Теоретическая часть исследования предусматривает компаративный анализ социологической природы пяти видов неформальной массовой коммуникации (слухов, анекдотов, сплетен, городских легенд, интернет-мемов). Объект исследования – неформальная массовая коммуникация в интернет-сообществах. Предмет исследования – общие и специфичные характеристики новостных интернет-мемов как неформальной массовой коммуникации. Цель – выявление атрибутивных и факультативных признаков новостных интернет-мемов в сообществах всемирной компьютерной сети, разработка их типологии и определение ключевых социальных функций на основе сопоставления с более изученными к настоящему времени видами неформальной массовой коммуникации. При планировании теоретического исследования мы исходим из трех взаимосвязанных предположений: а) новостные интернет-мемы являются особой разновидностью неформальной массовой коммуникации сообществ всемирной компьютерной сети, в основу дефиниции которых может быть положена категория отношения создателей и распространителей к значимым изменениям социальной и природной среды; б) типология новостных интернет-мемов будет основываться на различиях в модальности выражаемых отношений, дифференцировке отражаемых объектов реальности, специфике формата презентации отношений интернет-сообществам; в) диапазон социальных функций новостных интернет-мемов сетевых сообществ не содержит уникальных составляющих, отсутствующих у иных видов неформальной массовой коммуникации, но включает в себя многие их функции в специфичной конфигурации.
Эмпирическая часть исследования предполагает а) контент-анализ приемов пропагандистского воздействия в массиве новостных интернет-мемов; б) фокус-группы с представителями молодежных сетевых сообществ по проблематике социального декодирования новостных интернет-мемов и особенностей их обсуждения; в) социально-психологический эксперимент.
За сравнительно короткое время интернет-мемы превратились из своеобразных продуктов субкультурного творчества в вездесущую и, возможно, ведущую практику повседневных коммуникаций в компьютерной сети. У научного сообщества больше не не возникает вопросов, почему заслуживают внимания фотографии кошек с нарочито ошибочными подписями, видеофрагменты, где подростки синхронизируют мимику с причудливой мелодией, изображения утонченной до абсурда «филологической девы» с глубокомысленными фразами, рисунки прежде безобидного «Лягушонка Пепе» на службе у американских ультраправых, разнообразные «троллфейсы» в «фотожабах», выражения в картинках с коротким текстом солидарности и антагонизма в отношении движения «Black Lives Matter», парадоксальное освещение катаклизмов 2020 года в стиле «ожидания и реальность» и проч. Во многих случаях материалы такого рода являются не только своеобразным «зеркалом», индикатором эмоциональных отношений индивидов и сообществ к происходящему вокруг, но и вполне отлаженным инструментом выработки этих отношений. Под видом развлечения и забавных новостей в них подчас содержатся скрытые посылы, способные постепенно или одномоментно изменить отношение получателей информации к индивидам и группам, событиям и поступкам. Риск обретения в интернет-мемах «троянского коня», способного навязать убеждения деструктивного толка, обусловливает необходимость их систематического изучения. Определенные возможности предоставляет для этого парадигма неформальных массовых коммуникаций.
В ходе выполнения исследования были получены следующие основные результаты:
1) в процессе теоретического анализа выявлены общие и специфические характеристики новостных интернет-мемов в сравнении с традиционно выделяемыми видами неформальной массовой коммуникации (слухами, анекдотами, сплетнями и городскими легендами), а также с иными типами интернет-мемов (ностальгическими, экзистенциальными, абсурдными, корпоративными, локальными и др.);
2) разработана типология новостных интернет-мемов как специфичных индикаторов отношения сетевых сообществ к изменениям социальной и природной среды, при использовании в ней, в частности, параметров модальности отношений, дифференцировки объектов, формата презентации интернет-сообществам и др.;
3) выявлены составляющие диапазона социальных функций новостных интернет-мемов в сетевых сообществах на основе теоретического анализа существующих аналогичных перечней других видов неформальной массовой коммуникации и иных типов интернет-мемов;
4) проведено экспериментальное исследование «феномена эф», позволившее доказать значительное сходство концептуальных полей старых трактовок феномена «социальные манипуляции» и новой, более диагностичной, основанной на идее Д. Канемана и А. Тверски о субституции в эвристиках рассуждения;
5) в процессе контент-анализа репрезентативного массива данных идентифицированы и систематизированы компоненты арсенала приемов пропагандистского воздействия в интернет-мемах новостного характера;
6) посредством фокус-групп выявлены особенности социального декодирования представителями молодежных интернет-сообществ мемов новостного характера, а также уточнена специфика их восприятия в интернете и в повседневной жизни;
7) опубликованы предусмотренные научные статьи и сделано выступление с докладом на научной конференции.
В статье «Социально-психологическая концептуализация феномена интернет-мемов» данные продукты сетевого творчества рассмотрены в качестве новой разновидности неформальных массовых коммуникаций. По итогам изучения научной литературы обоснована допустимость определения их сущности на основе использования трех базовых категорий (фразы, изображения и их сочетания) и трех различительных критериев (создание средствами компьютерных технологий, распространение преимущественно в интернете и актуализация эмоционального отношения к объектам внешнего или внутреннего мира). Описаны две распространенные методологические ошибки исследователей – тенденция к рассмотрению интернет-мемов самих по себе, в искусственной изоляции от других феноменов и тренд наделения интернет-мемов в целом характеристиками их частных разновидностей. Уточнена типология интернет-мемов, основанная на применении параметров формы предъявления аудитории, субъективных представлений об авторстве, тематике и модальности эмоционального отношения к полученным материалам. Произведен пересмотр существующих перечней социальных функций интернет-мемов на основе учета их принадлежности к неформальным массовым коммуникациям.
В материале «Типология интернет-мемов в политической сфере: агрессоры, протекторы… трикстеры» отражена типология интернет-мемов политического характера по критерию направленности информационно-эмоционального воздействия на сообщества во всемирной компьютерной сети. При этом конкретизированы границы категорий мемов-протекторов и мемов-агрессоров, уточнено содержание категории мемов-аттракторов, введена и концептуализирована категория мемов-трикстеров. К «трикстерам» отнесены интернет-мемы, выражающие юмористическое или сатирическое отношение к участникам политического процесса, не предполагающего коннотаций нападения, защиты или содержательно нейтрального привлечения внимания к событиям.
В статье «Социальные манипуляции в интернет-мемах: проблемы идентификации» проанализированы признаки концепта «социальные манипуляции» и обосновано, что большинство из них сформулировано с методологическими ошибками (субъективизмом идентификации, принятием частного за общее или общего за уникальное). Постулирована целесообразность отказа от ориентации на признаки преднамеренности воздействий, скрытности их от адресатов, личной выгоды инициаторов, причинения вреда, искусности применения приемов, воздействия на бессознательное и проч. Предложено новое понимание социальных манипуляций на основе концепции эвристических суждений, разработанной Д. Канеманом и А. Тверски и их последователями. При этом социальные манипуляции рассмотрены как попытки информационного воздействия, выражающиеся в стимуляции других лиц к упрощенным, чрезмерно обобщенным и искаженным суждениям посредством субституции, некорректной подмены характеристик. Оценен манипулятивный потенциал интернет-мемов. Описаны процедуры и результаты эксперимента на материале интернет-мемов, обосновывающего избыточность использования ряда признаков при идентификации социальных манипуляций.
Целью исследования, описанного в статье «Приемы пропаганды в новостных интернет-мемах мессенджера Телеграм», стало изучение пропагандистских воздействий в интернет-мемах новостного характера.
Методом исследования был контент-анализ, дополненный элементами качественного анализа. Эмпирическую базу составили 300 новостных интернет-мемов, отобранных при помощи таблиц случайных чисел из информационно-развлекательного массива 20-ти русскоязычных каналов мессенджера Telegram в примерно равных долях за январь 2019, 2020 и 2021 гг. По результатам контент-анализа, в частности, сделан вывод о неоднозначности соотнесения классических и современных перечней приемов пропаганды со спецификой новостных интернет-мемов. Зафиксировано, что а) диапазон приемов пропаганды в мемах сравнительно невелик; б) один из приемов («наклеивания ярлыков») является базовым, проявляясь во всех случаях; в) с этим приемом иногда могут сочетаться дополняющие техники («подтасовка карт», «перенос негатива», «опора на страхи», «блистательная неопределенность», «размахивание флагом»).
В публикации «Новостные интернет-мемы с политическим подтекстом в восприятии молодежи» объектом исследования стали активные пользователи всемирной компьютерной сети юношеского возраста, а предметом явилось отношение студентов вузов к интернет-мемам новостного характера.
При проведении серии фокус-групповых интервью были получены следующие основные результаты:
1. Члены фокус-групп, подчеркивающие собственную аполитичность, по-разному определяли эффективность воздействия новостных интернет-мемов политизированного характера в отношении самих себя и других лиц. Если в том, что касается других, потенциал социального влияния такого рода мемов вполне признавался, то в отношении себя он, как правило, отрицался. Однако ряд высказываний этих респондентов дает основания утверждать, что влияние скрытых посылов новостных интернет-мемов с политическим подтекстом на неполитизированную аудиторию имеет место;
2. Более политизированные респонденты отмечали влияние личных воззрений на восприятие новостных интернет-мемов с политической подоплекой. В частности, они проявляли отчетливо критическую реакцию на продукты «сетевого творчества» из другого лагеря. Показательно, что авторство последних почти неизменно приписывалось ангажированным профессионалам, тогда как интернет-мемы «своей» политической ориентации чаще считались созданными рядовыми пользователями интернета;
3. В суждениях об ошибках авторов пропагандистских посылов в новостном контексте интернет-мемов не было выявлено существенных различий. Вне зависимости от степени своей политизированности или приверженности политическим доктринам респонденты указывали на нарочитость попыток воздействий, их назойливость, избыточную категоричность, поспешность обобщений, банальность умозаключений, неуместную агрессивность, нередкую пошлость, склонность к нарушениям морали, несоответствие трендам общественного развития, непонимание специфики целевой аудитории. Как следствие, участники исследования считали, что такого рода интернет-мемы способны оказать влияние на сторонников, но не на противников выражаемых позиций;
4. Анонимность авторов новостных интернет-мемов была связана респондентами прежде всего с избеганием атак хейтеров, уменьшением вероятности преследований за нарушения законов, с принадлежностью мемов к современному фольклору, отличающемуся коллективным авторством, маскировке своих мнений под позицию авторитетного большинства, внутренней неуверенностью в востребованности творчества, отсутствием возможности монетизировать авторский вклад, недобросовестной конкуренцией интернет-сообществ;
5. При обсуждении возможной юридической ответственности авторов новостных интернет-мемов чаще всего высказывалось мнение об отсутствии достаточных оснований для преследования за подобное «сетевое творчество». В то же время членами фокус-групп была выражена неприязнь к попыткам провоцирования межнациональной розни, религиозной нетерпимости, убийств животных, суицидального поведения, внушения интереса к наркотикам, издевательства над инвалидами и ветеранами, жертвами насилия, социальных и природных бедствий. Подверглись осуждению и публичные выражения непристойности, пошлости, навязчивого политического и маркетингового манипулирования;
6. Среди респондентов не было выявлено сторонников наказания в виде лишения свободы за создание новостных интернет-мемов неприемлемого содержания. В отношении присуждаемых штрафов и продолжительности общественных работ участники исследования склонялись к сравнительно небольшим штрафным суммам или срокам. Однако в случаях сопутствующей пропаганды наркотиков, призывов к терроризму, попыток развращения малолетних, кибербуллинга, поощрения убийств животных, издевательств над инвалидами и ветеранами отмечалась явная тенденция к ужесточению обсуждаемых наказаний.
Проект был ориентирован на разработку предпосылки к построению междисциплинарной системно-аналитической модели формирования общественного мнения современной молодежи в условиях взаимодействия в интернет-сообществах. Решение этой научной задачи в силу ее особой сложности на данном этапе предполагало выделение того направления исследований, в котором пересекаются основные аспекты функционирования молодежных сообществ во всемирной компьютерной сети – интегративный, коммуникативный, когнитивный, эмотивный, аксиологический и др., а также отражаются важнейшие характеристики процессов социального влияния в интернете и вне его. В качестве такого направления исследований, где в комплексном виде отражается сущность интернет-сообществ как специфичного социального института, были выделены получившие чрезвычайное распространение преимущественно в молодежной среде интернет-мемы новостного характера и сопряженная с ними коммуникация. В проведенном исследовании они рассматривались, во-первых, в качестве индикаторов отношения различных сообществ в интернете к значимым социальным и природным событиям, во-вторых, как своеобразное отражение идейно-нормативной матрицы существования самих интернет-сообществ, в-третьих, как потенциально опасный в силу наличия скрытых посылов инструмент политической пропаганды, не ограничивающий свое воздействие пределами всемирной компьютерной сети.