описание

Поддержка русского языка у детей у билингвов и монолингвов крайне актуальна в имеющейся языковой и политической ситуации и является важнейшей составляющей языковой политики РФ. Это явление многоаспектно и предполагает разработку особых подходов и методов в каждой конкретной ситуации (билингвы-мигранты в РФ, билингвы-эмигранты, билингвы в многонациональных районах РФ, билингвы-иностранцы и т.д.). С 2016 года СПбГУ и Университет Хельсинки активно сотрудничают по этой тематике. Практическим выражением сотрудничества петербургских и финских русистов стали ежегодные мероприятия Международных педагогических форумов, связанные с билингвизмом, для которых содержательный контент подготавливается Ю.В.Меньшиковой и Е.Ю.Протасовой. Первой целью визита является организация конкурсной программы форума, которая в этом году будет посвящена проектам от зарубежных школ полного дня. В процессе визита необходимо сформировать очный тур конкурсной программы. Результатом сотрудничества стало также совместное (Ю.В.Меньшикова, Е.Ю.Протасова) научное редактирование сборника "Многоязычие и образование", который в 2018 году будет издан в Берлине.
Вторая цель визита - анализ материалов, собранных Ю.В.Меньшиковой в КНР и на Тайване, касающихся культорологических особенностей русскоязычных билингвов, проживающих в этих странах, и сопоставление с материалами из других регионов, полученных Е.Ю.Протасовой.
Запланирована также лекция Ю.В.Меньшиковой для аспирантов университета Хельсинки по трудным вопросам морфемной интерпретации в русском языке.

основные результаты по проекту в целом

1. В результате работы в библиотеке кафедры, в библиотеке Университета Хельсинки и в Национальной библиотеке над учебно-методическими и научными работами по проблемам мультилингвизма, а также на основе обсуждения с финскими коллегами современных проблем, возникающих у би- и полилингвов, была выработана концепция проведения мероприятий Педагогического форума 2018 года, связанных с преподаванием и изучением русского языка в условиях мультилингвизма в России и за рубежом.
2. В ходе визита была выработана программа мероприятий Педагогического форума 2018 года, связанных с преподаванием и изучением русского языка в условиях мультилингвизма в России и за рубежом.
3. Определена конкретная тематика секций и соответствующих дискуссионных площадок (круглых столов): «Русский язык в зарубежной школе», «РКИ. Нормы и стандарты», «Русский язык и языки народов РФ».
4. Определен круг потенциальных участников заочного тура конкурсной программы по проблемам мультилингвизма и состав экспертного совета.
5. Определен состав докладчиков и модераторов указанных секций и круглых столов. Запланированы выступления участников из разных регионов России (Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Республика Коми, Якутия, Дагестан, Сахалин, Чувашия) и зарубежных стран (Финляндия, Германия, Израиль, Франция, Китай, США).
Совместная работа с Е.Ю. Протасовой над сборником "Многоязычие и образование" в 2018 г.
АкронимExchange 2018
СтатусЗавершено
Эффективные даты начала/конца6/09/1816/09/18

    Области исследований

  • русский язык, русский язык как иностранный, билинвизм

ID: 35381897