описание

Новорожденные с патологией ЦНС имеют высокий риск нарушения физического и психического развития. Столкновение с диагнозом новорожденного переживается родителем как стрессовая ситуация. В то же время психологическое неблагополучие матери и отца имеет долгосрочные последствия для психического здоровья как ребенка и детско-родительских отношений. К настоящему времени разработаны образовательные и поведенческие программы по оптимизации детско-родительского взаимодействия в случае патологии и недоношенности новорожденных. Для их реализации необходима готовность родителя к сотрудничеству со специалистом, которая может быть снижена в связи с неадаптивными стратегиями совладания, не позволяющими родителю эффективно справляться со стрессом и оказывать ребенку необходимую помощь. Это определяет необходимость изучения эффективности вмешательств психотерапевтической направленности, позволяющих смягчить симптомы психологического неблагополучия родителей.

описание для неспециалистов

Рождение больного ребенка является серьезным испытанием для семьи. Одним из наиболее частых видов патологии новорожденных является поражение центральной нервной системы (ЦНС). При благополучном исходе симптомы постепенно исчезают уже в раннем возрасте, ребенок выздоравливает и ничем не отличается от своих сверстников. Менее благоприятным результатом может быть отставание в развитии речи, движений, чтения, письма, счета, повышенная утомляемость, слабость внимания и гиперактивность. Самыми тяжелыми последствиями являются детский церебральный паралич, эпилепсия, гидроцефалия и другие инвалидизирующие заболевания.
Тревожную информацию о тяжести состояния, причинах и последствиях болезни родители получают на отделениях патологии новорожденных клинических больниц, куда госпитализируются дети сразу после рождения. Крайне важно, чтобы в клинике мог получить помощь не только ребенок, но и его родственники. Для них это, безусловно, стрессовая ситуация, и, быть может, одна из самых сложных в жизни. Представления о безоблачном родительстве со здоровым малышом на руках у себя дома рушатся. Родитель попадает в непривычные условия отделения. Контакт с ребенком может быть существенно ограничен. Резкие изменения в состоянии новорожденного и особенности физической среды в виде мониторов, аппаратов поддержки дыхания, катетеров пугают. Некоторым матерям вовсе не удается кормить ребенка грудью. Другие чувствуют дискомфорт от недостатка интимности при сцеживании, кормлении и общении с ребенком. Тревога и страх за настоящее и будущее малыша, подавленное настроение и ощущение бессилия, чувство вины за случившееся, раздражение от вынужденной зависимости от медперсонала — вот неполный список тяжелых переживаний, которые сообщают родители.
Предыдущий опыт исследователей проекта в работе с семьями детей разного возраста с нарушениями развития по причине перинатального поражения ЦНС, убеждает в необходимости начала психологической помощи родителям именно в период новорожденности. Сейчас родитель находится на первом этапе адаптации к проблемам ребенка. Он вынужден приспосабливаться к новым обстоятельствам и преодолевать стресс. От успешности такого преодоления может зависеть состояние малыша и срок госпитализации, адекватность оценки проблем ребенка, готовность сотрудничать со специалистами, включенность в процесс лечения и коррекции в будущем. Сейчас закладываются основы гармоничного родительского отношения: безусловного принятия ребенка независимо от тяжести проблем, восприятия его как источника счастья, а не как источника трудностей и ломки привычного стереотипа жизни семьи.
Ученые и практики из разных стран пытаются ответить на вопрос о том, какая психологическая помощь родителям будет эффективной на отделениях неонатальной помощи. Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Наш проект предполагает оценку эффективности программы рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ), предложенной Альбертом Эллисом и используемой для различных категорий клиентов. Мы проверяем, смогут ли стратегии и методы этого вида современной психотерапии помочь совладать со стрессом и формировать гармоничное родительское отношение у матерей.
С точки зрения специалистов РЭПТ, наши эмоции и поведение вызывает не сама проблемная ситуация, а наше отношение к ней. Адаптация к трудной жизненной ситуации будет нарушаться, если это отношение строится на основе нереалистичных, чрезмерно жестких правил и ожиданий от себя и окружающих (иррациональных взглядов). Наша программа помощи предполагает выявление, содействие в осознании, коррекцию иррациональных взглядов и неконструктивных способов совладания со стрессом (ухода от проблем и пассивности, активно-агрессивных стратегий). Мы ожидали, что наша работа улучшит психологическое состояние матери.
Мы провели оценку эффективности программы, построенную на основе РЭПТ, в работе с 80 матерями новорожденных с гипоксическим поражением ЦНС. Наши воздействия были преимущественно направлены на иррациональные взгляды, которые лежат в основе негативных переживаний и неконструктивных способов совладания со стрессом, вызванного госпитализацией и столкновением с информацией о состоянии и прогнозах развития ребенка. Сопоставляя данные измерений с помощью специальных психодиагностических методик до и после программы, а также сравнивая матерей с женщинами, не участвующими в программе, мы обнаружили улучшение настроения, снижение тревожности. Женщины после психотерапии оценивали себя как менее напряженных и раздражительных, более расслабленных. Они реже испытывали немотивированные опасения, чувство вины и ощущение бессилия и бесполезности.
Таким образом, можно говорить об эффективности рациональной эмоционально-поведенческой терапии для матерей, переживающих госпитализацию ребенка с гипоксическим поражением ЦНС.

основные результаты по проекту в целом

Проведен анализ литературных данных о психологических проблемах родителей новорожденных с патологией центральной нервной системы и риском нарушений психического развития, направлениях психологических вмешательств и их эффективности для родителей на отделениях неонатальной помощи, возможностях когнитивно-поведенческой терапии. Дано теоретико-методологическое обоснование использования краткосрочной индивидуальной рациональной эмоционально-поведенческой терапии (РЭПТ) при оказании помощи матерям новорожденных с патологией ЦНС. Показано, что помощь должна быть направлена на коррекцию иррациональных взглядов и неконструктивных способов совладания со стрессом, вызванным госпитализацией и столкновением с информацией о состоянии и прогнозах развития новорожденного. Представлены задачи психологического вмешательства в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферой с учетом показателей психологического неблагополучия матери и специфики патологии новорожденного.
Разработано полуструктурированное интервью, направленное на оценку стрессоров и особенностей психологической адаптации матерей новорожденных с патологией ЦНС в виде когнитивно-эмоционального и поведенческих компонентов реагирования. Проведено исследование материнского опыта переживания ситуации госпитализации новорожденного с помощью интервью. Принимали участие 40 женщин, госпитализированных вместе с детьми на отделение патологии новорожденных: 22 матери доношенных детей с церебральной ишемией (II и III степени), 18 матерей недоношенных (недоношенность от 29 до 34 недель) детей с церебральной ишемией (II и III степени), внутрижелудочковыми кровоизлияниями (II и III степени), сочетанным ишемическим и геморрагическим поражением ЦНС. Выделены основные стрессоры: собственно болезнь ребенка, возможные негативные последствия в будущем, получение сообщения от врача о плохом состоянии новорожденного. Основные источники позитивных переживаний: контакт и наблюдение за новорожденным, акцентирование внимания на его внешнем облике и поведении, эмоциональная и информационная поддержка со стороны матерей на отделении. Представлены данные о противоречивом характере сообщений рожениц о переживаниях: в ответах на прямые вопросы определяется преимущественно позитивный или амбивалентный фон, в то время как в ответе на проективный вопрос отражается преимущественно негативный фон. Показано, что при сочетании недоношенности и гипоксического поражения ЦНС у детей женщины имеют более негативный эмоциональный фон в сравнении с респондентами, родившими в срок.
Проведено изучение динамики показателей дистресса у матерей новорожденных, госпитализированных с гипоксическим поражением ЦНС, в процессе программы, разработанной на основе рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ). В исследовании принимали участие 98 матерей новорожденных с гипоксическими поражениями ЦНС: церебральной ишемией II-III степени, внутрижелудочковым кровоизлиянием II-III степени, сочетанным ишемическим и геморрагические поражением ЦНС.
По результатам полуструктурированного интервью были определены 80 матерей с неблагоприятным типом реагирования на жизненную ситуацию (позитивно-пассивный, негативно-пассивный и негативно-активный типы). Основная группа (n=50) проходила индивидуальную РЭПТ в течение 3 недель (8 сеансов). Были выделены иррациональные убеждения, лежащие в основе негативных переживаний и неконтсруктивных способов совладания со стрессом, на которые преимущественно была направлена когнитивная реструктуризация у женщин с различным типом реагирования. Контрольная группа (n=30) получала одну консультационную беседу.
Для оценки динамики показателей дистресса до и после прохождения программы в основной группе и с интервалом в три недели в контрольной использовались «Интегративный тест тревожности» и «Шкала самооценки депрессии» В. Зунга. В основной группе снизились показатели депрессии (при p<0,05), ситуативной тревожности (при p<0,01), эмоционального дискомфорта (при p<0,05) и фобического компонента (при p<0,05) тревожности. В контрольной группе снизились показатели ситуативной тревожности (при p<0,05) и астенического компонента тревожности (при p<0,05). Таким образом, в сравнении с контрольной группой у матерей, прошедших программу РЭПТ, произошли более значимые позитивные изменения. Можно говорить об умеренной эффективности программы, разработанной на основе РЭПТ, в снижении дистресса матерей новорожденных с гипоксическим поражением ЦНС.
Проведено исследование («case study»), иллюстрирующее динамику симптомов психологического неблагополучия у матери новорожденного с гипоксически-ишемическим поражением ЦНС в процессе РЭПТ. Описаны 8 сессий программы. У матери выявлено снижение уровня тревожности, повышение фона настроения, незначительное ухудшение самочувствия, гармонизировалось отношение к ребенку, повысилась конструктивность стратегий поведения, снизилась конфликтность отношений с супругом и персоналом отделения.

основные результаты по этапу (подробно)

Проведено изучение динамики показателей дистресса у матерей новорожденных, госпитализированных с гипоксическим поражением ЦНС, в процессе программы, разработанной на основе рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ). В исследовании принимали участие 98 матерей новорожденных с гипоксическими поражениями ЦНС: церебральной ишемией II-III степени, внутрижелудочковым кровоизлиянием II-III степени, сочетанным ишемическим и геморрагические поражением ЦНС.
По результатам полуструктурированного интервью были определены 80 матерей с неблагоприятным типом реагирования на жизненную ситуацию (позитивно-пассивный, негативно-пассивный и негативно-активный типы). Основная группа (n=50) проходила индивидуальную РЭПТ в течение 3 недель (8 сеансов). Были выделены иррациональные убеждения, лежащие в основе негативных переживаний и неконтсруктивных способов совладания со стрессом, на которые преимущественно была направлена когнитивная реструктуризация у женщин с различным типом реагирования. Контрольная группа (n=30) получала одну консультационную беседу.
Для оценки динамики показателей дистресса до и после прохождения программы в основной группе и с интервалом в три недели в контрольной использовались «Интегративный тест тревожности» и «Шкала самооценки депрессии» В. Зунга. В основной группе снизились показатели депрессии (при p<0,05), ситуативной тревожности (при p<0,01), эмоционального дискомфорта (при p<0,05) и фобического компонента (при p<0,05) тревожности. В контрольной группе снизились показатели ситуативной тревожности (при p<0,05) и астенического компонента тревожности (при p<0,05). Таким образом, в сравнении с контрольной группой у матерей, прошедших программу РЭПТ, произошли более значимые позитивные изменения. Можно говорить об умеренной эффективности программы, разработанной на основе РЭПТ, в снижении дистресса матерей новорожденных с гипоксическим поражением ЦНС.

основные результаты по этапу (кратко)

Проведено изучение динамики показателей дистресса у матерей новорожденных, госпитализированных с гипоксическим поражением ЦНС, в процессе программы, разработанной на основе рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ). В исследовании принимали участие 98 матерей новорожденных с гипоксическими поражениями ЦНС. По результатам полуструктурированного интервью были определены 80 матерей с неблагоприятным типом реагирования на жизненную ситуацию. Основная группа (n=50) проходила индивидуальную РЭПТ в течение 3 недель (8 сеансов). Контрольная группа (n=30) получала одну консультационную беседу. Для оценки динамики показателей дистресса до и после прохождения программы в основной группе и с интервалом в три недели в контрольной использовались «Интегративный тест тревожности» и «Шкала самооценки депрессии» В. Зунга. В основной группе снизились показатели депрессии (при p<0,05), ситуативной тревожности (при p<0,01), эмоционального дискомфорта (при p<0,05) и фобического компонента (при p<0,05) тревожности. В контрольной группе снизились показатели ситуативной тревожности (при p<0,05) и астенического компонента тревожности (при p<0,05). Можно говорить об умеренной эффективности программы, разработанной на основе РЭПТ, в снижении дистресса матерей новорожденных с гипоксическим поражением ЦНС.

описание вклада в работу каждого из участников (учётная форма ЦИТиС)

Мамайчук Ирина Ивановна. Теоретико-методологическое обоснование применения рациональной эмоционально-поведенческой терапии при оказании психологической помощи матерям новорожденных с патологией ЦНС. Анализ результатов динамики показателей психологического неблагополучия в процессе программы, разработанной на основе РЭПТ.

Миланич Юлия Михайловна. Разработка клинико-психологического полуструктурированного интервью для оценки стрессоров и особенностей психологической адаптации матерей новорожденных с патологией ЦНС.
Проведение интервью (N=98). Проведение программы индивидуальной краткосрочной РЭПТ с матерями на базе отделения новорожденных. Анализ динамики показателей психологического неблагополучия в процессе программы основной группы (N=50) и контрольной группы (N=30) с интервалом в три недели.

передача полной копии отчёта третьим лицам для некоммерческого использования: разрешается/не разрешается (учётная форма ЦИТиС)

не разрешается

проверка отчёта на неправомерные заимствования во внешних источниках: разрешается/не разрешается (учётная форма ЦИТиС)

разрешается
АкронимRFBR_a_2019 - 3
СтатусЗавершено
Эффективные даты начала/конца24/03/2128/12/21

    Области исследований

  • рациональная эмоционально-поведенческая терапия, матери новорожденных, патология центральной нервной системы, психологическое неблагополучие

ID: 75461471