Определение критериев визуального загрязнения окружающей среды: 2021 г. Этап 1

Проект: исполнение гранта/договораисполнение этапа гранта/договора

Сведения о проекте

описание

Будут исследованы экологические формы самосознания в рамках городского активизма и архитектурной практики и теории. Будет проанализирован городской активизм и практику реализации противостояния эко-, шумовому и визуальному загрязнению. Будут диагностированы основные тенденции развития сред жизни, неизбежности и возможности. Будут выявлены наиболее значимые угрозы и предложены меры их предупреждения. Будут показаны причины топологических неврозов, эмоционального выгорания и истощения от визуального потребления. Намечены рекомендации по визуальной организации сред жизни для фармацевтического, рекреационного и реабилитационного эффекта. Также предполается установить стихийные формы заботы о себе в визуально-неблагополучных средах жизни, связанные с ними надежды и страхи перевести в рефлективную форму техник экологической безопасности. Особое внимание будет направлено на выработку критериев оценки и определение масштаба трансформации образа пространства и времени в результате внедрения цифровых технологий в архитектуру современного города. При рассмотрении генезиса медиатехнологий в архитектуре предполагается анализ следующих проблемных полей: возникновения сетевого образа архитектурно-городского пространства; изменение роли тела и чувственности человека в условиях дигитализации городского пространства; анализ возникновения новых формы публичного и жилого пространства и способов самоидентификации в нем человека.

описание для неспециалистов

Основной задачей коллектива исследователей в первый год является обоснование необходимости конституирования новой дисциплины — визуальной экологии, оперирующей четкими критериями загрязнения или улучшения качества визуальной среды. Предполагается осуществить историческо-понятийную реконструкцию основных этапов становления дисциплины «Визуальная экология», выяснить ее специфику в отличие от «экологии культуры», с одной стороны, и традиционного экологического дискурса с четко проработанными критериями згрязнения воды, воздуха, земли и т.д. Планируется наметить общую структуру экологического дискурса в применении к визуальному пространству.

основные результаты по проекту в целом

В первый год исследовательский коллектив выявил ряд условий отчуждения, темпоральности, идентичности, зависящие как от координации различных каналов восприятия, так и от изменения принципов координации в новых культурно-технических условиях. Были выявлены технически-модифицированные способы восприятия человеком окружающего его городского пространства и модусы присутствия в нем (в т.ч. особенности влияния дополненной и гибридной реальности). Были предложены стратегии продуктивного встраивания технологий дополненной реальности в пространство города, их использования для расширения опыта города (а не поглощения его цифровой реальностью и ее интерактивными схемами). Был проведён ряд тематических семинаров и всероссийская научная конференция.

основные результаты по этапу (подробно)

Савчук В.В. в первый год осуществлял общее руководство и координацию исследовательских программ членов исследовательского коллектива, руководил исследовательским семинаром «Визуальные практики», организовал и провел Всероссийскую конференцию «Визуальная экология как научная дисциплина». Улан-Удэ, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 18-21 августа 2021 г. Особое внимание было уделено историко-понятийную реконструкцию основных этапов становления новой дисциплины «Визуальная экология» и выяснения ее специфики в отличие от «экологии культуры», с одной стороны, и традиционного экологического дискурса с четко проработанными критериями загрязнения воды, воздуха, земли — с другой. В этом направлении были сделаны шаги в сторону выявления источников и факторов загрязнения визуальной среды. Осознавая, что антропогенная среда настоящее время поступательно трансформируется в медиасреду, постольку поиск критериев визуальной экологии городской среды, смыкается с весьма близкой областью — экологией медиа и цифровой среды. Следующий этап — определение как общих, так и специфичных для реальной антропогенной среды, с одной стороны, и медиа- и цифровой среды, с другой. (См. статью How is visual ecology possible in a technical enviroment // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (в соавторстве с К.А. Очеретяным) Нельзя не учитывать происходящую экспансию медиа- и цифровой реальности в реальности жизненного мира.

Очеретяным К.А. была исследована архитектоника и генеалогия интерфейс-реальности для приближения к аналитике современных цифровых сред, становящихся нашими преимущественными оптическими медиа, в мире гибридного опыта дополненной, расширенной, смешанной реальности. Было установлено, что в современной цифровой реальности автоматизм и алгоритм становятся этическими основаниями доверия: современные технологии такие как нейросети могут обрабатывать большое количество опытных (в т.ч. визуальных) данных при этом не видя их: возникает парадокс при котором человек видит, но его опыту доверяют меньше, чем программам, алгоритмам, машинам, которые не видят — но лучше обрабатывают опыт. Как итог современная визуальная среда на уровне технической реализации цифровых оболочек — в большей мере среда машинных технических требований, чем человеческих возможностей. Причины этого парадокса раскрываются через аналитику понятийных, метафизических, теологических, экзистенциальных слоев, лежащих в основании принципа автоматизма (делается вывод автоматизм действия в цифровых оболочках имеет свое глубинное теологическое бессознательное, которое в проектировании оптических медиа подавляет психологические, антропологические, социологические открытия учтенные в опыте медиаискусства и компьютерных игр). (См. статью Социальная теория автоматов: к проблеме технологического Бессознательного //Социология науки и техники. Т. 12, № 3. ; ) Также было обнаружено, что мы, благодаря современным технологиям производим визуальные образы лучше, чем умеем их обживать. Визуальный образ тотально воздействует на психофизиологию человека: чтобы мы не видели – мы вкладываем в это видение наше тело: пространственная ориентация, доступные варианты движения, арсенал телесных практик. Мы видим то, к чему подогнаны эволюционной гонкой, видим из нашего биологического прошлого, в то время как технологии укоренены в будущем, следовательно, мы вкладываем в создаваемые ими образы прошлую психофизиологическую динамику собственного тела, в том самый момент, когда они ее скрыто модифицируют для будущего. У нас есть промышленные технологии для создания образов, но нет техник тела адекватных их проживанию. Теории следует изменить подход к техническим образам: думать не о них, но вместе с ними, о тех техниках тела и мирах, которые они открывают, о тех критериях и требованиях, которые они выставляют (См. статью How is visual ecology possible in a technical enviroment // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (в соавторстве с В. В. Савчуком) Пока развитие алгоритмических технологий, машинных систем распознавания и производства образа не учитывает телесные техники, а вопрос о человеческих возможностях замещен техническими требованиями продуцирования и обработки образа, брешь растущая между мощностями технических визуальных сред и хрупкостью визуального ресурса порождает рост визуального мусора и как следствие — визуальной агрессии среды. Технологии наделяют нас избыточным опытом: мы видели все пороки и все катастрофы, как и все радости и удачи – но эти опыты, не совпадая с полноценным присутствием в событии порождает вкусовые безразличия и как следствие общий эстетический упадок за которым не обнаруживается единство стиля, настроения жизненных пространств, а следственно исчезает допредикативный базис для сочувствия, доверия, углубления и укрепления социального взаимодействия. Здесь фармацевтическим ресурсом обладают компьютерные игры, которые через научение контролю эмоций, усиленных аттрактивностью технического образа, увеличивают пластичность социального тела, что, конечно, отражается и на экономических процессах, которые во многом основаны на доверии, солидарности, поиске консенсуса (См. статью Study of Visual Garbage: Visual Ecology Perspective // The Caspian in the Digital Epoch (в соавторстве с Д. А. Колесниковой, А. Р. Латыповой, А. С. Ленкевичем). Одним из ключевых промежуточных результатов исследования стала классификация типов визуального мусора и выработка предложений по его переработке. Поскольку вопрос о мусоре — в большей степени вопрос о причинах (а также альтернативном выстраивании причинно-следственных связей, альтернативном использовании, отношении и т.д.) было предложено классифицировать мусор согласно аристотелевской концепции причинности (имплицитно сохранившийся и в теологическом дискурсе Средневековья и в технологическом дискурсе Нового времени). I. по форме — здесь был сделан вывод о том, что мусор в визуальной среде есть прежде всего непонимание локальных масштабов среды, несоизмеримость. Следовательно: 1) необходимо учитывать климат, краски среды (природные и культурные, обусловленные климатом и временем), архитектурный дизайн, размеры зданий и улиц, ориентироваться на локальное, а не на глобальное; 2) выделять экспериментальные эстетические зоны (выносить визуальные для совместного проектирования — партиципативного дизайна); 3) разгружать визуальной фон через вынесение образов в дополненную реальность. II. по материи — здесь главный вопрос — долгосрочность: городские образы претендуют на вечность, а для предупреждения загрязнения в следствии темпоральной изобильности 1) можно использовать ресурс самоуничтожающихся от климатических условий материалов (это поспособствовало бы и общей экологической обстановке и социологии настроений); 2) возложить это разрушение на граждан, т.е. разрешать негативное механическое воздействие по отношению к образу переводить визуальную агрессию в социальную, прямую а заодно проводить профилактику хулиганств, предупреждать вандализм и осуществлять мониторинг как визуального благополучия так и общего социального благополучия районов; 3) делать образы мобильными. III. по взаимодействию — здесь 1) учитывался бы потенциал гаджетов, AR- и VR-технологий для установления обратной связи; 2) в социально-сетевом взаимодействии можно было бы изменять отдельные качества образов, цвет, размер, среду размещения,положение, а также — сравнивать, миксовать и создавать рейтинги лучших проектов; 3) коллективно продумывать, прочувствовать и виртуально создавать модели городского планирования, могущие стать актуальными урбанистическими сценариями. IV. По цели (визуальный мусор выключает социальный контекст, соответственно речь здесь идет о том как преодолевая визуальное загрязнение жтот контекст вернуть и установить)) — 1) прежде всего поощрять проекты отражающие локальную динамику среды (а не универсальные, глобализированные тренды); 2) переход от эксплуатации настроений к работе с ними, от существования в виртуальных образах в существование с визуальными образами отражающие актуальные настроения; 3) благодаря сетевым играм в городской среде, учитывающим геолокацию, фотокамеру и беспроводную связь — геймеров можно было бы использовать как мусорщиков визуальной городской среды, как тех, кто обыгрывает, проигрывает возможные сценарии, а ряд городских зон можно было бы геймифицировать превратив их в площадки экспериментального визуального планирования. Для восприятия новых образов нам нужны техники работы с телом и сознанием.

Колесниковой Д.А. были рассмотрены роль и значение этики в системе регуляторов визуального загрязнения в ситуации новой нормальности. Новая нормальность была определена как сфера имморального регулирования, для которой не выработаны еще общепринятые моральные нормы, но уже сформулированы новые принципы. Исследования критериев визуального загрязнения и нравственных механизмов решения проблемы позволили систематизировать и описать их в нескольких моделях этического регулирования (перфекционистская, утилитарно-гедонистическая, прагматическая), способствующих интериоризации норм визуальной экологии в индивидуальном и групповом сознании. Основанием для построения описательных моделей послужили нормы и принципы, представленные различными подходами к изучению экологической проблематики. Как итог была предложена система этических регуляторов визуального загрязнения, основанных на принципах: умеренности и разумности; самоконтроля, рациональной оценки последствий и ответственности за свой выбор; разумном эгоизме самоидентификации, самореализации, успехе и признании. (См. статью Этические регуляторы визуального загрязнения // …. (в соавторстве с Л. А. Громовой). Одним из ключевых промежуточных результатов исследования стала проблематизация понятия «мусор» в контексте визуальной экологии. Были представлены подходы в категоризации мусора в работах культурологов, антропологов, художников и писателей, таких как М. Дуглас, М. Томпсон, Дж. Скэнлэн, К. Швиттерс, К. Вагинов. Было установлено, что человек в отношениях с мусором (как и с техникой) находится в процессе становления, всегда открытом процессе субъективации. Все реальные объекты, с которыми взаимодействует человек, претерпевают стадии распада, переходя из сферы нужного в мусор и отходы. Мы находимся в ситуации постоянной переработки визуальных образов, перевода их из формата мусора в формат окультуренных образов, но какое-то количество «первой материи», первичного материала, т. е. визуального мусора, необходимо иметь в качестве базы данных для переработки. С развитием медиатехнологий происходит дифференциация видов загрязнения путем разделения на hard (материальные отходы) и более паразитарное — soft («мягкое» загрязнение лингвистического, коммуникационного и визуального мусора). Но в то же время визуальный мусор может стать медиумом генерации новых знаний и данных, циркулирующих в цифровой среде: техники дрейфования картинок, миграции мемов, виральность распространения образов. Был сделан вывод о том, что понимание мусора как медиума помогает не только раскрыть особенности процесса его циркуляции, но и рассмотреть его как источник аккумуляции знаний. Для выработки критериев визуального загрязнения видится необходимым дальнейшее исследование перформативной продуктивности мусора и его значения в качестве инструмента медиации.( Study of Visual Garbage: Visual Ecology Perspective // The Caspian in the Digital Epoch (в соавторстве с К. А. Очеретяным, А. Р. Латыповой, А. С. Ленкевичем).

Кирилловым А.А. был предложен экосистемный подход в постановке проблем визуальной экологии, раздвигающий горизонт проецирования экологического дискурса на социо-гуманитарные дисциплины. Основанием заботы об экологическом благополучии (визуальной) среды является неразрывная связь человека с окружающим его пространством, медиасубъекта - с цифровой средой. Таким образом, проблематика не сводится только лишь к охранительной риторике в духе энвайронментализма, но мыслит экологию в условиях цифровой реальности как медиаэкологию, системно (однако, без установления иерархий) включающую в себя модусы экологии сознания и чувственности, общества и окружающего ландшафта, опосредованные и предзаданные цифровыми интерфейсами и алгоритамами. Визуальный опыт - зачастую репрессивный - не ограничивается взаимодействием человека с вездесущими образами в пространстве города или экранов гаджетов, обладая автономией и активностью, образы влияют как на наши бессознательные, так и рациональные установки, конструируют социальные практики и телесность. Дихотомия внешнего (среда) и внутреннего (субъективность) распадается, и медиасубъект, через сенсорные каналы которого ежеминутно проносятся огромные массивы информации, в том числе визуальной, предстает как вписанный в мир “субъект-в-процессе” (Р. Брайдотти). Предложена концепция Digital Umwelt, которая описывает перцептивный опыт человека цифровой эпохи и выстраиваемые им, соответственно этому опыту, системы значений и смыслов.
В ходе исследования была обоснована идея о том, что несмотря на доминирующую интенсивность присутствия визуальных объектов в нашей повседневности, - в сравнении с аудиальными или тактильными, - теоретические подходы, основанные на визуальном эссенциализме и оптикоцентризме не позволяют последовательно разворачивать экологический подход в рамках разрабатываемой дисциплины. Сенсорный аппарат человека представляет собой сложную динамическую конфигурацию, в которой все чувства взаимосвязаны на уровне особой техно-синестезии. А опыт взаимодействия с визуальной средой строится не по принципу субъект-объектной дистанции, это мультисенсорное погружение, где медиасубъект непрерывно обменивается информацией со своим окружением и тем самым становится транспарентным и проницаемым. Показано, как конкретные политики в области урбанизма и навязываемые когнитивным капитализмом поведенческие стереотипы предъявляют требования размыкать границы личного и публичного: в дополнение к камерам наружного наблюдения и алгоритмам слежки в гаджетах и социальных сетях, принуждение к ежедневным отчетам посредством сетевых медиа о самых интимных аспектах жизни делает современного городского жителя предельно прозрачным и уязвимым.
Предложено две стратегии для достижения благополучия визуальных сред. Первая связана с пониманием современного человека как погруженного в гибридную материально-цифровую среду медиасубъекта, и предполагает развитие знаний и навыков заботы о себе - аутентичного экологического экзистирования, включая: визуальную/медийную грамотность (особенно в понимании технологий политического и маркетингового манипулирования, понимание работы цифровых алгоритмов), умение противостоять и справляться с информационной перегрузкой посредством практик минимализма, “медленной жизни” и диджитал детокса, визуальный активизм и техники уклонения от чрезмерного надзора. Особое место здесь занимает (медиа)экологическая эстетика, призванная восстановить полноценный соматический и мультисенсорный опыт, не редуцированный к потреблению визуального контента.
Вторая стратегия основана на исследовании феномена репрезентации в медиасреде. На основе сравнительного анализа сделан вывод о том, что современные формы репрезентации связаны не с представлением некоего референта миметическими средствами, а с процессом визуализации цифровых данных. Возникает парадокс, согласно которому с переизбытком информации, в том числе визуальной, мы справляемся посредством производства новых визуальных образов, репрезентирующих эту информацию. На принципах наглядности и упрощения восприятия информации строятся все современные пользовательские интерфейсы, и в качестве критерия экологичности урбанистической визуальной среды предлагается внедрение в организацию городского пространства принципов, ориентированных на горожанина-пользователя и эмпатически учитывающих разнообразие потребностей. Для достижения результата важными признаются аналитические усилия полевых исследований урбанистов, антропологов и социологов города, синтезируя которые можно в дальнейшем предложить конкретные решения в области конструировании комфортной визуальной среды посредством соучастия самих жителей медиаполисов.

Шевцовым К.П. была исследована динамическая структура визуального образа, предложен и развит концепт возвращения взгляда, представлена новая трактовка связки восприятия и мышления. Конкретным предметом исследования в прошедший год стала ситуация вовлечения субъекта в образные ряды и утрата привычной дистанции, обеспеченной непосредственным телесным опытом. Анализ этой ситуации как раз и позволил показать работу в восприятии динамических структур, открытых внешнему воздействию, а также непрерывную апелляцию к этим структурам со стороны современных медийных технологиях. В ходе исследования было показано, что суггестивность восприятия является одновременно его слабостью и силой, поскольку связано с базовой способностью воспринимать движение, создавать образ движущегося и, далее, конституировать понятие и образ чистого движения. Восприятие движения обусловлено сцеплением актов восприятия, благодаря которому воспринятый образ становится отправной точкой нового восприятия, и каждый акт восприятия не только завершается в образе, но и восполняется новым актом. Возникающий благодаря такому сцеплению актов образ чистого движения был исследован как значимость, позволяющая ориентироваться в пространстве опыта и использовать различные его элементы как означающие векторов внимания, задающих структуру горизонта восприятия.

Латыпова А. Р. В ходе первого года проекта цифровая среда была рассмотрена как пространство для разворачивания эстетического режима (Рансьер), выходящего за границы искусства и охватывающего как повседневный опыт взаимодействия пользователей, так и позиционирование пользователей в поле гражданского взаимодействия. Интерфейс был рассмотрен как горизонтальное пространство коммуникации, где развиваются новые формы отношений, например виртуальный коворкинг, чему способствуют такие возможности цифровых сред как «анонимность», «децентрализованность», «распределенность», «открытый код» и т.д. Результаты были представлены в докладе «Разделяй и чувствуй: эстетические основания дизайна цифровой среды», а также в рамках круглого стола «Искусство в контексте визуальной агрессии». Один из выявленных критериев оценки визуального цифрового пространства стал критерий наличия визуального мусора, качественный анализ которого был проведен Латыповой А.Р. совместно с Колесниковой Д.А., Ленкевичем А.С. и Очеретяным К.А. (результаты представлены в статье «Study of Visual Garbage: Visual Ecology Perspective»). Некоторые формы цифрового визуального мусора, такие как глитчи, могут быть рассмотрены не как препятствие для визуального восприятия, а как ключи к формированию новых пользовательских (в частности, игровых) практик. Складываются новые формы кооперации пользователей, что способствует формированию общего пространства эстетического действия (такого действия, которое посредством чувственных переживаний перестраивает конфигурацию привычных отношений и дает возможность выхода за рамки устоявшейся нормированности). При этом стоит отметить, что цифровая кооперация преодолевает границы цифровых пространств и с их же помощью перестраивает отношение «горожанин – город». Латыпова А.Р. начала исследование новых форм взаимодействия в рамках городского пространства на основе цифровых технологий. Первые результаты представлены в докладах «Город сквозь призму технологий: городские сообщества и учреждение новой “совместности”», «Критический анализ кооперативного дизайна». Латыпова А.Р. применила концепцию «urban commons» («городская совместность») к анализу конкретных проектов кооперативного дизайна.

Ленкевич А. С. исследовал предел ремедиации визуального опыта, т.е. предел перевода визуального опыта предшествующих медиа на язык новых, в частности, на язык интерфейсов компьютерных игр, рассматривал специфические режимы чувственности, присущие новым технологиям. В ходе этого исследования был рассмотрен дизайн перцептивного опыта геймера, включенного в диспозитивы интерфейсов и контроллеров: визуальное восприятие игрока предполагает соучастие других органов чувств, прежде всего, включения тактильной перцепции. Визуальный опыт геймера (можно сказать, современного пользователя интерфейсов) тесно сопряжен с осязанием: мы не только смотрим на экран, но прощупываем визуально обозреваемое пространство через различные интерфейсы (сенсорные экраны, тачпады, геймпады). Этот опыт, по аналогии с концептами Ж. Делеза («образ-время» и «образ-движение»), можно обозначить концептом «образ-прикосновение». Ремедиационный предел современных технологий требует более детального исследования, в частности, с помощью EYE-tracking (техническое отслеживание взгляда пользователя) можно вывести количественные характеристики визуального восприятия игр и кино, но для этого требуется специальная техника. Также в первый год работал с феноменом визуального мусора (визуальный шум) в контексте медийной трансформации городского ландшафта. К визуальному мусору, тянущему за собой шлейф негативных коннотаций, можно подойти с совершенно противоположных позиций: в эпоху контекстной рекламы, биометрии, сбора геолокационных данных визуальный мусор становится союзником горожанина, средством дезактивации рекламы, повышения конфиденциальности и т.п. В этом ключе категория визуального мусора переосмыслялась в докладах и выступлениях, а также в соотвествующей статье.

Николаева Ж.В. в своей части работы над проектом использует как определяющий аналитический инструмент пространственный концепт визуальной среды в мегаполисах и раскрывает дополнительные возможности для исследования визуальной реальности и визуальной экологии. Образы и контуры абстрактных пространств, миметических мест, являются производными от визуальных паттернов и, одновременно производящими, а также обеспечивающими согласование потоков и сетей, визуальными критериями соответствующими будущей социальной реальности и трангенерациональной (межпоколенческой) коммуникации. Городская среда, визуальное загрязнение, новая теория проекта являются ключевыми понятиями для обсуждения возможностей рациональной эстетики и ее вероятной роли в минимизации неустойчивых структур и актуализации “заботы о себе” в городской среде пост-мегаполисов.
Принципы «рациональной эстетики», исследованные итальянским философом М. Феррарисом и актуальная философская рефлексия архитекторов-практиков была представлена Николаевой Ж.В. в докладе “Рациональная эстетика в архитектуре против визуального загрязнения окружающей среды” представленном на Втором российском эстетическом конгрессе (1–3 июля 2021, Екатеринбург). Выдвигается гипотеза о том, что, вероятно, именно работа с представлениями о категориях времени и идентичности в архитектуре, или даже их сознательное игнорирование, будет все чаще отражать специфику работы последующих поколений урбанистов с учетом концепций, которые предлагает такая дисциплина как Визуальная экология. Современная визуальная экология борется с вредным влиянием на эмоциональную, интеллектуальную, социальную и культурную среду. Сознательный архитектурный рационализм, как и «новый реализм» в философии, способен противопоставить тотальному городу, склонному к насилию образа, идеи деконструкции ритмов и структур в сторону отказа от непременного условия идентичности архитектурного сооружения, что может способствовать бережному отношению к визуальной среде для будущих поколений через отмену «постоянной», то есть устойчивой во времени, городской среды в целом и нерационального языка архитектурных форм в частности. Большое значение приобретает современная теория документальности, которая представляет собой направление в онтологии, социальной философии и философии искусства. Эту теорию отличают принципиально новые методологические подходы, где любые (в т.ч. и визуальные) объекты рассматриваются как объекты социальной реальности, производные от документов: норм, уложенией, договоров, пактов. (См. опубликованные тезисы доклада Николаева, Ж. В. Теория М. Феррариса в философии архитектуры: документальность и критерии визуального. // XV Кагановские чтения. Теория культуры и эстетика: новые междисциплинарные подходы (к 100-летию М.С. Кагана). Тезисы докладов всероссийской научной конференции. Санкт-Петербург, 18-19 мая 2021. — С-Петербург, Российское эстетическое общество, 2021. С. 124-125.
Городская среда, города и их устойчивое развитие — один из самых популярных объектов актуальных междисциплинарных исследований. Интерпретации архитектуры International Style, в том числе и современной итальянской архитектуры, для СССР 1920-1930-х гг. являются Интересным феноменом для изучения идеологического противостояния и взаимовлияния образов и визуальных паттернов, к которому ранее практически не обращались исследователи в таком ракурсе. (См. статью “Восприятие архитектурной и градостроительной политики Италии в СССР между двумя мировыми войнами. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (38), 2021”). Таким образом осуществлена попытка актуализировать изучение «восприятия» архитектурных стилей и градостроительства фашистского двадцатилетия в Италии, их перцепцию в ранние годы нового советского государства с тем, чтобы в дальнейшем перейти к частным случаям стилистических заимствований и взаимного цитирования визуальных образов.
Феноменологическая интерпретация возможного взаимодействия субъекта с визуальным пространством, в котором происходит действие, характеризуется рядом архетипов и модальностей, имеющих нормативное значение. Для того чтобы «нейтрализовать» визуальный шум гибридной визуальной среды, можно предложить внедрение рационального отношения к развитию и соподчинению визуальных эффектов в темпоральном развитии конечного произведения на самом раннем этапе художественного проектирования. Возникающая при этом архитектурная среда не рассматривается как детерминированная материальными соотношениями, а учитывает «посредников»: факторы знания, идеологии, репрезентации. (См. об этом: а) Классические теории “продуктивного восприятия” форм и очертаний. / Николаева, Жанна Викторовна. //Восьмая Международная научная конференция «Механизмы формирования зон культурного отчуждения и пограничья — 2021» 6 - 9 октября 2021 г. Санкт-Петербург. Программа и тезисы, - СПб.: 2021; б) Материалы "Международного круглого стола «Проблемы идентичности в зонах культурного отчуждения городской среды: визуальная среда обитания» (Санкт-Петербургский государственный педагогический университет им. Герцена - Санкт-Петербургский государственный университет - Школа передовых исследований университета Сант-Анна (Пиза); 8-9 октября 2021 г.) (Д.А. Колесникова, Ж.В. Николаева, К.А. Очеретяный, А. Латыпова, А. Ленкевич). Программа и тезисы: The_international_workshop_Problems_of_identity_in_the_zones_of_cultural_exclusion_of_the_urban_environment_visual_habitat_Saint_Petersburg_Herzen_University_Saint_Petersburg_State_University_Sant_Anna_S.docx; с) Материалы международного круглого стола «Сhallenges of ethical sustainability: environment and emerging technologies. International Workshop Sant’Anna School of Advanced Studies (Pisa) - Saint Petersburg State University, 2021, July, 15-16. (Проблемы и оценки этической устойчивости: Окружающая среда и новые технологии. Международный семинар Школы передовых исследований Сант'Анна (Пиза) - Санкт-Петербургский государственный университет, 2021, 15-16 июля) (Д.А. Колесникова, Ж.В. Николаева, К.А. Очеретяный, : https://www.santannapisa.it/en/event/challenges-ethical-sustainability-environment-and-emerging-technologies;
https://pure.spbu.ru/admin/files/86218793/Workshop_Program_of_July_15_16.pdf
В целом, на данном этапе проведенное исследование побуждает к обсуждению и критике возможных и уже существующих реализаций визуально-экологических программ на примере архитектурных и градостроительных проектов, учитывающих данную тенденцию. С этой целью планируется уточнение и расширение возможностей включения методологического аппарата “Визуальной экологии” в программы учебных дисциплин нескольких специальностей через последовательное использование результатов исследовательского проекта в учебно-методических пособиях и материалах (См., например, Николаева Ж.В. Теория архитектурных форм от пространства к событию. 2021. УММ, подготовленные в рамках данного проекта РНФ

основные результаты по этапу (кратко)

Была намечена стратегия визуально-экологического дискурса, наиболее эффективная при описании ситуаций визуального загрязнения, квалификации их качества и выявление критериев, по которым определяется степень загрязнения. Было открыто, что современные ключевые тенденции регулирования и планирования жизненной среды — такие как теория интерфейсов и теория архитектуры, дизайн цифровых взаимодействий и урбанизм, теория документальности и модели дополненной реальности — до сих пор лишены общего языка, общего интереса, взаимного внимания друг к другу, что приводит к высокой топологической тревожности, резкому упадку качества сред жизни — разрастанию визуального загрязнения и социального дискомфорта. Визуальный мусор — оказался продутом слепых зон, результатом внимания к одним тенденциям, и пренебрежением другими. Причины этого взаимоигнорирования: в непонимании связи проблематики "тело-образ-технологии". Следует вести диалог об архитектуре с точки зрения продумывания цифрового взаимодействия, также как теории интерфейсов необходимо внимание к урбанистической ритмике, иначе цифровые и аналоговые образы будут не воплощать интересы, а замещать их, не участвовать в диалоге, а подменять его рациональные варианты инвариативной суггестией и аттракцией. Продуктивные стратегии взаимодействия с образами, оказывающими влияние на экономическое поведение и культурное потребление возможны только при обнаружении общих интересов в таких областях как аналитика интерфейсов, городское планирование, цифровое взаимодействие и документальный реализм, теории дополненной реальности и урбанистические стратегии обживания отчужденных зон

описание вклада в работу каждого из участников (учётная форма ЦИТиС)

Савчук В. В.:
1.Написал и опубликовал статью «Психоделические заборы Александра Подобеда», в которой речь идет об одном из важнейших факторов загрязнения визуальной среды заборе, которые частью ассоциируются с препятствием визуальной свободы и токсичностью практики их возведения художник Александр Подобед обнаруживает не только чувство страха, бессилие и депрессии, но и эстетические фрагменты, в которых он находит архетипические фрагменты искусства. Фотограф исследует текстуру, цвет, композиционные напряжения, глубину трещин и разрывов поверхности забора.
2.Написана (в соавторстве с К.А. Очеретяным) и принята к публикации (справка прилагается) статья «HOW IS VISUAL ECOLOGY POSSIBLE IN A TECHNICAL ENVIRONMENT?» и получена справка принятии к публикации в материалах международной научной конференции «Бренное и вечное: мифология и социальные технологии цифровой цивилизации», которые будут опубликованы в журнале «The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS)», индексируемом в базе Web of Science (WoS). В ней заострен вопрос о границах и самой возможности визуальной экологии применительно к технической среде.
3.Опубликована монография Савчук В. В. Забор как равновесие сил — СПб.: Академия исследования культуры, 2021. — 259 с., ил., в которой забор и его синонимы — стена, ограда, палисад — рассмотрены как исток культуры. Он знаменует границу собственности, города, государства. Его эволюция начинается с образа райского сада, крепости, острога, города, государства, затем приходит черед прозрачной кованой или литой ограды, забора из колючей проволоки, ограды из пуленепробиваемого стекла и стены в социальных сетях, на форумах и интернет-сайтах. Он разделяет культуру и натуру, искусственное и естественное, порядок и беспорядок, сакральное и профанное, внутреннее и внешнее, естественное и искусственное. Функции забора, стены амбивалентны: они защищают от внешних врагов и одновременно удерживают в заключении внутренних, создают условия развития ремесел, наук и искусств и консервируют привычный уклад жизни. Побудительный мотив книги ангажирован интересом к экологическому статусу забора и различных видов оград в современной архитектурной среде, к его влиянию на качество жизни в целом и визуальную экологию в частности. Подвергнуты анализу работы современных художников, исследующих своими средствами феномен забора. Важное место уделено социально-экономическим, культурологическим и морально-этическим аспектам, причине роста высоты и надежности оград в наши дни. И, наконец, забор, ограда, стена берутся в качестве вида медиа. Они и материальный носитель информации, и сами по себе являются симптомом актуального состояния общества, его разобщенности или доверия. Книга имеет и практические рекомендации по улучшению жилой среды , а также широкому кругу домовладельцев и дачников, планирующих замену или возведение заборов вокруг своих дач и домов.
Савчук В. В. выступал с докладами по теме проекта в следующих конференциях и круглых столах
1.Доклад «Ричард Серра: эстетика меняющихся условий» 2.07.21 и провел панельную дискуссию «Эстетическое и художественное в цифровом информационном обществе: offline + online = ?» 3.07.2021 г. в качестве спикера // Второй Российский эстетический конгресс. Екатеринбург, Уральском федеральном университете по адресу: Россия, Екатеринбург, проспект Ленина, 51. 1 - 3 июля 2021 г. В котором были предъявлены соразмышления с художественными исследованиями стальных стен и лабиринтов как визуальных и физических препятствий в среде Ричарда Серра. Проведено сравнение со стенами и заборами современной, воздвигаемых в современной отечественной антропогенной среде.
2.Критическая теория забора // Международный круглый стол «Проблемы идентичности в зонах культурного отчуждения городской среды: визуальная среда обитания». Мариинский зал (2 этаж, № 214) (Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (корпус 5), наб. реки Мойки 48-50. 8 октября 2021 г В докладе сделан акцент о факторе препятствия взгляда, ограничение горизонта видимости, избыточно прямолинейное «рассечение» визуального пространства.
3.Пленарный доклад «Как возможна визуальная экология в цифровой среде» // Международной научной конференции «Бренное и вечное: мифология и социальные технологии цифровой цивилизации». 22-23 ноября 2021 г. Гуманитарный институт ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород, Антоново 1).Проблемы визуальной экологии, усилившись, обнаруживают себя в цифровом пространстве. В чем общее и в чем их отличие — таковы основные сюжеты доклада.
4.«Человек в плену нейросети». дискуссия в Манеже 7 сентября 2021 «Манеж» Спикеры: Владислав Архипов, Александр Ленкевич, Константин Очеретяный, Валерий Савчук // https://www.youtube.com/watch?v=Wevux9s2QTo&list=PLMIeUU7vSLkb6NVyJwgnwu9VTKG7w3lDM&index=4
Художники весьма остро и эмоционально реагируют на изменение окружающей среды. В данном проекте зафиксирован этап превращения антропогенного в цифрогенное пространство. Визуализировано состояние нашей среды в недалеком будущем.
5. Репрезентативное насилие: проблема визуального отчуждения в цифровой реальности? // Круглый стол «Проблемы идентичности в зонах культурного отчуждения городской среды: визуальная среда» // Восьмая Международная научная конференция «Механизмы формирования зон культурного отчуждения и пограничья -2021»

Очеретяный К. А. подготовил и опубликовал (приняты к публикации) 3 статьи, индексируемых на платформе Web of Science.
1) Социальная теория автоматов: к проблеме технологического Бессознательного //Социология науки и техники. Т. 12, № 3. ;
2) How is visual ecology possible in a technical enviroment // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (в соавторстве с В. В. Савчуком)
3) Study of Visual Garbage: Visual Ecology Perspective // The Caspian in the Digital Epoch (в соавторстве с Д. А. Колесниковой, А. Р. Латыповой, А. С. Ленкевичем)
Также Очеретяным К. А. в соавторстве с А. Р. Латыповой и А. С. Ленкевичем был подготовлен, прошел международное рецензирование и принят к публикации текст The Concept of Automaton: From Control to Care для немецкого издания Jahrbuch Medienphilosophie Bd. 7 в одном из старейших немецких академических издательств Walter de Gruyter GmbH.
Очеретяный К. А. выступил с докладами:
1) Augmented reality as the instrument of visual ecology balance (July,15) // Challenges & Dimensions of the Ethical Sustainability:Environment and Emerging Technologies Sant’Anna School of Advanced Studies (Pisa) - Saint Petersburg State University 2021, July, 15-16
2) Пленарный доклад «Принципы переработки визуального мусора» (18 августа 2021 г.) // Всероссийская научная конференция «Визуальная экология как научная дисциплина» (18-19 августа 2021 г. Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ)
3) Круглый стол «Искусство в контексте визуальной агрессии» (Арт-галерея ДИАС, Иркутск).
4) Репрезентативное насилие: проблема визуального отчуждения в цифровой реальности?/ Круглый стол «Проблемы идентичности в зонах культурного отчуждения городской среды: визуальная среда» // Восьмая Международная научная конференция «Механизмы формирования зон культурного отчуждения и пограничья -2021»

Колесникова Д.А. опубликовала 2 статьи в журналах, входящих в список РИНЦ и индексируемые на платформе Web of Science.
1) Этические регуляторы визуального загрязнения // …. (в соавторстве с Л.А. Громовой)
2) Study of Visual Garbage: Visual Ecology Perspective // The Caspian in the Digital Epoch (в соавторстве с К. А. Очеретяным, А. Р. Латыповой, А. С. Ленкевичем)

Колесникова Д. А. выступила с докладами:
1) Visual Ecology. The Presentation of a Research Project: “The definition of criteria for visual pollution of the environment” (July,16) // Challenges & Dimensions of the Ethical Sustainability: Environment and Emerging Technologies Sant’Anna School of Advanced Studies (Pisa) - Saint Petersburg State University 2021, July, 15-16
2) Пленарный доклад «Визуальный код технического образа. Паттерны восприятия цифровой среды» (18 августа 2021 г.) // Всероссийская научная конференция «Визуальная экология как научная дисциплина» (18-19 августа 2021 г. Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ)
3) Круглый стол «Искусство в контексте визуальной агрессии» (Арт-галерея ДИАС, Иркутск).
4) Иммерсивные городские пространства. От визуальных поверхностей к интерфейсам / Круглый стол «Проблемы идентичности в зонах культурного отчуждения городской среды: визуальная среда» // Восьмая Международная научная конференция «Механизмы формирования зон культурного отчуждения и пограничья -2021»
В рамках визуальной экологии значительное место занимают исследования визуальной среды в условиях высокотехнологической урбанизации. Каким образом устроено визуальное потребление горожан (мегаполисов и городов разного масштаба)? Каким опасностям, связанным с визуальным «загрязнением» среды, они подвергаются? Как улучшить визуальное окружение города? Это вопросы, на которые отвечает визуальная экология, опираясь на исследования городских пространств. Колесниковой Д.А. были выявлены новые способы организации визуального и медиаландшафта и новые формы загрязнения на примере изучения иммерсивных поверхностей городской среды -пространств, где визуальное проявляется материально на поверхности вещей и создает прецеденты взаимодействия и погружения. Городские поверхности (urban surfaces), фасады, экраны, интерфейсы - это различные типы сред, в том числе и жилая среда: выражения, передачи и хранения визуальных паттернов, которые стирают сегодня границы между материальным и символическим (имматериальным), когда визуальные паттерны переплетаются с архитектурой: с ее материальной основой, с нашим ощущением пространства, городской идентичностью и опытом. С целью исследования границ визуально-экологического пространства, сформированного цифровыми технологиями в городской среде, были проанализированы конкретные визуальные опыты и практики дополненной реальности, медийной реальности, гибридной реальности, отраженной в уличном искусстве. В дальнейшем изучении пограничных зон, зон разломов, конфликтов, диалога (таких например, как «бафф арт») выявлен потенциал для разработок стратегий визуального (сенсорного) потребления.

Кириллов А. А. выступил с докладами:

1). “Деколонизация медиаландшафта и его визуальный след” (18 августа 2021 г.) // Всероссийская научная конференция «Визуальная экология как научная дисциплина» (18-19 августа 2021 г. Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ).
В докладе был обоснован критический - в отношении оптикоцентризма - тезис о принципиальной гибридности всех видов медиа и структурной взаимосвязи сенсорных реакций, не редуцируемых к чистой визальности и образующих сложные чувственные конфигурации. Современный “медийный город” - своеобразный Gesamtkunstwerk, задействующий весь синэстетический ресурс активного горожанина. Предложена концепция “визуального следа”, маркирующая степень вклада индивидуальной медийной нагрузки на среду.

2). “Город и “предел прозрачности”: что скрывают визуальные медиа?” (9 октября 2021 г.) // Круглый стол «Проблемы идентичности в зонах культурного отчуждения городской среды: визуальная среда обитания» // Восьмая Международная научная конференция «Механизмы формирования зон культурного отчуждения и пограничья - 2021».
В докладе обозначен переход от классической формы репрезентации пространства, основанной на мимесисе, к новым цифровым средствам визуализации данных. Таким образом, привычный городской ландшафт - cityscape, превращается сегодня в infoscape - ландшафт виртуальных данных, пронизывающих физическое пространство и моделирующих опыт взаимодействия с ним. При этом визуальные репрезентации цифровых данных и обслуживающие их технологии создают лишь иллюзию прозрачности этих информационных потоков, а социальных акторов, напротив, делают предельно транспарентными для внешних политических и коммерческих интересов.

3). Доклад "Неопознанная геометризация ландшафта" (10 декабря 2021 г.) // Всероссийская научной конференции «Человек в эпоху визуального изобилия: от пресыщения к агрессии» ( СИ РАН) 10 - 12 декабря 2021 года. г. Сосновый Бор.
Доклад переносит понятие Umwelt Я. Икскюля в концептуальное пространство медиареальности, чтобы показать, как цифровые медиа конструируют перцептивное пространство современного субъекта. Обосновывается тезис о разомкнутости границ между человеком и средой его существования и мультисенсорном обмене информацией внутри этой общей системы, в том числе посредством цифровых интерфейсов. Интерпассивное положение человека в этих обстоятельствах требует осознанного включения в собственную экзистенцию через практики заботы, включающие развитие медийной и визуальной грамотности, визуальный активизм и практики городского соучастия, (медиа)экологическую эстетику и соматические техники.

Ленкевич А. С. подготовил и опубликовал следующие статьи:

1.Ленкевич А.С. «Ты в своем теле?!» Исследование биополитического дизайна интерфейсов // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2021. № 2. С. 141–165, индексируемую на платформе Web of Science

К печати также были подготовлены и приняты следующие статьи:

2.Lenkevich A.S., Ocheretyany K.A., Latypova A.R. The Concept of Automaton: From Control to Care // Internationales Jahrbuch für Medienphilosophie, Band 7: Medialität/Religion/Theologie. De Gruyter, 2021. P. 33–54. DOI: https://doi.org/10.1515/jbmp-2021-0005

3.Lenkevich A.S., Kolesnicova D.A., Latypova A.R., Ocheretyany K.A. Study of Visual Garbage: Visual Ecology Perspective (в печати)


Ленкевич А. С. подготовил и реализовал следующие доклады и выступления:

1.Доклад «Городской партизан в эпоху цифровой визуальности». Всероссийская научная конференция «Визуальная экология как научная дисциплина» (г. Улан-Удэ, ВСГУТУ, 18–21 августа 2021 года).

2.Круглый стол «Искусство в контексте визуальной агрессии среды» (23 августа 2021 года, г. Иркутск, арт-галерея «ДИАС»).

3.Доклад «Камуфляж и ассамбляж: как нам живется в цифрополисах?». Круглый стол «Problems of Identity in the Zones of Cultural Exclusion of the Urban Environment» // Восьмая Международная научная конференция «Механизмы формирования зон культурного отчуждения и пограничья – 2021» (8–9 октября 2021 года, г. Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена).

4.Доклад «Ассамбляж социального тела: контроль и пост-контроль». Всероссийская научная конференция XV Ковалевские чтения «Социолог: образование и профессиональные траектории» (СПбГУ, 25–27 ноября 2021 года).

Результат работы Латыповой А. Р. выразился в следующих выступлениях и публикациях :

1.Latypova A., Kolesnikova D., Lenkevich A., Ocheretyany K. Study of Visual Garbage: Visual Ecology Perspective (на рецензировании).
2.Latypova A., Lenkevich A., Ocheretyany K. The Concept of Automaton: From Control to Care // Internationales Jahrbuch für Medienphilosophie, Band 7: Medialität/Religion/Theologie. De Gruyter, 2021. P. 33–54. DOI: https://doi.org/10.1515/jbmp-2021-0005.

Доклады:

1.Латыпова А.Р. Город сквозь призму технологий: городские сообщества и учреждение новой «совместности» // Всероссийская научная конференция XV Ковалевские чтения «Социолог: образование и профессиональные траектории», СПбГУ, г. Санкт-Петербург, 25–27 ноября 2021 г.
2.Латыпова А.Р. Критический анализ кооперативного дизайна / Международный круглый стол «Проблемы идентичности в зонах культурного отчуждения городской среды: визуальная среда» (РГПУ им. А.И. Герцена, СПбГУ, Школа передовых исследований университета Сант-Анна (г. Пиза), г. Санкт-Петербург, 8–9 октября 2021 г.) // Восьмая Международная научная конференция «Механизмы формирования зон культурного отчуждения и пограничья – 2021».
3.Латыпова А.Р. Участие в круглом столе «Искусство в контексте визуальной агрессии», 23 августа, 2021 г., Арт-галерея ДИАС, г. Иркутск.
Латыпова А.Р. Разделяй и чувствуй: эстетические основания дизайна цифровой среды // Всероссийская научная конференция «Визуальная экология как научная дисциплина», Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ, 18–21 августа 2021 г


Шевцов К.П. подготовил статью "Чистое движение: понятие, образ, означающее" для журнала из списка ВАК «Вестник Русской христианской гуманитарной академии». Статья принята к публикации в томе 22, выпуск 4 за 2021 год (плановый срок выпуска – декабрь)
Доклад «Линия движения» в рамках семинара серии «Движение и компьютерные игры», организованный Лабораторией исследований компьютерных игр (ЛИКИ)
Пленарный доклад «Линия взгляда: граница визуального» (18 августа 2021 г.) // Всероссийская научная конференция «Визуальная экология как научная дисциплина» (18-19 августа 2021 г. Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ)

Николаева Ж.В.
1.Подготовила к публикации “Учебно-методические материалы «Теория архитектурных форм: от пространства к событию» для студентов магистратуры «Философия Искусства» СПбГУ. Материалы в *pdf-файле доступны по URL-адресу научных и учебно-методических публикаций СПбГУ: https://pure.spbu.ru/admin/editor/dk/atira/pure/api/shared/model/researchoutput/editor/bookanthologyeditor.xhtml?id=88857518, прошли рецензирование и утверждение учебно-методической комиссией университета, будут опубликованы в регулярном сборнике Учебно-методических материалов кафедры культурологии, философии культуры и эстетики СПбГУ за 2022 г. Ссылка на *pdf документа: Николаева Ж.В. Теория архитектурных форм от пространства к событию. 2021. УММ.pdf
2.Опубликовала статью о визуальной перцепции и визуальном проектировании в научном рецензируемом издании ВАК Восприятие архитектурной и градостроительной политики Италии в СССР между двумя мировыми войнами. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (38), 2021. DOI 10.22405/2304-4772-2021-1-2-92-105. (Совместно с Закураевой Е.Д.). URL-адрес: https://tsput.ru/fb//hum/2021/№2%20(38)/index.html.
3.Опубликовала тезисы докладов участников секции «Международный круглый стол «Проблемы идентичности в зонах культурного отчуждения городской среды: визуальная среда — 4» в: Программа мероприятий и докладов Восьмой Международной научной конференции «Механизмы формирования зон культурного отчуждения и пограничья – 2021» (6–9 октября 2021 г., Санкт-Петербург): http://socinst.ru/conferences/cultborder2021/. В секции приняли участие 15 исследователей из разных стран, в том числе участники проекта «Определение критериев…. (Дописать)
4.Опубликовала тезисы докладов по тематике проекта:
а) Рациональная эстетика в архитектуре против визуального загрязнения окружающей среды / Николаева, Жанна Викторовна. // Второй эстетический конгресс. Тезисы докладов участников. Составители и научные редакторы Т.А. Круглова, А.Е. Радеев. Екатеринбург, 2021, Издательство: Автономная некоммерческая организация высшего образования "Гуманитарный университет" (Екатеринбург). С. 390-391. URL-адреса: http://rusaesthetics-conf.ru/conf2020/visitors/tezisy/index.php/Rus_aesth_congr2021_tez_itog.pdf;
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46310150&pff=1.
b) Теория М. Феррариса в философии архитектуры: документальность и критерии визуального / Николаева, Жанна Викторовна. 2021. Тезисы XV Кагановские чтения. Теория культуры и эстетика: новые междисциплинарные подходы (к 100-летию М.С. Кагана), С-Петербург, Российская Федерация. С. 124-125. URL-адрес:https://events.spbu.ru/eventsContent/events/2021/Kagan-2021_tez.pdf
с) Классические теории “продуктивного восприятия” форм и очертаний. / Николаева, Жанна Викторовна. //Восьмая Международная научная конференция «Механизмы формирования зон культурного отчуждения и пограничья — 2021» 6 - 9 октября 2021 г. Санкт-Петербург. Программа и тезисы, - СПб.: 2021
5.Подготовила статью по теме теории документальности архитектуры: “Теория М. Феррариса в философии архитектуры: документальность и критерии визуального”. Статья принята к публикации в сборнике материалов конференции XV Кагановские чтения. Теория культуры и эстетика: новые междисциплинарные подходы (К 100-летию М.С.Кагана) — СПб., Российское эстетическое общество, 2021. Ссылка на *pdf принятой к публикации статьи: https://drive.google.com/file/d/1w583v-AES5SIiyxyS7jXVW5DZZlr-wEk/view?usp=sharing
6.Также под руководством Николаевой Ж.В. автором Закураевой Е.Д. подготовлен научный перевод эссе “Проект продиктован” М. Феррариса из книги «Теория архитектурного проектирования. От рисунков к эффектам» А. Армандо и Д. Дурбиано (2017). Перевод Принят к публикации в журнале Vita cogitans: альманах молодых философов // Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург), 2021 г.. Ссылка на *pdf документа: https://drive.google.com/file/d/1imtrxDyKCIzGSX7pyp2o8lS4OSHUeC95/view?usp=sharing


Николаева Ж.В. выступила с несколькими секционными докладами на международных и всероссийских конференциях и семинарах по тематике проекта.

1.Секционный доклад “Рациональная эстетика в архитектуре против визуального загрязнения окружающей среды” представлен на Втором российском эстетическом конгрессе (1–3 июля 2021, Екатеринбург). Секция была посвящена проблемам нового искусства и новых онтологий. Тезисы опубликованы в сборнике размещенном в РИНЦ. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46310150
В докладе формулируется необходимость обсуждения философии рациональной эстетики для анализа возможности минимизации визуального загрязнения в городской среде пост-мегаполисов. Рассмотрены принципы «рациональной эстетики», исследованные философом М. Феррарисом и актуальная философская рефлексия архитекторов-практиков. Выдвигается гипотеза о том, что, вероятно, именно работа с представлениями о категориях времени и идентичности в архитектуре, или даже их сознательное игнорирование, будет все чаще отражать специфику работы последующих поколений урбанистов. Сознательный архитектурный рационализм, как и «новый реализм» в философии, противопоставляет тотальный (тоталитарный) город, склонный к насилию образа, идее деконструкции ритмов и структур в сторону отказа от непременного условия идентичности архитектурного сооружения, что может способствовать бережному отношению к визуальной среде для будущих поколений через отмену «постоянной», то есть устойчивой во времени, городской среды в целом и нерационального языка архитектурных форм в частности.
2.Секционный доклад “Теория М. Феррариса в философии архитектуры: документальность и критерии визуального” представлен национальной конференции “XV Кагановские чтения. Теория культуры и эстетика: новые междисциплинарные подходы (к 100-летию М.С. Кагана) (18-19 мая 2021, Санкт-Петербург). Секция была посвящена искусству и современной теории культуры. Тезисы опубликованы в сборнике размещенном на сайте конференции по адресу: Доступен (01.12.2022): https://events.spbu.ru/eventsContent/events/2021/Kagan-2021_tez.pdf
В докладе была рассмотрена та часть содержания и положения теории М. Феррариса, которые касаются проблем сохранения и передачи визуального образа архитектурного произведения через механизм коллективной памяти, где сама память выступает как органический информационный носитель для документирования (записи). Основной вопрос, связанный с критериями «визуального» в современной архитектурной практике связан в первую очередь с “замутненностью” коллективной памяти профессионального архитектурного сообщества огромным количеством теоретической и текстологической информации, транслируемой архитекторам в процессе обучения, что отличает именно архитектуру и урбанистику XX-XXI вв. Такой архитектурный образ формируется уже на стадии проектирования, что ведет к отчуждению профессии из категории художеств в сторону технизации деятельности.
3.Секционный доклад “Классические теории “продуктивного восприятия” форм и очертаний” на Восьмой Международной научной конференции «Механизмы формирования зон культурного отчуждения и пограничья — 2021» (6 - 9 октября 2021 г., Санкт-Петербург). Тезисы опубликованы в сборнике “Программа и материалы конференции” на сайте Социологического Института РАН по адресу: http://socinst.ru/conferences/cultborder2021/#files
Соположение очертаний и теория ощущений, с которыми которой мы подходим к вырабатыванию эмпатических или антипатических настроений при созерцании интересовала американского эстетика Р. Арнхейма. Основной вопрос, который он ставит перед собой как перед исследователем: «Для чего нам требуется равновесие в очертаниях, чтобы воспринимать форму?». Между «классическими» теориями визуального восприятия есть связь, и при этом каждая смогла предложить свой особенный подход к объяснению восприятия формы и очертаний объектов, что успешно используется исследователями изобразительного искусства и архитектуры, в философии пространства и урбанистике; большое значение «продуктивное» восприятие приобретает в З-Д моделировании и проектировании виртуальной среды.
4.Секционный доклад “Visual Ecology in the City Spaces (New Consumption’s Aesthetic)” (Визуальная экология в городских пространствах (Эстетика нового потребления)) на международном круглом столе Challenges of ethical sustainability: environment and emerging technologies. International Workshop. Sant’Anna School of Advanced Studies (Pisa) - Saint Petersburg State University, 2021, July, 15-16. (Проблемы и оценки этической устойчивости: Окружающая среда и новые технологии. Международный семинар Школы передовых исследований Сант'Анна (Пиза) - Санкт-Петербургский государственный университет, 2021, 15-16 июля). Доклад представлен (на англ. языке) в секции “Переосмысление окружающей среды: Устойчивость и Визуальная экология” (Rethinking Environment: Sustainability and Visual Ecology).
В докладе осуждалось как этика играет ключевую роль в визуальной экологии, обеспечивая потенциальное устойчивое развитие. Были представлены как новые риски, связанные с визуальным загрязнением, так и Новая Эстетика потребления – отрасль поведенческой этики, а также моральные проблемы, связанные с энтропией визуальной коммуникации. Новая эстетика неагрессивного потребления функционирует как трансляционная этика, формирует экологический дизайн и управление нашей окружающей средой.
Тезисы опубликованы на сайте СПБГУ по адресу: https://pure.spbu.ru/admin/editor/dk/atira/pure/api/shared/model/activity/editor/attendanceeditor.xhtml?id=86218786
5. Криптография архитектурного насилия // Всероссийская научной конференции «Человек в эпоху визуального изобилия: от пресыщения к агрессии» (совместно с СИ РАН) 10 - 12 декабря 2021 года. г. Сосновый Бор.

Николаева Ж.В. организовала и провела международные круглые столы по тематике проекта:
a."Международный круглый стол «Проблемы идентичности в зонах культурного отчуждения городской среды: визуальная среда обитания» (Санкт-Петербургский государственный педагогический университет им. Герцена - Санкт-Петербургский государственный университет - Школа передовых исследований университета Сант-Анна (Пиза); 8-9 октября 2021 г.). Программа и тезисы доступны по URL-адресам Института Социологии РАН: http://socinst.ru/conferences/cultborder2021/#files; и на портале научных и учебно-методических публикаций СПбГУ:
https://pure.spbu.ru/admin/editor/dk/atira/pure/api/shared/model/activity/editor/attendanceeditor.xhtml?id=86272609
b.Сhallenges of ethical sustainability: environment and emerging technologies. International Workshop Sant’Anna School of Advanced Studies (Pisa) - Saint Petersburg State University, 2021, July, 15-16. (Проблемы и оценки этической устойчивости: Окружающая среда и новые технологии. Международный семинар Школы передовых исследований Сант'Анна (Пиза) - Санкт-Петербургский государственный университет, 2021, 15-16 июля).
Программа и тезисы опубликованы на сайтах школы передовых исследований университета Сант-Анна (Пиза):
https://www.santannapisa.it/en/event/challenges-ethical-sustainability-environment-and-emerging-technologies
и СПбГУ:
https://pure.spbu.ru/admin/files/86218793/Workshop_Program_of_July_15_16.pdf

передача полной копии отчёта третьим лицам для некоммерческого использования: разрешается/не разрешается (учётная форма ЦИТиС)

нет

проверка отчёта на неправомерные заимствования во внешних источниках: разрешается/не разрешается (учётная форма ЦИТиС)

да

обоснование междисциплинарного подхода

Для обоснования визуальной экологии как междисциплинарного поля исследования, потребовалось: 1) углубиться в архитектонику и генеалогию интерфейс реальности, в возникновение принципа автоматизма и причин его переноса в этические сферы, в том числе в регуляцию человеческого поведения через технические среды повлиявшую и на специфику взаимодействия с техническими (в т.ч. цифровыми) образами (Очеретяный К. А.); 2) выявить допредекативный телесный уровень взаимодействия с визуальными образами, при котором мы в согласии с биологическими моделями адаптации вкладываем в образ (для его восприятия) движения собственного тела, т.е. воспринимаем его через телесное сопричастие, а также наметить меняющиеся технические условия воплощения образа для понимание того как технические образы меняют и техники тела — через реактуализацию образов движения (Савчук В. В. Шевцов К. П.), приводя к тому, что опыт образа противоречит психофизиолигическому опыту и создает эффект сбоя внимания и восприятия (нечеловекоразмерную среду), а также потенциально выступает причинами топологических неврозов, эмоционального выгорания и истощения от визуального потребления; 3) наметить техники тела, адекватные эпохе биополитики цифровых интерфейсов и обозначить психотехники урбанистического экодизайна для использования дополненной реальности в городской среде (Ленкевич А. С. Латыпова А. Р. ); 4) сформулировать тенденции партисипативного дизайна (Латыпова А. Р. Ленкевич А. С. Колесникова Д. А.); 5) определить стратегии городского (гражданского) активизма для коллективного обиживания образов, приручения их, в особенности в категориях времени и идентичности в архитектуре, через теорию нового реализма (современная теория документальности) устанавливающего условия и формы перевода норм, уложений, договоров, пактов в онтологические инварианты, стабилизирующего, а в радикальных случаях и репрессирующего социальное воображение (Николаева Ж. В., Колесникова Д. А.); 6) систематизировать и описать модели этического регулирования (перфекционистская, утилитарно-гедонистическая, прагматическая), способствующих интериоризации норм визуальной экологии в индивидуальном и групповом сознании, предложить систему этических регуляторов визуального загрязнения, основанных на принципах: умеренности и разумности; самоконтроля, рациональной оценки последствий и ответственности за свой выбор (Савчук В.В. Колесникова Д. А.); 7) выработать рекомендации по визуальной организации сред жизни для фармацевтического, рекреационного и реабилитационного эффекта (систематизация причин визуального загрязнения, произведенного Ленкевичем А. С., Латыповой А. Л и Очеретяным К..А.), которые потенциально могут привести к восстановлению полноценного соматического и мультисенсорного опыта, а также включенности и вовлеченности в среду жизни (стратегии, намеченные Кириловым А.К.)
Короткий заголовокОпределение критериев визуального загрязнения окружающей среды
АкронимRSF_RG_2021 - 1
СтатусЗавершено
Действительная дата начала/окончания26/04/2131/12/21

Ключевые слова

  • визуальность
  • экология
  • среда жизни