Холокост в выставочных практиках: создание и разрушение традиции

  • Сурикова, Ксения Васильевна, (руководитель)

Проект: исполнение гранта/договораисполнение гранта/договора в целом

описание

Задача проекта показать, как создаются коллективные представления об истории насилия и травм и, на примере выставочных проектов, проследить как эти представления эволюционируют. Прояснить изменяли ли музеи способы репрезентации трагедии. Кроме того, исследование предполагает рассмотрение того, как различия в коммеморативных практиках в отдельных странах отражаются на выставочной политике музеев.
В проекте используются подходы memory studies и разработки таких исследователей как М. Хальбвакс, А. Ассман, Р. Козеллек. Принципиальное значение для концепции исследования имеют работы Пьер Нора, в которых он разрабатывает концепцию «мест памяти» и особое внимание уделяет не столько событиям прошлого, сколько их репрезентации. Места памяти укрепляют стереотипы сознания, пробуждая специфические воспоминания о прошлом. Поэтому, коммеморация столь важна и в политическом, и в образовательном плане.
Основные категории, которыми оперирует проект «место памяти», «социальная память», «коллективная память», «политическая память», «культурная память», которые разрабатывались в работах П. Нора, А. Ассман, М. Хальбвакса. Не менее важны понятия «травмы» и «жертвы», активно разрабатывающиеся в рамках направления «trauma studies», такими исследователями как Ш. Фелман, Д. Лауб, О. Бартов, Э. Сантнера и др.
Известно, что именно темы Холокоста, Второй мировой войны, массовых репрессий и геноцида всегда были ключевыми для memory studies, начиная с усиления интереса к этой проблематике в 1980-е гг. Через интерпретацию экспонатов, экспозиционных решений, мультимедиа, в рамках проекта производится попытка прояснить как музеи передают нарратив Холокоста в историческом и культурном контекстах, специфичных для каждой страны. Поскольку каждый музей контекстуален и создает свою форму репрезентации, риторики и силу представления памяти о событиях еврейской истории, представляет интерес вопрос, как в каждом конкретном музее формируется представление о Холокосте, а также моделируется посетительский опыт внутри музейного пространства.
Так как основной акцент исследования делается именно на механизмах институциональной коммеморации, не на том, что, а на том, как именно «институты помнят», что происходит с историями при их передаче будет проводится анализ невербальных (изобразительных) смысловых рядов. Его предлагается проводить по следующим пунктам:
1.Кто говорит? Кто является автором (авторами) проекта? Выявление авторов и их отличительных характеристик.
2.Что говорит автор и его текст? Как говорит автор и его текст? Смысловая направленность проекта от его создателя к читателю. Анализ эмоционального давления на зрителя.
3.Кому говорит?
4.С какой целью говорит?
5.По какому информационному каналу говорит?
6.Каков желаемый (предполагаемый) эффект выставочного проекта?

Центр еврейского искусства Еврейского университета в Иерусалиме - крупнейший центр, занимающийся сохранением еврейского наследия. В качестве материала для исследования предполагается использовать каталоги и описания выставочных проектов. Архив и библиотека Центра еврейского искусства и Еврейского университета содержат более 500 подобных документов, позволяющих проследить как возникла и трансформировалась традиция выставочных практик, раскрывающих тему Холокоста. Коллекция охватывает временной период с 1946 года до публикаций последних лет, география материалов также крайне широка, и помимо Европы и Америке, включает каталоги выставочных проектов Австралии и Азиатских стран. Самая ранняя публикация, посвященная выставке о преследованиях венгерского еврейства в период Второй мировой войны, датирована 1946 годом. Это позволит проследить истоки формирования традиции репрезентации темы Холокоста.

Существует достаточное количество исследований, посвященных различным институтам и носителям коллективной памяти (архивам, музеям, библиотекам, устной, письменной или электронной памяти). Однако исследований, показывающих то, как они функционируют, значительно меньше. Данный проект рассматривает не только определенный репертуар историй, который предлагает институт памяти, но также и способы, которыми они презентуются, задачи, которые перед собой ставят и подходы, которые предлагают.

Кроме работы с архивными документальными материалами планируются консультации с сотрудниками Центра еврейского искусства (Владимир Левин, доктор философии, исполняющий обязанности директора Центра, Сергей Кравцов, доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Центра).

По теме исследования автором предпринимался ряд исследовательских стажировок:
2017 Музейный дискурс травмы (исследование музеев и мемориалов Холокоста) (Еврейский университет в Иерусалиме, Израиль)
2016 Конструирование памяти: архитектурный нарратив музеев Холокоста (Еврейский университет в Иерусалиме, Израиль)
2016 Культура памяти как путь к европейскому взаимопониманию (Дортмундский Международный образовательный центр (IBB Dortmund), Германия)
2015 Перспективы общеевропейской культуры памяти (Дортмундский Международный образовательный центр (IBB Dortmund), Германия).

И опубликован ряд статей:
1. Сурикова К. Память о Катастрофе: Яд Вашем и особенности коммеморации Холокоста в Израиле [Электронный ресурс] // Гефтер: интернет-журнал об исторической науке и обществе. URL: http://gefter.ru/archive/21254.
2. Surikova K. Memorialisation of the Events of the Second World War in Russia and Belarus // Catastrophe and challenge - Cultural heritage in post-conflict recovery. Conference Proceeding. Cottbus: Brandenburgische Technische Universität Cottbus-Senftenberg IKMZ-Universitätsbibliothek, 2017. P. 209-216.
3. Сурикова К.В. Музей и культурная память в контексте эволюции музейной архитектуры // В сборнике: Музеи, библиотеки и архивы как институты исторической памяти. Сборник научных статей, докладов и тезисов VI Международных музейных чтений. 2014. С. 85-91.
Результаты проведенного исследования будут включены в курс "Архитектура музея", в качестве раздела "Архитектура и экспозиция мемориальных и военных музеев".
4. Сурикова К.В. Музей в эпоху новых медиа // В сборнике: Культура и взаимодействие народов в музейных, научных и образовательных процессах – важнейшие факторы стабильного развития России. Омск: Издательский дом «Наука». 2016. С. 417-419.
5. Сурикова К.В. Форма и функция в музейной архитектуре XX века // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2015. № 2. С. 79-84.

Результаты проведенного исследования будут включены в курс "Архитектура музея", в качестве раздела "Экспозиция мемориальных и военных музеев".
Кроме того, планируется разработка спецкурса "Презентация коллективной памяти о войне в пространстве музея" для бакалавров, обучающихся по направлению музеология, охрана объектов культурного и природного наследия, основой которого станут данные, полученные в результате работы с архивами Центра еврейского искусства и консультаций с его сотрудниками.
АббревиатураExchange 2018
СтатусЗавершено
Действительная дата начала/окончания1/06/1817/06/18