описание

Социальная защита детства – это один из важнейших факторов развития общества и государства. Создавая благоприятные условия для развития детей, государство инвестирует в будущее экономическое, социальное, культурное процветание. В последние годы одним из приоритетных направлений государственной политики становится улучшение положения и возможностей детей в сфере труда, занятости.
Включение подростков в трудовую деятельность на протяжении многих лет рассматривается как одна из эффективных социальных технологий в работе с подростками, находящимися в конфликте с законом, как элемент ресоциализации подростков с девиантным поведением.
Технологии социальной работы с подростками, находящимися в конфликте с законом, опираются на парадигмальный подход (Morris T., 2006). Фундаментальные теоретические работы обозначают рамку, которая претендует стать перспективой для новой технологической парадигмы. Рамка наполняется методологическими работами, выделяющими отдельные методы и подходы. Последним этапом становится имплементация разработанной методологии в технологии и инструменты, которые вносят воплощение новой парадигмы в практику. Периодизация таких парадигмальных трансформаций задается, большей частью, как ответ на возникающие острые социальные изменения.
В начале 1990-х в качестве новой парадигмы социальной работы, отличной от советской системы воспитания ребенка, была принята западноевропейская модель, где вовлечение детей в трудовую деятельность воспринималось, скорее, негативно (Цинченко, 2014). Разворачивались активные дискуссия по поводу того, насколько ребенок может быть вовлечен в трудовую деятельность. Одновременно с этим, развитие экономики и рост доходов населения способствовали распространению детоцентричного родительства (Гукасова Г.С., 2012), в котором задействование ребенка в работе свидетельствовало о невыполнении родительских обязанностей по обеспечению финансового благополучия семьи.
С появлением новых форм занятости, новых видов профессий, а также изменением возможностей трудоустройства, на рынке труда произошли трансформации, затронувшие не только работающую часть населения России, но и тех, кто долгое время был исключен из сферы занятости - подростков. Запрос несовершеннолетних на более раннее включение в трудовую деятельность влечет за собой смену парадигмы социальной работы, разворот от постиндустриальной модели социализации детей и подростков, к более традиционной – где дети с раннего возраста приучались к труду.
Наблюдаемые в настоящий момент изменения в российском обществе носят социетальный характер, а потому требуют от научного сообщества фундаментальных исследований, которые позволят обозначить вектор новой парадигмы социальной работы с подростками, находящимися в конфликте с законом, переосмыслить трудовые установки подростков, а также их мотивацию к трудовой деятельности. Актуальность такого переосмысления определяется ее практической значимостью, с одной стороны, для разработки новых социальных технологий профилактики правонарушений несовершеннолетних, с другой стороны – для разработки механизмов раннего включения подростков на рынок труда, формирования позитивных установок подростков к трудовой деятельности.

Конкретная задача исследования заключается в том, чтобы сформулировать теоретические основания нового подхода социальной работы при помощи выделения основных ценностных моделей современных подростков, находящихся в конфликте с законом, по отношению к труду и занятости через их воплощение в конкретных практиках; определить и описать проявления новой агентности подростков в сфере занятости; определить “поворотные точки” в жизни подростков, находящихся в конфликте с законом, которые приводят к их включению в нелегальные формы занятости; предложить рекомендации для программ профилактики правонарушений несовершеннолетних, программ сопровождаемого трудоустройства несовершеннолетних, а также программ, направленных на формирование позитивных установок подростков, находящихся в конфликте с законом, к трудовой деятельности, возвращению к легальной трудовой деятельности.
Для достижения поставленной задачи, проект будет решать следующие подзадачи: 1) теоретико-методологические (теоретическое обоснование, разработка дизайна исследования); 2) эмпирические (получение валидных и надежных эмпирических данных); 3) аналитико-синтетические (проверка гипотез, выработка рекомендаций). Подзадачи соответствуют календарным этапам проекта.
На теоретико-методологическом этапе будет необходимо: 1) изучить основные развивающиеся тенденции в существующих подходах к социальной работе с подростками, находящимися в конфликте с законом; 2) изучить основные тенденции и подходы к организации сопровождаемого трудоустройства несовершеннолетних; 3) разработать теоретическую модель, которая бы описывала и объясняла причины формирования новой агентности подростков, находящихся в конфликте с законом, в сфере занятости, формирование их установок по отношению к трудовой деятельности, факторы, влияющие на включенность подростков в нелегальные формы занятости. 4) разработать пакет методов изучения обозначенной проблемы в рамках комплексной методологии, предполагающей изучение мнения разных агентов, включенных в процесс социальной работы с подростками, находящихся в конфликте с законом; 5) определить круг информантов, методологию и условия их участия в проекте. Подзадачи этого этапа будут решаться с помощью систематического обзора литературы и поисковых качественных социальных исследований (индивидуальных интервью с подростками, экспертных интервью).
На эмпирическом этапе будет необходимо 1) сформировать выборку исследования из числа детей в конфликте с законом и находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях (СУВУ) закрытого и открытого типа, специалистов, работающих с подростками, находящимися в конфликте с законом; 2) провести сбор данных; 3) организовать всероссийский опрос специалистов, взаимодействующих с подростками, находящимися в конфликте с законом 4) организовать сбор сведений (в том числе статистических) из регионов о текущей ситуации в регионе в контексте организации сопровождаемого трудоустройства подростков, находящихся в конфликте с законом, организовать сбор лучших практик организации сопровождаемого трудоустройства подростков, находящихся в конфликте с законом.
На аналитическо-синтетическом этапе в многомерном статическом анализе будут выделены ценностные модели современных подростков, находящихся в конфликте с законом, по отношению к труду и занятости, будут определены наиболее значимые факторы, влияющие на формирование новой агентностости подростков, находящихся в конфликте с законом, в сфере занятости, определены “поворотные точки” в жизни подростков, находящихся в конфликте с законом, которые приводят к их включению в нелегальные формы занятости. Также будут систематизированы основные проблемы, с которыми сталкиваются специалисты, взаимодействующие с подростками,находящимися в конфликте с законом, выделены лучшие практики и кейсы организации сопровождаемого трудоустройства подростков, находящихся в конфликте с законом.

Исследовательский коллектив осуществляет регулярные исследовательские проекты под руководством М.М.Русаковой в рамках деятельности Ресурсного Центра “Центр прикладной социологии” Санкт-Петербургского государственного университета. Коллективом постоянно реализуются научно-практические проекты по заказу органов власти, которые направлены на изучение актуального состояния подростков, их потребностей, а также их девиантного поведения. Члены коллектива на момент подачи заявки являются исполнителями совместного государственного задания “НИОКТР № 121062300141-5 «Комплексное исследование факторов и механизмов политической и социально-экономической устойчивости в условиях перехода к цифровому обществу» (государственное задание 2021- 2023) ”
В течение последних 5 лет крупнейшим исследовательским проектом стало всероссийское исследование “Подростки 360”, реализованное в рамках стратегической программы “Подростки России” Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. В исследовании приняли участие более 300 тыс. человек - представителей разных целевых групп (подростки, родители, педагоги и специалисты образовательных учреждений, специалисты государственных и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность по подростковой тематике из всех субъектов Российской Федерации). Исследование проекта “Подростки России” позволило выявить информацию об образе жизни, трудностях и потребностях учащихся подростков, а также получить актуальную информацию о трудностях во взаимодействии и работе с детьми от специалистов, проводящих профилактику и/или оказывающих подросткам профессиональную психологическую и/или психотерапевтическую помощь, педагогов и родителей подростков. Результаты исследования нашли отражение в опубликованном аналитическом отчете: https://rospodros.ru/polls
При поддержке Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка было реализован крупный проект по разработке методического инструментария для регулярного мониторинга оказания паллиативной помощи детям в регионах Российской Федерации (2021-2022 г.). Результаты были представлены и обсуждались на заседании общественной палаты Российской Федерации https://www.oprf.ru/news/palliativnaya-pomoshch-detyam-sistematizirovat-rabotu-nayti-novye-podkhody).
У сотрудников Центра есть опыт проведения региональных исследований по изучению трудовых, образовательных установок молодежи, в том числе несовершеннолетних, с использованием смешанный стратегии исследования (соединение качественных и количественных методик исследования). В частности, исследования НИОКТР АААА-А19-119122790083-5 “Тенденции трансформации жизненных ориентиров в молодежной среде, их влияние на социально-экономические, политические, демографические, миграционные процессы в Ленинградской области” (2018г), исследование “Факторы, влияющие на образовательную и трудовую миграцию молодежи г. Рыбинск”, реализованное по заказу администрации г. Рыбинск Ярославской области (2022г.).
Изучение профилактики девиантного исследование нашло отражение в исследовательском проекте, посвященном изучению протестного потенциала молодежи. Были разработаны теоретические основания формирования протестного поведения, а также инструментарий по оценка потенциала в студенческой среде (Протестное поведение молодежи: причины и профилактика, науч.ред. Н.М.Кропачев, А.В.Шаболтас –СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2022. -188с.).
В ответ на запрос государственных структур в течение последних 5 лет реализован ряд крупных исследований, направленных на изучение актуальных последствий пандемии, изменение благополучия населения и их изменений в трудовой деятельности. В частности, всероссийское исследование “Мониторинг правоприменения законодательных актов на федеральном и региональном уровнях” по заказу Аппарата Государственной Думы (2020г.), результатом которого стал разработанный инструментарий по оценке текущего состояния населения, представителей бизнеса в условиях распространения коронавирусной инфекции, по оценке эффективности оказываемой помощи разным целевым группам. В рамках исследования “Опрос жителей в Санкт-Петербурге для оценки социально-психологического состояния населения, выявления отношения к угрозе распространения коронавирусной инфекции и действиям, предпринимаемым органами государственной власти для минимизации последствий пандемии», проведенного для Правительства Санкт-Петербурга (2020 год), были выделены основные группы населения, которые пострадали в условиях пандемии. Был выявлен масштаб изменений, происходящих в занятости населения, изучена связь между изменениями в занятости и психологическим благополучием населения (Ерицян К. Ю., Русакова М. М., Александрова А. А., Усачева Н. М. Пережить локдаун: изменения в занятости и психологическое благополучие населения в эпоху панедмии // Мониторинг. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perezhit-lokdaun-izmeneniya-v-zanyatosti-i-psihologicheskoe-blagopoluchie-naseleniya-v-epohu-pandemii (дата обращения: 14.06.2023).
Отдельно стоит отметить, что М.М. Русакова как эксперт занимается исследованиями в сфере социологии девиантности и социального контроля и психологии здоровья с 2002 года. Многие исследования легли в основу профилактических программ в сфере профилактики рискованного поведения и коммерческой сексуальной эксплуатации детей, реализованных в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. Разработки также были опубликованы в виде научно-методических пособий для специалистов, работающих в сфере социальной защиты детей (напр. Русакова М.М. (с соавторами). Социальные аспекты оказания помощи детям, пострадавшим от коммерческой сексуальной эксплуатации. Набор методических материалов для учреждений социальной защиты населения «Оказание помощи детям, пострадавшим от коммерческой эксплуатации» (Научно-методическое пособие). Под ред. О.С. Левиной. – ООО «Контур»: Санкт-Петербург, 2011. – 95 с. ISBN 978-5-905709-01-2).


Одним из приоритетов является реализация социально-значимых исследований. М.М. Русакова является членом правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Санкт-Петербурге, членом Общественного совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, руководителем стратегической программы “Подростки России” при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. В рамках своей общественной работы М.М. Русакова встречает постоянно растущий запрос на научно-методический исследования в сфере социальной защиты детства.
В ответ на задачи, поставленные Уполномоченным по правам ребенка при Президенте Российской Федерации, в части разработки системы мониторинга соблюдения прав детей в интернатных учреждениях, в 2014-2015 гг. коллективом проекта был реализован проект «Разработка системы мониторинга благополучия и соблюдения прав детей-сирот в интернатных учреждениях» на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствие с Распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 № 11-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом «Институт социально-экономических и политических исследований». В рамках проекта рассматривались методы оценки положения детей и выполнения Конвенции ООН о правах детей. Всего было охвачено более 600 детей в возрасте 7-17 лет в 21 учреждении для детей-сирот в трех субъектах РФ: Санкт-Петербург, Республика Башкортостан и в г. Екатеринбург, а также более 100 руководителей и сотрудников учреждений для детей-сирот. Были разработаны методы оценки благополучия и соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (публикации - Благополучие и соблюдение прав детей-сирот: руководство по проведению опроса детей и отчет о пилотном исследовании. - Санкт-Петербург, - РОО СПСБН «Стеллит», 2015 г. – 124 с. http://www.ngostellit.ru/1/itemlist/category/6-publicasii-dlya-specialistov, Русакова, М. М. Одинокова В.А. Теоретические основы и опыт мониторинга соблюдения прав и благополучия детей в интернатных учреждениях: обзор публикаций // Теория и практика общественного развития № 16 (2014) http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/16/sociology/rusakova-odinokova.pdf , 9. Русакова, М. М. Обзор законодательства и литературы по этическим аспектам исследований благополучия и нарушений прав детей // Теория и практика общественного развития № 16 (2014) http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/16/sociology/rusakova.pdf; Русакова М.М., Одинокова В.А., Захарова Ю.П. Опыт социологического опроса детей, живущих в детских домах // “Петербургская социология сегодня” (в печати)). Научно методическое разработки и результаты этого проекта получили высокую оценку Уполномоченного, в том числе были определены новые регионы для внедрения мониторинга благополучия и соблюдения прав детей-сирот (письмо прилагается), ведущих экспертов в сфере социологии детства и психологии.

АкронимRSF_SRG_2024 - 1
СтатусВыполняется
Эффективные даты начала/конца1/01/2431/12/24

    Области исследований

  • Подростки в конфликте с законом, социология детства, ресоциализация, девиация, трудовая деятельность, трудовые установки, теория агентности, гуманистический подход, социальная работа

ID: 116809251