Часть 1. Результаты второго года проекта
Результат 1. Показаны возможные пути появления национальных ЭФК на рынках Вьетнама и России, оценка их конкурентоспособности в сравнении с глобальными ЭФК
Одним из возможных коренных бизнесов при формирования национальных ЭФК во Вьетнаме может стать страховой бизнес.
На развивающихся рынках (наш фокус, прежде всего, Вьетнам) страхование медицинских расходов, несмотря на невозможность обеспечить всеобщий охват услугами здравоохранения (ОЭСР, 2020 год), является возможной основой стать якорным бизнесом для развития национальных экосистмено-ориентированных конгломератов. Стратегия повторения успешных реализованных проектов в области медицинского страхования (китайский экосистемный финансовый конгломерат со страховым «коренным» бизнесом PingAn) для Вьетнама уже становится успешной.
Например, онлайн-программы взаимопомощи в области здравоохранения привлекли более 150 миллионов участников в Китае менее чем за два года, но отсутствие четкого регулирования формирующегося рынка медицинского страхования, подобной 5,4 миллиарда юаней (760 млн долларов), может подвергнуть участников операционным, финансовым и юридическим рискам, считают отраслевые эксперты. На развивающемся рынке доминирует онлайн-платформа взаимопомощи Xiang Hu Bao, с более чем 100 млн участников, которая была организована еще в допандемийный период (2018 г.) онлайн-платежной платформой Alipay Ant Financial Services Group. Во время пандемии данная платформа показала востребованность и успешность бизнес-модели. Пока данный инновационный страховой продукт онлайн-программ взаимопомощи доступен только для клиентов до 59 лет, но предполагаемая его адаптация планирупется к распространению и для пожилых пользователей. Особенности организации жизни азиатского общества благоприятствуют развитию таких программ. Пандемия коронавирусной инфекции стала драйвером для стремительного развития технологий в области телемедицины
Важный психологический стимул - забота о здоровье - позволил увеличить объемы подписанной страховой премии по страхованию медицинских расходов в СРВ на 19,5% в первом квартале 2020 года по сравнению с первым кварталом 2019 года, несмотря на то, что медицинское страхование имеет самые высокие затраты на андеррайтинг по сравнению с к любому другому виду страхования во Вьетнаме. Особенностью организации системы обязательного и добровольного медицинского страхования во Вьетнаме является то, что организация медицинской помощи реализуется не только по каналам официальной медицины, но и на основе широкого использования методов традиционной медицины. Более того, методы лечения на основе традиционной медицины включены в покрытие по обязательному медицинскому страхованию. Около 50 % населения Вьетнама живет ниже уровня официальной бедности, но при этом почти 90 % жителей страны имеют в своем распоряжении гаджеты с выходом в Интернет. Кроме того, количество пользователей интернета во Вьетнаме увеличивается высокими темпами. Для обращения к врачу нужен только гаджет и интернет. Развитие телемедицины удешевляет для пациента стоимость обращения за консультацией к врачу, позволяет пользоваться медицинскими услугами в отдалённых труднодоступных транспортно регионах страны. Телемедицина, развиваемая в рамках экосистемных стратапов — это, прежде всего, снижение стоимости и увеличение доступности медицинских услуг, уменьшение необходимости посещения врача или вызова врача на дом (для маломобильного населения). Телемедицина также позволяет врачам традиционной восточной медицины, услуги которых стоят дешевле по сравнению с официальной медициной, а доверие сельского населения на высоком уровне, получить доступ к более широкому кругу домохозяйств с небольшими доходами. Все это позволит снизить издержки для здравоохранения. Пандемия это показала. Вьетнам - одна из немногих стран, которая смогла справиться с последствиями коронавируса. Пандемия COVID-19 сконцентрировала усилия вьетнамского правительства по цифровой трансформации во всех секторах, особенно в здравоохранении, для обеспечения доступа пациентов к медицинскому обслуживанию. Внедрение телемедицины, электронных медицинских карт и системы медицинской информации в учреждениях первичной медико-санитарной помощи оказалось приоритетом социальной цели правительства во Вьетнаме. Однако достигнутые до сих пор положительные результаты не привели к формированию национальной стратегии электронного здравоохранения, которая регулирует и обеспечивает взаимодействие существующих фрагментированных ИТ-систем и баз данных по всей стране. Трансформация взаимодействия между страховщиками и пациентами происходит в следующих основных направлениях:
• Геймификация для профилактики и ведения здорового образа жизни;
• Голосовые инструменты медицинской диагностики и медицинской поддержки; Расширение прав и возможностей пациентов как следствие технической революции;
• Носимые цифровые гаджеты: цифровые пластыри, татуировки без необходимости подзарядки.
Именно медицинское страхование станет основным драйвером роста сектора страхования, не связанного со страхованием жизни, в ближайшие годы во Вьетнаме. Что позволяет говорить о возможности формирования национальной конкурентоспособной экосистемы с использованием преимуществ цифровых платформ и тиражирования ее в другие страны. Тут мы видим четкое проявление глобальных целевых установок и локального исполнения.
Результат 2. Выявлены особенности внедрения экосистемного подхода на финансовом рынке Вьетнама
Мы выявили следующие особенности, влияющие на успешность внедрения экосистемной бизнес- модели во Вьетнаме:
(1) Благоприятная демографическая ситуация. Высокая доля молодого населения, которое склонно к использованию новых технологий и экосистемных товаров и услуг.
(2) Нацеленность на развитие экосистем через инновационные IT стартапы.
(3) Ориентация стартапов на разработку и внедрение возобновляемых источников энергии, проекты зеленого финансирования. Широкая поддержка государством таких программ, крупные иностранные инвестиции в стартапы.
(1) Благоприятная демографическая ситуация. Высокая доля молодого населения, которое склонно к использованию новых технологий.
Темпы экономического роста Вьетнама, особенно секторов, связанных с развитием информационных технологий, несмотря на турбулентность мировой экономики, пандемию коронавирусной инфекции и связанные с ней повсеместные локдауны, впечатляют. При этом по оценкам экспертов во Вьетнаме существует серьезный потенциал для роста . Вьетнам - молодая страна (см. рис 1), способная быстро улавливать современные технологические тенденции, меняющие финансовый рынок. Даже в 2100 г. по прогнозам ООН (https://www.populationpyramid.net/ru/%D0%B2%D1%8C%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B0%D0%BC/2022/) во Вьетнаме сохранится стабильная демографическая ситуация. При этом темпы рождаемости высокие, несмотря на достаточно высокую бедность. Это создает прекрасную почву для быстрого распространения финансовых технологий в стране.
При этом по данным Statista.com во Вьетнаме доля интернет-пользователей с мобильными приложениями в начале 2022 г. в возрасте от 16 до 64 лет достигала отметки в 94,7%. Социальные сети в этой возрастной категории заняли второе место (94,5% пользователей). При этом Вьетнам вошел в топ 20 стран с самым большим количеством интернет-пользователей на начало 2021 г., а удешевление технологических решений и их стандартизация расширяют потенциал их использования в небогатых странах.
(2) Крупный финансовый и нефинансовый бизнес во Вьетнаме и РФ трансформируется в сторону формирования экосистем (Сбер, Тинькофф, Яндекс, VND и тд.), что позволяет расширять возможности получения прибыли и повышать конкурентоспособность национального финансового рынка даже в условиях изменяющейся нестабильности Следует однако отметить, что в отличие от Китая, Европы, США, где активно развиваются экосистемные финансовые конгломераты с коренным страховым бизнесом, в РФ и Вьетнаме доминируют банковские и технологические конгломераты, которые расширяют свою деятельность и на страховой и пенсионный секторы финансового рынка. Это обусловлено узким пока финансовым рынком и недостаточным развитием инструментов страхового и пенсионного рынков.
Вьетнам сегодня уже имеет все условия, чтобы стать мировым лидером в индустрии финансовых технологий. Количество инкубаторов, ускорителей и инновационных лабораторий во Вьетнаме в 2021 году было сравнимо со, странами-лидерами индустрии информатизации, а именно 42 проекта (Сингапур- 52), При этом в Индонезии таких проектов насчитывалось всего 20, Малайзии -10, а в Таиланд только пять.
При этом онлайн платежи по-прежнему составляют значительную долю финтех- стартапов. Однако правительство Вьетнама обращает внимание (особенно поле успешных пандемийных проектов медицинского страхования) на многообещающие развивающиеся сегменты, такие как insurtech (страхование).
В 2019 -2022 гг. Министерство планирования и инвестиций (MPI) Вьетнама объявило о разработке национальной стратегии по 4-й промышленной революции до 2030 г. Ее главные задачи заключаются в том, чтобы на основе Индустрии 4.0 увеличить ВВП страны и уровень занятости, а также привлечь больший объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Согласно исследованию Центрального института экономического управления (CIEM), до 2030 г. вклад Индустрии 4.0 в ВВП Вьетнама будет расти на 7-16% в год и увеличится с $28,5 млрд в 2018 г. до $62,1 млрд. По данным CIEM, даже если будут применяться технологии только среднего уровня, стратегия Индустрия 4.0 позволит Вьетнаму к 2030 г. добиться значительного роста во многих ключевых секторах экономики, таких как обрабатывающая промышленность (16%, или $4 млрд), оптовая и розничная торговля (20%, или $9,5 млрд), рыболовство и сельское и лесное хозяйство (12%, или $6 млрд), поставки электроэнергии, газа и кондиционирования воздуха (23%, или $5,75 млрд), а также финансы, банковское дело и страхование (14%, или $3,5 млрд)
Экосистемно-ориентированные стартапы в основном сосредоточены на таких областях, как платежи, кредиты / депозиты и другие смешанные услуги. По прогнозам, выручка финтех-сектора во Вьетнаме достигнет около 9 миллиардов долларов США в 2020 году, когда многие продукты сильно подорожают, особенно в сфере мобильных платежей, интернета и электронных кошельков. Однако, по сравнению с другими странами региона, такими как Малайзия, Китай, Сингапур и другие страны, Финтех во Вьетнаме все еще очень ограничен с точки зрения политических механизмов, количества предлагаемых финансовых продуктов, сферы деятельности и многих других факторов. Развивающиеся экосистемные стартапы в области финтеха во Вьетнаме представлены следующими направлениями:
− Платежи
− P2P lending (peer to peer lending)
− Цифровой банкинг
− Управление активами
− Краудфандинг
− •Кредитный скоринг
− Блокчейн/криптовалюты
− Платформы для сравнительного анализа
− POS
- Иншуртех
По данным сингапурского информационного агентства Fintech News Singapore, за последние 3 года число стартапов во Вьетнаме утроилось, если судить по количеству созданных стартапов, и самым большим сегментом остаются платежи, то есть цифровые кошельки, такие как Zalo Pay, MoMo, Moka и другие, лишь немногие из более чем 40 поставщиков платежных услуг non-bank.
Согласно информации Государственного банка Вьетнама (State Bank of Vietnam), во Вьетнаме насчитывается около 5 миллионов пользователей электронных кошельков при населении около 100 миллионов человек, что означает, что еще есть много возможностей для роста. Сильный рост также наблюдается в сфере P2P-кредитования и блокчейна. В то же время большинство вьетнамских предприятий обращаются к модели B2C, оставляя пространство B2B недостаточно развитым и со значительным потенциалом роста. Например, MoMo, один из первых финтех-стартапов в стране, стал крупнейшим цифровым кошельком Вьетнама, получив около 40% рынка мобильных платежей страны. В 2020 году количество мобильных приложений, загруженных во Вьетнаме, достигло примерно 2,78 миллиарда, а общие потребительские расходы на мобильные приложения составили около 290 миллионов долларов США.
За последние 5 лет (процесс ускорился особенно с начала пандемии) во Вьетнаме количество технологических экосистемно-ориентированных стартапов увеличилось почти в 4 раза . Это связано в том числе и с увеличением количества пользователей сетью интернет, смартфонов, а также вниманием правительства Вьетнама к поддержке электронной коммерции и цифровизации (более 10 государственных программ запущено только в 2020-2021 гг.). Большинство стартапов организовано молодыми участниками (до 30 лет). Однако коэффициент проникновения на рынок стартапов и финансовая устойчивость создают проблемы для новых участников. Большинство стартапов также указывают, что их более низкая, чем ожидалось, доходность затрудняет покрытие операционных расходов. Распространенной проблемой часто является недостаток знаний и усилий о бизнес-аспектах стартапа.
Пока около 80% транзакций по-прежнему во Вьетнаме осуществляются наличными средствами, поэтому существует значительный потенциал роста благодаря демографической ситуации и проводимой государственной политике очень привлекательны для крупнейших мировых лидеров финансовой индустрии, но несут в себе большие риски для национального финансового рынка. Стоит обратить внимание на европейские страны с транзитивной экономикой, которые не смогли противостоять крупному глобальному финансовому лобби и практически потеряли свои национальные финансовые рынки. Это, прежде всего, страны Прибалтики, а также некоторые страны блока СЭВ. Во Вьетнам активно стремятся крупные технологические и финансовые азиатские компании (например, китайский экосистемный финансовый конгломерат с коренным страховым бизнесом Ping An), которые уже успешно используют экосистемую модель бизнеса, посредством сделок слияний и поглощений . Это компании также большое внимание уделяют инновационной активности, особенно патентной деятельности, связанной с интеллектуальной собственностью. Преимуществом таких экосистемных конгломератов является то, что они приходят сразу на разные сегменты финансового рынка Вьетнама, при этом поглощая отдельные небольшие местные стартапы. Например, Китайская Alibaba переносит свой сценарий построения экосистемы в Китае на Вьетнам. Все сделки по слиянию и поглощению происходят без афиширования и широкой огласки. Это только увеличивает риски для вьетнамской экономики. Поэтому правительству Вьетнама следует срочно начать разработку такого комплекса документов государственного регулирования, чтобы не допустить потери контроля над большей частью национального финансового рынка страны.
Риски для национального рынка.
Риски, связанные с деятельностью крупных иностранных технологических компаний в сфере финансов, пока охвачены только регулирующим подходом, который ориентирован на отдельные организации или конкретные виды деятельности, а не на риски, которые создаются существенными взаимосвязями внутри крупных технологических групп и их ролью в качестве поставщиков важнейших услуг на национальном рынке Вьетнама.
Стоит обратить внимание на европейские страны с транзитивной экономикой, которые не смогли противостоять крупному глобальному финансовому лобби и практически потеряли свои национальные финансовые рынки. Это, прежде всего, страны Прибалтики, а также некоторые страны Восточной Европы. Во Вьетнам активно стремятся крупные технологические и финансовые азиатские компании (например, китайский экосистемный финансовый конгломерат с коренным страховым бизнесом Ping An), которые уже успешно используют экосистемную модель бизнеса, посредством сделок слияний и поглощений. Это компании также большое внимание уделяют инновационной активности, особенно патентной деятельности, связанной с интеллектуальной собственностью. Преимуществом таких экосистемных конгломератов является то, что они приходят сразу на разные сегменты финансового рынка Вьетнама, при этом поглощая отдельные небольшие местные стартапы. Например, Китайская Alibaba переносит свой сценарий построения экосистемы в Китае на Вьетнам. Все сделки по слиянию и поглощению происходят без афиширования и широкой огласки. Это только увеличивает риски для вьетнамской экономики. Поэтому правительству Вьетнама следует срочно начать разработку такого комплекса документов государственного регулирования, чтобы не допустить потери контроля над большей частью национального финансового рынка страны.
В отличие от развитых рынков, которые трансформируются эволюционно и сами генерируют новые решения, развивающийся финансовый рынок Вьетнама подвержен влиянию крупнейших технологических компаний (BigTech), которые входят начинают предлагать широкий спектр финансовых услуг и все больше конкурируют с действующими национальными финансовыми учреждениями. Хотя изначально это может способствовать инновациям и расширению доступа к финансовым услугам населения страны, в конечном итоге страна может лишиться менее конкурентоспособных субъектов национального финансового рынка , что и произошло в некоторых странах Восточной Европы , если крупные технологические компании станут доминировать и злоупотреблять рыночной властью. В 2019 г. вьетнамские финтех-компании получили более 410 миллионов долларов, или 36% от общего объема мирового капитала, инвестированного в финтех-экономики Юго-Восточной Азии, уступая только Сингапуру. Это еще раз подчеркивает с одной стороны постоянный интерес иностранных инвесторов к финтех-бизнесу во Вьетнаме, но с другой стороны новые и появляющиеся риски, связанные с доминированием иностранного капитала на финансовом рынке.
Жанна! Мне в этом результате сравнения с РФ и рекомендаций для РФ не хватает
Результат 3. Выявлены некоторые стратегии повышения конкурентоспособности средних, малых, и микропредприятий и поддержка их выхода на международный уровень при помощи страхования экспортных кредитов.
В рамках решения задачи «В возможности взаимного использования национальных стратегий повышения конкурентоспособности экономических субъектов органами власти России и Вьетнама для стимулирования развития индустрии 4.0»
- Рассмотрены некоторые стратегии повышения конкурентоспособности средних, малых, и микропредприятий в Китае и поддержка их выхода на международный уровень при помощи страхования экспортных кредитов. Одна из них – предоставление услуг инновационных мульти-торговых интернет-платформ, которые мгновенно выводят малый бизнес на международный рынок.
Крупнейший Экосистемный китайский конгломерат Алибаба является ярким примером помощи китайским предпринимателям, осуществляя новый тип платформенной конкуренции на основе предоставления услуг высококонкурентной инновационной платформы.
Особое внимание в Китае уделяется работе с рисками малого бизнеса посредством государственной корпорации Китая «SinoSure». Страхованию экспортных кредитов - приоритетное внимание при поддержке экспорта для микро, малых и средних предприятий не только в силу своей значимости для стабилизации социальной занятости, но и потому, что микро, малые и средние предприятия являются важной группой для технологических инноваций, трансформации НИОКР в практическое русло и интеллектуального производства. К концу 2020 года совокупный объем внутренней и внешней торговли и инвестиций, поддерживаемых «Синошур», превысил 5,3 трлн. долл. США, обеспечив кредитное страхование и сопутствующие услуги более чем 210 тыс. предприятий, выплатив 15,97 млрд. долл. по претензиям предприятий, а также обеспечив поддержку экспортных предприятий со стороны почти 300 банков на сумму более 3,9 трлн. юаней. По данным Бернской ассоциации, по общей шкале бизнеса Синошур с 2015 года постоянно занимает 1-е место среди официальных экспортно-кредитных страховых агентств по всему миру.
Для Вьетнама, где доля малых и микропредприятий достигает, Сегодня Вьетнам является одним из ключевых рынков в Юго-Восточной Азии и все больше превращается в производственный центр региона создание специального агентства по страхованию экспортных кредитов является важнейшим элементом развития государственной политики подержки выхода страны на мировые рынки.
Вьетнам занимает третье место в мире после Сингапура и Гонконга по отношению объема торговли к ВВП. Государство много делает в направлении улучшения транспортной инфраструктуры, развития телекоммуникационной и обрабатывающей промышленности. Это делает рынок еще более привлекательным для иностранных инвестиций. Но коррупция по-прежнему остается проблемой во многих сферах бизнеса. По данным правительства Вьетнама (https://www.gso.gov.vn/en/data-and-statistics/2022/07/socio-economic-situation-report-in-the-second-quarter-and-six-months-of-2022/) ВВП за первые 6 месяцев 2022 года увеличился на 6,42%, что выше темпов роста в 2,04% за первые 6 месяцев 2020 года и темпов роста в 5,74% за первые 6 месяцев 2021 года, но ниже темпов роста в 7,28% и 6,98% за аналогичный период 2018 года и 2019 год. В общем росте всей экономики сектор сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства увеличился на 2,78%, составив 5,07%; сектор промышленности и строительства увеличился на 7,70%, составив 48,33%; сектор услуг увеличился на 6,60%, составив 46,60%.
При этом количество вновь созданных предприятий за первое полугодие 2022 г. во Вьетнаме достигло 116,9 тыс. предприятий (впервые превысив порог в 100 тыс. единиц). Большинство из самых успешных малых предприятий во Вьетнаме занимаются именно экспортом, а именно онлайн-бизнес, как B2B, так и B2C. Это масштабируемый и прибыльный малый бизнес во Вьетнаме. Одна из успешных вьетнамских платформ для старта малого бизнеса - https://bizspective.com/, где можно получить бесплатную консультацию по открытию своего стартапа, проконсультироваться с ведушими предпринимателями. Однако пока объемы торговли и предоставления услуг пока недостаточны для конкуренции на мировом уровне.
Результат 4. Изучены связи между динамикой основных макроэкономических показателей развития страны и изменением климатических параметров, что очень важно для оценки текущей ситуации и формирования дальнейшей политики.
Использованы методы эконометрического анализа для анализа данных РФ за период с 2002 по 2019 гг.
На Конференции ООН по изменению климата в Глазго (COP 26) в ноябре 2021 года Вьетнам принял на себя амбициозные обязательства, установив целевые показатели чистых нулевых выбросов и даты окончания использования угля. Исходя из взятых Вьетнамом обязательств видно, что правительство страны будет активно работать в направлении финансирования зеленого роста и снижения климатических рисков. Поэтому мы на основе данных РФ провели исследование, которое планируем осуществить и в отношении Вьетнама с последующим сравнением полученные результаты по обеим странам.
Мы выявили взаимосвязь между совокупными выбросами парниковых газов, зелеными инвестициями и общим финансовым потоком российской экономики. В методологическом плане предполагается на третьем этапе использовать более сложные модели, позволяющие выстроить прогноз на долгосрочную перспективу и проанализировать причинно-следственные связи между данными факторами.
Технологические инновации в рамках развития Индустрии 4.0 рассматриваются как один из основных факторов роста зеленых технологий. Инвестиции в зеленые технологии могут внести вклад в улучшение качества окружающей среды в контексте достижения одной из основополагающих целей устойчивого развития ООН, что подтвердилось результатами расчетов на основе эмпирических данных российских источников. Проведенное исследование представляет начало дискуссии о возможной роли зеленых инвестиций и финансового потока в изменении состояния окружающей страны. В будущем его можно развивать в концептуальном плане, а следовательно Гипотеза №2 в нашем исследовании также была подтверждена лишь частично. Для будущих работ интересным представляется вопрос, как сократить влияние финансовых факторов, как изменить соотношения вложений в инновации и зеленые технологии. В модель для исследования предварительно были введены основные зависимые переменные: ВВП и энергетическое потребление. Они имеют значительное влияние на совокупные выбросы, а следовательно, на устойчивость развития. Используемые методы исследования: компонентный (факторный) анализ (PCA). Результат применения РСА отражается в следующем алгоритме. 1.Представлены индекс зеленых инвестиций и индекс общего финансового потока. 2.Индекс зеленых инвестиций рассчитан как линейная комбинация четырех переменных, включающая инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, потребление возобновляемых источников энергии, технологические инновации (R&D) и энергоэффективность. 3.Технологические инновации, в свою очередь, включены как основной фактор роста зеленых технологий.
Результат 5. Изучена проблема и предложена методика оценки конкурентоспособности на примере разных стран из различных регионов мира (на основе анализа показателей 42 стран мира)
Также на втором этапе была изучена проблема оценки конкурентоспособности на примере разных стран из различных регионов мира (было изучено 42 страны), включая страны Северной и Латинской Америки, Западной и Восточной Европы, СНГ, Ближнего и дальнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона. За основу был взят валовой внутренний продукт по паритету покупательной способности (ВВП по ППС) и его различные вариации. Предложена собственная методика оценки конкурентоспособности страны на основе смешанного рейтинга по нескольким показателям.
Для оценки конкурентоспособности отдельно взятой страны можно использовать показатели или их комбинации, которые в той или иной степени могут показать уровень ее социально-экономического развития. Выбор конкретных показателей будет зависеть в первую очередь от стратегических целей и практических задач, стоящих перед руководством страны, а также от ресурсов и компетенций (технологий), накопленных конкретным государством. Одним из таких 1173 показателей, агрегирующий совокупную экономическую добавленную стоимость страны является валовой внутренний продукт (ВВП). Однако ВВП, как и ВВП на душу населения, не вполне отражают уровень конкурентоспособности страны при сравнительном анализе с другими странами, поскольку не учитывают долю страны в совокупном мировом балансе. ВВП на душу населения одной конкретной страны демонстрирует некоторый средний уровень благосостояния ее условно среднего представителя. Проводя сравнительный анализ ВВП по ППС на душу населения, например такая страна как Китай (Китайская народная республика, КНР) занимает всего лишь 33 место из 42 стран выборки, а Катар 4-е. При этом уровень ВВП по ППС Китая более чем в 93 раза превышает уровень ВВП по ППС Катара, а значит в мировом балансе играет существенно более значимую экономическую роль. Чтобы учесть этот факт достаточно взвесить ВВП по ППС на душу населения по соответствующей доле страны в совокупном мировом ВВП.
Далее можно составить общий рейтинг стран одновременно по трем показателям и тем самым получить более общую картину конкурентоспособности рассматриваемой выборки стран по оцениваемым показателям. Общий рейтинг стран в конкретном году можно рассчитать, например, по следующей формуле (1):
𝑆𝑖 = ∑ 𝑗=1 𝑚 (𝑛 + 1 − 𝑘𝑖𝑗) (1)
Si — общее количество набранных баллов i-й страны в итоговом рейтинге (i = 1,2,…n);
n — общее количество стран;
m — общее количество показателей, по которым оцениваются страны;
kij — k-е место i-й страны по j-му показателю.
Формула 1 предложена по аналогии со спортивным принципом, а именно страна, у которой больше значение оцениваемого показателя, получает более высокое место в рейтинге по 1175 этому показателю и соответственно большее количество баллов. Баллы распределяются 1,2,…n, где n — число ранжируемых стран. Таким образом максимальный балл, равный n, получает страна, занявшая 1-е место, а минимальный 1 балл — соответственно страна, занявшая последнее n-е место по оцениваемому показателю. Далее для каждой страны баллы суммируются и составляется итоговый рейтинг, как сумма баллов по всем оцениваемым показателям. Если в итоговом рейтинге несколько стран набирают одинаковое количество баллов, то более высокое место получает страна, у которой выше балл за более приоритетный (важный) показатель. Приоритетность показателей определяется отдельно составителем рейтинга, например Методом экспертных оценок или на основании корреляционного анализа.
По результатам проведенного исследования, можно предположить, что взвешенный ВВП на душу населения точнее отражает конкурентоспособность страны на мировом рынке за счет учета доли страны в мировом балансе, чем без взвешивания. Результаты итогового рейтинга конкурентоспособности стран показали бессменное лидерство США за исследуемый период в 30 лет, начиная с 1990 г. и по 2020 гг, а такие страны как Китай, Южная Корея, Сингапур, Индия и Ирландия показали существенный рост конкурентоспособности. Исследование показало, что США являются лидером и по показателю Взвешенный ВВП по ППС на душу населения и по итогам 2020 г. более чем в 3 раза опережали своего ближайшего преследователя Китай. При этом Китай сам является мировым лидером отдельно по показателю ВВП по ППС. предложенный подход может быть использован в качестве отправной точки для проведения дальнейших детальных исследований конкурентоспособности стран и объединений стран (например, в рамках формирующегося единого рынка ЕАЭС), в том числе с развивающимися и транзитивными экономиками, коими являются Вьетнам и Россия.
Результат 6. Выявлены проблемы регулирования деятельности ЭФК на международном уровне вообще и национальных уровнях России и Вьетнама, в частности
Вьетнамский режим регулирования для финансовых конгломератов и развивающихся экосистемных финансовых конгломератов в настоящее время основан на функциональной модели регулирования с отдельными требованиями к банкам, компаниям по ценным бумагам и страховым компаниям. Вплоть до 2020 года правительство Вьетнама не использовало жестких рычагов регулирования, разрешая иностранные инвестиции в развитие экосистемных конгломератов, даже когда не было четких правил и юридических предпосылок для работы с некоторыми из этих новых финансовых экосистемных бизнес-моделей, таких как P2P-кредитование и электронные кошельки. В июне 2015 года правительство подписало декрет № 60/20015/ND-CP, практически снял ограничения на иностранную собственность (FOLs) в публичных компаниях Вьетнама с 49% до неограниченного уровня (ограничения для некоторых секторов остаются). Также широко используются схемы налогового стимулирования для иностранных инвестиций в технологические стартапы. Пока не все проблемы решены и с защитой интеллектуальной собственности.
Таблица 1.
Основные регуляторные документы в области развития экосистемных стартапов.
Government of Viet Nam. 2016. Decision No. 844/QD-TTg dated 18 May 2016 Approving the Project “Supporting the National Startup’s Ecosystem until 2025”. Ha Noi.
Government of Viet Nam. 2016. Government Resolution No. 35/NQ-CP of 16 May 2016 on Supporting and Developing Enterprises till 2020. Ha Noi.
Government of Viet Nam. 2017. Law on Supporting Small and Medium Enterprises 2017. No. 04/2017/QH14. Ha Noi.
Government of Viet Nam. 2018. Decree No. 34/2018/ND-CP on the Establishment, Organization, and Operation of the Fund. Ha Noi.
В то же время Министерство финансов в сотрудничестве с SBV создало "песочницу", то есть нормативную базу для дальнейшего развития финансовых экосистем и предоставления предприятиям в различных финтех-зонах, таких как API, P2P-кредитование, платежный кредит, идентификация потребителей, возможности участвовать в пилотной программе регулирования. Существует также исследовательская группа, занимающаяся изучением политики в отношении виртуальных активов и криптовалют, поскольку вьетнамский и азиатский рынки являются одними из ведущих среди пользователей.
Таким образом, перед SBV стоит двойная задача: способствовать финансовым инновациям и поддерживать цифровизацию экономики посредством политики поддержки, направленной на привлечение инвестиций, а также заботиться и создавать строгую политику для регулирования сектора финтеха и поддержания стабильности и безопасности с целью защиты потребителя от различные риски, включая отмывание денег, финансирование терроризма, конфиденциальность информации и несанкционированное использование личной информации.
Особое внимание регулятор стал обращать на развитие финансовых конгломератов лишь недавно. Однако лишь 2018 г. в Дананге прошел первый учебный семинар по надзору за финансовыми конгломератами в рамках проекта VIE/032 – Наращивание потенциала в финансовом секторе совместно с Национальной комиссией по финансовому надзору Вьетнама (NFSC).
Несмотря на то, что NFSC является единственным институтом, назначенным для надзора за финансовыми конгломератами во Вьетнаме решением премьер-министра с 2015 года, а специализированный департамент финансовых конгломератов отвечает за 8 потенциальных финансовых конгломератов (7 банковских холдинговых компаний и 1 страховая корпорация)
Часть 2.
Практическая реализация второго этапа проекта
1.Подготовлено и представлено к защите (защита состоится 17 января 2023 г.) диссертационное исследование на соискание степени доктора экономических наук по теме: «Развитие российского страхового рынка в условиях цифровизации и экономической конвергенции», выполняемая в СПбГУ. Руководитель проекта является научным консультантом данного диссертационного исследования. В работе подробно исследована экосистема как бизнес-модель экономической конвергенции с учетом влияния цифровизации, особое внимание делено направлениям повышения эффективности совместного бизнеса, фформирование экосистемы на основе применения финансовой модели повышения эффективности деятельности экономических субъектов, входящих в экосистему. Рассмотрен пример формирования экономической экосистемы в РФ. Предложена методика, по которой можно при наличии достаточной информации о результатах деятельности экосистемы оценить ее эффективность и ее риски https://disser.spbu.ru/zashchita-uchenoj-stepeni-spbgu/807-kalajda-svetlana-aleksandrovna.html
2.Подготовлено к защите (предварительно планируется, что защита состоится в мае 2023 г.) диссертационное исследование на соискание степени кандидата экономических наук по теме: «Страхование экспортных кредитов в Китайской Народной Республике», выполняемая в СПбГУ аспирантом Се Венькай. Соискатель участвовал в 5 международных конференциях в России и за рубежом. Опубликовано 4 статьи из списка ВАК и 3 статьи из списка Скопус, Эти выступления и публикации выполнены в соответствии с целями и задачами проекта. Участник проекта Кузнецова Наталия Петровна является научным руководителем данного диссертационного исследования.
3.Защищена магистерская диссертация по программе «Управление рисками и страхование» в 2022 г. по теме: «Трансформация российского страхового рынка в условиях развития Индустрии 4.0 (на примере основных видов имущественного страхования)
4. Во второй год реализации проекта полученные результаты были использованы при разработке темы диссертационного исследования аспирантки 1 курса аспирантуры СПбГУ по направлению «Экономика» Митрофановой Анастасией. Утвержденная Научной комиссией СПбГУ по направлению Экономика и бизнес Тема диссертационного исследования: «Формирование конкуренции на основе экосистемного подхода в условиях глобальной турбулентности (на примере Российской Федерации и Вьетнама)» Научный руководитель: Писаренко Жанна Викторовна, руководитель данного проекта
5.Во второй год реализации проекта задачи проекта были достигнуты частично при разработке и написании диссертационного исследования аспиранта 3 курса аспирантуры СПбГУ по направлению «Экономика» Шатунова Владимира «Моделирование трансформации конкуренции в условиях развития Цифровой индустрии»
6.На второй год реализации проекта полученные результаты были использованы при разработке темы диссертационного исследования аспирантки 1 курса аспирантуры СПбГУ по направлению «Экономика» Би Чюньсяо, утвержденной Научной комиссией СПбГУ по направлению Экономика и бизнес Тема диссертационного исследования: «Роль зелёных финансовых инструментов в торговле КНР и РФ» Научный руководитель: Кузнецова Наталия Петровна, участник данного проекта
7.В РПУДы уровня магистратура «Регулирование на финансовых рынках», «Мировые финансовые рынки» (на англ. языке), уже внесены корректировки, отражающие некоторые достигнутые результаты первого и второго этапов проекта. Пподготовлена новая дисциплина уровня бакалавриат по программе «Экономика». Название дисциплины: «Цифровизация в страховании». Дисциплина включена в учебный план на 2023-2024 гг.