Глобализация XXI века, как любой глубинный процесс, происходящий в обществе, несет в себе как новые возможности, так и риски. Если возможности открываются зачастую узкой группе экономических субъектов, то рискам подвержены все группы стран, социальные слои населения и типы компаний. Среди наиболее серьезных угроз стоит отметить рост социального неравенства, экономическую нестабильность, неразвитость государственных институтов и деградацию экосистем. Экономика потребления, заложенная в основу современных моделей развития, которым следуют как развитые, так и развивающиеся экономики, не может функционировать в прежнем виде. Существует общее понимание, что характер экономической деятельности человечества должен быть изменен на более социально и экологически устойчивый, причем не в силу утопических идей, а в силу осознания глобальных опасностей (ООН, Повестка дня на XXI век).
Международный научно-практический диалог об устойчивом развитии послужил причиной переосмысления граничащих концепций, в том числе национальной конкурентоспособности. Так называемая устойчивая национальная конкурентоспособность подразумевает под собой формирование мирохозяйственной структуры, способной к развитию благосостояния нации при замещении истощенных (вследствие производственно-хозяйственной деятельности человека) источников роста. Переход к подобному восприятию предполагает реорганизацию хозяйственных процессов страны, что требует долгосрочного государственного регулирования.
Государственное регулирование экономики страны принимает различные формы (например, следование принципам свободной конкуренции или протекционизма, развитие технологических или сырьевых компаний) и отличается от сектора к сектору. Каждая из форм государственного регулирования имеет свои положительные и негативные последствия и эффективна в реалиях той или иной экономической ситуации. Главное, чтобы государственная политика носила последовательный и комплексный характер, в том числе поддерживала социальную и экологическую сферы деятельности страны. В данной работе автор предпринял попытку анализа текущей мировой экономической ситуации и соответствующих тенденций в формировании факторов конкурентоспособности стран, а также поиска сбалансированного похода в вопросах государственного регулирования развития национальной конкурентоспособности.