Новостные интернет-мемы как неформальная массовая коммуникация и инструмент пропаганды

Проект: исполнение гранта/договораисполнение гранта/договора в целом

Сведения о проекте

описание

Теоретическая часть исследования предусматривает компаративный анализ социологической природы пяти видов неформальной массовой коммуникации (слухов, анекдотов, сплетен, городских легенд, интернет-мемов). Объект исследования – неформальная массовая коммуникация в интернет-сообществах. Предмет исследования – общие и специфичные характеристики новостных интернет-мемов как неформальной массовой коммуникации. Цель – выявление атрибутивных и факультативных признаков новостных интернет-мемов в сообществах всемирной компьютерной сети, разработка их типологии и определение ключевых социальных функций на основе сопоставления с более изученными к настоящему времени видами неформальной массовой коммуникации. При планировании теоретического исследования мы исходим из трех взаимосвязанных предположений: а) новостные интернет-мемы являются особой разновидностью неформальной массовой коммуникации сообществ всемирной компьютерной сети, в основу дефиниции которых может быть положена категория отношения создателей и распространителей к значимым изменениям социальной и природной среды; б) типология новостных интернет-мемов будет основываться на различиях в модальности выражаемых отношений, дифференцировке отражаемых объектов реальности, специфике формата презентации отношений интернет-сообществам; в) диапазон социальных функций новостных интернет-мемов сетевых сообществ не содержит уникальных составляющих, отсутствующих у иных видов неформальной массовой коммуникации, но включает в себя многие их функции в специфичной конфигурации.
Эмпирическая часть исследования предполагает а) контент-анализ приемов пропагандистского воздействия в массиве новостных интернет-мемов; б) фокус-группы с представителями молодежных сетевых сообществ по проблематике социального декодирования новостных интернет-мемов и особенностей их обсуждения. Их характеристика представлена отдельно.
АкронимRFBR_SOC_2020
СтатусАктивный
Действительная дата начала/окончания19/07/2012/03/21

Ключевые слова

  • Интернет-сообщества, коммуникация в интернет-сообществах, неформальная массовая коммуникация, социология интернет-сообществ, социология массовой коммуникации, интернет-мем, новостной интернет-мем, пропаганда, приемы пропаганды, креолизованный текст, прецедентная информация, социальное декодирование, компаративный анализ, контент-анализ, фокус-группа.