Международный научный форум "Медиа в современном мире. 59-e Петербургские чтения"

Проект: исполнение гранта/договораисполнение гранта/договора в целом

Сведения о проекте

описание

В мировой истории изучения коммуникации разделяются дисциплинарные традиции коммуникационных и журналистских исследований, а также речевой коммуникации (медиалингвистики) (Simonson, Park eds. 2016; Gehrke, Keith 2015), однако последствия этого разделения называются изнурительными, вносящими беспорядок и разрушение (incoherent and damaging) в науку в эпоху медиа конвергенции» (Pooley 2016). В Санкт-Петербурге удастся собрать вместе представителей различных направлений изучения медиа, коммуникации и журналистики. Таковы панели основного Форума, конференции Стратком и Сравнительные медиаисследования, а также сильная медиалингвистическая составляющая (см. Программу).
В рамках предшествующей работы форума в 2019 г. ставилась задача осмысления интенсивно протекающих процессов тотальной медиатизации всех сфер жизни человека. Сегодня можно констатировать, что технологические прорывы, следующие стремительно один за другим, нуждаются в рефлексии их в социогуманитарном измерении. Остро стоит вопрос об этике ии онтологическом статусе искусственного интеллекта, феномене техногенного контента и специфике человека в цифре. [Zelizer, B. Why Journalism Is About More Than Digital Technology, Digital Journalism, 2019] Продолжающееся движение мирового научного сообщества в осмыслении этих вопросов сталкивается с новыми проблемами, наиболее актуальная из которых – невозможность решить поставленные исследовательские задачи без новой методологии [Deuze, M., Witschge, T. Beyond Journalism: Theorizing the Transformation of Journalism. Journalism, 2018; Corner J. Origins and transformations: histories of communication study. Media, Culture & Society, 2019]. Свойственное эпохе BigData стремление экстраполировать количественные исследовательские подходы на сферу медиа, социальную сферу и культуру, вызвали кризис интерпретации в социо-гуманитарном знании в целом и в медиаисследованиях в частности [Fuchs, C. (2017). From digital positivism and administrative big data analytics towards critical digital and social media research? European Journal of Communication, 32(1), 37–49]. Возможности современных компьютерных технологий позволили в последние годы собрать обширную информационную базу, но недостаточность контекстуализации полученных данных для их адекватной трактовки сегодня побуждает ученых обращаться к контексту как ключевой исследовательской категории [Fuchs C., Qiu J. L. Ferments in the Field — Introduction. Journal of Communication, 2018; Hallin D. C., Mancini P. Ten Years After Comparing Media Systems: What Have We Learned? Political Communication, 2017]. Поэтому перспективы развития качественных исследований и контекстуальных интерпретаций становятся лейтмотивом форума в 2020 г.: участники обсудят проблемы исследования современных диверсифицированных цифровых медиасистем через контекст культуры и традиций, национальной и мировой истории, научно-технического прогресса, политики, эстетики, развития языка как системообразующего фактора самопознания человека и общества. Традиционной чертой мероприятия является максимально разносторонний и междисциплинарный взгляд на поставленные проблемы, определяемый междисциплинарным характером самого предмета исследования.
Оставаясь в русле более чем полувековой традиции Петербургской школы журналистики (об истории мероприятия см. http://smif.spbu.ru/index.php/o-forume), форум «Медиа в современном мире» продолжает интеграцию разных типов современных исследований журналистики и медиа, объединяет широкий круг разноплановых изысканий из области теории журналистики, социологии, психологии, истории, культурологии, политологии. Традиционно большое число участников из числа авторитетных зарубежных ученых позволяет обеспечивать постепенную интеграцию зарубежных и отечественных научных концепций.
Короткий заголовокМедиа в современном мире
АкронимRFBR_g_2020
СтатусАктивный
Действительная дата начала/окончания10/08/2031/12/20

Ключевые слова

  • медиа
  • журналистика
  • коммуникация
  • PR
  • реклама