Цель проекта заключается в выявлении зависимости между стратегиями речевого поведения матери и речевым развитием ребенка в зависимости от степени тяжести интеллектуальных и речевых нарушений и уровня эмоциональной дезадаптации.
Проект направлен на решение фундаментальной проблемы формирования речи в онтогенезе в норме и при атипичном развитии детей. Впервые на основе комплексного метода анализа речевого взаимодействия в диадах «мать-ребенок» на протяжении дошкольного возраста детей (4-7 лет) на материале русского языка планируется описать специфику и механизмы формирования стратегий речевого поведения матери при взаимодействии с ребенком в зависимости от его психофизиологического статуса: типично развивающиеся дети (ТР), дети, имеющие в анамнезе следующие заболевания: расстройства аутистического спектра (РАС), синдром Дауна (СД).
Целью исследования явилось выявление стратегий речевого поведения матерей при взаимодействии с детьми дошкольного возраста (4-7 лет) в зависимости от возраста и психоневрологического состояния ребенка. В исследовании приняли участие 90 диад «мать-ребенок», 10 экспертов и 653 взрослых. 86 диад «мать-ребенок» с детьми 4-7 лет: 40 диад с типично развивающимися (ТР) детьми, 25 диад с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС), 21 диада с детьми с синдромом Дауна (СД); 4 триады «мать - дизиготные близнецы 4-6 лет» (инициативное лонгитюдное исследование).
Проведена аудиозапись речевого взаимодействия в диадах и видеозапись поведения партнеров взаимодействия, экспертный анализ аудиозаписей взаимодействия (время прослушанных непрерывных аудиозаписей - 18 часов), анализ невербального поведения и мимической экспрессии матери и ребенка. На основе инструментального спектрографического, перцептивного и фонетического методов проанализирована речь матерей и детей. В работе использован междисциплинарный подход, в котором физиологические, психофизиологические и психологические методы дополняли друг друга, классические методы сочетались с современными и оригинальными авторскими.
Выявлены особенности построения вокально-речевого взаимодействия в диадах с ТР детьми, детьми с РАС и детьми с СД, описаны стратегии речевого поведения матерей при взаимодействии с детьми в зависимости от возраста, пола ребенка, психоневрологического состояния, степени тяжести заболевания.
Для диад с ТР детьми и диад с детьми с СД выявлены две стратегии речевого взаимодействия матерей с детьми – первая, связанная с высоким уровнем речевого развития ребенка, вторая – для диад с ТР детьми преимущественно реализуемая по отношению к детям младшего возраста, для диад с детьми с СД – к детям с низким уровнем сформированности речи. Для матерей детей с РАС выделены три стратегии речевого взаимодействия. Первые две сходны с стратегиями, используемыми матерями в диадах с ТР детьми и детьми с СД, но менее четкие и имеют особенности, обусловленные выраженностью аутистических расстройств и уровнем сформированности речи ребенка, третья - смешанная. Для матерей характерны инициатива, поощрение, вопросы и ответы на детские вопросы, паузы между фразами, стимуляция ребенка к ответу, уточнение сказанного ребенком, но дети могут говорить четко и невнятно, отвечать на вопросы, но не задавать их, говорить спонтанно и отвечать на реплики матери. Такой тип взаимодействия прямо не зависит от возраста и психоневрологического состояния ребенка.
Сравнительный анализ речевого взаимодействия показал, что для матерей детей всех групп характерно проявление инициативы при взаимодействии с ребенком, их речь громкая, четкая, грамматически простая, обращена к ребенку и направлена на стимуляцию детей к ответу. Речь матерей ТР детей и детей с РАС направлена на привлечение внимания детей больше, чем материнская речь матерей детей с СД. При взаимодействии с детьми матери ТР детей чаще демонстрировали радость, чем матери детей с РАС и СД, задавали детям больше вопросов, уточняли смысл высказывания ребенка. Матери детей с СД делали больше пауз между фразами, их речь четкая, эмоциональная, они чаще сердились на ребенка; повторяли вопрос или одинаковые слова при взаимодействии с ребенком, обращались к ребенку по имени. Матери детей с РАС чаще отвечали на реплики детей и поощряли детей. ТР дети чаще, чем дети с РАС, проявляли инициативу, их речь была более эмоциональной, чем речь детей с РАС и детей с СД. ТР дети говорили громко и четко, чаще отвечали на вопросы матери и использовали фразы в ответных репликах. Дети с РАС и дети СД употребляли преимущественно отдельные слова, их речь была невнятной. ТР дети чаще радовались, чем дети с РАС и СД, дети с СД чаще сердились, дети с РАС – расстраивались.
В исследовании получены новые и оригинальные данные о построении диадных отношений «мать-ребенок» дошкольного возраста, имеющие теоретическую значимость и прикладное значение для коррекции материнско-детских отношений в диадах с детьми с атипичным развитием.
Целью исследования явилось выявление стратегий речевого поведения матерей при взаимодействии с детьми дошкольного возраста (4-7 лет) в зависимости от возраста и психоневрологического состояния ребенка. В исследовании приняли участие 90 диад «мать-ребенок», 10 экспертов и 653 взрослых. 86 диад «мать-ребенок» с детьми 4-7 лет: 40 диад с типично развивающимися (ТР) детьми, 25 диад с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС), 21 диада с детьми с синдромом Дауна (СД); 4 триады «мать - дизиготные близнецы 4-6 лет» (инициативное лонгитюдное исследование). Проведена аудиозапись речевого взаимодействия в диадах и видеозапись поведения партнеров взаимодействия, экспертный анализ аудиозаписей взаимодействия (время прослушанных непрерывных аудиозаписей - 18 часов), анализ невербального поведения и мимической экспрессии матери и ребенка. На основе инструментального спектрографического, перцептивного и фонетического методов проанализирована речь матерей и детей. В работе использован междисциплинарный подход, в котором физиологические, психофизиологические и психологические методы дополняли друг друга, классические методы сочетались с современными и оригинальными авторскими. Выявлены особенности построения вокально-речевого взаимодействия в диадах с ТР детьми, детьми с РАС и детьми с СД, описаны стратегии речевого поведения матерей при взаимодействии с детьми в зависимости от возраста, пола ребенка, психоневрологического состояния, степени тяжести заболевания. Для диад с ТР детьми и диад с детьми с СД выявлены две стратегии речевого взаимодействия матерей с детьми – первая, связанная с высоким уровнем речевого развития ребенка, вторая – для диад с ТР детьми преимущественно реализуемая по отношению к детям младшего возраста, для диад с детьми с СД – к детям с низким уровнем сформированности речи. Для матерей детей с РАС выделены три стратегии речевого взаимодействия. Первые две сходны с стратегиями, используемыми матерями в диадах с ТР детьми и детьми с СД, но менее четкие и имеют особенности, обусловленные выраженностью аутистических расстройств и уровнем сформированности речи ребенка, третья - смешанная. Для матерей характерны инициатива, поощрение, вопросы и ответы на детские вопросы, паузы между фразами, стимуляция ребенка к ответу, уточнение сказанного ребенком, но дети могут говорить четко и невнятно, отвечать на вопросы, но не задавать их, говорить спонтанно и отвечать на реплики матери. Такой тип взаимодействия прямо не зависит от возраста и психоневрологического состояния ребенка. Сравнительный анализ речевого взаимодействия показал, что для матерей детей всех групп характерно проявление инициативы при взаимодействии с ребенком, их речь громкая, четкая, грамматически простая, обращена к ребенку и направлена на стимуляцию детей к ответу. Речь матерей ТР детей и детей с РАС направлена на привлечение внимания детей больше, чем материнская речь (МР) матерей детей с СД. При взаимодействии с детьми матери ТР детей чаще демонстрировали радость, чем матери детей с РАС и СД, задавали детям больше вопросов, уточняли смысл высказывания ребенка. Матери детей с СД делали больше пауз между фразами, их речь четкая, эмоциональная, они чаще сердились на ребенка; повторяли вопрос или одинаковые слова при взаимодействии с ребенком, обращались к ребенку по имени. Матери детей с РАС чаще отвечали на реплики детей и поощряли детей. ТР дети чаще, чем дети с РАС, проявляли инициативу, их речь была более эмоциональной, чем речь детей с РАС и детей с СД. ТР дети говорили громко и четко, чаще отвечали на вопросы матери и использовали фразы в ответных репликах. Дети с РАС и дети СД употребляли преимущественно отдельные слова, их речь была невнятной. ТР дети чаще радовались, чем дети с РАС и СД, дети с СД чаще сердились, дети с РАС – расстраивались. В исследовании получены новые и оригинальные данные о построении диадных отношений «мать-ребенок» дошкольного возраста, имеющие теоретическую значимость и прикладное значение для коррекции материнско-детских отношений в диадах с детьми с атипичным развитием.
Ляксо Елена Евгеньевна - Сбор метаданных. Запись речи матерей и их детей в процессе взаимодействия. Экспертный анализ видеозаписей с целью выявления особенностей поведения матери и ребенка в процессе взаимодействия. Перцептивный и акустический спектрографический анализ речи матерей и детей. Подготовка и написание отчетов, статей, выступление на профильных конференциях.
Фролова Ольга Владимировна - Запись речи матерей и их детей в процессе взаимодействия.
Перцептивный и акустический спектрографический анализ речи матерей и детей. Подготовка и написание отчетов, статей, выступление на профильных конференциях.
Куражова Анна Вадимовна – Экспертный анализ видеозаписей взаимодействия. Описание элементов невербального поведения матери и детей – близнецов. Перцептивный анализ речи матерей и детей. Написание статей, выступление на профильных конференциях.
Григорьев Алексей Сергеевич - Запись речи матерей и их детей в процессе взаимодействия. Перцептивный и акустический спектрографический анализ речи матерей и детей. Написание статей, выступление на профильных конференциях.
Николаев Александр Сергеевич – Лингвистический и акустический спектрографический анализ речи матерей и детей с расстройствами аутистического спектра. Написание статей, выступление на профильных конференциях.
Гречаный Северин Вячеславович - подбор детей с расстройствами аутистического спектра (РАС); анализ анамнеза детей с РАС и синдромом Дауна; тестирование детей и матерей с помощью клинических рейтинговых шкал. Написание статей, выступление на профильных конференциях.
Городный Виктор Александрович – фонетический и лингвистический анализ речи матерей и детей с синдромом Дауна. Инструментальный анализ речи детей с синдромом Дауна. Написание статей, выступление на профильных конференциях.
Краткое название | __ |
---|
Акроним | RFBR_RFH_2017 - 3 |
---|
Статус | Завершено |
---|
Эффективные даты начала/конца | 21/03/19 → 15/12/19 |
---|