Психологические ресурсы профессиональной самореализации и социальной успешности взрослых в контексте концепции пожизненного образования: 2020 г., этап 2

Проект: исполнение гранта/договораисполнение этапа гранта/договора

Сведения о проекте

описание

Актуальность исследования продиктована необходимостью разработки междисциплинарного подхода к обучению взрослых людей, обеспечивающего профессиональную реализацию и успешность в изменяющихся социально-экономических условиях.

описание для неспециалистов

Исследование посвящено выявлению и анализу психологических факторов профессиональной реализации и социальной успешности людей, решившихся на получение дополнительного образования в зрелом возрасте. Современная концепция пожизненного образования реализуется на практике, однако психологические и экономические аспекты обучения взрослых людей до настоящего времени недостаточно изучены.

основные результаты по этапу (кратко)

Целью второго этапа проекта являлось развитие знаний, полученных на первом этапе: исследование психологических ресурсов слушателей программ дополнительного обучения в сфере менеджмента с позиции личностно-деятельностного и компетентностного подходов (Ананьев Б.Г., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Бояцис Р., Спенсер Л). Проведено два исследования. Первое включает анализ роли Я-концепции как элемента личностного потенциала в принятии решения о получении дополнительного образования в сфере менеджмента. Показаны особенности Я-концепции слушателей программ МВА (323 человека). Второе посвящено анализу факторов, способствующих профессиональной реализации после завершения обучения (опрос 76 выпускников). Отмечена важность субъективных критериев оценки полезности полученных знаний как для объективного (изменение дохода, статуса), так и для субъективного (удовлетворенность соотношением ресурса и результата) карьерного успеха.
Результаты исследований представлены в материалах докладов двух научных конференций (РИНЦ) и текстах двух статей для научных журналов (WoS).
Полученные знания могут использоваться в качестве основы для разработки новых подходов (персонализация, «осознанное обучение») в области дополнительного образования взрослых в сфере менеджмента.

описание вклада в работу каждого из участников (учётная форма ЦИТиС)

Завьялова Е.К. профессор ВШМ СПбГУ руководство проектом, проведение тестирования, анализ эмпирических результатов, подготовка текстов 4 публикаций 30%
Кошелева С.В. профессор ВШМ СПбГУ разработка анкеты и проведение опроса выпускников программы ЕМВА (170 человек) 15%
Посохова С.Т. профессор ф-та психологии СПбГУ анализ эмпирических материалов, подготовка текстов 3 публикаций 20%
Лисовская А.Ю. доцент ВШМ СПбГУ анализ информационных источников, подготовка текста 1 публикации 15%
Соколов Д.Н. ассистент ВШМ СПбГУ создание компьютерных форм тестирования, программ по их обработке, подготовка текста 1 публикации 20%

передача полной копии отчёта третьим лицам для некоммерческого использования: разрешается/не разрешается (учётная форма ЦИТиС)

разрешается

проверка отчёта на неправомерные заимствования во внешних источниках: разрешается/не разрешается (учётная форма ЦИТиС)

разрешается
АкронимRFBR_a_2020 - 2
СтатусЗавершено
Действительная дата начала/окончания24/03/2131/12/21

Ключевые слова

  • пожизненное образование, психологические ресурсы, личностный потенциал, личностный ресурс, самореализация, социальная успешность