Феномен «крепкой семьи» является одной из ключевых в системе традиционных духовно-нравственных ценностей в соответствии с перечнем, содержащемся в Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, и в Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809. Во втором из указанных документов стратегического планирования после пункта 4, где дано определение понятия «традиционные ценности», и пункта 5, где дается их перечень, следует пункт 6, в котором отмечается роль традиционных религий России в их (ценностей) формировании. В тексте говорится, что религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия, оказали значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан. Подпункт (ж) пункта 24 этого же документа дополнительно указывает на необходимость использования ресурса религиозных организаций традиционных конфессий в воспитании уважения к традиционным духовным ценностям и противодействии деструктивным религиозным течениям. Поэтому ценностно-мировоззренческий ряд нуждается в исследовании с теологических позиций. Ключевой ценностью исследования избрана «крепкая семья»: человек с его мировоззренческим горизонтом воспроизводится именно в семье. В традиционных религиозных системах и институтах, тесно связанных с традиционной культурой, семья выступает базисной структурой общества. Кризис и эрозия семьи разрушительно влияют на социальную и мировоззренческую структуру общества. Вместе с тем, традиционные духовно-нравственные ценности имеют связь друг с другом и плодотворно действуют только в системе. Исследование позволит увидеть те аспекты ценности крепкой семьи, которые связывают ее с ценностями реализации человеческого потенциала и патриотизма. Социологический контекст исследования даст возможность увидеть и «картировать» динамику этого взаимодействия. Теологический контекст позволяет исследовать традиционные духовно-нравственные ценности в данных аспектах не только с точки зрения фиксации и демонстрации изменений, т.е. сущего, но с позиции должного – социальной нормы, требуемой здоровым состоянием общества и проблемных полей, которые должны стать предметом общественной терапии прежде всего в образовательном и просветительском контекстах. Теология традиционных религий (конфессий) России, как систематическое ядро мировоззрения, несет и сохраняет значительную часть базовых ценностей культуры — вне зависимости от того, верующим или неверующим является человек, этой культуре принадлежащий. Необходимость обсуждения соответствующей тематики диктует проведение в рамках данного исследования и ряда научных и научно-образовательных мероприятий. Современные "полевые" исследования динамики ценностей у совремнной молодежи не учитывают из взаимную консистентность и транспарентность, а их фундирование в образовательных процесссах - теологической составляющей, очевидной в генезисе и функционировании этих ценностей.
Запланированы следующие конкреные работы:
1. 2026-27 гг. Лонгитюдное исследование традиционных духовно-нравственных ценностей на примере семейных ценностей. Будет продолжено исследование динамики формирования и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей (в соответствии с перечнем, содержащемся в Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, и Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809) в различных возрастных группах на базе образовательных организаций высшего образования Санкт-Петербурга и ряда региональных вузов (Калининград, Нижний Новгород, Великий Новгород). Первичное внимание будет уделяться семье, однако в связи с ее темой в 2026-27 годах планируется также исследование темы человеческого потенциала и патриотизма – в их связи с ценностями крепкой семьи. Одна из рабочих гипотез исследования заключается в консистентности этих ценностей друг с другом. Лонгитюдное исследование позволит выяснить как в указанных выше ценностях функционируют такие аспекты, как принадлежность, справедливость, уважение, общение, традиция, честность и др. Предполагается проследить их трактовку в теологической парадигме. Исследование будет проводиться путем анкетирования, опросов, контент-анализа, на основании которых будут готовиться аналитические отчеты и рекомендации для высшего образования и просветительской деятельности. Аналитическая работа позволит внести коррективы в воспитательную составляющую в контексте работы по поддержанию и развитию базовых ценностей общественной системы. Исследование проводится на базе с количеством респондентов не менее 1200 человек. Основную часть исследования могут составить обучающиеся СПбГУ и других образовательных организаций высшего образования: РГПУ, БФУ им. И. Канта, Мининский университет (естественные и социогуманитарные факультеты отдельно; бакалавриат и магистратура отдельно); прихожане (члены общин) различных конфессий (христианство, ислам, иудаизм, буддизм) в возрасте от 18 до 25 лет в г. Санкт-Петербурге; молодежь различных национальностей (через национально-культурные автономии) в Санкт-Петербурге.
2. 2026-27 гг. По итогам планируется публикация статей и исследований в журналах ядра РИНЦ и Перечня ВАК, а также проведение круглого стола по теме обоснования научной, образовательной и ценностной необходимости развития теологического знания, количество участников не менее 50 человек (в онлайн и офлайн форматах), из них не мнее 30 – профильные эксперты. Время проведения – 1 день. На основании проведенных исследований будут созданы методические рекомендации для обновления программ по общевузовским курсам с ярко выраженной мировоззренческой компонентой.
3. 2027 г. Разработка и внедрение дополнительных образовательных программ (программы повышения квалификации): 3.1. «Религиозные компоненты формирования общероссийской гражданской идентичности» (Цель программы – совершенствование компетенций государственных и муниципальных служащих, специалистов в сфере национальных и религиозных отношений (государственно-конфессиональные отношения, реализация национальной и молодежной молодежной политики) в вопросах ценностно-мировоззренческих основ и методики укрепления общероссийской гражданской идентичности c опорой на базовые принципы теологии традиционных религий России.) 3.2. «История религий России» (во исполнение п.7 поручения Президента Российской Федерации от 11 декабря 2022 г. № Пр-2372, для преподавателей высших учебных заведений). Суммарный охват слушателей по обеим программам – не менее 100 человек в составе не менее чем 3 групп слушателей.
4. 2026-27 гг. В рамках проекта также предусматривается проведение мероприятий в рамках международных и всероссийских форумов, связанных с религиозной компонентой духовно-нравственных ценностей, на которых будет обсуждаться тема семьи, проводимых в рамках реализации протокольных решений Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации и его рабочих органов, утвержденных руководством Администрации Президента Российской Федерации: А). Проведение мероприятий Международного молодежного межрелигиозного форума. Количество участников не менее 100 человек (в онлайн и офлайн форматах), из них не менее 40 – профильные эксперты. Время проведения – 3 дня (третий день выделяется на межвузовское взаимодействие). Б). Проведение регионально сессии Международного форума «Религия и мир». Количество участников не менее 50 человек (в онлайн и офлайн форматах), из них не менее 30 – профильные эксперты. Время проведения – 1 день. С). Проведение региональной сессии Форума российской идентичности. Количество участников не менее 50 человек (в онлайн и офлайн форматах), из них не менее 30 – профильные эксперты. Время проведения – 1 день. Проведение мероприятий проекта «100 дат российской идентичности». Количество участников мероприятий суммарно не менее 500 человек (в онлайн и офлайн форматах). Проведено не менее 10 мероприятий.
Научный задел, имеющийся у коллектива: В 2025 году в Санкт-Петербургском государственном университете начато лонгитюдное исследование состояния духовно-нравственных ценностей в контексте ценностей крепкой семьи, сред молодежи из вузов и религиозных организаций. Его результаты будут использоваться в предполагаемом к реализации проекте.
Шмонин Дмитрий Викторович — доктор философских наук, профессор, директор Института теологии Санкт-Петербургского государственного университета, председатель экспертного совета ВАК при Министерстве науки и высшего
образования Российской Федерации по теологии, член Комиссии по развитию теологического, религиозного и духовно-нравственного образования Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, имеет опыт руководства научными проектами, релевантными тематике исследований, особенно в контексте традиционных духовно-нравственных ценностей. Является автором более 140 работ по истории философско-богословской мысли, истории, философии и теологии образования. Описал типологию основных образовательных парадигм как крупных исторических форм образования, непосредственно связанных с ценностно-мировоззренческими основаниями соответствующих эпох, с особым вниманием к христианской образовательной парадигме и ее значению в современном образовании. В течение ряда последних лет Д.В.Шмонин разрабатывает концепцию теологии образования, раскрывая ресурс православной теологии и педагогики, а также теологических доктрин традиционных религий (конфессий) в образовании и воспитании. Выступал руководителем ряда проектов российских научных фондов (РГНФ-РФФИ № 12-31-08048 «Православие, католицизм, протестантизм, ислам как факторы формирования российской государственности и культуры»; № 13-06-00103; «Образовательные парадигмы и исторические формы трансляции знания: актуальность классического опыта»; № 15-33-11518 «"Наше дело правое": страны и лидеры антигитлеровской коалиции в социокультурном и историческом контекстах»; № 19-111-00028 «Фома Аквинский. Комментарии ко «Второй Аналитике» Аристотеля); а также исполнителем в проекте РНФ № 15-18-00106 «Междисциплинарное исследование конфессиональных факторов формирования ценностной структуры российской цивилизации» и ряде др. проектов.
Светлов Роман Викторович — доктор философских наук, профессор, имеет опыт руководства научными проектами, релевантными тематике исследований, особенно в контексте традиционных духовно-нравственных ценностей. В частности, он был руководителем проектов РФФИ № 15-33-11190 Роль политических идеологий в истории России и проблема национально-государственной безопасности и РНФ № 15-18-00106 Междисциплинарное исследование конфессиональных факторов формирования ценностной структуры российской цивилизации. Ряд его работ были связаны с формированием рационально-теологических предпосылок аксиологических концепций. В прикладном плане им была разработана магистерская программа по педагогической теологии (РГПУ им. А.И.Герцена, 2020-2022 гг.). Тантлевский Игорь Романович — доктор философских наук, профессор, опубликовал за последние десять лет 43 статьи, проиндексированные в базе данных Scopus (индекс Хирша по Scopus – 8; по WoS CC – 7). Лауреат Scopus Awards Russia 2018: For contribution to science in the field of Arts&Humanities (https://elsevierscience.ru/events/scopus-award/). Автор 24 монографий и комментированных переводов классических текстов с древнееврейского и арамейского языков, сопровождаемых научными исследованиями; более 200 статей и глав в коллективных монографиях и учебных пособиях на русском и английском языках. Работы И.Р. Тантлевского посвящены истории и учению Кумранской общины, истории и мировоззрению Израиля и Иудеи эпохи Первого и Второго Храмов, вопросам библеистики, переводу и исследованию книг библейских Пророков и иудейских псевдоэпиграфов, истории античной философии, философии Спинозы, истории теологии и др. проблемам. Светлов Роман Викторович, доктор философских наук, профессор, имеющий опыт деятельности по научной тематике, релевантной теме проекта, в частности, посвященной роли традиционных религий и конфессий в формировании российской идентичности. Р.В. Светлов был руководителем гранта РНФ №15-18-00106 «Междисциплинарное исследование конфессиональных факторов формирования ценностной структуры российской цивилизации». Шорохов Владимир Андреевич — кандидат исторических наук, имеет опыт руководства научными проектами, релевантных тематике исследований. В частности, осуществлял руководство проектом по по гранту Президента РФ для молодых кандидатов наук “Россия и этнополитические процессы в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана (1991-2005)”. МК-5515.2018.6. Имеет также опыт исследовательской работы в рамках научных проектов, в частности принимал участие в таких релевантных тематике исследований проектах как: НИР СПбГУ «Кризис идентичности на постсоветском пространстве в зеркале конфликта» 5.38.279.2014 (2014-2016); Грант РФФИ «Святые места Восточной Армении на примере историко-этнографической области Гохтн (Нахичевань): фольклорно-этнографический анализ» (20-59-05013). Имеет опыт «полевых исследований». В частности, принимал участие в этнографических экспедициях: в Республику Таджикистан в 2011 г. (экспедиция МАЭ РАН «Кунсткамера») и в 2014 г. (в рамках проекта НИР СПбГУ); в Грузию в 2016 г. (в рамках проекта НИР СПбГУ); в Азербайджан в 2022 и в 2023 гг. (экспедиция РЭМ в рамках проекта РФФИ). Панкратова Лилия Сергеевна, кандидат социологических наук, доцент, вела социологические исследования и имеет публикации, соответствующие профилю проекта. Была руководителем гранта Президента РФ для молодых кандидатов наук № МК-3510.2018.6. Была экспертом-исполнителем международного гранта Хуачжунского университета науки и технологии (Китай), 2022-2023, грант № G2022154021L. Название проекта: «Social media-based intervention for youth's mental health problem: design, evaluation, and implications».