Образ Советского Союза и России в тайваньских учебниках для средней школы в 2000-2010-х гг.

Проект: исполнение гранта/договораисполнение гранта/договора в целом

Сведения о проекте

описание

Предлагаемый проект реализуется в рамках выполнения финального этапа совместного международного исследовательского проекта с коллегами из Гейдельбергского университета, посвященного изучению эволюции представлений китайцев о России и западных странах в XX веке и формирования на этой основе устойчивых образов и стереотипов. Данный проект был поддержан РФФИ и осуществляется с 2017 г. (№ 17-21-49001-ОГН). За два года реализации проекта были проведены совместные конференции и семинары с участием российских и немецких участников проекта, в том числе и приглашающего ученого, руководителя проекта с немецкой стороны, проф. Мюллер-Сайни - 22nd Biennial Conference of the European Association for Chinese Studies в Университете Глазго, совместные семинары по теме проекта в Санкт-Петербурге и в Гейдельберге в 2017 г. и 2018 г. В 2018 г. вышла в свет моя совместная публикация с немецким участником проекта А.Дмитренко "Образ Октябрьской революции в российских и китайских школьных учебниках для средней школы 2000-х гг." (Новейшая история Росиии, 2018, №1) (входит в скопус). Планируемый визит в Гейдельбергский университет приурочен к проведению трехстороннего семинара с участием российских и немецких участников проекта, а также китайских коллег. В ходе семинара ожидается подытожить результаты исследования по совместному проектe в части исследования образов западных стран в учебных материалах современных школ Китая и Тайваня. Также планируется провести экспертную оценку содержания совместной коллективной монографии по завершению всего проекта и отдельно совместной публикации (статьи) с немецким участником проекта - Александром Дмитренко, который был с визитом в СПбГУ по программе академического обмена. Тема предлагаемого проекта - образ Советского Союза и России в современных тайваньских школьных учебниках по истории - непосредственно связана с тематикой исследований приглашающего профессора Мюллер-Сайни, известной своими монографическими публикациями по вопросам исторического образования в странах современной Азии. Она логически завершает серию исследований, осуществленных мною за прошедшие два года в рамках реализации совместного проекта, - изучение образа Советского Союза и России в актуальных школьных учебниках по истории в современном Китае. Библиотека Гейдельбергского университета располагает значительной коллекцией школьных исторических учебников, изданных в КНР и на Тайване за последние 50 лет, что также открывает возможность провести сопоставление в интерпретации образа Советского Союза в тайваньских учебниках, изданных сегодня и в прошлые годы.
приглашающий ученый - проф., д-р Г. Мюллер-Сайни, Gotelind Mueller-Saini (Müller-Saini), Professor of Chinese Studies, Heidelberg University
Scopus ID 39262146500, Hirsch - 3. 8, 28 цитирований по 23 документам.

описание для неспециалистов

По итогам проекта были достигнуты следующие содержательные выводы.
Итак, какой же образ России и Советского Союза формируют учебные пособия по истории для старшей средней школы в сегодняшнем Тайване? Прежде всего стоит отметить, что, согласно изложению учебника Сюэ Хуаюаня, на историю самого тайваньского общества Россия не оказала никакого влияния. В разделе по истории Тайваня название России не упоминается. Все взаимоотношения с Россией связаны исключительно с историей материкового Китая – в период Цин, Китайской Республики Гомидана или КНР. В изложении тайваньского учебника политика царской России была мотивирована прежде всего стремлением к территориальной экспансии. И свои территориальные устремления она реализовывала не только на восточном, но и на западном направлениях, как свидетельствует раздел мировой истории учебника. В то же время Россия уже в период Советского Союза выступала в роли значимого союзника и помощника. Однако взаимодействие с Россией (Советским Союзом) преимущественно исчерпывается военно-политической сферой, но не торгово-финансовой или культурной. Таким образом, Россия понимается прежде всего как сильный военный партнер, но не торговый.
В целом обращает на себя внимание, насколько разнятся акценты при изложении истории взаимоотношений Тайваня с иностранными колонизаторами в разделе истории Тайваня и истории взаимоотношений позднецинского и республиканского Китая с европейскими державами и Японией. Как мы уже отмечали выше, колониальный опыт получает в современной тайваньский историографии больше положительных оценок как опыт модернизации и активного включения в мировые процессы. Напротив, в разделе истории позднецинского Китая используются уже устоявшиеся обороты о вероломном использовании слабости Китая, его экономическом подчинении иноземным державам. Можно заключить, что раздел по истории Тайваня анализируемого учебника составлялся уже с учетом в той или иной степени новых актуальных историографических оценок и меняющегося политического контекста тайваньского общества 2000-х гг. Тогда как разделы об истории материкового Китая готовились преимущественно при использовании учебников предшествующих периодов, в которых закреплены уже сложившиеся акценты освещения деятельности зарубежных держав. Именно этим и можно объяснить исключительное внимание к вопросу территориальных посягательств со стороны России, обусловленное, видимо, еще сохранившимися с периода антикоммунистической пропаганды оценками внешней политики России. Современная Россия, к сожалению, оказывается не слишком значимым для Тайваня партнером, что делает ее по-прежнему малоизвестной тайваньской аудитории.

основные результаты по проекту в целом

Предлагаемый проект был реализован в рамках выполнения финального этапа совместного международного исследовательского проекта с коллегами из Гейдельбергского университета, посвященного изучению эволюции представлений китайцев о России и западных странах в XX веке и формирования на этой основе устойчивых образов и стереотипов. Данный проект был поддержан РФФИ и осуществляется с 2017 г. (№ 17-21-49001-ОГН). Запланированный визит в Гейдельбергский университет был посвящен участию в трехстороннем семинаре с участием российских и немецких участников проекта, а также китайских коллег под руководством руководителя проекта с немецкой стороны, проф. Мюллер-Сайни. В ходе семинара были подведены результаты исследования по совместному проектe в части исследования образов западных стран в учебных материалах современных школ Тайваня. Помимо этого результаты исслндования были обогащены сведениями из коллекиции учебников для средней школы, изданных на Тайване, из библиотеки Гейдельберского университета. По итогам семинара была запланирована совместная публикация (статья) с немецким участником проекта - Александром Дмитренко, который был с визитом в СПбГУ по программе академического обмена.
приглашающий ученый - проф., д-р Г. Мюллер-Сайни, Gotelind Mueller-Saini (Müller-Saini), Professor of Chinese Studies, Heidelberg University
Scopus ID 39262146500, Hirsch - 3. 8, 28 цитирований по 23 документам.
АкронимExchange 2019_1
СтатусЗавершено
Действительная дата начала/окончания4/05/1914/05/19

Ключевые слова

  • социология образования
  • история образования в странах АТР
  • образ Советского союза и России