Лингвистическое исследование интерпретации русского изобразительного искусства советского и постсоветского периода в англоязычном искусствоведческом дискурсе: язык взаимодействия культурных ценностей: 2020 г. этап 1

Проект: исполнение гранта/договораисполнение этапа гранта/договора

Сведения о проекте

описание для неспециалистов

На первом этапе реализации проекта были изучены научные работы в области лингвистики, лингвокультурологии, искусствоведения, философии, на основе которых была определена теоретическая база исследования: проанализированы подходы к рассмотрению таких значимых понятий и категорий как искусствоведческий дискурс, познавательная деятельность, коллективная память, профессиональное знание, концепт, ценность, оценочная интерпретация, полиреальность, поликодовый текст, биполярная оценка, когнитивная доминанта, культурное событие, эстетическая эмпатия, оппозиция Свой-Чужой. Были рассмотрены различные подходы к анализу изобразительного искусства советского и постсоветского периодов, которые находят репрезентацию в англоязычном искусствоведческом дискурсе, выявлены основные направления и школы изобразительного искусства, жанровое многообразие искусствоведческих текстов.
Проведенное исследование показало значимость той роли, которую играет искусство в формировании языкового сознания, трансляции культурно значимых ценностей и обеспечении межкультурного взаимодействия в современном мире. Важную роль при рассмотрении изобразительного искусства советского и постсоветского периодов зарубежными специалистами играет анализ социокультурного, политического и исторического контекста, в котором создавались произведения искусства. Профессиональное знание искусствоведа организовано по доминантному принципу и представляет собой многоаспектную структуру, которая является результатом интеграции таких основных типов знания как философское, историческое, социокультурное, собственно искусствоведческое.
Искусство как сфера духовной самореализации человека и способ образного переосмысления действительности является значимой сферой бытования оппозиции «свой-чужой». В ходе исследования англоязычного искусствоведческого дискурса, посвященного советскому и постсоветскому изобразительному искусству было выявлено, что различные культурные миры, стереотипно противопоставляемые по принципу Свой - Чужой, на современном этапе становятся взаимопроницаемыми друг для друга.
Лингвистическое изучение англоязычных специальных текстов, посвященных изобразительному искусству советского и постсоветского периодов, в рамках когнитивно-дискурсивной парадигмы показало, что англоязычный искусствоведческий дискурс на указанную тему довольно часто обнаруживает типологическое сходство с политическим дискурсом.
На основе анализа текста рецензий на голландскую выставку, посвященную 100-летию революции выявлен и описан специфический вид когнитивного культурного события, которое характеризуется как телескопическое, многоуровневое, имеющее полиаспектную структуру, осложненную социально-политическими факторами.
На основе комплексной методики лингвистического анализа, включающей такие методы как дефиниционный анализ, концептуальный анализ, дискурс-анализ, лингвокультурологический и когнитивно-семантический анализ были изучены такие значимые концепты как RUSSIAN ARTIST, REVOLUTION, HUMAN, выявлен их ценностный потенциал.
В результате проведенного комплексного анализа оценочной интерпретации изобразительного искусства соцреализма в англоязычном искусствоведческом дискурсе, который включал лексико-семантический, контекстуальный и лингвокогнитивный анализ, был выявлен биполярный характер оценки, который актуализируется в результате противопоставления распространенной на Западе отрицательной оценки и положительной оценки, предлагаемой современными экспертами. В ряде работ зарубежных искусствоведов разрабатываются новые модели оценочной интерпретации и формируются новые когнитивные доминанты, в частности трансформационная, ценностная и методологическая.
Анализ искусствоведческих текстов, посвященных изобразительному искусству соцреализма послевоенного периода, позволил сделать вывод о том, что для многих зарубежных искусствоведов значимым является выявление ценностного компонента произведений советской живописи. Так, например, ценности, актуализируемые в советской живописи периода оттепели и эксплицируемые в англоязычном искусствоведческом дискурсе, можно отнести в большинстве своем к духовным ценностям, которые занимают высшую ступень в иерархии ценностей.



основные результаты по этапу (кратко)

На первом этапе работы в рамках проекта на основе анализа научных работ в области лингвистики, лингвокультурологии, искусствоведения, философии и других гуманитарных наук разработана теоретическая база исследования и сформирован понятийно-терминологический аппарат, а именно, изучены такие значимые для проводимого исследования понятия как искусствоведческий дискурс, познавательная деятельность, перцепция, рефлексия, распределенная когниция, коллективная память, профессиональное знание, концепт, ценность, аксиопространство, оценочная интерпретация, полиреальность, интердискурсивность, поликодовый текст, биполярная оценка, когнитивная доминанта, культурное событие, когнитивное эмоциональное воздействие, эстетическая эмпатия, оппозиции Я-Другой, Свой-Чужой. Новизна исследования, проводимого в рамках проекта определяется, во-первых, объектом исследования, представляющим собой англоязычные тексты разных жанров, репрезентирующие искусствоведческий дискурс, посвященный интерпретации и оценке произведений изобразительного искусства советского и постсоветского периода, во-вторых, различными многоуровневыми и полифункциональными методами анализа (лексико-семантический, дефиниционный, контекстуальный, прагма-коммуникативный, когнитивно-семантический, лингвокультурологический анализ и др. методы), оригинальное, комплексное использование которых позволяет впервые для данной области прийти к достаточно значимым в научно-теоретическом и практическом плане выводам, в-третьих, тем, что решение поставленных задач позволило лингвистам, участникам проекта, обратиться к изучению категорий аксиологического, прагма-коммуникативного и когнитивно-семантического характера на материале англоязычных искусствоведческих текстов, анализ языка которых в рамках одного дискурсивно-тематического пространства вскрыл инструменты и механизмы взаимодействия представителей различных культур. В четвертых, новизна проведенной на первом этапе работы над проектом определяется полученными результатами исследования англоязычных искусствоведческих текстов, которые предоставили участникам проекта возможность 1) выявить и описать значимость исторического, гео-политического и социо-культурного знания, которое позволяет эксперту-искусствоведу, представителю другой культуры, наиболее полно изучить ценностное содержание картин советских художников; 2) проанализировать ряд объективируемых в англоязычных искусствоведческих текстах ключевых концептов, таких как Russian artist, Revolution, Human; 3) выявить биполярный характер оценки изобразительно искусства соцреализма, который актуализируется в текстах современных зарубежных экспертов; 4) определить значимость ценностной когнитивной доминанты при оценочной интерпретации советской живописи послевоенного периода; 5) изучить важные с точки зрения зарубежных экспертов аспекты консолидации коллективной культурной памяти в работах представителей концептуального искусства; 6) проанализировать выставку, посвященную 100-летию революции, состоявшуюся в Голландии, как разновидность когнитивного культурного события, которое находит репрезентацию в англоязычном искусствоведческом тексте; 7) выявить в ряде англоязычных искусствоведческих текстов смещение фокуса с объекта описания, принадлежащего сфере искусства, на проявления политико-социального значения.

описание вклада в работу каждого из участников (учётная форма ЦИТиС)

Хомякова Елизавета Георгиевна
Научное и организационное руководство работой исполнителей над проектом.
В рамках работы над первой главой коллективной монографии формирование теоретической базы исследования, анализ межкультурного аспекта понятий Концепт, Ценность, Картина мира.
Разработка методологии исследования: обоснование целесообразности использования комплекса антропоориентированных методов анализа в рамках прагмалингвистической парадигмы, к которым можно отнести прагма-коммуникативный, когнитивно-семантический и лингвокультурологические типы анализа, которые позволяют учитывать языковую репрезентацию в искусствоведческом тексте прагма-когнитивных особенностей коммуникативного взаимодействия автора произведения, реципиента и самого критика-искусствоведа.
Исследование объективируемого в англоязычных искусствоведческих текстах концепта Russian artist, анализ аксиологических параметров англоязычного искусствоведческого дискурса.
Участие в конференциях по теме проекта, публикация статей в рецензируемых научных журналах.

Петухова Татьяна Ивановна
В рамках работы над первой главой коллективной монографии формирование теоретической базы исследования, изучение функционирования категории искусства в современной культурной парадигме, роли изобразительного творчества в межкультурном пространстве искусства, типологии и содержания искусствоведческого дискурса.
Изучение ценностной составляющей картины мира, отраженной в произведениях живописи советского периода, что является важным в рамках антропоориентированного концептуального подхода к изучению искусствоведческого дискурса, выявление дискурсивных доминант, исследование роли социокультурного знания эксперта в оценочной интерпретации изобразительного искусства.
Участие в конференциях по теме проекта, публикация статей в рецензируемых научных журналах.

Соколова Наталья Юрьевна
В рамках работы над первой главой коллективной монографии формирование теоретической базы исследования, анализ типологии, структуры и содержания искусствоведческого дискурса.
Лингвистическое изучение англоязычных специальных текстов, посвященных изобразительному искусству советского и постсоветского периода, с точки зрения лимологии дискурса.
Участие в конференциях по теме проекта, публикация статей в рецензируемых научных журналах.

Денисова Наталья Викторовна
В рамках работы над первой главой коллективной монографии формирование теоретической базы исследования, изучение функционирования категории искусства в современной культурной парадигме, анализ жанрового многообразия языковой репрезентации искусствоведческого дискурса в англоязычных текстах.
Анализ языковой интерпретации концептуального искусства.
Участие в конференциях по теме проекта, публикация статей в научных журналах.

Емельянова Ольга Витальевна
В рамках работы над первой главой коллективной монографии формирование теоретической базы исследования, анализ теоретических оснований исследования оппозиции Свой-.Чужой.
Выявление и описание аксиологических параметров, концептуально-семантической составляющей, социо-культурного своеобразия и языковых аспектов репрезентации функционирования оппозиции «Свой-Чужой» в англоязычных искусствоведческих текстах.
Участие в конференциях по теме проекта, публикация статей в научных журналах.


Мячинская Эльвира Ивановна
В рамках работы над первой главой коллективной монографии формирование теоретической базы исследования, изучения категории «событие», анализ жанрового многообразия языковой репрезентации искусствоведческого дискурса в англоязычных текстах.
Исследование на конкретном языковом материале когнитивного культурного события как особой категории телескопического, многоуровневого характера, имеющей полиаспектную структуру, осложненную социально-политической составляющей.
Участие в конференциях по теме проекта, публикация статей в рецензируемых научных журналах.

Севастьянова Александра Леонидовна
В рамках работы над первой главой коллективной монографии формирование теоретической базы исследования, изучение основных направлений и школ изобразительного искусства советского и постсоветского периодов.
Анализ таких ключевых концептов, которые находят объективацию в англоязычных искусствоведческих текстах, как Revolution, Human.
Участие в конференциях по теме проекта, публикация статей в научных журналах.

Панасюк Ирина Владимировна
Работа над теоретическими основами исследования. Участие в конференциях по теме проекта публикация статей в научных журналах.

Стрельцова Анастасия Владимировна
В рамках работы над первой главой коллективной монографии формирование теоретической базы исследования, изучение основных направлений и школ изобразительного искусства советского и постсоветского периодов.
Исследование аллюзивных имен.
Участие в конференциях по теме проекта, публикация статей в научных журналах.

Шестопалов Александр Александрович
В рамках работы над первой главой коллективной монографии формирование теоретической базы исследования, анализ жанрового многообразия языковой репрезентации искусствоведческого дискурса в англоязычных текстах.

передача полной копии отчёта третьим лицам для некоммерческого использования: разрешается/не разрешается (учётная форма ЦИТиС)

не разрешается

проверка отчёта на неправомерные заимствования во внешних источниках: разрешается/не разрешается (учётная форма ЦИТиС)

разрешается

обоснование междисциплинарного подхода

Междисциплинарный подход предполагает использование в работе комплекса инструментов и методов лингвистического анализа, способствующих выявлению и описанию на основе теоретических положений в области общего языкознания и германской филологии своеобразия трансляции в языковом материале полиаспектных искусствоведческих и культурологических проблем, касающихся восприятия и оценочной интерпретации русского изобразительного искусства советского и постсоветского периода зарубежными экспертами.
АкронимRFBR_a_2020 - 1
СтатусЗавершено
Действительная дата начала/окончания20/02/2026/12/20

Ключевые слова

  • англоязычный искусствоведческий дискурс
  • язык взаимодействие культурных ценностей
  • русское изобразительное искусство
  • концептуально-ценностная парадигма
  • когнитивно-информационная модель
  • культурное событие
  • категория "Свой - Чужой"
  • алгоритм языковой интерпретации
  • культурный резонанс

Fingerprint

Просмотреть темы исследований, затронутые в этом проекте. Эти метки созданы на базе основных наград/грантов. Вместе они формируют уникальную картину активности.