Чтение курса лекций "Критический анализ дискурса: история развития и стратегии"

Проект: исполнение гранта/договораисполнение гранта/договора в целом

Сведения о проекте

описание

Актуальность лекционного курса «Критический анализ дискурса: история развития и стратегии» обусловлена тем, что существовавшие ранее методологические подходы к анализу дискурса в век технического прогресса и инноваций меняют направление своего развития, фокусируются на изучении дискурса с позиций семиотического, социально-семиотического методов анализа, одновременное рассмотрение которых не получило значительное освещение в современной отечественной лингвистике и только начинает быть общепризнанно.
Приглашающие ученые кафедры Коммуникаций и Искусств доктор Эдуардо Камилло – специалист в области рекламы и семиотики, профессор Анабелла Градим – специалист в области семиотической теории коммуникации.
Курс лекций актуален для кафедры Коммуникаций и искусств (Университет Бейра Интериор, Португалия), так как на кафедре существует несколько действующих программ для магистрантов и аспирантов, ведущих работу над кандидатской диссертацией (PhD) по исследованиям дискурса, однако, фокусом исследования становится по большей части лишь лингвистический аспект, а не более комплексный подход. Научная новизна материала, освещаемого в лекционном курсе определяется объединением пяти моделей анализа дискурса, среди которых постулаты и практическая значимость Критического Анализа Дискурса (Н.Феаклаф), Социально-семиотической модели Ван Льювина, Социально-Когнитивной Модели ван Дейка предлагаются как наиболее продуктивные. (См. подробно Щербак Н.Ф. Дискурс СМИ, к вопросу о методологии. «Вопросы когнитивной лингвистики», Тамбов, 2018, № 1: входит в базу Scopus); Щербак Н.Ф. Дискурс СМИ, к вопросу о методологии. «Актуальные проблемы языкознания», СПб, 2017, Т.1, С.241-248; Щербак Н.Ф. «Немного тени на желтом песке. Курс лекций «Современные лингвистические, психолингвистические, литературоведческие учения: точки соприкосновения и тенденции развития»: данный курс лекций является частью обязательной программы и читается для групп магистрантов, осваивающих программу первого курса на кафедре английской филологии и лингвокультурологии СПбГУ).
Монография Щербак Н.Ф. «Немного тени на желтом песке. Курс лекций «Современные лингвистические, психолингвистические, литературоведческие учения: точки соприкосновения и тенденции развития», Чехов, 2017» является продолжением исследований последних лингвистических теорий, в общем, и дискурса, в частности, которые были начаты мной в 1995 году, в Ланкастерском Университете. Темы, связанные с Критическим Анализом Дискурса изучались мной подробно при освоении магистерской программы «Методика обучения иностранному языку» в Ланкастерском Университете, Великобритания (стипендия Британского Совета the Queen’s Award), а также в процессе чтения курса лекций по дискурсу СМИ по программе Erasmus на кафедре англистики (Кошице, Словакия, 2018, июнь)
Взаимодействие с коллегами, студентами, аспирантами позволит продолжить исследования на кафедре английской филологии и лингвокультурологии СПбГУ.
В настоящий момент, интерес, проявленный кафедрой Коммуникации и Искусств Университета Бейра Интериор может стать продолжением общения, проведение совместных конференций с на кафедре лингвокультурологии СПбГУ, наблюдается перспективная тенденция взаимодействия: обсуждаются возможные совместные проекты по обмену между лекторами для ознакомления с исследованиями, которые интересны и потенциально значимы для обеих кафедр.

описание для неспециалистов

Проект включал в себя обсуждение плана дальнейшего сотрудничества, проведение конференции, подготовку совместных публикаций. Мною был прочтен курс лекций "Критический анализ дискурса, история развития и стратегии" для студентов-магистров, а также курс лекций "Англо-язычная женская проза" для студентов - аспирантов. Чтение курса лекций включало в себя обсуждение основных направлений развития данных научных областей, возможности дальнейшего сотрудничества.

основные результаты по проекту в целом

Проведение лекций по указанной тематике "Дискурс СМИ, основные тенденции развития и стратегии". Обсуждение возможных совместных исследований по дискурсу СМИ, семиотическому анализу, исследований в области феминистической литературы и поэтики. БЫло проведено чтение лекций для студентов-аспирантов по тематике "Женская проза: современные англо-язычные авторы-прозаики". Приглашение для участие в программе было получено от профессора Эдуардо Камилло, намечены дальнейшие этапы совместной работы, включающие организацию конференции по проблемам СМИ, приглашение студентов из СПбГУ для участие в программах обмена. Обсуждение возможных совместных публикаций. Для участия в проекте было привлечено внешнее финансирование.

основные результаты по этапу (подробно)

Публикации статьи, сбор материала для дальнейших исследований.

описание вклада в работу каждого из участников, допустима оценка в процентах (учётная форма ЦИТиС)

Оценка в процентах 100
Короткий заголовокКритический анализ дискурса
АкронимERASMUS_2019
СтатусЗавершено
Действительная дата начала/окончания12/05/1918/05/19

Ключевые слова

  • Критический анализ дискурса
  • участники
  • социальные модели
  • коммуникация

Виды деятельности

  • 1 Посещение внешнего академического института

Университет Бейра Интериор

Нина Феликсовна Щербак (Приглашенный исследователь)

12 мая 201918 мая 2019

Деятельность: Посещение типов внешних институтовПосещение внешнего академического института