Основная проблема, решаемая участниками проекта, – комплексное изучение исторического и социально-политического аспекта проблемы национальной идентичности в публицистическом дискурсе середины XIX – начала XX в. на примере таких ключевых понятий, как «русский мир» и «русская земля», имевших в то время несколько иное значение, чем в наши дни.
При этом публицистический дискурс на протяжении значительной части анализируемого периода не является автономным, изолированным от исторического контекста, дисциплинарного знания (исторического, юридического, социального и т.д.) и от общественно-политической мысли в своих «высоких» изводах. В первую очередь, применительно к XIX веку (который инициаторы проекта характеризуют как период «высокой империи»), но отчасти и в отнесении к первой половине XX столетия речь идет о сложноустроенном и динамичном пространстве публичных высказываний, задействующих разнообразную аргументацию, от актуальных политических сюжетов до обращения к историко-филологическим исследованиям, при этом само обращение не носит «иллюстративного» характера, а является частью производства знания, в том числе собственно научного (дисциплинарного, институционального).
Дискуссии о «русском мире», «русской земле» и историческом наследии Древнерусского государства во многом связаны с символическим освоением западных окраин Российской империи. В этой связи русскую общественную мысль невозможно рассматривать в отрыве от полемики с теми акторами, которые также претендовали на этот регион. Идеологические построения таких изданий как «Русский вестник», «Новое время», «Киевлянин», «Окраины России» и т.п., формировались в дискуссии с поляками, длившейся еще с начала XIX в. и национальными движениями Юго-Западного и Северо-Западного края, заявившими о себе в публичной сфере на рубеже XIX и XX вв. К наиболее значимыми альтернативными проектами исторического и публицистического освоения пространства бывшей Киевской Руси можно отнести польскую концепцию «восточных кресов» и различные попытки осмысления прошлого, настоящего и будущего «Западной Руси» в идеологических построениях участников национальных движений региона (украинского, белорусского, литовского, молдавского).