- Известные бюджетному законодательству способы финансирования (прежде всего, субсидирование), безусловно, могут быть использованы при реализации национальных проектов, однако их эффективность и способность обеспечить достижение поставленных целей вызывает сомнения. Субсидии на государственные задания и на «иные цели», предназначенные бюджетным и автономным учреждениям, могут обеспечивать только поддержание состояния оказания публичных услуг в заданном режиме, но не в состоянии обеспечить ускоренное продвижение к цифровой экономике.
- Традиционное регулирование предоставления субсидий коммерческим и некоммерческим организациям, предполагающее жесткий контроль за соблюдением условий предоставления субсидий, в том числе, достижение показателей результативности, породило судебную практику, свидетельствующую о затруднениях как у контрольных органов, так и у судебных при оценке доказательств соблюдения/несоблюдения условий.
- Действующее нормативно-правовое регулирование субсидирования выполнения государственного задания на подготовку кадров по уровням высшего образования оставляет неопределенным понятие качества как критерия для определения потребности в образовательной услуге.
- Нормативный способ формирования размера субсидии на финансирование государственного задания с использованием корректирующих коэффициентов не учитывает цели и задачи, сформулированные в национальных проектах «Цифровая экономика» и «Образование», полагаем необходимым внесение изменений в процесс формирования задания на нормативно-правовом уровне в соответствии с национальными проектами: обеспечение системы гарантий качества образовательных услуг в сотрудничестве бизнеса и образования и соответствия новых компетенций целям цифровой экономики.
- Полезный эффект от цифровизации высшего образования, признаваемый всеми исследователями и экспертами, не исключает также и негативных аспектов, которые могут и должны быть выявлены методами социологических исследований. Правовые оценки и правовые меры нейтрализации отрицательных последствий слома стереотипов обучения в формате непосредственной «живой» передачи знаний от «ученика» к «учителю» на данном этапе развития процессов цифровизации не могут иметь законченного и системного характера.
- В сложившихся правовых статусах российских университетов – федеральные университеты, национально-исследовательские университеты, университеты с особым статусом и другие – преобладают сдерживающие развитие концепты. Преодолению существующих ограничений развития университетов может послужить трансформация подхода к пониманию роли и значения автономии университетов как особому качеству, имманентно присущего университетской корпорации.
- Современные российские университеты находятся в зависимости от государства, это объективная реальность. Целеполагание, государственное задание, государственный контроль и надзор – неотъемлемые характеристики отношений между университетами и учредителями, однако баланс в этих отношениях должен строиться на иных принципах, в основе должно лежать доверие к университету как социальному институту — органичной части современного общества..
- Онлайн-образование перестало быть экзотическим форматом обучения, оно господствует в сегменте дополнительного образования, все увереннее проникает на территорию высшего образования. Дальнейшее продвижение электронного обучения в сегменте высшего образования зависит от двух факторов – технологических решений и правового регулирования.
- Задачи, возникающие у органов управления системой российского образования и образовательных организаций в связи с обвальной цифровизацией самых различных общественных процессов, заставляют оперативно менять подходы к подготовке кадров, адаптированных к цифровой экономике; пандемия коронавируса заставила «на ходу» осваивать тотальное дистанционное обучение и, очевидно, это не последняя угроза, которая потребует от университетов быстрых и нестандартных решений, и рассчитывать им приходится исключительно на себя, а это возможно только понимая степень своей автономии и ответственности.
- Реализация образовательных программ в форме сетевого обучения обеспечивает кооперацию инфраструктурных, кадровых, материальных и интеллектуальных ресурсов. Для сферы высшего образования особенно ценно, что в образовательный процесс вовлекаются эксперты в соответствующей предметной области – это способствует формированию компетенций, обозначенных в рамках образовательной программы.
- Влияние цифровых технологий и инструментов на институт высшего образования многопланово, наблюдаются как позитивные, так и негативные аспекты цифровизации, которые важно изучать на систематической основе. Большинством исследователей признается, что цифровизация высшего образования — процесс объективный, отражающий общую логику перехода к цифровому обществу.
Васильев Илья Александрович - доцент Кафедры теории и истории государства и права СПбГУ, исследование адаптации системы финансирования государством высшего образования к выполнению условий для становления цифровой экономики, формулирование предложений, в том числе с учётом национальных проектов «Цифровая экономика», «Наука и университеты», «Образование», по корректированию текущих статусов образовательной организации высшего образования; объединений юридических лиц, работодателей и их объединений, общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования; заказчика образовательных услуг (физических и юридических лиц), обучающегося по программам высшего образования; организаций, осуществляющих обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования; преподавателя в образовательной организации высшего образования.
Оленников Сергей Михайлович - доцент Кафедры уголовного права СПбГУ, анализ возможностей для частных инвестиций в цифровое высшее образование, в том числе с точки зрения рентабельности таких инвестиций, формулирование предложений, в том числе с учётом национальных проектов «Цифровая экономика», «Наука и университеты», «Образование», по корректированию текущих статусов образовательной организации высшего образования; объединений юридических лиц, работодателей и их объединений, общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования; заказчика образовательных услуг (физических и юридических лиц), обучающегося по программам высшего образования; организаций, осуществляющих обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования; преподавателя в образовательной организации высшего образования.
Кашаева Анастасия Александровна - обучающаяся СПбГУ, анализ возможностей для частных инвестиций в цифровое высшее образование, в том числе с точки зрения рентабельности таких инвестиций, формулирование предложений, в том числе с учётом национальных проектов «Цифровая экономика», «Наука и университеты», «Образование», по корректированию текущих статусов образовательной организации высшего образования; объединений юридических лиц, работодателей и их объединений, общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования; заказчика образовательных услуг (физических и юридических лиц), обучающегося по программам высшего образования; организаций, осуществляющих обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования; преподавателя в образовательной организации высшего образования.
Василишина Полина Юрьевна - обучающаяся СПбГУ, исследование адаптации системы финансирования государством высшего образования к выполнению условий для становления цифровой экономики, формулирование предложений, в том числе с учётом национальных проектов «Цифровая экономика», «Наука и университеты», «Образование», по корректированию текущих статусов образовательной организации высшего образования; объединений юридических лиц, работодателей и их объединений, общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования; заказчика образовательных услуг (физических и юридических лиц), обучающегося по программам высшего образования; организаций, осуществляющих обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования; преподавателя в образовательной организации высшего образования.
Дмитрикова Екатерина Александровна - обучающаяся СПбГУ, определение направлений, по которым образовательным организациям целесообразно предоставить больше свободы в самоуправлении и самофинансировании, а также оценена возможность снижения роли государства как единственного заказчика высшего образования, формулирование предложений, в том числе с учётом национальных проектов «Цифровая экономика», «Наука и университеты», «Образование», по корректированию текущих статусов образовательной организации высшего образования; объединений юридических лиц, работодателей и их объединений, общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования; заказчика образовательных услуг (физических и юридических лиц), обучающегося по программам высшего образования; организаций, осуществляющих обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования; преподавателя в образовательной организации высшего образования.
Халатова Раиса Игоревна - обучающаяся СПбГУ, анализ возможностей для частных инвестиций в цифровое высшее образование, в том числе с точки зрения рентабельности таких инвестиций, формулирование предложений, в том числе с учётом национальных проектов «Цифровая экономика», «Наука и университеты», «Образование», по корректированию текущих статусов образовательной организации высшего образования; объединений юридических лиц, работодателей и их объединений, общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования; заказчика образовательных услуг (физических и юридических лиц), обучающегося по программам высшего образования; организаций, осуществляющих обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования; преподавателя в образовательной организации высшего образования.
Минина Вера Николаевна - профессор Кафедры социологии культуры и коммуникаций СПбГУ, формулирование предложений, в том числе с учётом национальных проектов «Цифровая экономика», «Наука и университеты», «Образование», по корректированию текущих статусов образовательной организации высшего образования; объединений юридических лиц, работодателей и их объединений, общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования; заказчика образовательных услуг (физических и юридических лиц), обучающегося по программам высшего образования; организаций, осуществляющих обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования; преподавателя в образовательной организации высшего образования.
Дивеева Нелли Ивановна - профессор Кафедры трудового и социального права СПбГУ, определение направлений, по которым образовательным организациям целесообразно предоставить больше свободы в самоуправлении и самофинансировании, а также оценена возможность снижения роли государства как единственного заказчика высшего образования.
Шевелева Наталья Александровна - профессор Кафедры административного и финансового права СПбГУ, исследование адаптации системы финансирования государством высшего образования к выполнению условий для становления цифровой экономики; определение направлений, по которым образовательным организациям целесообразно предоставить больше свободы в самоуправлении и самофинансировании, а также оценена возможность снижения роли государства как единственного заказчика высшего образования, формулирование предложений, в том числе с учётом национальных проектов «Цифровая экономика», «Наука и университеты», «Образование», по корректированию текущих статусов образовательной организации высшего образования; объединений юридических лиц, работодателей и их объединений, общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования; заказчика образовательных услуг (физических и юридических лиц), обучающегося по программам высшего образования; организаций, осуществляющих обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования; преподавателя в образовательной организации высшего образования.
Книжникова Злата Сергеевна - обучающаяся СПбГУ, формулирование предложений, в том числе с учётом национальных проектов «Цифровая экономика», «Наука и университеты», «Образование», по корректированию текущих статусов образовательной организации высшего образования; объединений юридических лиц, работодателей и их объединений, общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования; заказчика образовательных услуг (физических и юридических лиц), обучающегося по программам высшего образования; организаций, осуществляющих обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования; преподавателя в образовательной организации высшего образования.