Перспективы образовательной модели свободных искусств и наук в свете экономических и социокультурных трендов XXI века в рос. контексте

Проект: исполнение гранта/договораисполнение гранта/договора в целом

описание

В России первая программа либерального образования была создана и открыта в 1999 году по направлению «Искусства и гуманитарные науки». С тех пор программы по этому направлению были открыты почти в двух десятках российских вузов, однако в действительности в большинстве из них не реализуется индивидуальный план обучения, а должная широта междисциплинарного охвата отсутствует. Рост числа российских вузов, реализующих образовательную модели свободных искусств и наук, а также интерес к ней со стороны абитуриентов, студентов и руководителей образовательных учреждений, сопровождается, вместе с тем, проблемами с ее полноценной интеграцией в систему российского высшего образования, адаптацией под российские условия, дальнейшим развитием в ответ на изменение страны и мира. В связи с этим является актуальным исследование перспектив образования по модели свободных искусств и наук в свете экономических и социокультурных трендов современности.

основные результаты по проекту в целом

Объектом исследования, выполненного на базе Санкт-Петербургского государственного университета для нужд федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», является образовательная модель свободных искусств и наук. Цель исследования – оценка перспектив внедрения, применения и развития образовательной модели свободных искусств и наук в свете экономических и социокультурных трендов XXI века в российском контексте.
В результате выполнения комплексного междисциплинарного исследования изучены и описаны особенности образовательной модели свободных искусств и наук; обобщен международный и российский опыт развития и реализации образовательной модели свободных искусств и наук; описаны ключевые социальные, культурные, экономические и иные тренды современности, которые необходимо учитывать как при совершенствовании российского высшего образования в целом, так и в развитии собственно образовательной модели свободных искусств и наук; проведено социологическое исследование специфики абитуриентов, студентов и выпускников нескольких российских вузов, применяющих образовательную модель свободных искусств и наук; дана оценка потенциала и ограничений образовательной модели свободных искусств и наук в условиях российского высшего образования при подготовке индивида к профессиональной и к внепрофессиональной деятельности; сформулированы предложения по дальнейшему совершенствованию образовательной модели свободных искусств и наук, ее популяризации и внедрению в российскую систему высшего образования.
Основываясь на результатах проведенного исследования, можно констатировать, что потенциал и полезность рассматриваемой модели не вызывают сомнений. Вместе с тем, можно выделить два типа ограничений для внедрения образовательной модели свободных искусств и наук в России - ресурсные и концептуальные. В первом случае, трудность состоит в недостатке средств для реализации модели, которая воспринимается часто как сугубо элитистская. Во многих странах недостаточно развита традиция активного участия частного капитала в финансировании высшего образования. Государство же и государственные чиновники склонно интерпретировать роль колледжа исключительно сквозь призму краткосрочных требований рынка. Успех же внедрения модели свободных искусств и наук всегда связан с тем, что она, с ее индивидуальным планом для каждого студента, чрезвычайно привлекательна для потенциальных студентов, которые и выступают главным драйвером, способствующим распространению системы в новых местах. Что касается концептуальных ограничений, опять же, именно принцип индивидуального плана оказывается наиболее сложным для реализации. В традиционной европейской (в том числе и российской) модели университета единицей планирования учебного процесса является группа студентов. Индивидуальный план воспринимается как исключение и требуется перестройка всей логистики вуза для серьезного масштабирования модели на даже относительно большое число студентов.
С точки зрения регулирования, очевидна необходимость возвращения возможности существования множественных профилей в рамках отдельных направлений подготовки. Более того, для программ, реализующих модель свободных искусств и наук, необходимо создание отдельного направления/направлений, где многопрофильность самого широкого спектра была бы не просто возможна, но заранее предполагалась, также с наличием вариативности компетенций поступающих на это направление абитуриентов (наличие вариативности учета результатов ЕГЭ). Необходимо внести коррективы в Перечень направлений подготовки высшего образования бакалавриата. Действующий документ (Утвержден приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061) ориентирован на давно сложившуюся номенклатуру и не учитывает современного положения дел в образовании и сфере труда, где все в большей степени востребованы специалисты с разносторонней подготовкой. Перечень нуждается в новом разделе, который мог бы включать в себя те направления подготовки бакалавров, которые принципиально построены на междисциплинарном подходе, поскольку на их основе могли бы быть построены программы многопрофильного бакалавриата. Такая УГС могла бы называться, например, «Многопрофильные программы» или «Artes Liberales» и включала бы в себя те направления подготовки, которые специально ориентированы на междисциплинарность и формируют компетенции из разных дисциплинарных областей (не менее двух). Никакая из существующих на сегодняшний день в Перечне укрупненных групп специальностей не может быть местом для размещения направления, на базе ФГОС которого может быть реализована модель свободных искусств и наук. Отсутствие УГС для таких направлений подготовки препятствует формированию позиции для выделения бюджетных мест для вузов, которые хотели бы такие программы реализовывать.

описание вклада в работу каждого из участников, допустима оценка в процентах (учётная форма ЦИТиС)

Расков Д.Е. - руководитель 8,0%
Ахапкин Д.Н. 1,0%
Базжина В.А. 5,0%
Быстрова Н.В. 0,2%
Василькова В.В. 3,0%
Вередюк О.В. 5,0%
Вилисова В.Ю. 0,2%
Германова Е.Г. 0,2%
Глазанова Е.В. 3,0%
Дерюшев И.П 0,2%
Дудина В.И. 0,1%
Дудников В.В. 0,1%
Дудникова Е.В. 0,1%
Иванов Д.В. 0,2%
Иванов С.А. 6,0%
Кадочников Д.В. 7,0%
Калачёв В.В. 0,1%
Калашникова М.В. 4,0%
Комов Г.М. 0,1%
Кропотов С.Л. 3,0%
Левина Д.С. 0,1%
Левчук Е.С. 0,1%
Лешукова М.А. 0,1%
Маслова Е.В. 2,0%
Микиртумов И.Б. 4,0%
Минина В.Н. 5,0%
Насонов В.Ю. 0,1%
Оганян Г.В. 0,1%
Паневин С.В. 0,1%
Панкратова Л.С. 0,1%
Панченко Д.В. 3,0%
Пахомов В.А. 0,1%
Пахомова Н.В. 2,0%
Плотникова Е.Б. 0,1%
Погребняк А.А. 5,0%
Попова О.В. 4,0%
Рихтер К.К. 2,0%
Русакова М.М. 0,1%
Салина Д.В. 0,1%
Сидорчук И.В. 5,0%
Смирнова М.М. 4,0%
Снопов Б.С. 0,1%
Соколов Н.В. 3,0%
Тыканова Е.В. 0,2%
Федорова Н.А. 1,0%
Федоткина Т.В. 0,1%
Федчин Ф.В. 5,0%
Халин В.Г. 2,0%
Хохлова А.М. 5,0%

передача полной копии отчёта третьим лицам для некоммерческого использования: разрешается/не разрешается (учётная форма ЦИТиС)

Не разрешается

проверка отчёта на неправомерные заимствования во внешних источниках: разрешается/не разрешается (учётная форма ЦИТиС)

Разрешается
Аббревиатураzakupki.gov_2018
СтатусЗавершено
Действительная дата начала/окончания17/05/1825/12/18

Ключевые слова

  • образование
  • либеральное образование
  • свободные искусства и науки
  • модель образования