даты начала/конца17/11/1923/11/19

    Области исследований

  • серебряный век, символизм, герменевтика, анализ дискурса

ID: 41782110