Выбор Русского Центра Принцесса Дашковой и филологического факультета Эдинбургского университета обусловлен тем, что ее преподаватели имеют большую историю исследований в области литературы и поэзии серебряного века, и им, без сомнения, будут интересны подходы к литературе, разработанные в СПбГУ. Профессор Лара Рязанова Кларк – специалист по анализу дискурса, позволяющему провести подробный анализ любого текста, и директор Центра Принцессы Дашковой, который предоставляет основные материалы для исследования (Scopus Author ID - 6504570937; Индекс Хирша - 4). Профессор Рандел Стивенсон - специалист по нарратологии (Scopus Author ID - 36634938700; Индекс Хирша - 2). Выбор Эдинбургского университета также обусловлен тем, на славянской кафедре этого университета долго время работала Милиция Грин, преподаватель и исследователь, которому перешел знаменитый архив Ивана Бунина, который на данный момент передан в распоряжение Ричарда Дэвиса и находится в Университете города Лидза. Тем не менее, традиция изучения творчества Ивана Бунина в Эдинбургском университете имеет свои корни, и центр имеет в распоряжении большое количество материалов, связанных с творчеством писателей серебряного века. Мне будет предоставлена возможность встретиться с дочерью Милицы Грин (хранителя архива И.Бунина), почетного профессора Эдинбургского университета.
Проведенные мною исследования творчества писателей и поэтов серебряного века сфокусированы и на традиционно биографических составляющих, и на методе лингвистического анализа текстов, а также определении тех философских и культурологических концептов, которая позволяют говорить о языковых особенностях писателей. Среди раннее опубликованных работ (см. Щербак Н.Ф. «Владимир Набоков, роман «Ада», лабиринты смыслов и обратимость времени», Щербак Н.Ф, «Дыхание звука или акустическая алхимия», Новое Литературное Обозрение, № 6, 2017 (входит в базу данных Scopus, Web of Science, Core Collection), а также Щербак Н.Ф, Лаврова С.В. «Выразимые и невыразимые элементы музыкального и литературных языков. «Ада» Владимира Набокова и Новая музыка», Вестник С-Петербургского Университета, искусствоведения, № 2, 2015. С. 19-33 (входит в базу данных Scopus)), посвященных тем тенденциям, которые появляются в творчестве поэтов и писателей серебряного века и характерны для творческой деятельности большинства авторов, художников, музыкантов, так как имеют общий философский и культурологический фон. В частности, проведенные исследования показывают основные тенденции развития нарратива XX века, а именно появление анти-нарративных практик, которые позволяют проследить структурно-семантические особенности реализации пространственно-временных отношений, изучить феномен создания символического языка, иконичности языкового знака, функционирования знаков препинания, принципа гетерогенности и полиязычия, нарушения ритма, словесных экспериментов в поле прозаического текста.
Планируемое исследования ставит задачей совместить ранее не сопоставимые жанры мемуарной прозы (Берберова), и художественной прозы (Набоков, Бунин). Важным фактором исследования будет изучения способности к мифотворчеству, ярко выраженное и в художественной прозе и в документальной прозе.
Мой опыт научной деятельности связанный с серебряным веком, достаточно долгосрочен. В 2001-2002 году одновременно с преподавательской деятельностью в Университете г. Шеффилда в должности «Лектор С-Петербурга», мною были осуществлены научные исследования в архиве Лидского Университета (хранитель архива Ивана Бунина и Леонида Андреева Ричард Дэвис). Результатом исследования являются монографии (3), статьи (более 80-и), а также книги научно-популярного характера о поэтах серебряного века (в частности, книга «Кумиры. Истории любви. Любовь поэтов серебряного века», М.: 2012 (5000 экз.); Сергей Есенин. С белых яблонь дым. Лучшие стихи и биография. М., 2017 (2500 экз), академическое издание монографии «Хрестоматия к курсу лекций «Серебряный век в русской поэзии: символизм», Чехов, 2017.
Исследование «Писатели серебряного века, алгоритм создания мифа» было проведено в центре принцессы Дашковой, на кафедре русского языка и социолингвистики отделения европейских языков и культур. Помимо исследовательской работы была прочитана лекция по теме «Кино-адаптации известных литературных произведений русской классики» (на примере творчества Владимира Набокова, Ивана Бунина, Георгия Иванова) в русском центре принцессы Дашковой. Данный проект ставил своей задачей очертить общие тенденции развития прозы серебряного века, в которой, вне зависимости от жанра, создавался собственный алгоритм творчества. Нина Берберова известна более всего автобиографической прозой, однако, при тщательном рассмотрении очевидно, что многие реалии ею конструируются. Сходными техниками письма пользуется Владимир Набоков при создании художественного произведения, или Георгий Иванов, который создает особый жанр повествования, где придуманные реалии выдаются за документальные. Алгоритм создания мифа позволяет читателю стать полноправным участником и создателем текста. Данная тенденция также заметна в кинематографе, в фильмах известных сюжеты и биографические подробности претерпевают изменения. Изучения данных феноменов позволяет научиться разговаривать с современной студенческой аудиторией, доносить традиционные и классические мотивы, произведения литературы, а значит и культурные ценности, с больше долей достоверности и эмоциональной составляющей.
Приглашение на участие в совместном проекте было получено от центра принцессы Дашковой, в лице Ларисы Рязановой-Кларк, профессора кафедре русского языка, директора центра княгини Дашковой. Помимо чтения лекций и проведения семинара по теме "Кино-версии известных произведений русской литературы" были проведены исследования в библиотеке Эдинбургского университета, имеющие ценные коллекции по русской литературе. Результатом исследования стали публикации Щербак Н.Ф. «И ее чувство снега»: алгоритм создания мифа (книга, в которой основные теории литературоведения изложены в форме художественного текста), Щербак Н.Ф. «Постмодернизм, деконструкция, сексуальность, метамодернизм: современная литературная теория». Вестник Вагановской Академии Русского балета, 2018 (принято к печати) - комплексное теоретические исследований современных тенденций в литературоведении; Щербак Н.Ф. «Я тебя не вспоминаю. Г.Иванова и И.Одоевцева». «Новый берег», № 3, 2018) - исследование биографии и творчества поэтов серебряного века Георгия Иванова и Ирины Одоевцевой;; Щербак Н.Ф. «Железная женщина. На полях книги Нины Берберовой». «Топос», 2018 ; Щербак Н.Ф. «О невозможном или Аннабель Ли. Тургенев «Вешние воды» и «Лолита» В.Набокова, «Топос», 2018. Результатов данного исследования можно также считать материалы, вошедшие в монографию «Пурпурные облака. Киноверсии известных литературных произведений», Чехов, 2018. Моей задачей стало не только теоретическое изложение материала, но публикация данных исследований в научно-популярной форме, доступной для широкого круга читателей. Беседы с английской аудиторией позволили изменить форму подачи материалов, сделать ее более интересной для студентов и аспирантов, обучающихся на гуманитарных факультетах. Другим результатом визита можно считать возможную договоренность визита ученых кафедры славистики проф. Ларисы Рязановой – Кларк и проф. Александры Смит, участие в конференциях и программах обмена.