описание

Ранний детский опыт, особенно отношения с близким взрослым, сказываются на его последующем функционировании во взрослом возрасте. Нарушения в сфере ранних отношений могут приводить к нарушениям психического и физического здоровья. Профилактика риска нарушений психического здоровья требует изучения отношения матери к ее ребенку на наиболее ранних этапах. Важным является понимание представлений о ребенке и отношения к нему уже на этапе беременности.
В настоящее время активно развиваются вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ), которые несут огромный эффект с медицинской точки зрения.

По клиническим наблюдениям и немногочисленным исследованиям, эта категория женщин имеет свои специфические особенности:: в частности, длительный период ожидания беременности, трудности принятия диагноза бесплодие и травматизация в связи с неудачными попытками; заболевания, не позволяющие забеременеть естественным путем; длительное медицинское сопровождение (прием медикаментов, многочисленные обследования, регулярные контакты с врачами и т.п.),
После наступления беременности при помощи ЭКО женщина может нуждаться в поддержке, как медицинской, так и психологической.
Современные исследования свидетельствуют, что среди факторов, влияющих на представление и отношение женщины к ребенку до и после его рождения, значимыми являются ее представления о собственных отношениях с матерью в детстве, личностные характеристики женщины, особенности ее психологического функционирования и имеющейся социальной поддержки, социально-демографические характеристики, а также медицинские факторы, касающиеся наступления, протекания беременности, родов и особенностей развития ребенка. При этом может наблюдаться динамика самих этих социально-психологических характеристик женщины после рождения ребенка, что, в свою очередь, может сказываться на ее представлениях о ребенке, отношении к нему и характере их взаимодействия. Однако, современные исследования социально-психологических характеристик матери, влияющих на ее отношение к ребенку и взаимодействие с ним, в основном проводились с участим женщин, имевших беременность, наступившую естественным путем. Новизна данного исследования состоит во включении женщин с беременностью при помощи ЭКО.
Существующие на настоящее время исследования как в России, так и за рубежом в своем большинстве касаются изучения состояния здоровья детей после ЭКО и выявлению сопутствующих факторов, на него влияющих. При этом, существует крайне незначительное количество научных исследований, посвященных изучению психологических аспектов материнства, особенностей взаимодействия женщины, зачавшей при помощи ЭКО, со своим ребенком после его рождения. В связи со всем вышесказанным изучение представлений о будущем ребенке и отношения к нему у беременных женщин с разным типом зачатия (естественное или при помощи ЭКО), их социально-психологических и социально-демографических характеристик и особенностей медицинского анамнеза, того, как меняются представления о ребенке и отношение к нему у женщины после рождения ребенка, а также факторов, влияющих на эту динамику, представляется крайне актуальным.

описание для неспециалистов

Эмоциональное состояние матери, в частности, стрессы, тревога, депрессия во время беременности может сказываться на характере родов (например, преждевременные роды, низкий вес при рождении), на темпераментных особенностях и эмоциональном состоянии ребенка, его психомоторном и когнитивном развитии, на возникновении эмоциональных и поведенческих проблем у детей в раннем и дошкольном возрасте. Особую группу представляют женщины, зачавшие при помощи экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Чаще всего это женщины, которые на протяжении некоторого времени не могли забеременеть естественным путем. Результаты исследований показывают, что женщины, использующие ЭКО, характеризуются более старшим возрастом, длительным периодом бесплодия, наличием большего количества заболеваний, высокой вероятностью преждевременных родов. При этом, женщины из группы ЭКО оптимального репродуктивного возраста более склонны к тревоге; для них более характерно игнорирующее отношение к своей беременности и ребенку в утробе, они характеризуются противоречивым отношением к беременности, склонны игнорировать возникающие и возможные трудности, идеализировать беременность и материнство. Их представления о будущем ребенке и о себе в роли матери далеки от реальности и носят эйфорический характер.
Нами проведено исследование, которое включило 382 обследования женщин от 25 до 43 лет, беременных как с помощью ЭКО, так и естественным образом. Исследование проводилось по 14 методам, в 3 этапа, начиная с беременности, сразу после родов и с первый год жизни ребенка. Получены уникальные данные, свидетельствующие, что в группе ЭКО наблюдается большее количество замерших беременностей и общее количество перинатальных потерь, чаще преждевременные роды, использование кесарева сечения, включая экстренное, во время беременности эти женщины выше оценивают свою готовность к материнству и при этом реже посещают курсы подготовки к родам, при подготовке предпочитают дистанционный формат. В группе ЭКО после рождения ребенка реже используется грудное вскармливание. В их представлениях чаще преобладает эйфорическое отношение к самой беременности, но не ребенку. В этой группе эмоциональное состояние связано с идеальными представлениями о ребенке, в то время как в группе женщин с естественной беременностью – с оценками ребенка как реального. После рождения ребенка происходит увеличение числа связей между общим количеством перинатальных потерь и показателями эмоционального состояния, в группе ЕСБ таких связей нет после рождения ребенка. Выявлено, что в группе ЭКО происходит усиление проблем психического здоровья после рождения ребенка, а в группе ЕСБ - уменьшение. Также исследование показало, что женщины, использовавшие 4 и более попыток ЭКО, имеют больше проблем физического и психического здоровья, более низкие значения привязанности к ребенку. Не выявлено значимых различий в показателях физического здоровья ребенка как сразу после рождения, так и в первые полгода его жизни, в параметрах психического развития, измеренного при помощи опросника для родителей, тем не менее, экспертная оценка взаимодействия в диаде выявила, дети из группы ЭКО чаще показывают признаки переутомления или истощения, у них более частые проявления признаков апатии и депрессии, трудности в выражении положительных эмоций, они более пассивны в целом; есть различия в состоянии активности мамы и ребенка. Можно говорить о том, что истинная готовность к материнству у женщин с ЭКО имеет отсроченный характер в силу того, что из-за долгого периода бесплодия они в большей степени ждут наступления беременности, идеи о реальном ребенке формируются в меньшей степени во время беременности и в большей - уже после рождения ребенка, в отличие от группы с естественным зачатием. Данные интересные, новые, уникальные, будут полезны в практической работе психологов, репродуктологов, неонатологов, иных перинатальных специалистов.

основные результаты по проекту в целом

Целью исследования являлся анализ динамики и взаимосвязи представления и отношения к ребенку и социально-психологических характеристик, а также социально-демографических и данных медицинского анамнеза у женщин, зачавших при помощи экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), до и после рождения ее ребенка. Исследование носит лонгитюдный характер и проводилось в 3 этапа (во время беременности, сразу после рождения и в первый год жизни ребенка), за это время проведено обследования 382 женщин в возрасте от 25 до 43 лет по 14 методам, контрольная группа – женщины с естественной беременностью (ЕСБ). Получены уникальные данные, свидетельствующие, что в группе ЭКО наблюдается большее количество замерших беременностей и общее количество перинатальных потерь, чаще преждевременные роды, использование кесарева сечения, включая экстренное, во время беременности эти женщины выше оценивают свою готовность к материнству и при этом реже посещают курсы подготовки к родам, при подготовке предпочитают дистанционный формат. В их представлениях о беременности чаще доминирует эйфорический компонент по поводу самой беременности, а не ребенка. В этой группе чаще присутствуют связи показателей психического здоровья и идеальных представлений о ребенке, в то время как для группы женщин с естественной беременностью характерны связи показателей психического здоровья и оценок ребенка как реального. В группе ЭКО после рождения ребенка реже используется грудное вскармливание, происходит увеличение числа связей между общим количеством перинатальных потерь и показателями нарушений психического здоровья, в группе ЕСБ таких связей нет после рождения ребенка. Выявлена разнонаправленность динамики изменений представлений о ребенке и показателей психического здоровья в изучаемых группах, где в группе ЭКО происходит усиление проблем психического здоровья, в ЕСБ - уменьшение. При этом, предикторами нарушений психического здоровья после рождения ребенка в группе ЭКО являются сочетания различных показателей психического здоровья, представлений о ребенке и отношения к нему, данных акушерско-гинекологического анамнеза, в то время как в группе ЕСБ проблемы психического здоровья во время беременности являются предикторами проблем после рождения ребенка. Также исследование показало, что женщины, использовавшие 4 и более попыток ЭКО, имеют больше проблем физического и психического здоровья, более низкие значения привязанности к ребенку. Не выявлено значимых различий в показателях физического здоровья ребенка как сразу после рождения, так и в первые полгода его жизни, в параметрах психического развития, измеренного при помощи опросника для родителей, тем не менее, экспертная оценка взаимодействия в диаде выявила, дети из группы ЭКО чаще показывают признаки переутомления или истощения, у них более частые проявления признаков апатии и депрессии, трудности в выражении положительных эмоций, они более пассивны в целом; есть различия в состоянии и уровне активности мамы и ребенка. Можно говорить о том, что готовность к материнству у женщин с ЭКО имеет отсроченный характер в силу сдвига мотива на цель (беременность, а не ребенок) и начинает формироваться после рождения ребенка, а не во время беременности как при естественном зачатии. Данные представляют научную новизну и уникальность, будут полезны в практической работе психологов, репродуктологов, неонатологов, иных перинатальных специалистов.

основные результаты по этапу (подробно)

Сравнение женщин, использовавших экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), с женщинами с естественной беременностью (ЕСБ) на этапе до рождения ребенка выявило, что женщины группы ЭКО значимо (р=0,000) старше (34,3±4,6) по сравнению с женщинами с естественной беременностью (30,9±4,6); они значимо дольше планировали свою беременность (р=0,000): в группе ЭКО от 1 года до 15 лет (среднее значение 3,8 лет), а в группе ЕСБ – от 0 мес до 6 лет (среднее значение 5,9 мес). Количество протоколов ЭКО до наступления настоящей беременности от 1 до 9 (среднее значение 2,31,8).
До беременности курили 20% женщин с ЭКО и 34 25,5% женщин с ЕСБ, во время беременности курит только 1 женщина с ЕБ. Употребляли алкоголь до беременности 13,3% ЭКО и 21% женщин с ЕСБ, продолжают употреблять во время беременности 10% женщин с ЭКО и 21% с ЕСБ (р=0,036) Наличие абортов в анамнезе у женщин с ЕБ 14 (10,5%), у женщин с ЭКО 8 (13,3%). Обнаружены значимые различия по количеству замерших беременностей (р=0,022), в группе ЭКО они встречаются у 25% женщин, в группе ЕСБ – у 10,5%. Общее число потерь таже значимо выше (р=0,018) в группе ЭКО (в среднем 0,610,84), в группе ЕСБ – у 10,5% женщин (в среднем 0,370,83 потерь).
Нами обнаружено, что женщины с ЭКО значимо выше оценивают свою готовность к материнству (84,7±17,3 по сравнению с 78,2±18,5 баллов в группе ЕСБ, р=0,011). Женщины группы ЭКО значимо выше (р=0,001) оценивают помощь со стороны специалистов (82,23±20,5 по сравнению с 76,4±22,5 баллов у ЕСБ). Данные опроса на этапе беременности также показали, что женщины с ЭКО также значимо (р=0,000) реже посещают (32% в группе ЭКО и 68,7% в группе ЕСБ) или планируют посещать (15,5% в группе ЭКО и 6,9% в группе ЕСБ) курсы по подготовке к родам. Данные после рождения ребенка выявили, что не готовились к родам 19% женщин с ЭКО и 16% женщин с ЕСБ, дистанционный формат выбрали 28% и 11% соответственно, бесплатные курсы посещали 50% женщин с ЭКО и 68% с ЕСБ, при этом 8% женщин с ЕСБ ходили на платные курсы, в группе ЭКО таких женщин не было.
Преждевременные роды были у 25% женщин с ЭКО в сравнении с 3,8% женщин с ЕБ, различия значимые (р=0,025). Роды путем кесарева сечения применялись у 66,6% женщин с ЭКО и 25% женщин с ЕСБ (р=0,000). Женщины с ЭКО реже (р=0,012) прибегают к грудному вскармливанию (51% в группе ЭКО и 78% в группе ЕСБ).
Сравнительный анализ различий в показателях психического здоровья на этапе беременности выявил, что в группе ЭКО ниже значения нарушений мышления (54,26±5,75) по сравнению с женщинами с естественной беременностью (55,98±5,96, р=0,014). Данные по методике ТОБ показали, что у женщин ЭКО значимо выше эйфорический тип отношения (р<0,05), а у женщин ЕСБ – оптимальный (р<0,05). Более детальный анализ показал, что эти различия по обоим типам проявляются именно в отношении беременности (р<0,05), но не ребенка. Также было выявлено, что тревожный тип в отношении к ребенку выше в группе ЭКО (р<0,05).
Также нами было получено, что женщины, имеющие 4 и более попыток ЭКО, в сравнении с женщинами с 1-3 попытками ЭКО, в целом имеют большее количество акушерских потерь в гинекологическом анамнезе (1,441,01 и 0,440,63, р= 0,007), замерших беременностей (0,890,78 и 0,160,37 соответственно, р= 0,010); во время беременности имеют более высокие показатели большинства нарушений психического здоровья (р<0,05), достоверно реже демонстрируют оптимальный тип ПКГД (3,51,7 и 5,30,9 соответственно, р=0,035), имеют более низкие значения антенатальной привязанности (поведенческий компонент взаимодействия с ребенком) 10,81,8 и 12,11,5 соответственно, р=0,034, ниже оценивают состояние здоровья собственного ребенка во время беременности (73,017,9 и 90,511,7 соответственно, р=0,029), у них выше склонность к соматическим нарушениям (3,111,97 и 1,851,66 соответственно, р=0,041).
Анализ взаимосвязей показателей психического здоровья, представления о ребенке и отношения к нему в группе ЭКО до рождения ребенка выявил отрицательные связи между Силой Я (показатель отношений женщины в детстве) и ее идеальными представлениями о собственном ребенке (р<0,05, -0,393<r<-0,336), а также готовностью к материнству (r=-0,289);в группе ЕСБ выявлены отрицательные связи между Силой Я и ее представлениями о собственном ребенке в настоящем (здоровье, сообразительность, самостоятельность, р<0,05, -0,388<r<-0,336), а также эмоциональным (r=-0,201) и поведенческим (r=-0,208) компонентом отношений привязанности и эйфорическим (r=-0,217) и тревожным компонентами (r=0,340) гестационной доминанты. В группе ЭКО выявлено большое количество положительных взаимосвязей между тревожным компонентом гестационной доминанты и показателями нарушений психического здоровья, таких связей в группе ЕСБ нет. В обеих группах показатель нарушений психического здоровья «агрессивность» показал значимые положительные связи с тревожным и депрессивным компонентами гестационной доминанты (0,274<r<0,370), а помимо этого в группе ЭКО - отрицательные связи с представлениями о собственном ребенке: эмоциональным компонентом отношений привязанности (r=-0,311), идеальными представлениями о характере (r=-0,326) и сообразительности (r=-0,370) будущего ребенка, а в группе ЕСБ отрицательные связи выявлены с оптимальным компонентом ПКГД (r=-0,286) и с представлениями о собственном ребенке - его оценкой в целом, а также оценкой его характера и здоровья в настоящем.
Эмоциональная атмосфера в семье, то, как ее оценивают сами женщины до рождения ребенка, в обеих группах связана с отношениями с супругом, родителями, поддержкой друзей, в группе ЭКО атмосфера в семье отрицательно связана с общим числом потерь, рядом нарушений психического здоровья и со всеми показателями отношений в родительской семье. В группе ЕСБ обнаружена связь эмоциональной атмосферы в семье только с показателем социальной активности, связанного с оценкой отношений в родительской семье, также обнаружены связи с рядом показателей психического здоровья, качеством привязанности к ребенку в утробе и эйфорическим компонентом гестационной доминанты (р<0,05).
После рождения ребенка в группе ЭКО происходит значимое увеличение замкнутости (р=0,010; 55,68±6,24 во время беременности и 57,38±7,3 после рождения ребенка) и нарушений мышления (р=0,001; 54,67±4,2 во время беременности и 57,12±7,8 после рождения ребенка). В группе ЕСБ произошло значимое снижение ряда показателей нарушений психического здоровья. Оценка значимости различий в показателях динамики изменений показателей психического здоровья в группах ЭКО и ЕСБ показало значимое изменение показателей тревожности/депрессивности (р=0,039), замкнутости (р=0,019), нарушений мышления (р=0,035), DSM-ассоциированного расстройства по типу избегания (р=0,042). Эти данные свидетельствуют о разнонаправленности изменений значений в двух изучаемых группах.
Более того, в группе ЭКО ожидание самостоятельности ребенка после его рождения выше (р<0,05), чем у женщин группы ЕСБ, и в целом, практически по всем параметрам (кроме здоровья), ожидания относительно ребенка у женщин с ЭКО выше.
Результаты сравнения показателей психического развития ребенка, измеренного с помощью опросника для родителей (Шкала KID), выявили отсутствие значимых различий между изучаемыми группами, однако результаты сравнения средних значений показателей взаимодействия, оцененного экспертами на основании анализа видеозаписей свободной игры между мамой и младенцем выявили значимые различия по отдельным шкалам. Полученные данные свидетельствуют, что дети из группы ЭКО демонстрируют более низкий уровень исследовательской активности и инициирования игры, чаще показывают признаки переутомления или истощения при взаимодействии с мамой и более пассивны в целом. Данные также указывают на более низкую эффективность структурирования деятельности ребенка у мам из группы ЭКО, более низкую коммуникативную компетентность, более частые проявления признаков апатии и депрессии, серьезности (или трудности в выражении положительных эмоций) у детей из группы ЭКО. Выявлен низкий уровень организации и регуляции взаимодействия, а также более выраженные различия в состоянии и уровне активности мамы и ребенка в группе ЭКО.
После рождения ребенка в группе ЭКО выявлены значимые отрицательные взаимосвязи между показателями представлений о ребенке как об активном и привлекательным и рядом показателей психического здоровья. В группе ЕСБ выявлено большое количество взаимосвязей между показателями привязанности и характеристиками отношений к ребенку и параметрами психического здоровья.
Результаты регрессионного анализа, направленного на понимание того, какие пренатальные показатели оказывают влияние на постнатальное отношение к ребенку и психическое здоровье, показали, что высокий уровень постнатальной привязанности в группе ЭКО обусловлен высоким уровнем пренатальной привязанности (β=0,555, р<0,01), а в группе ЕСБ – тревожностью/депрессивностью в период беременности (β= -0,355, р<0,05). В то время как предикторами нарушений психического здоровья после рождения ребенка в группе ЕСБ явились соответствующие нарушения в период беременности, то в группе ЭКО картина неоднозначная, в частности, депрессивные расстройства после рождения ребенка обусловлены общим числом перинатальных потерь (β=0,516, р<0,01), тревожностью/депрессивностью в период беременности (β=0,339, р<0,05), депрессивным компонентом гестационной доминанты (β=0,269, р<0,05); тревожные расстройства обусловлены соматическими нарушениями, связанными с опытом в родительской семье (β=0,649, р<0,01); соматические расстройства обусловлены нарушениями мышления (β=0,515, р<0,01) и соматическими проблемами (β=0,547, р<0,01); расстройство по типу избегания – соматическими нарушениями (β= - 0,495, р<0,05), тревожностью, проявленной в рисунке «Я и мой ребенок» (β= - 0,566, р<0,01) и депрессивностью в период беременности (β=1,007, р<0,01); расстройства по типу СДВГ – соматическими расстройствами (β=0,640, р<0,01) и экстраверсией как результата влияния жизни в родительской семье (β=0,383, р<0,05), антисоциальные расстройства – агрессивностью (β=0,656, р<0,01) и количеством выкидышей (β=0,340, р<0,05).
Интересными представляются данные о связи данных акушерско-гинекологической анкеты с показателями психического здоровья женщины, ее представлений и отношений к ребенку. В частности, число абортов показало ряд связей в период беременности с представлениями о ребенке: в группе ЭКО число абортов отрицательно связано с оценкой здоровья ребенка в настоящий момент (р=0,023, r=-0,371), восприятием своего ребенка как активного (р=0,003, r=-0,476); в группе ЕСБ число абортов положительно связано с числом выкидышей (р=0,016, r=0,252) и замерших беременностей (р=0,041, r=0,215), а также положительными оценками здоровья, сообразительности, внешности своего ребенка в будущем в идеале (р<0,05, 0,293<r<0,315), более сформированным образом ребенка (р=0,047, r=0,259), отсутствием враждебности (р=0,029, r=0,319), а также с менее выраженными соматическими проблемами, в том числе DSM-ассоциированными. Общее количество заболеваний во время беременности в группе с ЭКО связано депрессивностью, агрессивностью, делинквентным поведением, DSM-ассоциированными расстройствами – депрессивным и антисоциальным (р<0,05, 0,319<r<0,425). В группе ЕСБ показатель общего количества заболеваний связана с соматическими проблемами, DSM-ассоциированными расстройствами – депрессивным, антисоциальным и соматическим (р<0,05, 0,210<r<0,272). Интересно, что в группе ЭКО после рождения ребенка произошло увеличение по сравнению с этапом до рождения ребенка числа связей между общим количеством перинатальных потерь и показателями психического здоровья, а именно: тревожным компонентом гестационной доминанты, тревожностью/депрессивностью, агрессивностью, нарушениями внимания, DSM-ассоциированными тревожным и депрессивным расстройствами; в группе ЕСБ общее количество потерь связано лишь с меньшей социальной активностью. Также в группе ЭКО увеличилось число связей между общим количеством заболеваний во время беременности и показателями психического здоровья после рождения ребенка: они связаны с тревожностью, агрессивностью, делинквентностью, назойливостью, соматическими проблемами, DSM-ассоциированными тревожным и антисоциальным расстройствами, а также незрелостью Я; в группе ЕСБ нет связей между количеством заболеваний во время беременности и иными социально-психологическими показателями после рождения ребенка.
Анализ показателей развития детей не выявил значимых различий между данными по росту, весу, показателям Апгар на 5 и 10 минуте после рождения, однако в группе ЭКО больше маловесных детей (до 2500 гр). Также не выявлено значимых различий в показателях здоровья детей сразу после рождения, несмотря на то, что некоторые дети в обеих группах нуждались в реанимационных мероприятиях. Также наши данные не показали значимых различий между показателями здоровья детей в обеих группах, собранные в первый год их жизни. Показатели психического развития детей, оцененные с помощью опросника для родителей, также не различаются.
Заключение
Нами получены данные о различиях в акушерско-гинекологических, социально-демографических данных, показателях психического здоровья и отношения к ребенку во время беременности и после рождения, а также характер взаимосвязей и влияния пренатальных факторов на постанатальные показатели психического здоровья в группе женщин с ЭКО и естественной беременностью. Наше исследование показало, что в группе женщин с ЭКО наблюдается большее количество замерших беременностей и общее количество перинатальных потерь, у них чаще наблюдаются преждевременные роды, использование кесарева сечения, включая экстренное кесарево, во время беременности эти женщины выше оценивают свою готовность к материнству и при этом реже посещают курсы подготовки к родам, при подготовке предпочитают дистанционный формат, они выше оценивают поддержку специалистов на этапе беременности. В их представлениях о беременности чаще доминирует эйфорический компонент – и именно в отношении к самой беременности, а не ребенку. В этой группе чаще присутствуют связи показателей психического здоровья и идеальных представлений о ребенке, в то время как для группы женщин с естественной беременностью (ЕСБ) характерны связей показателей психического здоровья и оценок ребенка как реального, в настоящем. После рождения ребенка в группе ЭКО реже используется грудное вскармливание, происходит увеличение числа связей между общим количеством перинатальных потерь и показателями нарушений психического здоровья, и отдельно – между общим числом проблем репродуктивного здоровья и показателями нарушений психического здоровья. В целом наши данные показали разнонаправленность динамики изменений представлений о ребенке и показателей психического здоровья в изучаемых группах – если в группе ЕСБ снижается напряженность после рождения ребенка, то в группе ЭКО она повышается. При этом, предикторами нарушений психического здоровья после рождения ребенка в группе ЭКО являются сочетания различных показателей психического здоровья, представлений о ребенке и отношения к нему, данных акушерско-гинекологического анамнеза, в то время как в группе ЕСБ связь однозначная: проблемы психического здоровья во время беременности являются предикторами проблем после рождения ребенка. Нами выявлено, что женщины, использовавшие 4 и более попыток ЭКО, имеют больше проблем физического и психического здоровья, более низкие значения привязанности к ребенку. Несмотря на то, что в нашей выборке нет значимых различий в показателях физического здоровья ребенка как сразу после рождения, так и в первые полгода его жизни, нет различий в параметрах психического развития, измеренного при помощи опросника для родителей, тем не менее, экспертная оценка взаимодействия в диаде выявила, что в группе ЭКО есть некоторая специфика, указывающая на более выраженные различия в состоянии и уровне активности мамы и ребенка, дети из группы ЭКО чаще показывают признаки переутомления или истощения, более частые проявления признаков апатии и депрессии, трудности в выражении положительных эмоций и более пассивны в целом.
За время проекта опубликовано 6 статей, 25 тезисов, сотрудники участвовали в 18 конференциях международного уровня

основные результаты по этапу (кратко)

Участие сотрудников в 8 конференциях международного уровня, публикация 2 статей Scopus, 2 статей ВАК и 13 тезисов.
1. Проведен анализ литературы о специфике представления и отношения к ребенку и психологических особенностях женщин, зачавших при помощи ЭКО, а также динамике и взаимосвязи изучаемых характеристик у женщин до и после родов с разным типом зачатия.
2. Проведено изучение и сравнение представлений и отношения к будущему ребенку, социально-психологических характеристик (отношений с близким окружением, отношения к себе как матери, представлений о собственном опыте детства, личностные особенностей и особенностей психологического функционирования) у беременных женщин, зачавших при помощи ЭКО и естественным путем.
3. Проведено изучение и сравнение представлений и отношения к ребенку, социально-психологических характеристик у женщин после его рождения (через 4-6 месяцев) в двух изучаемых группах.
4. Осуществлен анализ динамики представлений о ребенке и отношения к нему во время беременности и после его рождения у женщин, зачавших при помощи ЭКО и естественным путем.
5. Проведено изучение влияния представлений о ребенке и отношения к нему у женщин во время беременности на представления и отношение к нему после его рождения в обеих изучаемых группах.
6. Осуществлено анализ динамики социально-психологических характеристик женщин, зачавших с помощью ЭКО и естественным путем, до и после рождения ребенка.
7. Проведено исследование взаимосвязей представлений и отношений женщины к своему ребенку c ее социально-психологическими, социально-демографическими характеристиками и данными медицинского анамнеза на этапе беременности внутри каждой изучаемой группы.
8. Проведен анализ влияния социально-психологических, социально-демографических характеристик и особенностей медицинского анамнеза на представления и отношение к ребенку у женщин после его рождения внутри каждой изучаемой группы.
9. Проведен анализ взаимосвязей и влияния показателей физического и психического здоровья, отношения к ребенку, представлений о нем во время беременности на показатели психического здоровья женщины, а также показатели развития ребенка.
10. Проведен сравнительный анализ групп женщин, имеющих разное количество попыток ЭКО до наступления настоящей беременности

описание вклада в работу каждого из участников (учётная форма ЦИТиС)

Аникина Варвара Олеговна 100%, Савенышева Светлана Станиславовна (100%)
Аринцина Ирина Александровна (50%)
Васильева Нина Леонидовна (40%)
Плешкова Наталья Леонидовна (40%)
Блох Мария Евгеньевна (100%)
Эрнепесова Евгения Довлетовна (50%)
Деева Анастасия Алексеевна (50%)
Гулина Мария Александровна (40%)
Кулешова Дарина Сергеевна (40%)

передача полной копии отчёта третьим лицам для некоммерческого использования: разрешается/не разрешается (учётная форма ЦИТиС)

разрешается

проверка отчёта на неправомерные заимствования во внешних источниках: разрешается/не разрешается (учётная форма ЦИТиС)

разрешается

обоснование междисциплинарного подхода

Исследование является междисциплинарным, поскольку сбор данных проводился на базе медицинских учреждений, измерялись не только социальные, психологические характеристики беременных женщин, но и данные акушерско-гинекологического анамнеза, показателей физического здоровья детей в течение первого года жизни; проводился анализ взаимосвязей психологическим и медицинских показателей
АкронимRFBR_a_2020 - 3
СтатусЗавершено
Эффективные даты начала/конца25/03/2228/12/22

    Области исследований

  • экстракорпоральное оплодотворение, представление о ребенке, отношение к ребенку, представления о собственном детстве, взаимодействие с младенцем, социально-демографические факторы, привязанность, психическое здоровье, преждевременные роды, кесарево сечение, развитие ребенка

ID: 93878956