описание

Выбор филологического факультета Университета Лозанны (Отделение славянских и южно-азиатских языков и цивилизаций) обусловлен тем, что ее преподаватели имеют большую историю исследований в области литературы и поэзии серебряного века, и им, без сомнения, будут интересны подходы к литературе, разработанные в СПбГУ. Профессор Андрей Добрицын – специалист по творчеству Осипа Мандельштама, профессор Анастасия ла Фортель – специалист по творчеству Иннокентия Анненского. Выбор Университета Лозанны также обусловлен тем, что Владимир Набоков провел в Швейцарии последние 17 лет своей жизни (Монтре), где создал роман «Ада», которому и посвящена значительная часть предлагаемого курса лекций.
Проведенные мною исследования творчества Набокова были сфокусированы не столько на традиционно биографических составляющих, сколько на методе лингвистического анализа текстов, а также определении тех философских и культурологических концептов, которая позволяют определить особенности символического языка писателя. Среди раннее опубликованных работ (см. Щербак Н.Ф. «Владимир Набоков, роман «Ада», лабиринты смыслов и оратимость времени», Щербак Н.Ф, «Дыхание звука или акустическая алхимия», Новое Литературное Обозрение, № 6, 2017, а также Щербак Н.Ф, Лаврова С.В. «Выразимые и невыразимые элементы музыкального и литературных языков. «Ада» Владимира Набокова и Новая музыка», Вестник С-Петербургского Университета, искусствоведения, № 2, 2015. С. 19-33 (входит в базу данных Scopus)), посвященных тем тенденциям, которые появляются в позднем творчестве Набокова и характерны для творческой деятельности большинства авторов, художников, музыкантов, так как имеют общий философский и культурологический фон. В частности, проведенные исследования показывают основные тенденции развития нарратива XX века, а именно? появление анти-нарративных практик, которые позволяют проследить структурно-семантические особенности реализации пространственно-временных отношений в творчестве Набокова, изучить феномен создания символического языка, проследить особенности использования принципа «перевертня» или «обратимости», иконичности языкового знака, функционирования знаков препинания, принципа гетерогенности и полиязычия, нарушения ритма, словесных экспериментов в поле прозаического текста.
Мой опыт научной деятельности связанный с серебряным веком, достаточно долгосрочен. В 2001-2002 году одновременно с преподавательской деятельностью в Университете г. Шеффилда в должности «Лектор С-Петербурга», мною были осуществлены научные исследования в архиве Лидского Университета (хранитель архива Ивана Бунина и Леонида Андреева Ричард Дэвис). Результатом исследования являются монографии (3), статьи (более 80-и), а также книги научно-популярного характера о поэтах серебряного века (в частности, книга «Кумиры. Истории любви. Любовь поэтов серебряного века», М.: 2012 (5000 экз.); Сергей Есенин. С белых яблонь дым. Лучшие стихи и биография. М., 2017 (2500 экз), академическое издание монографии «Хрестоматия к курсу лекций «Серебряный век в русской поэзии: символизм», Чехов, 2017. Я являюсь автором-составителем более 18 сборников поэзии серебряного века (вступительная статья, комментарии, составление, М., 2010-2013 (2000-3000 экз), со-автором совместных академических изданий поэзии и прозы серебряного века, в частности изданий, составленных крупнейшими специалистами по творчеству И.Бунина и В. Набокова (со-автор комментариев переиздания «Современных записок», в 70-ти томах под общ. редакцией проф. М.Н. Виролайнен и проф. Б.В. Аверина), мною написано более 20 сценариев к циклу телепередач «Место и время» телеканала «Культура», посвященных, в частности, творчеству писателей и поэтов серебряного века, и, в общем, творчеству поэтов, писателей, художников, деятелей искусства начала 20 века (цикл передач удостоен Государственной Премии РФ).
Мой профессиональный лекторский опыт составляет 22 года, что включает разработку и чтение лекций в СПбГУ, а также окончание магистратуры по специальности «Методика преподавания иностранного языка» (1995, Ланкастер, Великобритания, Королевская Стипендия), опыт работы в Шеффилдском Университете в качестве преподавателя русского языка (2001-2002), защита кандидатской диссертации (специальность «Германские языки», анализ англоязычных художественных текстов).

описание для неспециалистов

Чтение курса лекций «Феномен чтения, опыт интерпретации: символический язык Владимира Набокова в контексте творчества поэтов и писателей серебряного века» включал в себя 8 академических часов лекций по темам «Роман «Ада» Вл. Набокова, лабиринты смыслов и обратимость времени», «Литературное творчество Константина Бальмонта и Марины Цветаевой», «Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковcкий, по ту сторону добра и зла» и был представлен студентам бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, а также сотрудникам кафедры «Отделение славянских и южноазиатских языков и цивилизаций».

основные результаты по проекту в целом

Совместная работа проведена по приглашению Андрея Добрицына, сотрудника отделения славянских и южно-азиатских языков и цивилизаций. Задействовано привлечения финансирования Лозаннского Университета. Результатами прочитанного лекционного курса и исследовательской работы. проведенных в Лозаннском Университете, стали публикации ряда научных статей и монографии («Феномен чтения и обратимость времени», Чехов, ЦоИНК, 2018), посвященных вопросам реализации пространственно-временных отношений в творчестве Набокова, рассмотрению понятия трансцендентности знака, смены научной и эстетической парадигмы. Исследования затронули как вопросы глубинного характера, такие как связь творчества с конкретной исторической эпохой, так вопросы более конкретного характера, связанные с реализацией основных мотивов в творчестве писателей и поэтов серебряного века, Зинаиды Гиппиус, Д. Мережкоского, Г. Иванова, К. Бальмонта, В. Набокова. Совместные обсуждения проблематики с преподавателями и студентами позволили наметить цели дальнейшей совместной работы. Результатами проекта стали публикации и выступления на конференциях (в том числе планарный доклад): Щербак Н.Ф. Феномен чтения и обратимость времени (Владимир Набоков, Зинаида Гиппиус, Александр Блок, Константин Бальмонт, Георгий Иванов). Чехов, ЦОИНК, 2018; Щербак Н.Ф. «Пространственно-временные особенности нарратива» (Игра со временем в романе Набокова «Ада»)». Пленарный доклад на седьмой межвузовской конференции с международным участием «Актуальные проблемы языкознания». 17-18 апреля 2018. СПб, 2018. Статья в сборнике (издана); Shcherbak N. MAZES OF MEANINGS AND REVERSIBILITY OF TIME IN THE NOVEL ADA OR ARDOUR, A FAMILY CHRONICLE BY VLADIMIR NABOKOV, 2018 (опубликована как глава в монографии Щербак Н.Ф. Pearl Fishers, Чехов, 2018); Щербак Н.Ф. «Зинаида Гиппиус». «Мне хочется то, чего нету на свете». Журнал «Топос». 03-04.04.2018; Щербак Н.Ф. «Таинства бытия. Роман «Отчаяние» Владимира Набокова. Вестник Вагановской Академии русского балета, 2018 (опубликована как глава в монографии, издание статьи планируется в 2019); ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОМАНЕ В.НАБОКОВА "АДА" (СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ). Герценовские чтения. Материалы конференции, апрель, 2018. Один из результатов совместного проекта – запланированное обучение по программе бакалавриата и руководство научной работой одной из студенток Лозаннского университета.

основные результаты по этапу (подробно)

Были подготовлены и опубликованы научные статьи о творчестве Владимира Набокова (в частности, о романе "Отчаяние", и романе "Ада", некоторые из публикаций являются совместными публикациями с зарубежными учеными и будут индексирована в базе данных Scopus).
Были прочитаны on-line лекции в музее Набокова (05.05.2020), посвященная творчеству писателя, информация есть на офиц. сайте СПБГУ.
Сотрудничество с Лозаннским университетом активное продолжается. Студенты и преподаватели имели возможнсть участвовать в сходных программах по обмену.

основные результаты по этапу (кратко)

Была издана монография о творчестве писателей серебряного века, подготовлены и опубликован статьи, посвященные творчеству Набокова, сделаны совместные публикации с зарубежными учеными принимающих ВУЗов. Сотрудничество между Университетами имеют историю продолжения, проводятся программы обмена, конференции, намечены совместные публикации

описание вклада в работу каждого из участников (учётная форма ЦИТиС)

100 процентов
АкронимExchange 2018
СтатусЗавершено
Эффективные даты начала/конца9/04/1816/04/18

    Области исследований

  • нарративная проекция, символический язык, иконичность

ID: 35393239