Актуальность лекционного курса «Дискурс СМИ, методология и тенденции развития» обусловлена тем, что существовавшие ранее методологические подходы к анализу дискурса СМИ в век технического прогресса и инноваций меняют направление своего развития, фокусируются на изучении дискурса СМИ с позиций семиотического, социально-семиотического методов анализа, одновременное рассмотрение которых не получило значительное освещение в современной отечественной лингвистике и только начинает быть общепризнанно в странах Восточной Европы. Курс лекций актуален для кафедры Англистики и Американистики (Кошице), так как на кафедре существует несколько действующих программ для студентов бакалавров, магистрантов, аспирантов, ведущих работу над кандидатской диссертацией (PhD) по исследованиям дискурса СМИ, однако, фокусом исследования становится по большей части лишь лингвистический аспект, а не более комплексный подход. Научная новизна материала, освещаемого в лекционном курсе определяется объединением пяти моделей анализа дискурса, среди которых постулаты и практическая значимость Критического Анализа Дискурса (Н.Феаклаф), Социально-семиотической модели Ван Льювина, Социально-Когнитивной Модели ван Дейка предлагаются как наиболее продуктивные. (См. подробно Щербак Н.Ф. Дискурс СМИ, к вопросу о методологии. «Вопросы когнитивной лингвистики», Тамбов, 2018, № 1: входит в базу Scopus); Щербак Н.Ф. Дискурс СМИ, к вопросу о методологии. «Актуальные проблемы языкознания», СПб, 2017, Т.1, С.241-248; Щербак Н.Ф. «Немного тени на желтом песке. Курс лекций «Современные лингвистические, психолингвистические, литературоведческие учения: точки соприкосновения и тенденции развития»: данный курс лекций является частью обязательной программы и читается для групп магистрантов, осваивающих программу первого курса на кафедре английской филологии и лингвокультурологии СПбГУ).
Монография Щербак Н.Ф. «Немного тени на желтом песке. Курс лекций «Современные лингвистические, психолингвистические, литературоведческие учения: точки соприкосновения и тенденции развития», Чехов, 2017» является продолжением исследований последних лингвистических теорий, в общем, и дискурса СМИ, в частности, которые были начаты мной в 1995 году, в Ланкастерском Университете. Темы, связанные с Критическим Анализом Дискурса и Дискурсом СМИ изучались мной подробно при освоении магистерской программы «Методика обучения иностранному языку» в Ланкастерском Университете, Великобритания (1995, стипендия Британского Совета the Queen’s Award). Филологический факультет Ланкастерского Университета является центром исследования Критического Анализа Дискурса в лице его основоположника, доктора Нормана Феаклафа, других исследователей (Кресс, ван Льювин, Р.Иванич). Чтение лекций на кафедре Англистики и Американистики в Кошице, взаимодействие с коллегами, студентами, аспирантами позволит продолжить исследования, разработать новые курсы лекций на кафедре СПбГУ, включить дополнительные лекции в существующие курсы в обоих ВУЗах.
В настоящий момент, между кафедрой Англистики и Американистики Университета им. Павла Йозефа Шафарика в Кошице, Словакия и кафедрой английской филологии и лингвокультурологии СПбГУ наблюдается перспективная тенденция взаимодействия: за последние два года регулярно осуществляется обмен между кафедрами (в рамках программы академической мобильности и других программах): коллеги из Кошицы участвуют в конференции «Англистика 21-го века», которая проводится нашей кафедрой на базе филологического факультета СПбГУ (24-26 января 2018), российские коллеги участвуют в июньской конференции, проводимой в Кошице (Word-Formation Theories III & Typology and Universals in Word-Formation IV, 27-30 июня, 2018). Обсуждаются возможные совместные проекты по обмену между лекторами для ознакомления с учебными программами и исследованиями, которые интересны и потенциально значимы для обеих кафедр.
Курс лекций по теме «Дискурс СМИ и Анализ Дискурса» были прочитаны для студентов-аспирантови включал лекцию и семинар по Британским и Американским СМИ для студентов-магистрантов 1 курса, лекцию по семиотике и дискурсу СМИ для студентов-магистрантов 1 курса, семинар для членов кафедры и аспирантов по теме «Основные тенденции развития литературоведческих и культурологических исследования», семинар по нарратологии для студентов-магистрантов 1 курса, лекция и семинар по творчеству Вл.Набокова для студентов-аспирантов, совещание с членами кафедры по вопросам, связанным с программой Erasmus mobility для студентов и преподавателей, обсуждение возможных изменений в программах магистратуры для студентов кафедры английской филологии СПбГУ и кафедры Британских и Американских исследований Университета П.Шафарика в Кошице. Чтение лекций сопровождалось участием в международной конференции, посвященной актуальным проблемам языкознания и типологии языка. Подобный подход (совмещение чтения лекций и конференции) позволил рассмотреть, каким образом традиционное языкознание (типология языка, представленная на международной конференции) пересекается с новыми направлениями в развитии лингвистики, в частности, в области исследования дискурса СМИ.
Приглашение было реализовано благодаря поддержке С. Томашикова, зав. кафедрой британских и американских исследований. Было привлечено внешнее финансирование. Результатом чтения лекций и исследований стали публикации: Щербак Н.Ф. «Реализация понятия «Norm» в публицистическом англоязычном дискурсе». Университетский научный журнал, 2018; Щербак Н.Ф. Pearl Fishers (Искатели жемчуга): пост-колониальная литература, от пост-структурализма к нео-романтизму", монография, включающая статьи на английском языке, включающая статьи и лекции по проблематике дискурса СМИ, исследованиям нарратива художественных произведений 20 века, американским и английским исследованиям пост-колониальной литературы. Один из результатов проекта – запланированное совместное участие в ежегодных конференциях, совместные статьи по вопросам англистики, приглашение студентов и аспирантов для написания диссертаций, магистерских работ в СПбГУ. Запланированное участие в экспериментах в качестве эксперта по структурной лингвистике и носителя языка, предложенных профессором датского Университета Ханс Готче (Hans Götzsche), предполагающих подробный отзыв на работы по теории языка, изложенных в книгах и готовящихся к публикации в издательстве Кембриджского Университета, а также эксперименты по психолингвистике и проблеме дислексии.