Современный этап международных отношений отличается высоким уровнем конфликтогенности и при этом переходным характером, который заключается в подрыве западоцентричного «постъялтинского» порядка, основанного на идее либерального универсализма и одновременно– на наследии геополитического поражения СССР в «холодной войне». Деятельное и эффективное участие в этих трансформациях, которые могут привести к рождению новой системы международных отношений с многополярной конфигурацией как сбалансированной, учитывающей интересы суверенных государств и всех глобальных регионов, само по себе представляет крупный и важный вызов для России. Поскольку потенциальное изменение конфигурации миропорядка всегда зависит от воли и действий многих игроков международной арены, большое значение имеет понимание нероссийских подходов к идее многополярности, особенно, подходов тех акторов, которые в условиях текущего момента высокой напряженности между нашей страной и коллективным Западом остаются дружественными России.
В фокусе проекта в этом смысле находятся государства Латинской Америки, учитывая, что этот регион, в силу историко-геополитических обстоятельств, особенно тесно связан как с формированием и устойчивостью гегемонии США как столпа западоцентричного мира, так и с различными проектами по оппонированию ей. В то же время, нами предлагается связать латиноамериканские взгляды на многополярность с потенциалом развития российско-латиноамериканского диалога на актуальном этапе. Кооперация современной России и государств Латинской Америки по определению ориентируется не только на двусторонние выгоды, но и на системные соображения; так, в п.98 действующей Концепции внешней политики РФ 2016 г. задача наращивания диалога с регионом постулируется исходя из его «растущей роли в мировых делах». С этой точки зрения, проект согласуется с практической задачей определения возможностей для России полагаться на латиноамериканских партнеров в деле борьбы за трансформацию миропорядка, учитывая сходства и различия наших подходов к его желаемому образу «после «постъялтинской системы».
Первый год работы над проектом был посвящен исследованию латиноамериканских дискурсов о многополярном мире, многополярности как формирующемся (или возможном) свойстве современной системы международных отношений. С одной стороны, мы установили, что события и процессы рубежа 2010-х - 2020-х гг. актуализировали проблематику
многополярности в научных дискуссиях в регионе на различных уровнях анализа - от внутристранового до системного (где возникают понятия «поликризиса» и «второй холодной войны»). С другой стороны, мы рассмотрели особенности обращения к семантическому коду «многополярный мир» у политиков и экспертов в Аргентине, Бразилии, Боливии, Венесуэле, на Кубе, в Мексике, Чили и Уругвае. По данной выборке мы получили, во-первых, аналитический реферат избранных источников, в которых производился поиск отсылок к референции «многополярный мир», во-вторых, группы выводов в отношении: а) превалирующих контекстов и тем звучания дискурса, б) носителей дискурса, в) основных каналов для его артикуляции. Мы выявили, что дискурсы о многополярности являются крайне
разнообразными как внутри региона, так и внутри национальных пространств, присущи как «региональным державам», так и малым странам. В качестве основополагающих предпосылок для обращения к дискурсу о многополярном мире мы выделяем собственно внешнеполитические и идеологические программы правительств, отношение политикоформирующих групп к неолиберальной глобализации, а также восприятие ими структурных ограничений, действующих на государство в региональном, полушарном и глобальном измерениях. Одновременно было
установлено, что дискурс о многополярности поддается большой индивидуализации лидерами и элитами, может быть реконтекстуализирован геополитически, геоэкономически, цивилизационно, а также увязываться со специфическими внешнеполитическими идеологемами и принципами (вроде доктрины Х.Эстрады в Мексике, концепции «третьего пути» у современных перонистов в Аргентине, идеологем «Buen Vivir» и «дипломатии народов» в Боливии и т.д.). Отдельно нами рассматривался потенциал латиноамериканских интеграционных объединений - Алба, Меркосур, Унасур, Селак, Тихоокеанского альянса - как одновременно тем дискурса о многополярности и инструментов для его формирования и
распространения, а также позиционирование Аргентины, Бразилии и Мексики в «Группе Двадцати» с точки зрения их программ «изменения правил» игры в международных отношениях». Конкретные выводы и находки 1-го этапа
изложены как в: - пяти научных статьях. Одна из них опубликована, три приняты к публикации, одна находится на рецензировании. Две работы будут индексированы в Scopus, одна - в WoS RSCI, одна - в РИНЦ и других
международных базах данных; - пяти докладах, которые были представлены на международных конференциях, таких как VI Форум «Россия и Ибероамерика в турбулентном мире: история и современность» (СПбГУ, октябрь 2023 г.), II Санкт-Петербургский конгресс исследователей международных отношений (СПбГУ, апрель 2024 г.), конференция
«Актуальные проблемы политической географии» (Topical Issues of Political Geography, СПбПУ, декабрь 2023 г.); экспертном материале (https://actualidad.rt.com/actualidad/491379-integracion-latinoamericana-multipolar).Для апробации промежуточных результатов исследования коллектив организовал специальную секцию на СПбКИМО, где
обсуждалась эволюция концепции многополярного мира в представлении латиноамериканского академического сообщества, ее преломление в политической риторике в Аргентине, Бразилии, Мексики, Эквадоре. Для популяризации выводов проекта также был создан сайт https://multipolaridad.tilda.ws/.
К.А.Коновалова - общее руководство проектом, подготовка 5 статей, 3 докладов, 2 текстов для сайта, 1 экспертной статьи, 1 интервью, 70% отчета за 1 этап. Страновая сфера ответственности - Мексика, Уругвай, Боливия, интеграционные объединения.
Т.М. Альмуков - дизайн и модерирование сайта проекта, подготовка 2 статей, 3 докладов, вопросов для 1 интервью, 15% отчета за 1 этап. Страновая сфера ответственности - Аргентина, Венесуэла и Куба.
М.О.Габриелян - подготовка 1 статьи, 3 докладов, 15% отчета за 1 этап. Страновая сфера ответственности - Бразилия, Чили и Куба.