4.3.7.1. Научная проблема, на решение которой направлен проект
Экономические санкции были введены в начале 2022 г. США, Европейским союзом, Великобританией, Японией и другими странами против России (здесь и далее «недружественные» государства – иностранные государства и территории, совершающие в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия). Значительное количество транснациональных компаний заявили об уходе с российского рынка. В целом, причины прекращения их деятельности можно разделить на несколько групп: влияние официальных санкций; прерывание логистических цепочек в рамках внутреннего рынка; общественное давление; индивидуальная позиция собственников компании. Особенностью совокупности экономических санкций, введенных против РФ после 24 февраля 2022 г., является чрезвычайно короткий период их установления, быстрый рост количества санкционных объектов, негативное влияние введенных санкций на национальную экономику США, Европейского союза, Великобритании и других стран-инициаторов.
Комплексный характер новой волны санкций обусловливает необходимость их всестороннего исследования и разработки рекомендаций, включающих оптимизацию взаимодействия экономических агентов на внутреннем рынке в условиях ограниченных ресурсов.
Взаимодействие экономических агентов, использующих одинаковые ресурсы и/или конкурирующих за потребителей со сходными предпочтениями, на внутреннем рынке связано с доступом, распределением и использованием двух ключевых типов ресурсов: финансовых ресурсов и технологий.
Санкционные меры, связанные с ограничениями деятельности банковского сектора (прежде всего, деятельности Банка России и ряда системных банков), в кратко- и среднесрочном периоде могут негативно сказаться на распределении финансовых ресурсов, которое представляет собой относительно централизованный процесс. Кроме того, потенциальное сокращение экспорта энергоресурсов может отрицательно сказаться на доходах бюджета и, соответственно, возможностях формирования централизованных финансовых ресурсов.
В условиях проблемного вертикального распределения возрастает важность оптимизации горизонтального взаимодействия рационально действующих экономических агентов, направленного на максимизацию прибыли.
Доступ к внутренним технологиям, их распределение и использование, как менее централизованного ресурса, в условиях ограничений импорта технологических решений, в большей степени соответствует горизонтальному взаимодействию.
Базой международного сотрудничества в соответствии с актуальной внешнеторговой доктриной должна стать его переориентация на сотрудничество с дружественными странами. Согласно задачам исследования, особое внимание в данном направлении предполагается уделить торговле высокотехнологичными товарами и технологическими решениями, как дополнительному децентрализованному ресурсу для экономических агентов.
Оптимизация стратегий экономических агентов на внутреннем рынке в рамках горизонтального взаимодействия предполагается на основе исследования двух стандартных ключевых стратегий в условиях ограниченных ресурсов: 1) стратегии кооперации и формирования оптимальных взаимных стратегий; 2) стратегии конкуренции и формирования оптимальных индивидуальных стратегий.
В результате предполагается сформировать комплекс предложений и рекомендаций в сфере государственного регулирования, учитывающих модификацию стратегий целевых групп экономических агентов на внутреннем рынке в условиях санкций, в том числе, отдельные элементы правового обеспечения новых экономических условий и норм, а также адаптации к стратегиям агентов. Целесообразность разработки практических рекомендаций в рамках данного фундаментального исследования обусловлена необходимостью эффективного ответа российского общества на внешние угрозы в современных условиях.
4.3.7.2 Научная значимость и актуальность решения обозначенной проблемы
Политика санкций «недружественных» стран в отношении России, подразумевает совокупность финансовых, торгово-экономических, визовых и иных ограничений, накладываемых на отдельные отрасли и сектора национальной экономики, против отдельных лиц и компаний в России, а также их партнеров и контрагентов за рубежом. Уязвимость народного хозяйства России к экономическим санкциям обусловлена «слабыми местами» национальной экономики, касающихся потребности в инвестициях, зависимости от мировой финансовой системы, основные институты которой сконцентрированы в США, странах Европейского союза, Японии, зависимости от поставок высокотехнологичного оборудования и технологических решений, участием страны в мировых цепочках создания стоимости. Комплексный характер новой волны санкций обусловливает необходимость их всестороннего исследования и разработки рекомендаций, включающих оптимизацию взаимодействия экономических агентов на внутреннем рынке в условиях ограниченных ресурсов. Результаты исследований, формирующие научный задел участников коллектива показали, что оптимальным инструментом, позволяющим сформировать стратегии поведения экономических агентов в условиях экономических санкций, является теоретико-игровое моделирование. В условиях неполноты информации и переменных экзогенных параметров поиск решений целесообразно осуществлять с применением инструментария теории игр для случаев конкуренции и кооперации, а также теории принятия решений, позволяющей вырабатывать стратегию в зависимости от возможных сценариев внешней среды. Задача поиска оптимальных стратегий развития внутреннего рынка может быть формализована (или частично формализована) в математические задачи оптимизации. Предполагаемый критерий оптимальности – уровень надежности поставщиков децентрализованного ресурса в рамках горизонтального взаимодействия. Эконометрический анализ, сопровождающий подобное моделирование, позволит оценить адекватность построенных моделей реальным данным. Это, в свою очередь, включает использование элементов междисциплинарного подхода в части применения математического инструментария к оценке экономических рисков, связанных с возникшей политической и экономической ситуацией, и созданию математических моделей выбора стратегии в заданных условиях. Научная значимость решения проблемы заключается в необходимости разработки подходов к формированию стратегий, в том числе, с элементами прикладной направленности, поведения экономических агентов на внутреннем рынке России в условиях ограниченности ресурсов, обусловленной внешними угрозами.
Указанные направления исследований нашли свое отражение в соответствующих нормативных документах, подтверждающих актуальность выполнения НИР с точки зрения соответствия стратегиям развития экономики России:
1. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208)
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400)
2. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (Указ Президента РФ от 01.12.2016 г. №642)
4.3.7.3.
Задачи, на решение которых направлен предлагаемый проект
1. Выявление основных последствий антироссийских санкций для внутреннего рынка и внешней торговли России на основе анализа динамики экономических процессов в условиях неполноты информации.
2. Определение целевых групп экономических агентов, а также условий, при которых в ситуации ограниченных ресурсов и горизонтального взаимодействия стратегии кооперации и конкуренции являются оптимальными.
3. Формирование комплекса теоретико-игровых моделей для горизонтального взаимодействия целевых групп экономических агентов в условиях оптимальности стратегий кооперации и конкуренции при ограничении на ресурсы и доступа к децентрализованным ресурсам.
4. Выявление особенностей внешней торговли России, в том числе, торговли высокотехнологичными товарами, в условиях переориентации на новых внешнеторговых партнеров.
5. Формирование комплекса предложений и рекомендаций в сфере государственного регулирования, учитывающих модификацию стратегий целевых групп экономических агентов на внутреннем рынке в условиях санкций.
6. Уточнение результатов современных разработок, обеспечивающее фундаментальность данного исследования, по следующим направлениям: 1) влияние санкций на экономику страны-мишени; 2) применение математического инструментария для формирования оптимальных стратегий поведения экономических агентов страны-мишени; 3) стратегии преодоления негативных последствий санкционных мер в стране-мишени.
4.3.7.4.
Научная новизна теоретической части исследования заключается в приросте междисциплинарных знаний по таким направлениям как 1) влияние санкций на экономику страны-мишени; 2) применение математического инструментария для формирования оптимальных стратегий поведения экономических агентов страны-мишени; 3) стратегии преодоления негативных последствий санкционных мер в стране-мишени – с учетом беспрецедентных особенностей антироссийских санкций 2022 года.
Научная новизна прикладной части исследования заключается в 1) апробации моделей, описывающих стратегии горизонтального взаимодействия экономических агентов в условиях ограниченности ресурсов и важности доступа к технологиям как децентрализованному ресурсу; 2) разработке стратегий поведения экономических агентов в условиях внешних угроз; 3) обосновании предложений и рекомендаций в сфере государственного регулирования, учитывающих модификацию стратегий целевых групп экономических агентов, для которых интенсификация горизонтального взаимодействия позволит смягчить негативное воздействие санкций в условиях ограниченности ресурсов и возможности использования децентрализованного ресурса (технологий).
Реализация теоретической и прикладной части исследования позволит впервые:
выявить и оценить основные последствия антироссийских экономических санкций 2022 года для внутреннего рынка и внешней торговли страны;
сформировать комплекс теоретико-игровых моделей для горизонтального взаимодействия целевых групп экономических агентов в условиях оптимальности стратегий кооперации и конкуренции при ограничении ресурсов и доступа к децентрализованным ресурсам;
определить оптимальные стратегии взаимодействия ключевых групп экономических агентов на внутреннем рынке, прежде всего, стратегии кооперации и конкуренции, в условиях ограниченности ресурсов и важности доступа к технологиям;
разработать стратегии противодействия экономическим санкциям в России, учитывающие необходимость оптимизации взаимодействия экономических агентов на внутреннем рынке в условиях внешних угроз.
Возможность получения запланированных результатов обеспечивается:
- использованием актуальных методов и подходов к экономическому исследованию, позволяющим осуществить верификацию выдвинутых гипотез, прогнозирование экономических показателей, использование математического моделирования;
- наличием у коллектива исполнителей НИР научного задела по проекту, публикаций в различных отраслях знаний;
- наличием у коллектива исполнителей проекта успешного опыта выполнения НИР аналогичной тематики;
- наличием устойчивых профессиональных контактов в рамках взаимодействия Лаборатории азиатских экономических исследований СПбГУ и научно-исследовательских организаций в странах Азии, Бразилии и Иране.
4.3.7.5. Современное состояние исследований по данной проблеме
Проблеме экономических санкций, оценке их эффективности, как инструмента разрешения международного конфликта интересов, посвящено достаточно большое количество теоретических и эмпирических исследований.
Вопросы соответствия экономических санкций международному праву поднимались еще в начале ХХ века. Поскольку международная торговля товарами играла значительную роль, большое внимание уделялось проблеме таможенного бойкота. Однако с ростом глобализации, интеграции, постепенной отмены таможенных пошлин, развития торговли нематериальными активами, анализ экономических санкций как следствия конфликта интересов вышел за рамки правовых вопросов, возникли исследования политического и институционального характера (Galtung, 1967; Kaempfer & Lowenberg, 1988, 2007; Whang et al. 2013 и др.). Эмпирический опыт, накопленный за время использования санкций, позволяет проводить количественные оценки эффективности санкций (Hufbauer et. al, 1985, 2007; Martin, 1992, 1993; Pape, 1997; Krustev & Morgan, 2011; Walentek, 2021 и др.), а также разрабатывать прогнозы развития экономики в условиях санкций (Нуреев, 2017, 2018).
Начиная с 2014 г., США и страны ЕС ведут в отношении России политику санкций, которая подразумевает совокупность финансовых, торгово-экономических, визовых и иных ограничений, накладываемых на деятельность отдельных отраслей и секторов национальной экономики, против отдельных лиц и компаний в России, а также их партнеров и контрагентов за рубежом.
Санкционный процесс 2014 года дал импульс новым исследованиям исследований, в том числе ведущих российских ученых и специалистов-практиков, относительно последствий введения экономических санкций, с одной стороны, а также экспертам ЕС и США – с другой стороны.
М.В. Клинова и Е.А. Сидорова (2014) рассматривали взаимовлияние санкций ЕС и России в контексте экономических связей между странами. Авторы пришли к выводу, что подобный «обмен санкциями» порождает обособленность и отрицательно, хотя и в разной степени, сказывается на возможностях хозяйственного развития России и ЕС.
Комплексная монография «Экономические санкции против России: ожидания и реальность» (2017) анализирует причины и содержание экономических санкций против России, с использованием инструментов макроэкономического анализа, прогнозирования, сценарного подхода. Авторы анализируют также политику Центрального Банка России в современных условиях и ее влияние на основные макроэкономические показатели, рассматривают преимущества и недостатки импортозамещения и экспортоориентированного экономического развития, в том числе, целесообразность «поворота на Восток».
Общий вывод вышеуказанных исследований состоит в том, что санкции, ухудшающие положение в экономике России, не выступают первопричиной ее нынешнего состояния. Основная проблема заключается в несостоятельности существующей модели хозяйствования необходимости перехода к рыночной модели, с применением средств налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, механизмов партнерства государства и частного капитала.
В работе И.В. Михеевой и А.С. Логиновой (2016) проведен анализ влияния экономических санкций на процессы политико-экономической самоидентификации России, а также дана оценка введению ответных мер со стороны России. Авторы пришли к выводу, что для стабилизации российской экономики необходимо не только провести переориентацию внешнеторговых отношений, но и развивать национальные отрасли экономики за счет эффективной политики импортозамещения.
В работе Морозенковой О.В. (2017) анализируются экономические последствия санкций и ответных мер России, в том числе, изменение объемов внешней торговли России за 2013-2016 гг. Автор пришла к выводу, что доля стран ЕС в структуре внешней торговли России уменьшается в пользу стран АТЭС. На основании исследования проблем российских производителей товаров, представлены по преодолению негативных последствий антироссийских санкций.
В силу того, что санкции 2014 года в наибольшей мере затронули такие важные для России отрасли как нефтяную и газовую, ряд исследований посвящен влиянию экономических санкций ЕС и США именно на эти отрасли.
В докладе специалистов Аналитического центра при Правительстве РФ анализируется влияние санкций на нефтегазовый сектор экономики России, в частности, отдельно выделена проблема угрозы разработки шельфа вследствие санкций. Здесь переориентация на азиатских партнеров сталкивается с проблемой наличия у последних необходимого современного оборудования и специализированных технологий.
К подобным выводам пришли и Р.М. Нуреев и Е.Г. Бусыгин (2017), которые проанализировали рынок оборудования, используемого в нефтегазовой промышленности. Отечественные нефтегазовые компании больше всего зависят от насосно-компрессорного оборудования, катализаторов и прикладного программного обеспечения, импортируемого на сегодняшний день из Китая и Южной Кореи, которое, однако по качеству существенно уступает американскому, экспорт которого в РФ запрещен в результате введения санкций.
Важное прикладное значение имеет доклад специалистов Российского совета по международным делам 2018 г., в котором систематизирована информация об использовании санкций как инструмента межгосударственных отношений, дана классификация санкций, а также показаны принципиальные отличия санкций, применяемых США и ЕС в отношении России. В разработанных рекомендациях важное место занимает обоснование необходимости «поворота на Восток», развития торговых связей со странами АТР, в рамках диверсификации торговых и экономических связей, особенно в отраслях, затронутых торговыми ограничениями.
В комплексном докладе РАНХиГС (2019) рассмотрены теоретические аспекты экономических санкций для оценки и классификации ограничительных мер, применяемых странами-инициаторами по отношению к России. Авторами предложены рекомендации для проведения экономической политики в условиях санкций на основе анализа применяемых ограничительных мер в отношении России, их влияния на экономику, а также оценки опыта различных стран по противодействию санкциям. Показано, что наиболее эффективной политикой противодействия санкциям является политика «агрессивной» открытости рынков для сотрудничества. Выявлено, что основной негативный канал влияния санкций на российскую экономику состоит, главным образом, в поддержании неопределенности относительно будущих санкционных параметров. Авторы делают вывод, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе целесообразно направить усилия на стабилизацию текущего уровня санкций для снижения неопределенности.
Следует отметить, что методы теории игр, предлагаемые для решения задач данного проекта, позволяют осуществлять поиск оптимальной стратегии экономических агентов в условиях неопределенности и неполной информации.
В работах С.В Казанцева (2018, 2020, 2022) исследовано влияние санкций 2014 года как на отдельные секторы экономики России (в частности, топливно-энергетический, оборонно-промышленный, внешнюю торговлю), так и на экономику в целом. Также представлена количественная оценка ущерба от введения санкций 2014 года для России и стран-инициаторов.
Среди документов ЕС, посвященным проблематике оценки санкций против России, можно выделить исследования, связанные с количественной оценкой санкций ЕС против России в реальном и финансовом секторах экономики (ERPS, 2015; ERPS, 2018; EPRS, 2022).
Антироссийские экономические санкции стали предпосылкой реализации стратегии России, направленной на интеграцию в рынки стран Азии, прежде всего, Китая («поворот на Восток»), как инструмента возобновления экономического роста и уменьшения зависимости системы российских торгово-экономических связей от стран Европы. Результаты исследований выявили существенное негативное влияние экономических санкций на объемы торговли товарами и услугами России с государствами-инициаторами санкций, а также потоки прямых иностранных инвестиций. При этом, «поворот на Восток», как диверсификация внешнеэкономических связей после 2014 г., не был реализован в полной мере: в отличие от взаимной торговли товарами и услугами, объемы которой растут, наблюдается отток китайских инвестиций из России (Belozyorov & Sokolovska, 2020).
При исследовании процесса взаимодействия стран в условиях санкционного процесса возникает ряд базовых вопросов определения основополагающих факторов для определения момента, когда санкции становятся предпочитаемым инструментом вмешательства в международные отношения и когда их целесообразно отменить, а также какова вероятность успеха или провала санкций в достижении целей.
В работе С.А. Белозёрова и Е.В. Соколовской (2022) разработан подход, определяющий условия, увеличивающие или сокращающие вероятность успешности санкций. Обосновано, что для формирования подобного комплекса мер решению задачи оптимизации поведения страны-объекта санкций на основе моделирования рационального поведения стран-участниц взаимодействия, находящихся в ситуации конфликта интересов, могут способствовать методы теории игр.
Инструментарий теории игр, а также моделей стратегического выбора, активно используется при анализе экономических санкций. Игровые модели являются наиболее часто используемым инструментом для объяснения результатов кооперации в сравнении с результатами конкуренции в условиях неопределенности. Результат кооперации, когда каждая сторона формирует свою стратегию в зависимости от стратегии партнера (равновесие по Нэшу), может объяснить стратегические решения по экономическому управлению. При введении экономических санкций такая кооперация зачастую выходит за пределы решений страны-инициатора и вовлекает другие нации в поддержку либо уклонение от поддержки принудительных мер страны-инициатора (Drezner, 2000, 2003; Earon & Engers, 1992, 1999; Eyler, 2007).
Анализ эволюции подходов к использованию санкций свидетельствует о том, что чем более острым является конфликт в международном споре, тем больше вероятность того, что экономические санкции будут использованы отдельной страной. И, соответственно, незначительность конфликта повышает вероятность использования для решения конфликта дипломатии. Именно серьезностью международных конфликтов и объясняется рост активности использования экономических санкций (см. например, Sloof & Vanwinden, 2000, van Bergeijk, 1995).
Общетеоретические выводы об эффективности санкций, по результатам анализа санкционных эпизодов за период 1903-2002 гг., заключаются в следующем: 1) если инициатор использует санкции чаще, чем диктует необходимость, успех санкций гарантирован не будет; 2) угроза продления санкций в большинстве случаев никак не сказывалась на их эффективности; 3) сильные санкции, в отличие от слабых, увеличивают вероятность изменения политики страны-мишени (см., например, Whang, 2010).
В одном из наиболее цитируемых исследований эффективности санкций «Economic Sanctions Reconsidered. 3rd edition» сотрудники Института Петерсона (США) Hufbauer и др. рассмотрели 174 санкционных эпизода (1914-2000 гг.). Под эффективностью. авторы понимали изменение поведения страны-мишени, в соответствии с требованиями страны-инициатора. Авторы пришли к выводу, что эффективность санкций критически зависит от степени амбициозности целей страны-инициатора, типа правящего режима, уровня экономического развития и политической стабильности как в стране-инициаторе, так и в стране мишени, типа экономических санкций, уровня международной поддержки страны-инициатора, в том числе и со стороны международных организаций и т.д. Авторы указывают, что сформулированные на основе полученных выводов практические рекомендации по достижению эффективности санкций не являются универсальными, и экономические санкции, как инструмент принуждения, должны использоваться в соответствии с обстоятельствами, после тщательного анализа последствий (Hufbauer et.al. 2007).
Тем не менее, в современных исследованиях по тематике экономических санкций существует ряд вопросов, в отношении которых найден консенсус как среди экономистов-теоретиков, так и экспертов-практиков, работающих в международных финансово-экономических организациях, в т.ч.
1. Факторы эффективности санкций. Санкции более эффективны в достижении своих целей, если 1) издержки для страны-мишени выше, чем для страны-инициатора; 2) если санкции многосторонние и вводятся под эгидой международных институтов; 3) если санкции направлены против демократических режимов.
2. Частичный консенсус об эффективности целевых санкций (смарт-санкций). На сегодняшний день целевые санкции позиционируются как наиболее предпочитаемый и практичный тип санкций – прежде всего, за счет их популяризации на международных конференциях, в практических рекомендациях для правящих кругов, НГО, представителей ООН, финансовых институтов и т.д. Однако, несмотря на это, академические исследования приходят к выводу, что целевые санкции не достигают своих целей чаще, чем традиционные комплексные санкции.
3. Согласие о необходимости учета политико-институциональных процессов, под влиянием которых 1) страна-инициатор принимает решении о введении санкций, и 2) которых санкции приводят к желаемым результатам в стране-мишени, являются ключевыми в санкционном эпизоде как ситуации конфликта интересов (Р.С. Гринберг, С.А. Белозёров и др., 2021; С.А. Белозёров & Е.В. Соколовская, 2022)
Результаты исследований С.А. Белозёрова и Е.В. Соколовской (2022) ключевых подходов к использованию инструментария теории игр в моделировании эффективности санкций, позволили идентифицировать особенности стандартной санкционной игры, сведя их к следующему:
1) чаще всего взаимоотношения имеют повторяющийся характер, следовательно, моделирование санкционного процесса требует повторяющихся игр;
2) стороны действуют не одновременно, а по очереди, поэтому для моделирования целесообразно применять соответствующие типы игр (например, дерево решений);
3) санкционный процесс часто является длительным и многоходовым, поэтому он вызывает внутренние трансформации как в странах-инициаторах, так и в странах-мишенях (прежде всего, это касается отношения общества к санкционной или контрсанкционной политике правительства, а также взаимодействия с национальными институтами), поэтому в качестве модели целесообразно рассматривать эволюционные игры;
4) санкционная политика часто направлена не на достижение экономических выгод, а на политическое «наказание» страны-мишени, поэтому выигрыш сторон при той или иной стратегии бывает трудно оценить.
На основании характеристики предметной области авторы делают вывод о том, что для моделирования санкционного процесса целесообразно использовать более динамичный подход, который мог бы объяснить не только результат санкционных действий, но и эволюцию стратегических решений, принимаемых странами в процессе санкционных действий и переговоров. Как результат, в работе С.А. Белозёров & Е.В. Соколовской (2022), обоснованы преимущества отдельных теоретико-игровых подходов к моделированию санкционного процесса, в частности, стратегических игр (Schelling, 1960), теории ходов (Brams, 1994; Simon, 1995; Stone, 2001) и модели Штакельберга (Stackelberg, 2011; Simaan & Cruz, 1973; He et al., 2007). Результаты данного исследования послужили источником формирования методологии для решения ряда задач проекта.
Исследования антироссийских санкций 2022 г., с учетом того, что на сегодняшний день санкционный процесс продолжается, носят исключительно описательный характер (см., например, EPRS, 2022; Kobayashi & Matsushima, 2022; Baliga & Sjöström, 2022).
Baliga S., Sjöström T. Optimal Sanctions (preprint). Northwestern University, March 7, 2022. 27 p.
Belozyorov S.A., Sokolovska O. Economic sanctions against Russia: assessing the policies to overcome their impact // Economy of Regions. 2020. Т. 16. № 4. С. 1115-1131.
Bove V., Di Salvatore J., Nisticò R. Economic sanctions and trade flows in the neighborhood / WIDER Working Paper 2021/184. December 2021. 34 p.
Brams S. Theory of Moves. New York: Cambridge University Press, 1994.
Crozet М., Hinz J. Friendly Fire: The Trade Impact of the Russia Sanctions and Counter-Sanctions / 68th Economic Policy Panel Meeting. 4-5 October 2018. Vienna. 52 р.
Drezner D. Bargaining, Enforcement, and Multilateral Sanctions: When Is Cooperation Counterproductive? // International Organization. 2000. vol. 54, no. 1, pp. 73-102.
Drezner D. The hidden hand of economic coercion // International Organization. 2003. vol. 57, pp. 643-659.
Eaton J., Engers M. Sanctions // Journal of Political Economy. 1192. vol. 100, pp. 899-928.
Eaton J., Engers M. Sanctions: Some Simple Analytics // American Economic Review. 1999. vol. 89, no. 2, pp. 409-414.
Economic impact on the EU of sanctions over Ukraine conflict // EPRS. Ed. by M. Szczepański. European Parliamentary Research Service, 2015. 9 р.
Eyler R. Economic sanctions: international policy and political economy at work. Palgrave McMillan, 2007.
Felbermayr G., Syropoulos C., Yalcin E., Yotov Y.V. On the Effects of Sanctions on Trade and Welfare: New Evidence Based on Structural Gravity and a New Database. KIEL Working Paper №2131. Kiel Institute for the World Economy2019. 51 р.
Frank J. The empirical consequences of trade sanctions for directly and indirectly affected countries, FIW Working Paper, No. 174, FIW - Research Centre International Economics, 2017. 21 р.
Fritz O., Christen E., Sinabell F., Hinz J. Russia’s and the EU’s sanctions: economic and trade effects, compliance and the way forward / Policy Department, Directorate-General for External Policies, European Union, 2017. 57 p.
Galtung J. On the Effects of International Economic Sanctions. With Examples from the Case of Rhodesia // World Politics .1967. vol. 19, no. 3, pp. 378-416. DOI: 10.2307/2009785.
Geopolitical Outlook for Europe. Confrontation vs Cooperation / EPSC Brief. European Political Strategy Center, European Commission, 2018. June.
He X., Prasad A., Sethi S.P., Gutierrez G. A Survey of Stackelberg Differential Game Models in Supply and Marketing Channels // Journal of Systems Science and Systems Engineering. 2007. vol. 16, no 4, pp. 385-413.
Hufbauer G.C., Schott J.J., Elliott K.A. Economic Sanctions Reconsidered: History and Current policy. Institute for International Economics, 1985.
Hufbauer G.C., Schott J.J., Elliott K.A., Oegg B. Economic Sanctions Reconsidered. 3rd ed. Peterson Institute for International Economics. Washington, DC., 2007.
Kaempfer W., Lowenberg A.D. The Political Economy of Economic Sanctions. Ch. 27. In: Handbook of Defense Economics: Defense in a Globalized World / ed. by T. Sandler, K. Hartley. Elsevier, 2007. P. 867-911.
Kaempfer W.H., Lowenberg A.D. The theory of international economic sanctions: a public choice approach // American Economic Review. 1988. vol. 78, pp. 786-793.
Kazantsev S. Russia's foreign trade under the anti-Russian sanctions // Review of business and economics studies. 2018. Vol. 6, № 3. P. 44-56.
Kobayashi E., Matsushima K. Outline of economic sanctions against Russia resulting from the situation in Ukraine. Economic Security and International Trade Legal Update. Anderson Mori & Tomosune, March 10, 2022. 10 p.
Krustev V., Morgan T.C. Ending economic coercion: domestic politics and international bargaining // Conflict Management and Peace Science. 2011. vol. 28, pp. 351-376.
Larch M., Shikher S., Syropoulos C., Yotov Y.V. Quantifying the Impact of Economic Sanctions on International Trade in the Energy and Mining Sectors / CESifo Working Paper No. 8878. 2021. 44 р.
Martin L. Coercive Cooperation: Explaining Multilateral Economic Sanctions. Princeton: Princeton University Press, 1992.
Martin L. Credibility, Costs, and Institutions: Cooperation on Economic Sanctions // World Politics. 1993. vol. 45, no. 3, pp. 406-432. DOI: 10.2307/2950724.
Pape R.A. Why Economic Sanctions Do Not Work // International Security. 1997. vol. 22, no. 2, pp. 90-136.
Schelling T. The Strategy of Conflict. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1960.
Simaan M., Cruz Jr. J.B. On the Stackelberg Strategy in Nonzero-Sum Games // Journal of Optimization Theory and Applications. 1973. vol. 11, no. 5, pp. 533–555.
Simon M.V. When sanctions can work: Economic sanctions and the theory of moves // International Interactions. 1995. vol. 21, no. 3, pp. 203-228.
Sloof R., Vanwinden F. Show them your teeth first! A game-theoretic analysis of lobbying and pressure // Public Choice. 2000. vol. 104, pp. 81–120.
Stackelberg H. Market Structure and Equilibrium, 1st edition translation into English. Bazin, Urch & Hill, Springer, XIV. 2011.
Stone R.W. The Use and Abuse of Game Theory in International Relations: The Theory of Moves // The Journal of Conflict Resolution, 2001. vol. 45, no. 2, pp. 16-244
Tsebelis G. Are Sanctions Effective? A Game-Theoretic Analysis // Journal of Conflict Resolution. 1990. vol. 34, no. 1, pp. 3-28.
van Bergeijk P.A G. The Impact of Economic Sanction in the 1990s // The World Economy, 1995. vol. 18, no. 3, pp. 443-455.
Walentek D. Reputation or Interaction: What Drives Cooperation on Economic Sanctions? Warsaw University. December, 2021. 27 p.
Western sanctions and Russia. What are they? Do they work? // Ed. by M. Russell. European Parliamentary Research Service. EPRS, 2022. 30 p.
Whang T. (2010). Structural estimation of economic sanctions: From initiation to outcomes // Journal of Peace Research. 2010. vol. 47, no. 5, pp. 561–573.
Whang T., McLean E.V., Kuberski D.W. (2013). Coercion, information, and the success of sanction threats. American Journal of Political Science, vol. 57, pp. 65-81.
Белозёров С.А., Соколовская Е.В. Теоретико-игровой подход к моделированию конфликта интересов: экономические санкции. Terra Economicus. 2022. 20(1). С. 65–80.
Гринберг Р.С., Белозёров С.А., Соколовская Е.В. Оценка эффективности экономических санкций: возможности систематического анализа // Экономика региона. 2021. Т. 17. № 2. С. 354-374.
Казанцев С.В. Антироссийские санкции: оценка ущерба: монография. М.: ИНФРА-М, 2022. 200 с.
Казанцев С.В. Влияние антироссийских санкций на экономическое развитие Российской Федерации // Развитие и безопасность.2020. № 1 (5). С. 34-43.
Казанцев С.В. Оценка влияния антироссийских санкций на топливно-энергетический и оборонно-промышленный комплексы России // Мир новой экономики. 2018. № 3. С. 46-57.
Клинова М.В., Сидорова Е.А. Экономические санкции и их влияние на хозяйственные связи России с Европейским Союзом // Вопросы экономики. 2014. № 12. С. 67-79.
Кнобель А.Ю., Багдасарян К.М., Лощенкова А.Н., Прока К.А. Санкции: всерьез и надолго. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС. 80 с.
Михеева И.В., Логинова А.С. «Нет худа без добра», или экономические санкции для России // Финансы: теория и практика. 2016. Т.20(6). С.78-84.
Морозенкова О.В. Экономические последствия западных санкций и контрсанкций РФ // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. №6. С. 58-74
Нуреев Р.М., Бусыгин Е.Г. Экономические санкции против России: краткосрочные и среднесрочные последствия для нефтяной и газовой промышленности // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). 2017. Том 8 (3). с. 6-22.
Санкции против России: направления эскалации и политика противодействия: доклад. № 37/2018 / Под ред. И.Н. Тимофеева; Российский совет по междунар. делам (НП РСМД). – М. : НП РСМД, 2018. 32 с.
Секторальные санкции: год спустя // Энергетический бюллетень. Август 2015. №27. Под ред. Л. Григорьева. 31 c.
Экономические санкции против России и российские антисанкции: издержки и выгоды конфронтации / Коллективная монография под ред. Р.М. Нуреева. М.: КНОРУС, 2018.
Экономические санкции против России: ожидания и реальность: монография / коллектив авторов; под ред. Р.М. Нуреева. Москва: КНОРУС, 2017. 194 с.
4.3.7.6. Предлагаемые методы и подходы, общий план работы на весь срок выполнения проекта
Методология исследования включает общелогические методы: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, логическое обобщение результатов, а также инструментарий математической логики, в частности, аналогию, моделирование, формализацию и интерпретацию, элементы теории доказательств. Общелогические методы и методы математической логики послужат основой для исследования экономических процессов при помощи общетеоретических (абстрагирования и обобщения, структуризации и систематизации), и эмпирических (эксперимент и наблюдение) методов.
Для анализа экономических явлений и процессов предполагается использование методологии систематического обзора литературы (systematic literature review) и контент-анализа (для публикаций в СМИ)
Специальные подходы и методы, использование которых предполагается для решения задач проекта.
1. Метод анализа трансформаций как элемент системного подхода. Ключевая предпосылка заключается в том, что в некий условный исходный период система общественных отношений, включая все подсистемы и их элементы и структуру, находится в определенном равновесии. Введение в систему новых элементов, не сочетающихся с уже существующими, приводит к выходу системы из равновесия и началу системной трансформации. В данном случае такой совокупностью новых элементов для российской экономики послужили санкции 2022 года, результатом которых станет формирование новых отдельных подсистем общественных отношений, взаимосвязанных между собой. Изучение процессов подобной системной трансформации и взаимодействия ее элементов позволит выявить современные вызовы, стоящие перед Россией в части формирования и реализации стратегии поведения как страны-объекта санкций.
2. Методы сравнительно-исторического анализа (comparative historical analysis), использование которых предполагается для исследования эволюции причин, методов и объектов применения экономических санкций, определения основных трендов данного процесса.
3. Элементы методологии правового анализа документов с целью установления соответствия нормативно-правовых актов о введении экономических санкций действующим нормам международного права, международным актам о правах и свободах человека, и возникающих из этого правовых последствий
4. Для оценки и анализа изменения поведения экономических агентов на внутреннем рынке, обусловленного санкциями, предполагается использование факторного анализа источников экономического риска на основе статистических данных, контент-анализа публикаций в официальных источниках, методов корреляционно-регрессионного анализа.
5. Для определения групп экономических агентов, для которых стратегии кооперации и стратегии конкуренции в условиях ограниченных ресурсов и горизонтального взаимодействия, являются оптимальными, предполагается использование элементов структурного подхода. Преимуществом указанного подхода для решения данной задачи является возможность определения значимости и приоритетов в рамках исследуемой совокупности объектов, с целью установления их рационального соотношения (структуры), а также обоснования распределения соответствующих ресурсов.
6. Для оценки влияния международных экономических институтов на внешнюю торговлю, в условиях, когда основные экономические функции постепенно переходят от отдельных государств к наднациональным институтам предполагается использовать методы институционального анализа.
7. Для дальнейшего изучения санкционного процесса против России с целью уточнения результатов теоретических исследований о влиянии санкций на экономику страны-мишени, с учетом беспрецедентных особенностей антироссийских санкций 2022 год, предполагается использовать элементы теории ходов (theory of moves). Основным преимуществом теории ходов является возможность устранить ограничения классической теории игр, формулируя правила, которые позволяют игрокам менять стратегии в отдельной игре: в теории ходов целью санкций является доминирующая стратегия «не подчиняться» – страна-мишень предпочитает не подчиняться при любой стратегии страны-инициатора. При таком допущении в рамках классической теории игр санкции никогда не будут эффективными или вообще не будут введены, тогда как согласно теории ходов возможно достижение цели страны-инициатора, когда страна-мишень подчиняется. Также, теория ходов позволяет моделировать процесс, определяя, когда рационально использовать угрозы, «зациклить» санкции или изменить стратегию. Если предпочтения и потенциал (power capabilities) стран известны, результат и процесс санкционного эпизода можно предсказать.
8. Для исследования стратегий поведения экономических агентов и определения условий, при которых стратегии кооперации и стратегии конкуренции при горизонтальном взаимодействии, являются оптимальными, предполагается использовать модели и методы теории игр и теории принятия решений, в частности:
8.1. Стратегические игры. Преимуществом данного типа игр является тот факт, что в них согласованный выбор возможен даже при полном отсутствии коммуникации (как в ситуации со стратегией конкуренции). Кроме того, они позволяют моделировать ситуацию, при которой конфликт интересов в выборе действия может быть преодолен потребностью в координации действий.
8.2. Модели теории принятия решений в условиях неполной информации предполагается использовать для анализа математических формулировок вопросов о выборе оптимальных стратегий в предложенных внешних обстоятельствах (сценариях).
8.3. Иерархические игры с неполной информацией, включающие поиск равновесий по Нэшу и Штакельбергу в моделях с полной и неполной информацией о действиях оппонента. Теоретико-игровая модель дуополистичного рынка Штакельберга может быть использована при моделировании асимметричных взаимоотношений как страны-инициатора и страны-мишени (инициатор всегда «ходит» первым, а мишень отвечает, стороны действуют поочередно), так и взаимоотношений экономических агентов на внутреннем рынке при использовании стратегии кооперации в условиях горизонтального взаимодействия. Кроме того, использование модели Штакельберга в сфере безопасности, в частности, при решении задачи обеспечения ресурса лидера при любом поведении фолловера, позволяет распространить схему и на процесс кооперации и конкуренции экономических агентов: обеспечить надежность защиты ресурса лидера при любом поведении других участников игры. Поведение по Штакельбергу позволяет сторонам достичь равновесия при более выгодных значениях по сравнению с равновесием, например, в стандартной модели Курно.
1. Петросян Л.А., Зенкевич Н.А., Семина Е.А. Теория игр. Москва: Издательство «Высшая школа», 1998. – 300 с.
2. Саати Т. Л. Принятие решений. Метод анализа иерархий. Москва: Издательство «Радио и связь», 1989. – 316 с.
3. Durach C.F., Kembroj Wieland A. A New Paradigm for Systematic Literature Reviews in Supply Chain Management. Journal of Supply Chain Management. 2017. 53(4). P. 67–85.
4. Noguchi J. The science review article – An opportune genre in the construction of science. Linguistic Insights Volume 17. Bern: Peter Lang. 2006.
5. Simaan M., Cruz Jr. J.B. On the Stackelberg Strategy in Nonzero-Sum Games // Journal of Optimization Theory and Applications. 1973. vol. 11, no. 5, pp. 533–555.
6. Simon M.V. When sanctions can work: Economic sanctions and the theory of moves // International Interactions. 1995. vol. 21, no. 3, pp. 203-228.
7. Sloof R., Vanwinden F. Show them your teeth first! A game-theoretic analysis of lobbying and pressure // Public Choice. 2000. vol. 104, pp. 81–120.
8. Stackelberg H. Market Structure and Equilibrium, 1st edition translation into English. Bazin, Urch & Hill, Springer, XIV. 2011.
9. Stone R.W. The Use and Abuse of Game Theory in International Relations: The Theory of Moves // The Journal of Conflict Resolution. 2001. vol. 45, no. 2, pp. 216-244
10. Tsebelis G. Are Sanctions Effective? A Game-Theoretic Analysis // Journal of Conflict Resolution. 1990. vol. 34, no. 1, pp. 3-28.
Общий план реализации проекта
2025 год
В течение первого года выполнения проекта предполагается проведение исследований по направлениям: 1) «Взаимодействие экономических агентов в условиях ограниченности ресурсов»; 2) «Внешняя торговля России в условиях переориентации внешнеторговых потоков», в том числе:
1. Сбор информации о влиянии санкций по итогам 2022-2025 гг. на основании контент-анализа публикаций и доступных статистических данных.
2. Определение целевых групп экономических агентов, а также государств-внешнеторговых партнеров, для которых предполагается разработать оптимальные стратегии поведения в условиях ограниченности ресурсов и необходимости переориентации внешней торговли России.
3. Оценка и анализ изменения поведения целевых групп экономических агентов на внутреннем рынке под воздействием экономических санкций.
4. Уточнение экономико-математического инструментария, который может быть использован для формирования стратегий экономических агентов, в том числе, в международной торговле, с учетом особенностей антироссийских санкций 2022 года.
5. Оценка экономического потенциала трансграничных регионов России в развитии международного сотрудничества с «дружественными» странами.
6. Выявление резервов повышения торговли высокотехнологичными товарами, как дополнительного источника децентрализованного ресурса.
2026 год
В течение второго года выполнения проекта предполагается проведение исследований по направлениям: 1) «Взаимодействие экономических агентов в условиях ограниченности ресурсов»; 2) «Внешняя торговля России в условиях переориентации внешнеторговых потоков»; 3) «Формирование комплекса теоретико-игровых моделей для горизонтального взаимодействия целевых групп экономических агентов», в том числе:
1. Оценка влияния санкций на внешнеторговые потоки, в том числе, на их структуру, по итогам 2022-2025 гг.
2. Выявление предпосылок модификации горизонтального взаимодействия экономических агентов в условиях санкций, с учетом реализуемых стратегий импортозамещения и изменения структуры внешней торговли.
3. Уточнение инструментария теории игр и теории принятия решений, использование которого предполагается для формирования стратегий поведения целевых групп экономических агентов.
4. Разработка базовой математической модели взаимоотношений экономических агентов в условиях ограниченности ресурсов.
5. Определение условий, при которых для целевых групп экономических агентов оптимальными являются стратегии кооперации и стратегии конкуренции при ограниченности ресурсов и горизонтальном взаимодействии.
2027 год
В течение третьего года выполнения проекта предполагается проведение исследований по направлениям: 1) «Внешняя торговля России в условиях переориентации внешнеторговых потоков»; 2) «Формирование комплекса теоретико-игровых моделей для горизонтального взаимодействия целевых групп экономических агентов»; 3) «Формирование комплекса предложений и рекомендаций в сфере государственного регулирования, направленных на минимизацию негативных последствий санкций для экономических агентов», в том числе:
1. Оценка влияния санкций на внешнеторговые потоки, в том числе, на их структуру, по итогам 2025-2027 гг.
2. Разработка стратегий поведения целевых групп экономических агентов, для которых интенсификация горизонтального взаимодействия позволит смягчить негативное воздействие санкций в условиях ограниченности ресурсов и возможности использования децентрализованного ресурса (технологий).
3. На основе оценки экономического потенциала трансграничных регионов формирование направлений переориентации внешней торговли, с учетом особенностей экономического положения новых партнеров, структуры их экономики.
4. Выявление оптимальных стратегии поведения для групп экономических агентов, для которых горизонтальное взаимодействие позволит преодолеть с негативные последствия санкций в условиях ограниченности ресурсов.
5. Разработка комплекса предложений и рекомендаций в сфере государственного регулирования, учитывающих модификацию стратегий целевых групп экономических агентов, для которых интенсификация горизонтального взаимодействия позволит смягчить негативное воздействие санкций в условиях ограниченности ресурсов и возможности использования децентрализованного ресурса
4.3.7.7 Имеющийся у научного коллектива научный задел по проекту, наличие опыта совместной реализации проектов (указываются полученные ранее результаты, разработанные программы и методы)
Участники НИР имеют многолетний опыт изучения проблематики экономических санкций, применения математического инструментария для решения экономических задач, геоэкономики, особенностей внедрения современных технологий в России.
Особое внимание в исследованиях, формирующих научный задел коллектива по данному проекту, уделяется оценке эффективности экономических санкций; применению математического аппарата, прежде всего, теории игр, для оценки эффективности стратегий экономических агентов в условиях неполной информации; управлению рисками; методологии оценки поведения экономических агентов; экономико-математическому моделированию и прогнозированию; статистическим методам анализа данных; экономико-географическим проблемам функционирования отдельных регионов; правовому анализу документов с целью установления их соответствия действующим нормам законодательства и возникающих из этого правовых последствий.
Также научный задел коллектива авторов НИР обеспечивается их участием в успешно завершенных грантовых проектах, близких к тематике НИР, в том числе: «Оценка эффективности экономических санкций: возможности систематического анализа» (С.А. Белозёров, Е.В. Соколовская), «Стратегия поведения России как страны-объекта санкций в условиях конфликта интересов» (С.А. Белозёров, Е.В. Соколовская), «Экономические санкции против России: оценка влияния, стратегия и политика противодействия» (С.А. Белозёров, Е.В. Соколовская), «Механизмы формирования новых подходов к пространственному развитию экономики РФ, обеспечивающей устойчивое развитие и связанность её территорий в условиях глобальных вызовов XXI века» (С.С. Лачининский), «Развитие теоретико-методологических основ управления устойчивым социально-экономическим развитием регионов» (С.С. Лачининский), «Разработка и исследование математических моделей и программ нахождения равновесия транспортных потоков и оптимизации транспортной сети на примере Петрозаводска» (А.Ю. Крылатов), «Разработка интеллектуальных инструментов анализа и оптимизации производственных цепочек на базе математических моделей сетевого равновесия» (А.Ю. Крылатов), Разработка теоретических основ организации сложных когнитивных транспортных систем» (А.Ю. Крылатов), Оптимизация страховой защиты населения в условиях биологической угрозы (С.А. Белозёров, Е.В. Соколовская, С.Ш. Кумачева, В.А. Аркадьев), «Цифровые финансовые технологии как фактор развития страхового рынка в РФ» (С.А. Белозёров, Е.В. Соколовская), «Торговая политика России и Китая в условиях трансформации международной торговой системы» (С.А. Белозёров, Е.В. Соколовская) и др.
У научного коллектива существуют устойчивые профессиональные контакты в рамках взаимодействия Лаборатории азиатских экономических исследований СПбГУ и научно-исследовательских организаций в странах Азии, Бразилии и Иране.
Перечень научных трудов участников авторского коллектива, подтверждающий компетенции, достаточные для выполнения задач проекта, представлен в п.4.3.20.
4.3.7.8. Детальный план работы на первый год выполнения проекта
2025 год
В течение первого года выполнения проекта предполагается проведение исследований по направлениям: 1) «Взаимодействие экономических агентов в условиях ограниченности ресурсов»; 2) «Внешняя торговля России в условиях переориентации внешнеторговых потоков», в том числе:
1. Согласование уточненного плана работ
2. Определение целевых групп экономических агентов, а также государств-внешнеторговых партнеров, для которых предполагается разработать оптимальные стратегии поведения в условиях ограниченности ресурсов и необходимости переориентации внешней торговли России.
3. Оценка и анализ изменения поведения целевых групп экономических агентов на внутреннем рынке под воздействием экономических санкций.
4. Сбор информации о влиянии санкций по итогам 2022-2025 гг. на основании контент-анализа публикаций и доступных статистических данных.
5. Уточнение экономико-математического инструментария, который может быть использован для формирования стратегий экономических агентов, в том числе, в международной торговле, с учетом особенностей антироссийских санкций 2022 года.
6. Оценка экономического потенциала трансграничных регионов России в развитии международного сотрудничества с «дружественными» странами.
7. Выявление резервов повышения торговли высокотехнологичными товарами, как дополнительного источника децентрализованного ресурса.