описание

В результате реализации проекта будут получены новые научные данные:
- о нейрогуморальных показателях развития в связи с ранней социально-эмоциональной депривацией детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в замещающих семьях;
- о взаимосвязи нейрогуморальных показателей развития и качества первичного социально-эмоционального окружения детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в российских замещающих семьях.
Результаты проведенного исследования позволят расширить теоретические представления клинической психологии развития и психофизиологии, связанные с пониманием закономерностей нарушений психофизиологического развития человека на наиболее ранних этапах онтогенеза, роли средовых факторов риска нарушений развития в младенческом и раннем возрасте, в том числе при переводе из депривационных условий учреждения в семейное окружение. Теоретические обобщения, полученные на основании анализа эмпирических данных, помогут оценить значимость качества первичного социально-эмоционального окружения для механизмов нейрогуморального функционирования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения биологических родителей, помещенных на воспитание в замещающие семьи.
Прикладная значимость проекта полностью соотносится с одним из основных векторов социальной политики государства, направленного на повышение качества жизни детей в Российской Федерации, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Полученные в результате исследования данные о нейрогуморальных механизмах развития детей младенческого и раннего возраста, имеющих опыт социально-эмоциональной депривации, а также взаимосвязи нейрогуморальных показателей с качеством первичного окружения ребенка, могут служить основанием для разработки и реализации программ сопровождения детей младенческого и раннего возраста в замещающих семьях, направленных на повышение их качества жизни. Результаты научной работы, в том числе, могут использоваться для оценки эффективности мероприятий по реорганизации сиротских учреждений, по созданию системы замещающих семей, учитываться при разработке междисциплинарных семейноцентрированных программ раннего сопровождения детей с опытом проживания в депривационных условиях первичного социального окружения.

описание для неспециалистов

К настоящему времени результаты многочисленных исследований свидетельствуют о негативном долгосрочном влиянии раннего депривационного опыта (разлучение с близким взрослым, временное пребывание в условиях институционализации) на развитие детей, воспитывающихся в замещающих семьях, которое проявляется в нарушении привязанности, психического и поведенческого функционирования. Менее изученными и в наибольшей степени актуальными на сегодняшний день в данной области остаются вопросы о влиянии раннего депривационного опыта на биологические показатели развития человека. Как известно, особенно чувствительно реагирует на воздействующие на организм неблагоприятные внешние факторы среды гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая (ГГН) система. Одной из важных функций ГГН системы является реализация секреции кортизола. В организме человека существует суточный ритм секреции кортизола, который характеризуется низкими ночными концентрациями, повышением к утренним часам и снижением в течение дня ко времени отхода ко сну. Хронический стресс способен изменять ритм секреции кортизола и способность организма отвечать на разовое воздействие стрессовых источников. В качестве источника хронического стресса у ребенка можно рассматривать неблагоприятные условия первичного социально-эмоционального окружения, например, разлучение с близким ухаживающим взрослым, проживание в сиротском учреждении, постоянное пренебрежение или насилие в семье, переводы из одних условий проживания в другие, качество ближайшего социально-эмоционального окружения и т.д.
Целью данного исследования было изучение нейрогуморальных показателей развития через дневной ритм секреции кортизола у детей младенческого и раннего возраста с ранним опытом депривации, воспитывающихся в замещающих семьях РФ. Изучение дневного ритма секреции кортизола было проведено с принятием во внимание одного из важных показателей, влияющих на развитие ребенка, - качества его ближайшего социально-эмоционального окружения.
Основной гипотезой исследования было предположение о том, что ранний опыт социально-эмоциональной депривации в младенческом и раннем возрасте негативно влияет на дневной ритм секреции кортизола у детей, воспитывающихся в замещающих семьях, а именно: дневной ритм секреции кортизола у детей в замещающих семьях будет отличаться от такого у их сверстников из биологических семей. Частными гипотезами исследования были предположения о наличии взаимосвязей показателей секреции кортизола с возрастом поступления ребенка в замещающую семью (т.е. длительности пребывания в условиях депривации) и с качеством социально-эмоционального окружения в семье.
В исследовании приняли участие две группы детей: основная исследовательская группа - 40 детей, воспитывающихся в замещающих семьях, и группа сравнения - 44 ребенка, воспитывающихся в биологических семьях; средний возраст детей составил 25.3±11.9 (от 8 до 56 месяцев). Для изучения секреции кортизола был проведен сбор слюны в утренние (после пробуждения) и вечерние (перед сном) часы в течение трех дней подряд с последующим анализом концентрации кортизола. Для оценки качества ближайшего социально-эмоционального окружения ребенка используется анализ видеоматериалов 5-ти минутной ситуации свободной игры близкого взрослого с ребенка с дальнейшим качественным и количественным анализом, а также опросник для родителей о ежедневной социальной активности детей.
4. В проекте были получены следующие основные научные результаты.
4.1 Обнаружено, что дети младенческого и раннего возраста, воспитывающиеся в замещающих семьях РФ, имеют показатели утренней секреции кортизола схожие с таковыми у детей, воспитывающихся в биологических семьях, однако значения вечерней концентрации кортизола значимо более высокие по сравнению с детьми из биологических семей. Иными словами, дневной ритм секреции кортизола у детей в замещающих семьях значимо отличается от такового у детей в биологических семьях. В исследовании не было обнаружено взаимосвязи концентрации кортизола и возраста поступления ребенка на воспитание в замещающую семью.
4.2 При изучении взаимосвязи возраста поступления в замещающую семью и секреции дневного ритма секреции кортизола было выявлено, что у детей, поступивших в замещающую семью в возрасте после 20 месяцев, выше значения утренней концентрации (на уровне тенденции) и значимо выше значения вечерней концентрации кортизола, по сравнению с детьми, поступившими до 20 месяцев в семью, и детьми из биологических семей.
4.3 Изучение социально-эмоционального окружения детей через показатели взаимодействия близкого взрослого позволило обнаружить, что замещающие матери, в отличие от биологических, реже чувствительно и своевременно реагируют на сигналы и следуют за инициативой ребенка, чаще игнорируют сигналы ребенка, навязывают собственную линию поведения в процессе взаимодействия. В отдельных случаях поведение матерей может быть пугающим для ребенка. В исследовании не было выявлено взаимосвязи дневного ритма секреции кортизола (утренней и вечерней концентраций) и качества ближайшего социально-эмоционального окружения ребенка.
В целом, результаты проекта указывают на негативное долгосрочное влияние раннего депривационного опыта (разлучение с близким взрослым, пребывание в условиях институционализации) на нейрогуморальное развитие ребенка, в частности на дневной ритм секреции кортизола. Кроме того обнаружено, что замещающие родители имеют сложности в установлении контакта и взаимодействия с приемными детьми, что должно быть принято во внимание при выстраивании специалистами работы с замещающими семьями и организации программ раннего психологического вмешательства. Кроме того, полученные в данной работе результаты об особенностях секреции кортизола у детей в замещающих семьях подчеркивают то, что только лишь одного помещения ребенка на воспитание в семью недостаточно. Для благоприятного развития необходимы дополнительные мероприятия, например, вовлечение ребенка и его замещающей семьи в программы раннего психологического сопровождения.

основные результаты по проекту в целом

В целом, результаты проекта указывают на негативное долгосрочное влияние раннего депривационного опыта (разлучение с близким взрослым, пребывание в условиях институционализации) на нейрогуморальное развитие ребенка, в частности на дневной ритм секреции кортизола. Кроме того обнаружено, что замещающие родители имеют сложности в установлении контакта и взаимодействия с приемными детьми, что должно быть принято во внимание при выстраивании специалистами работы с замещающими семьями и организации программ раннего психологического вмешательства. Кроме того, полученные в данной работе результаты об особенностях секреции кортизола у детей в замещающих семьях подчеркивают то, что только лишь одного помещения ребенка на воспитание в семью недостаточно. Для благоприятного развития необходимы дополнительные мероприятия, например, вовлечение ребенка и его замещающей семьи в программы раннего психологического сопровождения.

основные результаты по этапу (подробно)

Целью настоящего исследования является изучение показателей дневного ритма секреции кортизола (утренняя и вечерняя концентрации), в связи с ранней социально-эмоциональной депривацией детей младенческого и раннего возраста, на время исследования воспитывающихся в замещающих семьях.

Основной гипотезой исследования является предположение о том, что ранний опыт социально-эмоциональной депривации в младенческом и раннем возрасте негативно влияет на дневной ритм секреции кортизола у детей, воспитывающихся в замещающих семьях, а именно: дневной ритм секреции кортизола у детей, воспитывающихся в замещающих семьях и имеющих ранний опыт социально-эмоциональной депривации, будет отличаться от такого у их сверстников, воспитывающихся в биологических семьях. Частными гипотезами исследования являются предположения о наличии взаимосвязей показателей секреции кортизола с возрастом поступления ребенка в замещающую семью (т.е. длительности пребывания в условиях депривации) и с качеством социально-эмоционального окружения в семье.

Были поставлены следующие задачи на весь период реализации проекта:
1. Изучить дневной ритм секреции кортизола (утренние и вечерние показатели) у детей, воспитывающихся в замещающих и биологических семьях; провести сравнительный анализ дневного ритма секреции кортизола у детей, воспитывающихся в замещающих и биологических семьях.
2. Изучить на основании анкетных данных социально-экономический статус замещающих и биологических семей, принимающих участие в исследовании, а также ранний опыт детей до помещения на воспитание в замещающие семьи.
3. Провести оценку и сравнительный анализ качества ближайшего социального окружения детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в замещающих и биологических семьях.
4. Изучить взаимосвязь дневного ритма секреции кортизола с возрастом поступления ребенка в замещающую семью и с качеством социально-эмоционального окружения в семье.
5. Подготовить публикации.

Методы исследования

В соответствии с поставленной целью и задачами в проекте использовались современные методы исследования, соответствующие мировым стандартам работ, применяемых в международных исследованиях:

1.Изучение дневного ритма секреции кортизола.
1.1. Процедура сбора материала. Для изучения дневного ритма секреции кортизола у детей проводился сбор слюны в утренние (в течение 30 минут после пробуждения) и вечерние (перед сном) часы в течение трех дней подряд. Таким образом на одного ребенка собиралось шесть пробирок со слюной. В качестве расходных материалов использовались ватные тампоны и контейнеры фирмы Salimetrics (www.salimetrics.com), разработанные специально для сбора слюны в исследовательских целях у детей в возрасте от 0 до 6 лет. После сбора ватный тампон, смоченный слюной, был помещен в специальный контейнер, который хранился в морозильной камере, а затем сотрудник исследовательской группы забирал собранный материал и доставлял в здание факультета психологии СПбГУ в специальной термосумке с хладоэлементами, позволяющими поддерживать необходимый уровень заморозки. Собранные образцы слюны для длительного хранения с последующим анализом были заморожены при температуре -18С. Химический анализ собранного материала проводился в Ресурсном центре молекулярных и клеточных технологий СПбГУ. Образцы были проанализированы с использованием высокочувствительного метода иммунноферментного анализа с применением химических наборов для анализа кортизола фирмы Salimetrics (www.salimetrics.com). Данный набор реактивов активно используется в международных исследованиях (см. Bernard et al., 2015; Chernego et al., 2019; Lee et al., 2020; и др).

1.2 Анализ данных. Для проведения дальнейшего математического анализа были соблюдены следующие условия (на основании протоколов проведения подобных исследований в международном научном сообществе, см. например, Bernard et. al. 2010; Berbard et al. 2015). Все показатели кортизола с отклонением больше 3SD считались выбросами и были исключены из анализа данных. Также из анализа были исключены неправдоподобные показатели кортизола со значениями больше 2.0. Каждый ребенок должен был иметь 6 проб сбора слюны (3 утренних сбора и 3 вечерних сбора). Предполагалось собрать 504 проб (84 ребенка х 6 проб), при этом слюну смогли собрать только 75 детей. Из них 63 ребенка собрали материал в течение 3 дней (378 проб), 12 детей имели сбор слюны только за 2 дня (48 проб). Из анализа были исключены 12 проб со значениями больше 3SD и 2 пробы со значениями концентрации кортизола больше 2.0. Не было обнаружено значимых различий между исследуемыми группами по количеству пропущенных образцов и объему собранного материала.

2. Оценка качества ближайшего социально-эмоционального окружения.
Одной из задач исследования стало проведение анализа данных секреции кортизола у детей с учетом качества их ближайшего социально-эмоционального окружения. Для оценки качества ближайшего социально-эмоционального окружения ребенка использовались следующие методики.

2.1 Была проведена видеозапись 5-ти минутной ситуации свободной игры близкого взрослого (матери) и ребенка. Далее полученные видеозаписи анализировались с использованием методики ORCE (Observational Record of the Caregiving Environment, ORCE; NICHD ECCRN, 1996). Данная методика была разработана с целью комплексного изучения чувствительности близкого взрослого и содержит шкалы, позволяющие оценить характеристики взаимодействия взрослого и ребенка. Для данного исследования было выбрано несколько шкал, оценивающих компоненты поведения со стороны близкого взрослого по отношению к ребенку, а именно 1) шкала «Чувствительность к нестрессовым проявлениям ребенка», 2) шкала «Интрузивность» и 3) «Положительное подкрепление». Выбранные шкалы, согласно научным исследованиям, позволяют оценить компоненты поведения близкого взрослого, являющиеся ключевыми для установления благоприятных взаимоотношений и, в дальнейшем, формирования привязанности (Bick, Dozier, 2013; Caron, Weston-Lee, Haggerty, Dozier, 2016).
Поведение родителя, направленное на следование за сигналами ребенка в процессе игры, оценивалось с помощью шкалы «Чувствительность/отзывчивость к нестрессовым проявлениям ребенка» («Sensitivity/Responsiveness to nondistress» scale). Чувствительное поведение близкого взрослого в первую очередь характеризуется своей направленностью на ребенка. В случаях, если ребенок инициирует взаимодействие с родителем (смотрит на мать, протягивает предметы, машет и хлопает руками, вербально взаимодействует), реакция чувствительной матери будет своевременной, уместной и основанной на сигналах ребенка. Во время игры мать предлагает ребенку игрушки последовательно и, если одна из них ребенка не увлекает, аккуратно перенаправляет его внимание на другой вид деятельности. Основными маркерами чувствительного/отзывчивого поведения выступают: общий позитивный аффект близкого взрослого; поощрение усилий ребенка; изменение темпа взаимодействия в случаях, когда ребенок выглядит чрезмерно возбужденным или усталым (например, отворачивается, суетится); «подхватывание» интереса ребенка к игрушкам или играм и обеспечение соответствующего уровня стимуляции, когда это необходимо. Так, чувствительность близкого взрослого отличается способностью регулировать взаимодействие в соответствии с уровнем развития и настроением ребенка в настоящий момент (ORCE; NICHD ECCRN, 1996).
Поведение родителя, для которого характерно проявление навязчивых и пугающих ребенка действий – при помощи шкалы «Интрузивность» («Intrusiveness» scale). Интрузивность близкого взрослого во взаимодействии определяется наиболее выраженной сосредоточенностью близкого взрослого на собственных потребностях, а не желаниях ребенка. Типичным проявлением данной характеристики является навязывание матерью своего собственного хода деятельности без учета сигналов, которые проявляет ребенок, его темпа игры и уровня развития. В этом случае родитель не в состоянии отказаться от контроля над взаимодействием, чтобы дать возможность ребенку исследовать или регулировать собственную деятельность самостоятельно. Интрузивное поведение проявляется в тех случаях, когда взрослый не позволяет ребенку делать выбор и обращаться с теми игрушками, к которым он проявляет интерес; настаивает на том, чтобы ребенок делал что-то (играл, ел, взаимодействовал), в чем он не заинтересован; отнимает игрушки или еду, которые представляют собой интерес для ребенка; не позволяет ребенку влиять на темп или направленность игры, деятельности, взаимодействия или кормления. Интрузивность также проявляется в физических действиях, которые взрослый совершает по отношению к ребенку. К таким действиям относится: грубое обращение с ребенком в виде потрясываний, интенсивной щекотки; длительное предъявление игрушки в непосредственной близости от лица ребенка; громкие звуки, пугающие ребенка. Проявление физической интрузивности резко завышает оценку поведения взрослого по данной шкале (ORCE; NICHD ECCRN, 1996).
Положительные чувства взрослого по отношению к ребенку, выражающиеся в ходе взаимодействия оцениваются с помощью шкалы «Положительное подкрепление» («Positive regard» scale). К проявлениям положительного подкрепления со стороны взрослого относятся: улыбка, «теплый» тон голоса, объятия или другие проявления физической привязанности; похвала ребенка и общее удовольствие от взаимодействия с ребенком. Позитивное подкрепление также проявляется в случаях, когда взрослый внимательно наблюдает за активностью ребенка, слушает, во время разговора смотрит на ребенка (ORCE; NICHD ECCRN, 1996).
Шкалы ORCE являются 5-балльными и позволяют оценить как качественные характеристики (специфика поведения), так и количественные (интенсивность и частота проявления) в поведении близкого взрослого. Анализ видеозаписей в соответствии со шкалами выполнялся одним из членов научного коллектива – Туманьян К.Г., которая прошла обучение у экспертов из Университета Делавэра (США) с уровнем совпадения результатов оценивания не ниже 75%.

2.2 Путем опроса взрослого была собрана информация о характеристиках окружения ребенка. Анкета была составлена с использованием части вопросов методики HOME (Home Observation for Measure of the Environment; Caldwell, & Bradley, 1984), позволяющих получить информацию о количественных показателях окружения ребенка, его социальной активности и степени вовлеченности близкого взрослого в жизнь ребенка.

3. Общая информация о ребенке (дата рождения, пол, возраст, медицинская информация, опыт ребенка до помещения на воспитание в замещающую семью) и о социально-экономическом статусе семьи была получена в ходе интервью родителей и заполнения специально разработанных анкет.

4. Математический анализ данных
Анализ данных проводился с использованием следующих методов математической статистики. Статистические характеристики представлены в виде частот наступления событий, выраженных в процентах для номинальных и порядковых переменных, а также средними значениями и стандартными отклонениями среднего в виде M±SD – для метрических переменных. В некоторых случаях данные логарифмировались с использованием десятичных логарифмов для симметризации распределений.
Распределения и частоты наступления событий сравнивались при помощи критерия хи–квадрат (2). Для проверки связей между переменными использовались коэффициенты корреляции (параметрический критерий Пирсона, непараметрический критерий Спирмена).
Основной анализ данных по изучению секреции кортизола у двух исследовательских групп был проведен с применением многомерного смешанного дисперсионного анализа Mixed ANOVA с факторами Время обследования (утренние часы Х вечерние часы) и Группа (Замещающая семья Х Биологическая семья) c последующими апостериорными сравнениями по Бонферрони (Bonferroni).
Для сравнения углов наклонов регрессионых прямых дневной секреции кортизола использовался регрессионный анализ.
Для изучения секреции кортизола в связи с возрастом поступления в замещающую семью применялся многомерный смешанный дисперсионный анализ Mixed ANOVA с факторами Время обследования (утренние часы Х вечерние часы) и Группа (Замещающая семья возрастной интервал 1 Х Замещающая семья возрастной интервал 2 Х Биологическая семья) c последующими апостериорными сравнениями по Бонферрони.
Для изучения чувствительности близкого взрослого в двух исследуемых группах применялся многомерный ковариационный анализ Mixed ANСOVA c последующими апостериорными сравнениями по Бонферрони (Bonferroni), с факторами Группа (Замещающая семья Х Биологическая семья) и Пол ребенка (Мальчики Х Девочки), ковариата – возраст ребенка.
Для проверки гипотезы о взаимосвязи уровней кортизола от пола ребенка, возраста и показателей чувствительности взрослого использовался множественный регрессионный анализ отдельно в исследуемых группах.
Статистические решения принимались на 5% уровне, тенденции принимались на 5-10% уровне, расчеты проводились с использованием программного комплекса SPSS Inc.

Участники исследования
В исследование было вовлечено 84 ребенка, из них 40 детей, воспитывающихся в замещающих семьях (усыновление, приемная семья, родственная и неродственная опека), и 44 ребенка из биологических семей, а также ухаживающие за ними близкие взрослые (мамы). Средний возраст детей составил 25.3±11.9 (от 8 до 56 месяцев). Исследование проведено в г. Санкт-Петербурге.
В исследование были включены типично развивающиеся, "условно здоровые" дети без неврологических диагнозов, диагностированных генетических заболеваний или тяжелых сенсорных нарушений, не принимающие гормональных препаратов. Таким образом при составлении выборки исследования было исключено влияние медицинских диагнозов или прием детьми лечебных препаратов, влияющих на показатели секреции кортизола.
Набор замещающих семей производился через организации, осуществляющие подготовку приемных родителей, и дома ребенка г. Санкт-Петербурга. Для привлечения биологических семей были размещены объявления в социальных интернет-сетях (например, vkontakte, littleone, momlife) с кратким описанием проекта и указанием контактного телефона менеджера, по которому можно было связаться для записи на исследование.
В 1 исследовательскую группу вошли дети, проживающие в замещающих семьях (далее «ЗС»). Всего было привечено в исследование 40 детей, при этом биологический материал для анализа кортизола удалось собрать у 36 детей. Таким образом, основная исследовательская группа представлена 36 детьми (17 мальчиков и 19 девочек) в возрасте от 8 до 47 месяцев, средний возраст детей – 25.5±10.8 месяцев. Распределение по типам замещающих семей, в которых проживали дети: усыновление - 15 детей, приемная семья - 17 детей, опека - 5 детей. Возраст поступления ребенка на воспитание в замещающую семью составил 11.6±9.8 месяцев, от 1 до 40 месяцев: 11 детей (30,5%) поступили в семью в возрасте 1 до 6 месяцев; 9 детей (25%) – в возрасте от 6 до 12 месяцев; 13 детей (36%) – в возрасте от 12 до 24 месяцев; и 3 ребенка (8%) – после 24 месяцев. Длительность пребывания ребенка в замещающей семье на момент обследования составила 13.4±8.8 месяцев, от 1 до 28 месяцев. 30 детей (83.3%) поступили в замещающую семью из домов ребенка, 3 детей (8.3%) были переведены из биологических семей, 2 ребенка (5.6%) – из больницы, 1 ребенок (2.8%) был переведен из другой замещающей семьи. Можно отметить, что большая часть детей основной исследовательской группы имеет ранний опыт институционализации.
Возраст матерей детей из замещающих семей составил от 29 до 68 лет, средний возраст 427,2 года. 58% матерей имели высшее образование, 25% - среднее специальное образование/неоконченное высшее, 17% - среднее общее образование. Количество полных семей, где мама проживала вместе с супругом или партнером, составило 77.8%, неполных семей (одна мама) – 22.2%.
Ежемесячный доход замещающих семей составил: для 22% семей – 20 000-50 000 рублей, для 65% семей – 51 000-100 000 рублей и 12,5% семей имели доход более 100 000 рублей.
Во 2 исследовательскую группу (группа сравнения) вошли дети, воспитывающиеся в биологических семьях (далее «БС»). Всего было привлечено в исследование 44 ребенка, при этом только у 39 детей (24 мальчика и 15 девочек) был собран материал для анализа кортизола. В данную группу вошли дети в возрасте от 8 до 49 месяцев, средний возраст детей 23.9±12.2 месяцев.
Возраст матерей детей из биологических семей составил от 21 до 50 лет, средний возраст 31.05.4 год. Количество полных и неполных семей составляло 97.3% и 2.6% соответственно. 82% матерей имели высшее образование, 15.4% - среднее специальное образование/неоконченное высшее, 2.6% - среднее общее образование.
Ежемесячный доход биологических семей составил: 2.6% семей имели доход менее 20 000 рублей, для 20.5% – 20 000-50 000 рублей, для 50.9% – 51 000-100 000 рублей и 25.6% имели доход более 100 000 рублей.
Дополнительно описательные характеристики исследуемых групп представлены в таблице 1 Приложения к отчету.
Процедура исследования. Обследование матерей с детьми проводилось в специально оборудованном диагностическом помещении на факультете психологии СПбГУ. Предварительно родители были ознакомлены с задачами и процедурой исследования и вместе с исследователем подписывали информированное согласие на участие и проведение видеосъемки.
Далее взрослому было предложено заполнить анкеты, содержащие общую и медицинскую информацию о ребенке, социально-демографическую информацию о семье, данные об окружении ребенка). Была проведена видеозапись 5-минутной ситуации свободной игры мамы и ребенка с использованием специально подготовленного для проведения исследования набора игрушек. В конце встречи для мамы был проведен инструктаж о процедуре сбора слюны у ребенка для дальнейшего анализа кортизола, выдана папка с подробной инструкцией и необходимыми материалами для 3-х дневного сбора слюны у ребенка в домашних условиях. За участие в исследовании мама и ребенок получали подарок (игрушки, книги, развивающие материалы, гигиенические средства). После завершения сбора слюны сотрудник проекта приезжал домой к семье, забирал слюну, которую перевозил в термосумке с хладоэлементами для дальнейшего хранения в общей морозильной камере с остальными собранными образцами.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты изучения дневного ритма секреции кортизола у детей, воспитывающихся в замещающих и биологических семьях.
Среднегрупповые значения концентрации кортизола, прологарифмированные по десятичному логарифму для приведения данных к нормальному распределению, у детей из замещающих и биологических семей представлены в таблице 2 Приложения к отчету.
В проведенных ранее исследованиях, представленных в научной литературе, существуют данные о том, что на показатели концентрации кортизола могут влиять возраст ребенка, пол ребенка, а также длительность в семье к моменту обследования и возраст поступления ребенка в замещающую семью (Gordon et al., 2005; Gunnar et al., 2001; Larson et al., 1998; Talge et al., 2005; Watamura et al., 2004). Поэтому предварительно было проведено изучение возможной взаимосвязи показателей кортизола с полом, возрастом ребенка, возрастом поступления в замещающую семью и длительностью пребывания ребенка в замещающей семье с использованием метода корреляционного анализа (непараметрический критерий корреляции r-Спирмена и Пирсона).
Результаты корреляционного анализа показали отсутствие значимой взаимосвязи показателей утренней и вечерней концентраций кортизола с возрастом и полом ребенка как для группы замещающих семей, так и для группы биологических семей (р = n.s; см. таблицу 3 Приложения к отчету). Также отсутствовала взаимосвязь концентрации кортизола в связи с возрастом поступления в замещающую семью и временем, проведенным в замещающей семье к моменту обследования (р = n.s.; см. таблицу 3 Приложения к отчету). В дальнейшем анализе эти факторы не учитывались.
Далее представлены результаты сравнительного анализа утренней и вечерней концентрации кортизола у детей, воспитывающихся в замещающих и биологических семьях. Был проведен многомерный cмешанный дисперсионный анализ пошаговый метод (2х2 Mixed model ANOVA), с факторами Время обследования (утренние часы Х вечерние часы) и Группа (Замещающая семья Х Биологическая семья).
Был обнаружен значимый эффект влияния принадлежности к группе (замещающая или биологическая семья) на показатели кортизола в целом (утренние и вечерние часы) (F (1,73) = 5.34, p=0.024, η2=0.068). Далее представлены парные сравнения групп (Post Hoc Tests) для показателей кортизола в утренние и вечерние часы раздельно.
Показатели концентрации кортизола в утренние часы между группами детей из замещающих и биологических семей значимо не различались (F (1,73) = 0.023, p=0.633, η2=0.003). Тогда как в вечерние часы были получены значимые различия в концентрации кортизола между группами детей (F (1,73) = 6.40, p=0.014, η2=0.081). В вечерние часы концентрация кортизола у детей, воспитывающихся в замещающих семьях, значимо выше, по сравнению с таковой у детей из биологических семей (см. рисунок 1 Приложения к отчету).
Также был проведен регрессионый анализ для сравнения углов наклона регрессионых прямых дневного ритма секреции кортизола. Значения логарифмов уровней кортизола в утренней и вечерней пробах были аппроксимированы регрессионными прямыми.
Результаты анализа показали различие углов наклона прямых секреции кортизола у детей, воспитывающихся в замещающих и биологических семьях (B1 = -0.867, SE1 = 0.081, B2 = -1.095, SE2=0.082; t = 1.97, p = 0.05). Регрессионная прямая дневного ритма секреции кортизола у детей в замещающих семьях имеет меньший угол наклона (более плоская) по сравнению с регресионной прямой дневного ритма секреции кортизола у детей в биологических семьях.
Таким образом, результаты проведенного математического анализа данных свидетельствуют о том, что дети, воспитывающиеся в замещающих семьях, имеют схожие с детьми из биологических семей показатели утренней секреции кортизола и при этом более высокие значения вечерней концентрации кортизола.

Результаты изучения дневного ритма секреции кортизола в связи с возрастом поступления ребенка в замещающую семью.

Одной из частных гипотез исследования было предположение о наличии взаимосвязей показателей секреции кортизола с возрастом поступления ребенка в замещающую семью. Данное предположение было выдвинуто на основании представленных в научной литературе данных о том, что чем раньше ребенок был помещен в семью, тем меньше степень негативного влияния раннего опыта депривации на секрецию кортизола (Gunnar et al., 2001; Koss et al., 2014; Koss et al., 2015; McLaughlin et al., 2015). Однако в исследованиях нет единой точки зрения о критическом возрасте, авторы исследований выделяют различные возрастные интервалы, например, 6, 8, 12, 16 месяцев (Gunnar et al., 2001; Flannery et al., 2017; Kumsta et al., 2017; Leneman et al., 2018).
На начальном этапе была проведена визуальная экспертная оценка распределения данных кортизола у детей в замещающих семьях в связи с возрастом поступления на воспитание в семью. Анализ всего массива данных позволил выделить следующие особенности. У детей, поступивших в семью в возрасте от 1 до 19 месяцев, наблюдается разброс данных, как в утренней, так и в вечерней точке. При возрасте поступления в семью с 20 месяцев включительно исчезает разброс в концентрации кортизола, данные становятся ровные, при этом значения становятся выше, чем в период от 1 до 19 месяцев. Если обратиться к данным концентрации кортизола в утреннее и вечернее врем у группы детей из биологических семей, то можно отметить, что разброс в данных кортизола присутствует на всем исследуемом возрастном интервале, в данных отсутствует плато. На основании этого мы предположили, что распределение данных секреции кортизола у детей из замещающих семей не связано с возрастом ребенка.
Для дальнейшего анализа группа детей из замещающих семей была разделе на две: 1 группа – дети, поступившие на воспитание в замещающую семью до 20 месяцев (N = 29; средний возраст поступления в семью 8.6±5.8, от 1 до 19 месяцев), 2 группа – дети, поступившие в замещающую семью после 20 месяцев (N = 7; средний возраст поступления в семью 26.9±8.6, от 20 до 41 месяца).
Был проведен сравнительный анализ концентраций кортизола у детей, воспитывающихся в замещающих семьях и поступивших на воспитание в семью до 20 и после 20 месяцев, и детей из биологических семьей: многомерный cмешанный дисперсионный анализ пошаговый метод (2х3 Mixed model ANOVA), с факторами Время обследования (утренние часы Х вечерние часы) и Группа (Замещающая семья до 20 мес Х Замещающая семья после 20 мес Х Биологическая семья). В таблице 4 Приложения к отчету представлены средние значения концентраций кортизола для изучаемых групп детей. На рисунке 2 Приложения к отчету отражены дневные ритмы секреции кортизола.
Результаты анализа данных показали наличие различий в показателях концентрации кортизола в целом у исследуемых групп детей (F (2,72) = 196.28, p<0.001, η2=0.732). Также был обнаружен значимый эффект влияния принадлежности к группе (замещающая семья <20, замещающая семья >20 месяцев или биологическая семья) на показатели кортизола в целом (утренние и вечерние часы) (F (2,72) = 3.69, p=0.030, η2=0.093). Далее представлены парные сравнения групп (Post Hoc Tests) для показателей кортизола в утренние и вечерние часы раздельно.
Результаты анализа свидетельствуют, что в утренние часы концентрация кортизола у детей, поступивших на воспитание в замещающие семьи после 20 месяцев, выше таковой у детей, поступивших до 20 месяцев и выше, чем у детей в биологических семьях (p ЗС>20 – ЗС<20 = 0.057, различие на уровне тенденции близкой к значимой; р ЗС>20 - БС = 0.065, различие на уровне тенденции; F (2,72) = 1.99, p=0.145, η2=0.052). В вечерние часы концентрация кортизола у детей, поступивших на воспитание в замещающие семьи после 20 месяцев, значимо выше, по сравнению с таковой у детей в замещающих семьях, поступивших в семью до 20 месяцев, и выше, чем у детей в биологических семьях (р ЗС>20 –ЗС<20 = 0.014; р ЗС>20 - БС = 0.001; F (2,72) = 6.59, p=0.002, η2=0.155).
Таким образом, проведенный математический анализ данных изучения дневного ритма секреции кортизола в связи с возрастом поступления детей на воспитание в замещающие семьи показал, что у детей, поступивших в замещающую семью в возрасте 20 месяцев и старше, показатели секреции кортизола в утренние и вечерние часы выше, по сравнению с таковыми у детей, поступивших в замещающую семью в возрасте до 20 месяцев, и у сверстников в биологических семьях.

Результаты изучения качества социально-эмоционального окружения детей, воспитывающихся в домах ребенка.
Для оценки качества ближайшего социально-эмоционального окружения ребенка был проведен количественный анализ характеристик взаимодействия близких взрослых с детьми на основании данных методики ORCE (Observational Record of the Caregiving Environment, ORCE; NICHD ECCRN, 1996). Шкалы методики ORCE «Чувствительность к нестрессовым проявлениям ребенка» и «Положительное подкрепление» являются прямыми, а шкала «Интрузивность» обратной. Для удобства интерпретации шкала «Интрузивность» была переведена в обратную, то есть высоким значениям шкалы соответствуют низкий уровень интрузивного поведения.
Среднегрупповые значение (MSD) показателей взаимодействия взрослых по шкалам методики ORCE, а также основные статистики для групп замещающих и биологических семей представлены в таблице 5 Приложения к отчету.
3.1.1 На основании ранее проведенных исследований известно, что характеристики психологического взаимодействия близкого взрослого с ребенком зависят от возраста ребенка и возраста близкого взрослого (Мухамедрахимов, Иванова, Вершинина, 2008; Пальмов, Мухамедрахимов, 2008; Шабалина, Мухамедрахимов, 2020), а также пола ребенка (Мухамедрахимов, Иванова, Вершинина, 2008; The St. Petersburg – USA Orphanage Research Team, 2008). Предварительно было проведено изучение возможного влияния факторов возраста и пола ребенка, возраста взрослого на показатели качества взаимодействия близкого взрослого с ребенком.
Анализ изменения показателей взаимодействия со стороны близких взрослых в связи с возрастом ребенка. В замещающих семьях была выявлена значимая взаимосвязь показателя взаимодействия «Положительное подкрепление» и возраста ребенка (r = -0.343, p = 0.030). Это указывает на то, что с увеличением возраста ребенка уровень положительного подкрепления во взаимодействии замещающей матери с ребенком снижается. Также была установлена взаимосвязь на уровне тенденции между показателем взаимодействия «Интрузивность» и возрастом ребенка (r = -0.300, p = 0.060). Таким образом наблюдается тенденция к снижению интрузивного (навязчивого) поведения замещающей матери во взаимодействии с ребенком по мере увеличения возраста ребенка. Для показателя взаимодействия «Чувствительность» значимого уровня взаимосвязи с возрастом ребенка выявлено не было (r = 0.021, p = 0.899).
В свою очередь в биологических семьях в ходе проведенного корреляционного анализа значимых взаимосвязей выявлено не было: «Чувствительность» (r = 0.157, p = 0.310), «Интрузивность» (r = -0.126, p = 0.414), «Положительное подкрепление» (r = -0.064, p = 0.681).
Анализ изменения показателей взаимодействия со стороны близких взрослых в связи с полом ребенка. В ходе анализа взаимосвязи характеристик взаимодействия замещающих матерей в зависимости от пола ребенка значимых связей выявлено не было: «Чувствительность» (r = 0.253, p = 0.115), «Интрузивность» (r = -0,.56, p = 0.111), «Положительное подкрепление» (r = 0.142, p = 0.382). Иными словами, замещающие мамы одинаково взаимодействуют с мальчиками и девочками.
В ходе анализа данных биологических семей была выявлена значимая взаимосвязь показателя взаимодействия «Чувствительность» с полом ребенка (r = 0.391, p = 0.009). Согласно полученным результатам, матери девочек проявляют большую чувствительность во взаимодействии, по сравнению с матерями мальчиков. Также наблюдается значимая взаимосвязь между показателем «Положительное подкрепление» и полом ребенка (r = 0.371, p = 0.013). Таким образом матери девочек проявляют больше спонтанных вербальных и невербальных положительных сигналов (позитивное выражение лица, объятия, похвала) по отношению к ребенку в процессе взаимодействия, по сравнению с матерями мальчиков. Для показателя взаимодействия «Интрузивность» значимых результатов обнаружено не было (r = -0.154, p = 0.317).
Анализ изменения показателей взаимодействия со стороны близких взрослых в связи с возрастом взрослого. В ходе анализа ни для одной из выборок не было обнаружено взаимосвязей характеристик взаимодействия и возраста взрослого (p = n.s.).
Таким образом, в результате анализа были выявлены взаимосвязи показателей взаимодействия взрослого с возрастом ребенка и полом ребенка, поэтому было принято решение включить переменную «возраст ребенка» в последующий анализ в качестве ковариаты, а «пол ребенка» в качестве независимой переменной.
Для группы замещающих семей дополнительно был проведен анализ взаимосвязи «Возраст перевода в семью» и «Длительность проживания в семье», так как из научных исследований известно, что данные показатели также могут влиять на качество взаимодействия (Плетенева, Мухамедрахимов, 2013). Значимых взаимосвязей обнаружено не было (р=n.s.). В связи с отсутствием взаимосвязей данные факторы в дальнейшем анализе не учитывались.
3.1.2 Далее был проведен сравнительный анализ показателей качества взаимодействия взрослого с ребенком в замещающих и биологических семьях - cмешанный дисперсионный анализ пошаговый метод (2х2 Mixed model ANOVA), с факторами Группа (Замещающая семья Х Биологическая семья) и Пол ребенка (мальчики Х девочки), ковариата – возраст ребенка.
Было выявлено влияние на показатели взаимодействия возраста детей (F (1, 75) = 2.63, p = 0.060, η^2 = 0.104), а со стороны независимых факторов – пол (F (1, 75) = 2.59, p = 0.06, η^2 = 0.102) и принадлежность к группе (ЗС, БС) (F (1, 75) = 4.78, p = 0.004, η^2 = 0.174).
Влиянию возраста детей подвержен показатель взаимодействия – «Положительное подкрепление» (F (1, 75) = 7.16, p = 0.009, η^2 = 0.093). Согласно данным корреляционного анализа, представленного выше, было обнаружено, что с увеличением возраста детей значения показателя «Положительное подкрепление» ухудшается.
Фактор пола ребенка для двух исследуемых групп в целом оказывает влияние на показатели взаимодействия «Чувствительность» (F (1, 75) = 6.16, p = 0.015, η^2 = 0.081) и «Положительное подкрепление» (F (1, 75) = 3.08, p = 0.084, η^2 = 0.042, на уровне тенденции) и не оказывает значимого влияния на показатель «Интрузивность» (F (1, 75) = 2.47, p = n.s.). Данные различия характерны для двух групп в целом, а внутри каждой группы различия обнаружены на уровне тенденции: по показателю «Чувствительность» (FЗС (1, 70) = 3.24, p = 0.076, η^2 = 0.044; FБС (1, 70) = 2.88, p = 0.094, η^2 = 0.040). По показателю «Положительное подкрепление» также на уровне тенденции (FБС (1, 70) = 3.11, p = 0.082, η^2 = 0.042) различие в отношении мальчиков и девочек сохраняется для биологических семей, но не для замещающих.
По отношению к девочкам матери в процессе игры проявляют себя более чувствительно, выражают осведомленность о потребностях и интересах ребенка в конкретный момент, значимо реже проявляют признаки интрузивного поведения: реже навязывают собственную инициативу и ведут себя пугающе, чаще проявляют спонтанные положительные сигналы по отношению к девочкам, в большей степени демонстрируют воодушевление и удовольствие в процессе взаимодействия, по сравнению с поведением близких взрослых во взаимодействии с мальчиками. Полученные результаты свидетельствуют о более выраженном проявлении чувствительности в не стрессовых ситуациях и положительного отношения при взаимодействии близкого взрослого с девочками и более высоком проявлении интрузивности и нечувствительности во взаимодействии с мальчиками.
Фактор принадлежности к группе (ЗС, БС) оказывает влияние на показатели взаимодействия «Чувствительность» (F (1, 75) = 9.58, p = 0.003, η^2 = 0.120) и «Интрузивность» (F (1, 75) = 13.83, p < 0.001, η^2 = 0.165) и не оказывает значимого влияния на показатель «Положительное подкрепление» (F (1, 75) = 0.12, p = n.s.). Иными словами, замещающие матери реже чувствительно и своевременно реагируют на сигналы и следуют за инициативой ребенка, чаще игнорируют сигналы ребенка, навязывают собственную линию поведения в процессе взаимодействия по сравнению с биологическими матерями. В отдельных случаях поведение матерей может быть пугающим для ребенка.

3.2 Для изучения качества социального окружения детей была использована часть вопросов методики HOME (Home Observation for Measure of the Environment; Caldwell, & Bradley, 1984). Был проведен сравнительный анализ групп детей, воспитывающихся в замещающих и биологических семьях. Анализ данных позволил выделить следующее.
Большинство детей как в замещающих, так и в биологических семьях, в домашнем окружении имеет 6-10 книг, соответствующих их возрасту: 68% (27 детей) и 70% (30 детей) соответственно (p=n.s.). В течение недели в семьях ухаживающие близкие взрослые одинаково часто (p=n.s.) читают детям книги 6 и более раз в неделю: 70% (28 детей из замещающих семей) и 74% (32 ребенка из биологических семей).
Как в замещающих, так и в биологических семьях, в течение дня дети смотрят телевизор не более 1 часа в день – 47% (19 детей) и 32% (14 детей) соответственно, более 1 часа в день – 20% (8 детей) и 39% (16 детей) соответственно. При этом есть семьи, где дети телевизор не смотрят – 32% (13 детей) и 28% (12 детей) соответственно. Помимо телевизора в настоящее время как у детей в замещающих семьях, так и в биологических семьях (p=n.s.), имеется опыт использования телефона/планшета для просмотра фотографий и видео - 55% (22 ребенка) и 49% (21 ребенок) соответственно, при этом не имеют такового опыта - 45% (18 детей) и 51% (22 ребенка) соответственно.
Все дети как в замещающих, так и в биологических семьях ежедневно выходят на прогулку на игровые площадки, имеют опыт посещения различных социальных мест - музеев, театров, кафе, магазинов (p=n.s.). Большая часть детей в замещающих и биологических семьях принимает пищу ежедневно в течение недели вместе с родителями – 92% (37 детей) и 93% (40 детей) соответственно, при этом 7,5% (3 детей) и 7% (3 детей) соответственно – не имеют опыта совместного приема пищи (p=n.s.).
Как в замещающих, так и в биологических семьях имеются некоторые случаи физической дисциплины детей в виде шлепков 20% (8 детей) и 21% (9 детей) соответственно, остальные дети в обеих группах такого опыта не имели (p=n.s.).
В целом, можно описать, что ежедневная активность детей в замещающих семьях не отличается от таковой у детей из биологических семей. Полученные данные указывают на социальную активность ребенка и активное включение близкого взрослого в жизнь ребенка подобно тому, как это организуется в биологической семье.

Результаты изучения взаимосвязи дневного ритма секреции кортизола и качества ближайшего социально-эмоционального окружения ребенка.

Для изучения взаимосвязи дневного ритма секреции кортизола (утренней и вечерней концентраций) и качества ближайшего социально-эмоционального окружения ребенка (изучаемого через показатели чувствительности взрослого во взаимодействии) был использован метод корреляционного анализа данных (использовался непараметрический критерий Спирмена). Результаты корреляционного анализа не выявили взаимосвязи данных показателей на значимом уровне (см. таблицу 6 Приложения к отчету).

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ - Сопоставление результатов, полученных при реализации с мировым уровнем

Данная научно-исследовательская работа посвящена изучению нейрогуморальных показателей развития через изучение дневного ритма секреции кортизола (утренняя и вечерняя концентрации) у детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в замещающих семьях. Проведенное исследование выполнено в рамках междисциплинарного подхода (на стыке биологии и психологии) и отвечает мировым тенденциям данного направления, таким образом позволяя составить наиболее широкое представление об изучаемых явлениях. Настоящая работа позволила впервые получить научные данные об особенностях дневного ритма секреции кортизола у детей, воспитывающихся в замещающих семьях Российской Федерации.
Теоретическими основами исследования являются представления о развитии детей младенческого и раннего возраста в системе «ребенок – близкий взрослый» (Мухамедрахимов, 1999; Bowlby, 1969; Stern, 1985), в том числе детей из групп социального риска нарушений развития, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей переданных на воспитание в замещающие семьи (Мухамедрахимов, 1999; Bakwin, 1949; Bowlby, 1969; Spitz, 1945; The St. Petersbusrg – USA Research Team, 2008; Zeanah et al., 2005; van IJzendoorn et al., 2007, 2011). Кроме того, в работе используются основные положения теории привязанности (Мухамедрахимов, 1999; Плешкова, 2008; Ainsworth & Bowlby, 1991; Bowlby, 1969), согласно которой для благополучного психического развития и формирования адаптивных моделей поведения ребенку необходимо наличие чувствительного, отзывчивого, предсказуемого и стабильного социально-эмоционального окружения (Мухамедрахимов, 1999; Плешкова, 2008; The St. Petersbusrg – USA Research Team, 2008). Отношения с постоянным и чувствительным близким взрослым в долгосрочной перспективе формируют у ребенка способность к адекватному и адаптивному ситуации поведенческому и биологическому регулированию организма в ответ на стресс (Gunnar, Quevedo, 2007).
Одной из важных биологических систем, обеспечивающих взаимодействие организма с неблагоприятно действующими стрессорными факторами внешней среды, является гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая ось (ГГН-система). ГГН-система отвечает за физиологический ритм секреции кортизола и его выработку в ответ организма на стресс (Жуков, 2007; Козлов & Козлова, 2014; Dickerson & Kemeny, 2004; Gunnar & Quevedo, 2007). Дневной ритм секреции кортизола у человека представляет собой нисходящую прямую: повышение концентрации кортизола происходит в утренние часы после пробуждения с пиком через 20-45 минут, снижение концентрации в течение дня, и наименьшее значение концентрации кортизола в вечернее время перед сном (Козлов & Козлова, 2014; Gunnar & Cheatham, 2003). В случае действия на организм хронического стресса в младенческом и раннем возрасте происходят негативные изменения дневного ритма секреции кортизола, которые могут устойчиво сохраняться длительное время (Fries, Hesse, Hellhammer, & Hellhammer, 2005; Gunnar & Vazquez, 2001). В качестве источника хронического стресса, постоянно действующего на организм ребенка, можно рассматривать неблагоприятные условия первичного социально-эмоционального окружения, например, разлучение с близким ухаживающим взрослым и проживание в сиротском учреждении, постоянное насилие или пренебрежение в семье, переводы из одних условий проживания в другие и т.д.
Основной гипотезой исследования являлось предположение о том, что ранний опыт социально-эмоциональной депривации (разлучение с близким взрослым, проживание в условиях институционализации) в первые годы жизни негативно влияет на дневной ритм секреции кортизола у детей, воспитывающихся в замещающих семьях, а именно: дневной ритм секреции кортизола у детей, воспитывающихся в замещающих семьях и имеющих ранний опыт социально-эмоциональной депривации, будет отличаться от такового у их сверстников, воспитывающихся в биологических семьях.
Полученные результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу. Было обнаружено, что дневной ритм секреции кортизола у детей младенческого и раннего возраста, воспитывающиеся в замещающих семьях РФ, значимо отличается от такового у детей в биологических семьях. Дети из замещающих семей имеют показатели утренней секреции кортизола схожие с таковыми у детей, воспитывающихся в биологических семьях, однако значимо более высокие значения вечерней концентрации кортизола, по сравнению с детьми из биологических семей. В целом полученный результат схож с представленными в научной литературе данными, свидетельствующими о негативном долгосрочном влиянии раннего опыта институционализации детей на функционирование гипоталамо-гипофизарной надпочечниковой системы и секрецию гормона кортизола (Bernard et al., 2010; Johnson et al., 2011; Leneman et al., 2018; Koss et al., 2014; Krupina et al., 2012; и др.). При этом в проведенных ранее исследованиях у детей в замещающих семьях различия с детьми из биологических семей в большей части случаев наблюдались как в утреннее, так и в вечернее время: дети в замещающих семьях демонстрировали более низкие утренние показатели и более высокие вечерние показатели кортизола, по сравнению со сверстниками из биологических семей, то есть у детей отмечалось уплощение кривой дневного ритма секреции кортизола (Gunnar, Morison, Chisholm, Schuder, 2001; Koss et al., 2014; Krupina et al., 2012). Также есть и данные о повышении концентрации только в утренней точке (Johnson et al., 2011). Кроме того, результаты о нарушении секреции кортизола были получены и при изучении детей без опыта пребывания в сиротском учреждении, но в раннем возрасте лишившихся заботы биологических родителей, имеющих опыт жестокого обращения в биологической семье и помещенных на воспитание в замещающие семьи (Bernard, Hostinar, & Dozier, 2015; Bruce, Fisher, Pears, & Levine, 2009; Dozier, Manni, et al., 2006; Dozier, Peloso, et al., 2008). Можно заключить, что результаты проведенных исследований различаются, но в целом указывают на негативное влияние раннего депривационного опыта на развитие детей.
Также согласно выдвинутой гипотезе настоящего исследования, была проанализирована взаимосвязь возраста поступления в замещающую семью и секреции кортизола. Было выявлено, что у детей, поступивших в замещающую семью в возрасте после 20 месяцев, выше значения утренней концентрации (на уровне тенденции) и значимо выше значения вечерней концентрации кортизола, по сравнению с детьми, поступившими до 20 месяцев в семью, и детьми из биологических семей. В целом, полученный результат указывает на негативное влияние раннего депривационного опыта ребенка для его последующего развития, а также подтверждает результаты исследований о том, что чем раньше ребенок поступил в семью усыновителей, то есть чем меньше времени он пробыл в учреждении, тем степень негативного влияния меньше (Gunnar et al., 2001; Koss et al., 2014; Koss et al., 2015; McLaughlin et al., 2015). При этом результаты исследований в научной литературе выделяют разные возраста: одни указывают на критическую длительность пребывания в течение первых 6 месяцев (Kumsta et al., 2017), другие - 8 (Gunnar et al., 2001), 12 (Flannery et al., 2017), или 16 месяцев (Leneman et al., 2018).
Различия результатов проведенного исследования и представленных в научной литературе данных об особенностях дневного ритма секреции кортизола у детей в замещающих семьях и влиянии возраста усыновления ребенка могут быть связаны прежде всего с разным депривационным опытом детей в изучаемых группах до их помещения на воспитание в замещающие семьи. За последние годы в РФ произошли знаичмые изменения в системе ухода за детьми, проживающими в условиях институционализации. Как известно, с 1 сентября 2015 года вступило в действие постановление Правительства РФ «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (Правительство РФ, постановление от 24 мая 2014г. №481), направленное на создание в этих учреждениях условий проживания, приближенных к семейным. Это привело к значительным структурным изменениям внутри учреждений и повышению качества заботы о детях, в том числе качества ближайшего социально-эмоционального окружения, прежде всего – его стабильности в виде постоянных и чувствительных близких ухаживающих взрослых. Так, в настоящем исследованиии большая часть детей до поступления в замещающую семью имела опыт проживания в сиротских учреждения с качеством ухода гораздо выше того, какой получали дети в сиротских учреждениях Румынии, отличающихся тотальной депривацией в 90-е годы, или в других учреждениях в разных странах мира, где еще не было создано условий проживания, приближенных к семейным (как описывается в зарубежной литературе - family like environment). Это размышление также может быть подкреплено данными одного из исследований, где было обнаружено, что у детей в замещающих семьях, которые получали выше по качеству уход в сиротском учреждении, были выше значения утренней и ниже вечерней секреции кортизола по сравнению с детьми, которые воспитывались в более тяжелых условиях учреждений (Koss et al., 2014).
Кроме того, важно отметить, что в РФ относительно редкими являются переводы детей из семьи в семью и вторичные отказы. Согласно данным, представленным в официальных отчетах Министерства просвещения РФ число возвратов за последние три года составило 4779 (2020 г.), 5304 (2019 г.) и 5268 (2018 г.) случая, что в среднем представляет 7.4% от всех детей принятых на воспитание в семьи (https://docs.edu.gov.ru/document). Тогда как в других странах мира частой практикой является проживание ребенка в течение года в одной приемной семье (foster family), а затем перевод на воспитание в другую (см. обзор Raby at all, 2018). Однако известно, что для формирования здоровых безопасных взаимоотношений необходима стабильность близкого взрослого в жизни ребенка (Harden, 2004; Leathers, 2002; Williams-Mbengue, 2009). Дети, пережившие опыт разрыва с замещающей семьей, испытывают чувство потери, страх формирования новых отношений и глубокий дистресс (Committee on Early Childhood, 2000; The Center for Human Services, 2008). Таким образом, можно сказать, что в РФ замещающая семья чаще создает для ребенка более стабильные и предсказуемые условия проживания, что является крайне важным для благополучного развития ребенка.
Интересным фактом является и то, что в исследовании по изучению детей, воспитывающих в домах ребенка Санкт-Петербрга, проведенного в 2017-2018 гг. были получены аналогичные данному исследованию результаты. Дети в домах ребенка имели показатели утренней секреции кортизола, схожие с таковыми у детей, воспитывающихся в биологических семьях, при этом вечерняя концентрация кортизола у детей в домах ребенка была выше (Chernego et al., 2019). Это позволяет предположить, что негативные изменения дневного ритма секреции кортизола у детей в замещающих семьях произошли еще до помещения на воспитание в замещающую семью. Во-первых, необходимо принять во внимание, что младенческий и ранний возраст является наиболее чувствительным к негативному воздействию периодом развития ГГН-системы и установления ритма дневной секреции кортизола (De Bellis et al., 1999; de Weerth, Buitelaar, & Beijers, 2013; Watamura, Donzella, Kertes, & Gunnar, 2004). В современных исследованиях об эпигенетических механизмах регуляции в организме ученые приводят размышления о влиянии негативного опыта проживания в депривационных условиях социального окружения на раннее программирование ГГН-системы. Подобный опыт может вызывать долгосрочные изменения в экспрессии соответствующих генов (Meaney & Szyf, 2005; Strüber et al., 2014), которые выражаются, например, в изменении ритма секреции кортизола. Во-вторых, исследования по долгосрочному прослеживанию детей в замещающих семьях свидетельствуют об отсутствии изменений дневного ритма секреции кортизола с момента помещения ребенка в семью и на протяжении первых двух лет жизни в семье (Kroupina et al., 2012; Koss et al., 2015), а также и в более позднем возрастном интервале - 7-15 лет (Leneman et. al., 2019), или спустя 20 лет в замещающей семье (Kumsta et al., 2017). Все эти результаты указывают на ранние (до помещения в семью) изменения дневного ритма секреции кортизола у детей, а также на то, насколько сильный негативный эффект оказывает ранний депривационный опыт человека на его последующее развитие. В исследованиях выдвигается гипотеза «затухания» или «ослабления» («attenuation hypothesis»; Gunnar & Vazquez, 2001; Kumsta et al., 2017; Tricket et al., 2010) активности ГГН-системы. Как известно, при воздействии стресса в организме вырабатывается высокое количество кортизола, при этом благодаря механизму обратной связи - в ответ на высокую концентрацию кортизола вырабатывается адрено-кортико-тропный гормон, который подавляет секрецию кортизола. Таким образом, после прекращения действия стресса ГГН-система способна вернуться в свое нормальное состояние. Однако при воздействии хронического стресса снижается чувствительность ГГН-системы, система адаптируется к постоянно действующему на организм стрессу, что приводит к гипосекреции гормона кортизола. В результате в большинстве исследований детей с ранним опытом депривации обнаруживаются данные об уплощении дневной кривой секреции кортизола, как следствие гипоактивности работы ГГН-системы.
В целом, полученные в данной работе результаты об особенностях дневного ритма секреции кортизола у детей в замещающих семьях подчеркивают то, что только лишь одного помещения ребенка на воспитание в семью недостаточно. Для благоприятного развития необходимы дополнительные мероприятия, например, вовлечение ребенка и его замещающей семьи в программы раннего психологического сопровождения. Так из исследований известно, что нарушение секреции кортизола не является необратимым процессом. Было показано, что при участии ребенка и его замещающей семьи в программе раннего вмешательства у детей наблюдаются положительные изменения дневного ритма секреции кортизола (Bakermans-Kranenburg M.J., Van Ijzendoorn M.H., Mesman J., Alink L.R., Juffer F., 2008; Bernard, Dozier, Bick, & Gordon, 2015; Bernard, Hostinar, et al., 2015; Dozier, Manni, et al., 2006; Fisher, Stoolmiller, Gunnar, & Burraston, 2007; Laurent, Gilliam, Bruce, Fisher, 2014; Graham, Yockelson, Kim, Bruce, Pears, Fisher, 2012; Raby et all., 2020). Результаты, полученные при изучении эффективности программ сопровождения замещающих семей, показали, что качество первичного социального окружения ребенка является важным фактором, влияющим на нейрогуморальное функционирование ребенка. Данные настоящего исследования еще раз подтверждают тот факт, что дети с ранним депривационным опытом, воспитывающиеся в замещающих семьях, нуждаются в дополнительном психологическом сопровождении после помещения на воспитание в семью.
Одной из частных гипотез исследования являлось предположение о наличии взаимосвязи показателей секреции кортизола с качеством социально-эмоционального окружения ребенка. В соответствии с теоретическими основами исследования о развитии детей младенческого и раннего возраста в системе «ребенок – близкий взрослый» (Мухамедрахимов, 1999; Bowlby, 1969;Stern, 1985), изучение качества ближайшего социально-эмоционального окружения ребенка было проведено путем оценки особенностей взаимодействия близкого взрослого с ребенком.
Результаты исследования показали, что замещающие матери, в отличие от биологических, реже чувствительно и своевременно реагируют на сигналы и следуют за инициативой ребенка, чаще игнорируют сигналы ребенка, навязывают собственную линию поведения в процессе взаимодействия. В отдельных случаях поведение матерей может быть пугающим для ребенка. Полученные результаты схожи с представленными в научной литературе данными об особенностях взаимодействия матерей с детьми в замещающих семьях (Плетенева, Мухамедрахимов, 2013; Dalen et al., 2020; Шабалина, Мухамедрахимов, 2020). Эти результаты, как и данные по изучению дневного ритма секреции кортизола, также указывают на необходимость психологического сопровождения данной группы детей и их семей.
ГГН-система, а следовательно, и секреция гормона кортизола, высоко чувствительна к социальному окружению (Gunnar, Reif, Brie, 2019). Мы предполагали через изучение чувствительности взрослого к сигналам ребенка исследовать связь социально-эмоционального окружения с секрецией кортизола у детей. Однако в настоящем исследовании не было выявлено взаимосвязи дневного ритма секреции кортизола (утренней и вечерней концентраций) и качества ближайшего социально-эмоционального окружения ребенка. Предполагалось, что чем больше сложностей демонстрирует взрослый во взаимодействии с ребенком, чем менее чувствительны его реакции на сигналы ребенка, тем ниже будет утренняя и выше вечерняя концентрации кортизола у детей. Однако данная гипотеза не подтвердилась, что может быть связано, например, с необходимостью для проведения анализа большей по численности выборки или необходимостью привлечения дополнительных методов исследования данного вопроса.
В целом результаты, полученные в проекте, как и результаты ранее проделанных в международном сообществе работ (см. например, Leneman et al., 2019; Koss et al., 2014; Kroupina et al., 2012; Kumsta et al., 2017) указывают на негативное долгосрочное влияние раннего депривационного опыта (разлучение с близким взрослым, пребывание в условиях институционализации) на нейрогуморальное развитие ребенка. Кроме того обнаружено, что замещающие родители имеют сложности в установлении контакта и взаимодействия с приемными детьми, что должно быть принято во внимание при выстраивании специалистами работы с замещающими семьями и организации программ раннего психологического вмешательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Настоящее исследование посвящено изучению нейрогуморальных показателей развития, а именно дневного ритма секреции кортизола, у детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в замещающих семьях РФ. В результате исследования выявлено, что дневной ритм секреции кортизола у детей в замещающих семьях значимо отличается от такового у детей в биологических семьях. Полученные результаты исследования были обсуждены в связи с данными литературы. Все поставленные в проекте задачи были выполнены.
Проведенное исследование имеет несколько ограничений. Исследовательская группа замещающих семей, как оказалось в ходе работы, является труднодоступной. С замещающими семьями было сложно контактировать, они достаточно закрыты, многие семьи отказывалось от участия в исследовании. В связи с этим выборка исследования ограничилась 40 замещающими семьями. Полученные в исследовании данные могут быть применимы для детей младенческого и раннего возраста и не могут быть напрямую перенесены на детей других возрастных категорий или детей с опытом проживания в иных депривационных условиях.
Дальнейшие исследования могут быть направлены на сравнительное изучение дневного ритма секреции кортизола у детей в замещающих семьях и домах ребенка РФ, проведение лонгитюдного изучения дневного ритма секреции кортизола, расширение выборки и привлечение в исследование детей более старшего возраста, а также изучение реакции кортизольного ответа на разовое воздействие стресса у детей в замещающих семьях РФ.
В настоящее время в РФ достаточно высокое внимание уделяется качеству заботы о детях-сиротах, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в учреждениях или переведенных на воспитание в замещающие семьи. Огромная работа была проведена за последнее десятилетие, принят ряд важных документов (Указ Президента РФ №761 от 01.07.2012 г. «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»; Постановление Правительства РФ №481 от 24.05.2014 г. «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»; Распоряжение Правительства РФ № 1839-р от 31.08.2016 г. «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года»; Указ Президента РФ №240 от 29.05.2017 г. «Об объявлении в РФ десятилетия детства»). Результатами проделанной работы является значительное снижение численности детей, оставшихся без попечения родителей (2006г – 127 096, 2018 – 47 242), увеличение числа детей, переданных в замещающие семьи (на усыновление, в опеку или приемную семью) и сохранение детей в биологических семьях (http://www.usynovite.ru/statistics/). Успешная адаптация детей в семье, их психическое и биологическое развитие, включая нейргуморальную регуляцию, во многом зависят от качества взаимодействия близкого взрослого с ребенком. Прикладная актуальность настоящей работы связана с необходимостью знакомства профессионального и родительского сообщества с информацией об особенностях развития детей с опытом институционализации после перевода в замещающие семьи, принятием во внимание результатов научного исследования и необходимостью организации качественного психологического сопровождения специалистами детей и их родителей в замещающих семей. Кроме того, результаты проведенной научной работы могут использоваться и для оценки эффективности мероприятий по реорганизации сиротских учреждений в стране.

основные результаты по этапу (кратко)

Основные научные результаты (кратко)
1) Обнаружено, что дети младенческого и раннего возраста, воспитывающиеся в замещающих семьях РФ, имеют показатели утренней секреции кортизола схожие с таковыми у детей, воспитывающихся в биологических семьях, однако значения вечерней концентрации кортизола значимо более высокие по сравнению с детьми из биологических семей. Иными словами, дневной ритм секреции кортизола у детей в замещающих семьях значимо отличается от такового у детей в биологических семьях. В исследовании не было обнаружено взаимосвязи концентрации кортизола и возраста поступления ребенка на воспитание в замещающую семью.
2) При изучении взаимосвязи возраста поступления в замещающую семью и секреции дневного ритма секреции кортизола было выявлено, что у детей, поступивших в замещающую семью в возрасте после 20 месяцев, выше значения утренней концентрации (на уровне тенденции) и значимо выше значения вечерней концентрации кортизола, по сравнению с детьми, поступившими до 20 месяцев в семью, и детьми из биологических семей.
3) Изучение социально-эмоционального окружения детей через показатели взаимодействия близкого взрослого позволило обнаружить, что замещающие матери, в отличие от биологических, реже чувствительно и своевременно реагируют на сигналы и следуют за инициативой ребенка, чаще игнорируют сигналы ребенка, навязывают собственную линию поведения в процессе взаимодействия. В отдельных случаях поведение матерей может быть пугающим для ребенка. В исследовании не было выявлено взаимосвязи дневного ритма секреции кортизола (утренней и вечерней концентраций) и качества ближайшего социально-эмоционального окружения ребенка.

описание вклада в работу каждого из участников (учётная форма ЦИТиС)

Чернего Д.И. - руководитель проекта: организация всех видов работ в проекте; анализ и осмысление полученных результатов; написание научных публикаций, участие в конференция; написание отчета
Туманьян К.Г. - сбор материала; кодирование видеозаписей, анализ и обобщение данных касательно взаимодействия взрослых и детей; участие в конференциях, подготовка публикаций, написание отчета
Шабалина Е.В. - занос данных в базу данных, анализ и осмысление данных касательно взаимодействия взрослых и детей, участие в конференциях, подготовка публикаций
Солодунова М.Ю. - математический анализ эмпирических данных, участие в осмысление данных.

передача полной копии отчёта третьим лицам для некоммерческого использования: разрешается/не разрешается (учётная форма ЦИТиС)

не разрешается

проверка отчёта на неправомерные заимствования во внешних источниках: разрешается/не разрешается (учётная форма ЦИТиС)

разрешается

обоснование междисциплинарного подхода

Заявленная работа проведена на стыке биологии и психологии, а именно, изучение нейрогуморальных показателей развития детей, воспитывающихся в замещающих семьях, проведено с оценкой качества их первичного социально-эмоционального окружения
АкронимRFBR_a_2020 - 2
СтатусЗавершено
Эффективные даты начала/конца25/03/2128/12/21

    Области исследований

  • дети, младенческий и ранний возраст, опыт ранней депривации, кортизол, замещающие семьи, социально-эмоциональное окружение

ID: 75724799