Междисциплинарные исследования нарратива: между типологией и «топологией»: 2020 г. этап 1

Проект: исполнение гранта/договораисполнение этапа гранта/договора

Сведения о проекте

описание

Научная проблема, на решение которой направлен проект:

Научной проблемой, на решение которой направлен данный проект, является предельная диверсификация подходов к изучению нарративов в рамках современного гуманитарного знания. Одним из следствий т. н. «нарративного поворота» (M. Hyvärinen; M. Kreiswirth; Й. Брокмейер, Р. Харре и др.) становится тот факт, что в настоящее время нарративные исследования, вышедшие далеко за рамки структурного анализа, охватывают самые широкие способы изучения нарративов различной природы и приобретают масштаб междисциплинарной парадигмы. К изучению нарративов подключаются такие различные отрасли научного знания, как лингвистика, литературоведение, теория кино, антропология, философия, психология, когнитивные исследования, историография, социология, культурология и др. Сама нарратология, таким образом, дробится на ряд часто изолированных друг от друга дисциплин — когнитивная, риторическая, феминистская, аффективная, социо- нарратология и т.п.

Междисциплинарный размах провоцирует не только размывание границ исследуемого в рамках нарратологии феномена — а именно способов создания, хранения и передачи историй в различных дискурсивных и медиальных практиках, — но и отсутствие единой методологической базы, с помощью которой этот феномен может быть описан. Поэтому размежевавшиеся подходы к изучению нарративов ставят вопрос о необходимой интеграции различных практик изучения нарративов. Несмотря на то, что многие нарратологи (см.: A. Nünning; J. Pier и др.) неоднократно привлекали внимание к проблеме методологической диверсификации, широкого междисциплинарного метакритического исследования, направленного на эффективное решение этой проблемы до сих пор никем не предложено.
Гипотезой данного исследования становится предположение о том, что преодоление дисциплинарной и методологической разобщенности в описании нарративов возможно за счет объединения традиционной типологической модели с «топологическим» подходом. Понятие, заимствованное в математике, позволяет по аналогии выделять топологические свойства нарратологии, то есть сохраняющиеся при постоянной междисциплинарной и диахронической трансформации, которой подвергается нарратология последние пятьдесят лет. Такой комплексный подход к изучению нарративов создает предпосылки для построения интегративной методологической модели, позволяющей преодолеть терминологическую и методологическую изолированность. Апробация этой модели будет проводиться на материале трансмедиальных нарративов — в первую очередь, литературных, кинематографических и театральных, — путем сопоставления различных типологий, их описывающих.
Современное состояние исследований по данной проблеме

Как уже было отмечено ранее, комплексная аналитика нарративной теории как объекта исследования проводится впервые. Несмотря на то, что насущная необходимость выработки универсальной методологической базы подчеркивается ведущими специалистами-нарратологами последних десятилетий (см.: M Hyvärinen, A Nünning, J Pier, В.И Тюпа.), решительных шагов, направленных на решение данной проблемы, предпринято не было.
Расширение методологических основ и переход нарратологии в междисциплинарное измерение можно охарактеризовать как беспрецедентный плюрализм: текстоориентированная классическая нарратология сменяется постклассической теорией, объединяющей различные научные парадигмы. Так, в области анализа текста на смену структуралистским исследованиям (Ж. Женетт [Genette 1972], Ш. Риммон-Кенан [Rimmon-Kenan 1983], С. Четмэн [Chatman 1978]) приходят эвристические модели, сочетающие нарративный анализ с дискурс-анализом (Д. Герман [Herman 1999], М. Флудерник [Fludernik 1993]), теорией возможных миров (М.-Л. Райан [Ryan 1991]), когнитивными (Д. Герман [Herman 1997, 2002, 2005], М.-Л. Райан [Ryan 2007]), гендерными (С. Лансер [Lanser 1981, 1992], Р. Робин Уорхол [Robyn Warhol 1986, 1989]), фикциональными и метанарративными исследованиями (П. Во [Waugh 1984], А. Ньюннинг [Nünning 2004], Л. Хатчин [Hutcheon 1984]). В рамках нарративных исследований дифференцируются национальные школы и течения: известна, в частности, ветвь риторической нарратологии (США), когнитивной нарратологии (США), нарративный анализ дискурса (США, Голландия, Германия, Дания), направление в изучении нарратива и памяти (Финляндия), междисциплинарный центр по изучению нарративов (Гамбург) и т.д.
В последнее десятилетие активно развивается направление трансмедиальной нарратологии (Р. Барони [Baroni 2017], А. Гудман [Goudmand 2013, 2015], М.-Л. Райан [Ryan 2017], Ж.-Н. Тон [Thon 2011, 2015], В. Вольф [Wolf 2011]); когнитивная нарратология (Д. Герман [Herman 2011, 2013], Л. Заншайн [Zunshine 2006], О. Каира [Caira 2019]); аффективная нарратология, или нарратология эмоций (П. К. Хоган [Hogan 2016]); теория вымысла (Л. Долежел [Doležel 2010], Ф. Лавока [Lavocat 2016], М. Летурнё [Letourneux 2017] и др.).




Предлагаемые методы и подходы, общий план работы на весь срок выполнения проекта
Для решения поставленных задач будут применены следующие методы и подходы

1. В проекте будет разработана комбинированная методика анализа, направленная на создание комплексного метода, объединяющего традиционный типологический и топологический подходы.
2. Из общенаучных методов, помимо прочего, будут использоваться методы индукции и дедукции, анализа и синтеза.
3. Из числа специальных методов будут использоваться методы нарратологического анализа, структурно-системного описания, интерпретирующей семантики, сравнительно-сопоставительный метод. Использование комплекса различных философских подходов (феноменологический, эстетический) позволит обосновать легитимность разработанной интегративной нарратологической модели.
4. Предполагается открытое обсуждение проекта с исследователями разных областей в ходе проведения публичных научных мероприятий: круглые столы, конференции.

Имеющийся у коллектива исполнителей научный задел по проекту (текстовое описание)
Имеющийся у коллектива исполнителей научный задел по проекту связан прежде всего с разнообразием профессиональной деятельности, осуществляемой исполнителями проекта. В частности, руководитель и исполнители проекта имеют значительное количество публикаций и выступлений на конференциях по теме проекта, а также осуществляют образовательную деятельность в данной сфере (в частности, разработаны и читаются курсы:
• Изучаем И. Макьюэна: введение в нарратологию (В.Г. Тимофеев)
• Трансмедиальная нарратология (Л.Е. Муравьева)
• Современные теории кино (О.С. Давыдова)
• История кино 1930-70х гг. (О.С. Давыдова)

Кроме того, ряд исполнителей проекта являются участниками международных научных нарратологических сообществ European Narratology Network, The International Society for the Study of Narrative (ISSN)), а также имеют опыт участия в мультидисциплинарных проектах по исследованию нарративов.





Актуальность данного проекта связана с тем, что нарратология как бурно развивающаяся междисциплинарная парадигма нуждается в унифицирующем подходе как в области терминологии, так и методологической базы. На данный момент отсутствует единый терминологический метаязык описания нарративов и согласованная методология их исследования. Потребность в разработке принципов комплексного методологического нарратологического инструментария отвечает запросам разных дисциплин: лингвистики, литературоведения, философии, культурологии, киноведения, искусствоведения и т.д.
Новизна предлагаемого исследования состоит в том, что попытка подобного комплексного исследования нарративной теории предпринимается впервые.
Результаты планируемого исследования представляются достижимыми с точки зрения уровня современного концептуального и методологического аппарата разных научных дисциплин и исследовательскими компетенциями участников проекта.
1.Участники проекта в должной мере знакомы с существующими подходами в рамках теории нарратива и могут применить его для выработки метакритической аналитики и выработки принципов интегративного методологического подхода.
2.У исследовательской группы имеется доступ к актуальным нарратологическим работам, написанным в последнее десятилетие представителями различных нарратологических дисциплин. Речь идет, в первую очередь, об исследованиях, опубликованных в последнее десятилетие в ведущих международных рецензируемых нарратологических журналах Narrative, Poetics Today, Image and Narrative, Poétique, Diegesis, Frontiers of Narrative, The Amsterdam Journal Of Cultural Narratology.
3.Исследовательская группа способна сформулировать ключевые положения полученных результатов и выдвинуть собственный теоретический проект обновления существующей методологии в области теории нарратива. Результат представляется достижимым не только потому, что среди участников проекта присутствуют люди разных научных специализаций (литературоведение, лингвистика, киноведение), имеющие внушительный научный задел, но и потому, что в числе предполагаемых исполнителей гранта находятся ученые с большой степенью вовлеченности в междисциплинарное исследование нарративов (участники международных научных нарратологических сообществ European Narratology Network, The International Society for the Study of Narrative (ISSN)), а также имеющие опыт участия в мультидисциплинарных проектах по исследованию нарративов .

основные результаты по проекту в целом

Отчет по гранту HUM_2019-2020:НИР СПбГУ «Междисциплинарные исследования нарратива: между типологией и «топологией», ID в системе PURE : 50926569•Участники: Валерий Германович Тимофеев (руководитель), Ольга Сергеевна Давыдова, Лариса Евгеньевна Муравьева, Мария Денисовна Усова, Прыгун, А. С., Пугачёва , Ю. С. & Егоров, Г. А.•В течение 2020 года в рамках данного проекта проведены •комплексные исследования существующих методологических подходов к исследованию нарративов с позиций различных дисциплинарных отраслей, •разработаны принципы интегративной методологической модели, включающей в себя типологический и топологический подходы;•Созданная интегративная методологическая модель апробирована на материале трансмедиальных повествований;•Уточнены и упорядочены значения концептов и терминов за счет их сведения в единый тезаурус.В рамках проекта была проделана следующая работа: 1 Тимофеев Валерий Германович:•- общее руководство проектом НИР –• организация и проведение семинаров и круглых столов в рамках НИР (осень 2020) •- подготовка статьи в блок НЛО “Нарративы и границы медиа” •- участие в конференции “Белые чтения” (Москва, октябрь 2020)• участие в конференции “Международная филологическая конференция” 16-24 ноября 2020 •Участие в секции «Трансмедиальная нарратология» в рамках конференции “Социальная семиотика: точки роста”2. Муравьева Лариса Евгеньевна: •помощь в координации проекта НИР –• подготовка блока НЛО “Нарративы и границы медиа” –• подготовка статьи в блок НЛО “Нарративы и границы медиа” –• подготовка главы монографии посвященной диахроническим исследованиям наррации (издательство De Gruyter, серия Narratologia) • участие в конференции “Белые чтения” (Москва, октябрь 2020) •участие в конференции “Международная филологическая конференция” 16-24 ноября 2020 •руководство и консультирование студентов по написанию научных работ•- организация и проведение семинаров и круглых столов в рамках НИР •организация и проведение секции “Трансмедиальная нарратология” в рамках конференции “Социальная семиотика: точки роста” (октябрь 2020) •3 Давыдова Ольга Сергеевна: •- организация и проведение семинаров и круглых столов в рамках НИР –• подготовка статьи в блок НЛО “Нарративы и границы медиа” •участие в конференции “Международная филологическая конференция” 16-24 ноября 2020 • 4 Усова, М. Д.: •- подготовка к печати статьи в журнале, индексируемой в РИНЦ •- участие в семинарах и круглых столах, организованных в рамках НИР• Участие в научной конференции “Социальная семиотика: точки роста” (Сверх плана) 5 Прыгун, А. С.:•- подготовка к печати статьи, в издании индексируемом в РИНЦ•организация и проведение Круглого стола: «Литератограф Ларса фон Триера»» • участие в семинарах и круглых столах, организованных в рамках НИР 6 Пугачёва , Ю. С.:•- подготовка к печати статьи, в издании индексируемом в РИНЦ•- организация и проведение круглого стола «Литератограф Ларса фон Триера»»•- участие в семинарах и круглых столах, организованных в рамках НИР •7 Егоров, Г. А.: • - подготовка к печати статьи, в издании индексируемом в РИНЦ (план перевыполнен – подготовлено две статьи)•- участие в семинарах и круглых столах, организованных в рамках НИР В качестве финального научного мероприятия проекта 7 декабря 2020 г. в рамках круглый стол «Междисциплинарные исследования нарратива: между типологией и «топологией». В ходе дискуссии при проведении круглого стола были подведены итоги исследований проведенных в рамках НИР «s».Были изложены ключевые положения обновления существующей методологии в области теории нарратива и обсуждены полученные результаты. Результаты исследований отражены в следующих статьях и докладах, представленных на международных конференциях:(Тексты статей и тезисы докладов представлены в отдельном приложении)Таким образом, все планировавшиеся задачи в рамках данного исследования решены.В.Г.Тимофеев,Руководитель проекта

описание вклада в работу каждого из участников (учётная форма ЦИТиС)

В.Г.Тимофеев
•общее руководство проектом НИР –
• организация и проведение семинаров и круглых столов в рамках НИР (осень 2020)
• "Трансмедиальность пародии на фоне культа национального гения" Статья подготовлена для публикации в журнале НЛО, блок «Нарратология ad marginem: нарративы и границы медиа» (рукопись). WoS + Scopus.
• участие в конференции “Белые чтения” (Москва, октябрь 2020)
•участие в конференции “Международная филологическая конференция” 16-24 ноября 2020. Доклад "К проблеме диахронической трансформации традиции: Шекспир в XXI веке".
•Участие в секции «Трансмедиальная нарратология» в рамках конференции “Социальная семиотика: точки роста”


О.С.Давыдова
Результаты исследований по гранту отражены в актуализированных программах рабочих дисциплин «Кино 1930-70х: теории и практики» (занятие 8) и «Введение в философию фотографии» (занятие 5), уровень образования — бакалавриат; «Современные теории кино» (занятие 1), уровень образования — магистратура. В частности, в план занятий введены новые темы, отражающие проблематику междисциплинарных исследований нарратива, и семинары по ряду нарратологических текстов (А.Роб-Грийе, Ж.Женетт, С.Чэтмен, С.Хит).

Муравьева Л.Е.
1.«Mise en abyme: вариации значения». Статья подготовлена для публикации в журнале НЛО, блок «Нарратология ad marginem: нарративы и границы медиа» (рукопись). WoS + Scopus.
2.«Тексты-диалоги А. Роб-Грийе: порождающий образ наррации». Статья подготовлена для публикации в журнале «Новый филологический вестник» (рукопись + справка от редакторов). WoS.
3.Mise en abyme in Russian literature. Глава в монографии Handbook of Diachronic Narratology, изд-во Walter de Gruyter (Рукопись).
4.Организация и модерирование секций «Трансмедиальная нарратология» в рамках Международной конференции «Социальная семиотика: точки роста» 5-6 октября 2020. https://artesliberales.spbu.ru/ru/calendar/socialnaya-semiotika-tochki-rosta
5.Выступление с докладом «Тексты-диалоги А. Роб-Грийе: порождающий образ наррации» на Международной конференции «Социальная семиотика: точки роста» 6 октября 2020. https://vimeo.com/470992402
6.Выступление с докладом «(Не)подконтрольная тревога в структуре кинонарратива (на материале фильмов Бертрана Бонелло)» на Международной филологической конференции 19 ноября 2020 (доклад в соавторстве с О.С. Давыдовой). (программа)
7.Научное руководство и консультирование студентов (Егорова Глеба)

Глеб Егоров
1.Статья «К проблеме интермедиальной транспозиции: «Пена дней» Бориса Виана и Эдисона Денисова». Опубликована в сборнике «Социальная семиотика: точки роста». С. 119-125.
2.Статья ««Рассказ, который ничего не рассказывает»: роман А. Роб-Грийе «В лабиринте» как музыкальный нарратив». Подготовлена к будущей посылке в редакцию «Нового филологического вестника».
3.Участие 5 октября 2020 г. в международной конференции «Социальная семиотика: точки роста» с докладом «К проблеме интермедиальной транспозиции: «Пена Дней» Бориса Виана и Эдисона Денисова». URL: https://vimeo.com/466738827

Усова, М. Д.:
•подготовка к печати статьи в журнале, индексируемой в РИНЦ
•участие в семинарах и круглых столах, организованных в рамках НИР
• участие в научной конференции “Социальная семиотика: точки роста” (Сверх плана)
Прыгун, А. С.:
• подготовка к печати статьи, в издании индексируемом в РИНЦ
•организация и проведение Круглого стола: «Литератограф Ларса фон Триера»»
• участие в семинарах и круглых столах, организованных в рамках НИР
Пугачёва , Ю. С.:
•- подготовка к печати статьи, в издании индексируемом в РИНЦ
•- организация и проведение круглого стола «Литератограф Ларса фон Триера»»
•- участие в семинарах и круглых столах, организованных в рамках НИР
Короткий заголовокИсследования нарратива
АкронимHUM_2020 - 1
СтатусЗавершено
Действительная дата начала/окончания12/05/2020/11/20

Ключевые слова

  • Нарратология
  • междисциплинарность
  • теория литературы
  • теория кино
  • трансмедиальность