Кураторские практики и стратегии: новые возможности репрезентации современного искусства: 2020 г. этап 1

Проект: исполнение гранта/договораисполнение этапа гранта/договора

Сведения о проекте

описание

Заявляемая тема «Кураторские практики и стратегии: новые возможности репрезентации современного искусства» продолжает проект 2019 г. «Кураторские практики: современные направления развития в контексте art-science».

За последние годы российскими специалистами уже накоплен достаточный опыт теоретических и практических исследований в этой сфере современного гуманитарного знания. Тем не менее, практически не проводилось планомерных исследований. Анализирующих опыт использования новых репрезентационных возможностей, которые возникают в последнее время в связи с меняющейся политической, общественно-экономической и художественной ситуацией в мире. Это касается прежде всего новых глобальных проблем, которые берутся разрешать кураторы, рассматривая свою деятельность в тесном сотрудничестве с экологами, урбанистами, антропологами, а также общественными организациями, занятыми вопросами улучшения жизни и поисками гуманитарной защиты людей, находящихся в зоне риска.
Речь идет о выставках, цель которых выявить проблемные зоны современного общества. Особенностью их является включение современного искусства в процесс джентрификации, а также появление новых пространств – городских территорий, которые становятся зонами, открытыми для диалога художников и различных социальных групп людей. Здесь предполагается вовлечение самых разных специалистов в области гуманитарного знания, а также самих художников и кураторов, могущих на своем опыте проанализировать комплекс проблем, возникающих в современной практике репрезентации.
Кураторская деятельность представляется чрезвычайно актуальным направлением планомерного научного исследования именно в междисциплинарном подходе. В СПбГУ на кафедрах Междисциплинарных исследований и практик в области искусств Факультета свободных искусств и наук и кафедрах истории русского и истории западноевропейского искусства целенаправленно занимаются теорией и практикой кураторской деятельности.
Цель нашего проекта – в объединении усилий ведущих специалистов, представляющих различные институции, непосредственно связанные с институтом кураторства. В настоящее на кафедре междисциплинарных исследований и практик в области искусств и наук начата работа по такому планомерному изучению различных форм и стратегий кураторской деятельности. Студенты, будущие кураторы и искусствоведы, работая над темами своих магистерских диссертаций, ВКР и курсовых работ, смогут принять активное участие в этом проекте.

Предполагается проведение двух круглых столов "Актуальные проблемы презентации аналогового видео арта" и "Арт-критика и кураторские практики в контексте истории искусства" с привлечением как деятелей современного российского искусства – кураторов, арт-критиков, художников, музейных работников, специалистов и з государственных и общественных организаций (ГЦСИ, РОСИЗО, ПРО АРТЕ, Музея Фрейда, Государственного Русского музея, Эрмитажа, Центра изучения современного искусства и др.), так и зарубежных коллег. На круглом столе будут обсуждены исторические и актуальные проблемы кураторской деятельности в России, поскольку именно на материале отечественного современного искусства давно назрела необходимость такого всестороннего междисциплинарного изучения. Также планируется проведение мастер-классов, на которых в фокусе рассмотрения предполагаются более локальные темы, связанные с проведением полевых исследований актуальных художественных проектов (мониторинг музейной кураторской деятельности, независимых кураторских концепций: их злободневности, социальной востребованности).
Кроме того, предполагается создание единой базы данных по выставкам современного искусства на основе классификации, разработанной в ходе проведения полевых исследований. Эта база данных станет необходимым основанием для дальнейшего планомерного изучения и систематизации опыта кураторских практик и стратегий репрезентации. Проект отвечает целям и задачам утвержденных и разрабатываемых учебных курсов и станет органичной частью проводимых лекций, семинаров и практических занятий.
Исследование предполагается сосредоточить на следующих направлениях: Теоретические основы современной кураторской деятельности. Кураторство в системе современного художественного рынка. История кураторства. Кураторские проекты 2010-х годов. Кураторство в медийном пространстве. Принципы кураторской работы и этика кураторства. Формы и способы репрезентации актуальных социальных проблем. Символический капитал и проблема социального контекста в современном кураторстве. Кураторство как форма институционального сотрудничества. Кураторство в сфере Art&Science, архитектуры и дизайна (ювелирного искусства). Современные кураторские проекты и проблемы взаимодействия художника и общества.

Состав и квалификация коллектива исполнителей должен позволить проанализировать характер и определить направления кураторских практик и стратегий репрезантаций искусства: 1. в крупных художественных музеях; 2. в университетском музее (Музей современного искусства им. С.П.Дягилева СПбГУ, университетские музеи партнеров СПбГУ); 3. в частной галерее;

Для выработки методологии междисциплинарного анализа предполагается использование синтеза различных подходов: историко-культурного, искусствоведческого, компаративного, феноменологического и структурно-семиотического.

Авторский коллектив имеет существенный научно-методический задел по заявленной
проблеме, участвует в ряде других международных проектов, связанных с данной НИР

• Юрьева Татьяна Семеновна, руководитель
Профессор, доктор искусствоведения. Кафедра междисциплинарных исследований и практик в области искусств. Директор Музея современного искусства имени С.П. Дягилева СПбГУ. Имеет значительный опыт исполнения научно-исследовательских работ.

Недавние публикации по теме проекта:
1. Юрьева Т.С. ИДЕЯ КОНФЕРЕНЦИИ "КИТАЙ. РОССИЯ. США. ОСОБЕННОСТИ РЕФЛЕКСИИ КУЛЬТУРНОГО ОПЫТА В XXI ВЕКЕ" И ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЕ. В сб.: Китай. Россия. США. Особенности рефлексии культурного опыта в XXI веке. Сборник статей по материалам международной научной конференции. Санкт-Петербургский государственный университет, Музей современного искусства им. Дягилева. 2018. С. 10-16. РИНЦ
2. Astvatsaturov A.А., Cherepovskaia K.V., Yurieva T.S. RUSSIA - USA. THE ART OF THE YOUTH: REFLECTION ON CULTURAL EXPERIENCE AND NOVATION. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2017. Т. 7. № 2. С. 144-155. Scopus, WoS
3. Peng F., Yurieva T.S., Tulchinskii G.L., Staniukovich-Denisova E.Iu. THE PROCESSES OF CONTEMPORARY ART IN CHINA AND THE RUSSIAN-CHINESE UNIVERSITY HUMANITIES PROJECT IN ST. PETERSBURG (2016-2017) Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2017. Т. 7. № 4. С. 423-435. Scopus, WoS

Тема предполагаемой публикации по проекту (2021): Юрьева Т.С. Куратор, критик, теоретик в мировой истории искусства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2021. Scopus, Web of Science. Q4, SJR 0,1.2.

• Екатерина Юрьевна Станюкович-Денисова, исполнитель
Кафедра истории русского искусства, старший преподаватель. Редактор научного издания «Актуальные проблемы теории и истории искусства» (РИНЦ, Scopus) ISSN Bib-ID: 2312-2129. Имеет значительный опыт исполнения научно-исследовательских работ.
Недавние публикации по теме проекта:
1. КУРАТОРСКИЕ ПРАКТИКИ И СТРАТЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВОВЕДЕНИИ. Тезисы докладов научно-практической международной конференции / под ред. Г.Ершова, Е.Станюкович-Денисовой. СПб., 2019.
2. Staniukovich-Denisova E., Liubimova D. NEGLECTED HERITAGE: KHRUSHCHEV MASS HOUSING IN LENINGRAD. В книге: Architectural conservation and restoration in Norway and Russia. Edited by Evgeny Khodakovsky and Siri Skjold Lexau. London, New York, 2018. С. 139-155. Глава монографии (Scopus).
3. Stanyukovich-Denisova E. EXPERIMENTAL PRESERVATION OF AN ARCTIC SETTLEMENT PIRAMIDA ON SPITZBERGEN: A RUSSIAN VIEW OF THE 120 HOURS 2015 ARCHITECTURAL COMPETITION. В книге: Architectural conservation and restoration in Norway and Russia. Edited by Evgeny Khodakovsky and Siri Skjold Lexau. London, New York, 2018. С. 187-202. Глава монографии (Scopus).
4. Staniukovich-Denisova E., Khodinitu E. THE GENERAL STAFF BUILDING IN SAINT PETERSBURG: FROM AN EMPIRE-STYLE ADMINISTRATIVE BUILDING TO CONTEMPORARY ART VENUES FOR THE HERMITAGE MUSEUM. В книге: Architectural conservation and restoration in Norway and Russia. Edited by Evgeny Khodakovsky and Siri Skjold Lexau. London, New York, 2018. С. 99-114. Глава монографии (Scopus).
5. Клюшина Е.В., Мальцева С.В., Станюкович-Денисова Е.Ю. АРТЕФАКТ. АРТ-ОБЪЕКТ. АРГУМЕНТ. ОБЪЕКТ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ: ОБРЕТЕНИЕ НОВЫХ СМЫСЛОВ В ЭПОХУ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ. Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2018. № 8. С. 15-25. Scopus,Q2
6. Жижина Н.К., Мальцева С.В., Станюкович-Денисова Е.Ю. АРТЕФАКТ. АРТ-ОБЪЕКТ. АРГУМЕНТ. ОБЪЕКТ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ: ЗАДАЧА, МЕТОД, РЕЗУЛЬТАТ. Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2017. № 7. С. 15-20. Scopus,Q2
7. Staniukovich-Denisova E.Iu., Baryshnikova E.V. THE AEGINA OF GLEB BOGOMOLOV: PAINTING AS AN ARTIFACT. Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2017. № 7. С. 703-710. Scopus,Q2

Тема предполагаемой публикации по проекту (2021, Scopus): Резонансные архитектурные выставки и проекты в России 2018-2020. Современные кураторские подходы.

• Глеб Юрьевич Ершов, исполнитель
Кафедра междисциплинарных исследований и практик в области искусств, доцент. Имеет уникальной опыт кураторской деятельности в крупных государственных художественных музеях, арт-центрах, частных галереях.
Недавние публикации по теме проекта:
1. Ершов Г.Ю. ДАВИД БУРЛЮК. ХУДОЖНИК-БУНТАРЬ. В сборнике: Давид Бурлюк. Слово мне! каталог выставки. Москва, 2018. С. 22-33.
2. Ershov G.Yu. FILONOV: LES SOURCES DE LA CONCEPTION DU MONDE ET LES FONDEMENTS PHILOSOPHIQUES DE LA MéTHODE ANALYTIQUE. В сборнике: Kandinsky, Malèvitch, Filonov et la philosophie Les systèmes de l'abstraction dans l'avant-garde russe. Paris, 2018. С. 231-249.
3. Ершов Г.Ю. ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ ФИЛОНОВ НА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ
В сборнике: "На крайнем пределе веков": Первая мировая война и культура Сборник статей. Редакторы-составители: Е.А. Бобринская, Е.С. Вязова. 2017. С. 260-275.
4. КУРАТОРСКИЕ ПРАКТИКИ И СТРАТЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВОВЕДЕНИИ. Тезисы докладов научно-практической международной конференции / под ред. Г.Ершова, Е.Станюкович-Денисовой. СПб., 2019.

Тема предполагаемой публикации по проекту (2021, Scopus, WoS): Опыт репрезентации современного искусства на примере выставок петербургских галерей

• Кристина Олеговна Сасонко, исполнитель
Фонд содействия развитию образования, науки и искусства «Новое искусствознание», директор
Участие в проекте: организация и модерирование Круглого стола с международным участием, редактирование, подготовка материалов к публикации в журнале «Новое искусствознание», организация мастер-классов ведущих кураторов для студентов СПбГУ и возможностью дальнейшего осуществления научно-практических кураторских проектов на базе художественных галерей Санкт-Петербурга

• Наталья Антоновна Федорова, исполнитель
к.филол.н, Старший преподаватель, ФСиН
Кураторское исследование Натальи Федоровой будет посвящено пространству Кировского завода. Проект будет направлен в начало ХХ века, в формировании актуальной повестки, которого рабочие Кировского завода играют немаловажную роль. Именно последствия их мирного шествия к Николаю II причастны к запуску революционной динамики, которая определяет события первой четверти ХХ века. Проект будет рассматривать геологическую историю и политику этого промышленного объекта, а именно историю происхождения руд металлов, обрабатываемых на заводе. Через оптику движения металлических руд планируется осмыслить то, как проходила “внутренняя колонизации” Урала. В результате проекта планируется создать карту, описывающую происхождение металлических руд. Эта карта станет основой для создания ряда перформансов в рамках фестиваля Арт-Проспект, который будет проходить в мае 2020 года.
Недавние публикации по теме проекта:
1. ПОЭТИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ НА НОВОЙ ГОЛЛАНДИИ. Альманах / Ред. Н.Федорова. Москва, 2017. Сер. Новая Голландия. Культурная урбанизация.
2. Fedorova N. THE FIRST NEUROOPERA ‘NOOR’: TRANSPARENT BRAIN AND THE END OF HUMANISTIC ETHICS? Russian Journal of communication. 2017. Т. 9. № S3. С. 310-314.

• Мария Самуиловна Данцис. Старший преподаватель кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств
Недавние публикации по теме проекта: Холмова А., Данцис С. Место художницы в поле технологичного искусства и ‘ткацкие станки будущего’// Nauka.me., вып. 2. 2019. Сборник "Феминистские исследования"
Тема предполагаемой публикации по проекту: Глаз, эмоции, тело, в новых сетевых медиа.
Участие в проекте: организация и модерирование Круглого стола Актуальные проблемы презентации аналогового видео арта"

• Елена Витальевна Клюшина, исполнитель. К.иск. Старший преподаватель СПбГУПТиД. Специалист по изучению западноевропейской художественной критики.
Недавние публикации по теме проекта: Клюшина Е.В. Ювелирный магазин братьев Уолферс: новые решения в организации экспозиции Королевских музеев искусства и истории Бельгии // Музеи декоративного искусства, художественной промышленности и дизайна: вчера, сегодня, завтра. Материалы международной научной конференции к 150-летию Музея декоративно-прикладного и промышленного искусства МГХПА им. С. Г. Строганова Опыт коллективного монографического исследования. М.: Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова, 2018. С. 156-165. РИНЦ
Тема предполагаемой публикации по проекту (РИНЦ): Кураторство на стыке искусства, экологии и политики: резонансные проекты последних лет. Триеннале в Брюгге и совместный проекта NRDC и «Гараж» для EXPO в Чикаго.

• Уильям Брумфильд (William Brumfield), профессор Туленского университета, США. Славист, Фотограф, куратор, ведущий американский исследователь русской архитектуры и литературы.



Исполнители - Учащиеся СПБГУ. Участвуют с научными сообщениями в Круглом столе, проводят мониторинг
• Попова Полина Игоревна. Магистратура 2 курс, программа Кураторские исследования
Тема предполагаемой публикации по проекту: "Сохраняя будущее": опыт работы с музейными коллекциями в кураторской практике в 1980-е - 2010-е на примере России и Франции".

• Тарасова Александра Юрьевна. Магистратура 2 курс, программа Кураторские исследования
Тема предполагаемой публикации по проекту: "Дягилев - первый русский куратор".
• Соколовская Екатерина Игоревна. Магистратура 2 курс, программа Кураторские исследования
Тема предполагаемой публикации по проекту: «Право появляться» Джудит Батлер как стратегия художников и кураторов в городском, музейном, галерейном пространстве.
• Трунтаева Мария Юрьевна. Магистратура 2 курс, программа Кураторские исследования
Тема предполагаемой публикации по проекту: Современный художник и куратор в традиционном архитектурном пространстве.
• Малолеткина Кристина, Бакалавриат 3 курса, направление «Свободные искусства и науки».
Тема: Независимое кино и фотография. Писала статьи для киножурнала Cinematograph, участвовала в научных конференциях с докладами о кино (Smolcon), а так же выставке на ВДНХ ВЗЛЕТ в 2018 году с видео-материалом.
• Арина Полтавец, Бакалавриат 3 курса, направление «Свободные искусства и науки».
Тема: кураторские исследования экспериментального кино, связанными с уникальностью самого медиума, его нахождением на стыке художественных практик, современный российский кинематограф. Участвовала в конференциях "Смольные студенческие чтения" и "Кинематографические миры Старого и Нового света: от традиции до революции", в организации фестиваля экспериментального кино SmolShorts.
• Поль Марсело Веласкес Сабогаль (Колумбия), Магистратура 1 курс, программа «Искусствоведение (история искусства)». Художник, куратор.
Недавние публикации по теме проекта: Поль Марсело Веласкес Сабогаль, К. Рубиновская. Каталог выставки « На расстоянии. Думать о пейзаже». ENTRE DIÁLOGOS / Энтре Диалогос. (Versión digital / Цифровая версия) Vol. 4 N° IV Octubre / Октябрь, с. 102-127
• Екатерина Ельфимова. Бакалавриат 1 курса, направление «История искусства». Филолог

План выполнения проекта.
март – сентябрь 1. Публикация статей:
Ершов Г.С. Кураторские практики: современные направления развития в контексте art-science // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 3, 2020. Scopus, Web of Science. Q4, SJR 0,1.2.
М.Данцис."Eye, emotions, korpo, in new media" // Галактика-медиа., 2020, август, РИНЦ. (на англ.яз),
а также публикация 3 статей участников проекта (с привлечением в качестве авторов учащихся СПбГУ, участвующих в проекте) по теме проекта «Кураторские практики и стратегии на современном этапе» в журнале «Новое искусствознание» (РИНЦ, подано в ВАК).
2. Подготовка и организация круглых столов "Актуальные проблемы презентации аналогового видео арта" и "Арт-критика и кураторские практики в контексте истории искусства" (с международным участием).
3. Конкурсный отбор материалов к публикации тезисов по результатам круглых столов.
4. Мастер-классы ведущих кураторов для студентов и возможностью дальнейшего осуществления научно-практических кураторских проектов на базе Музея современного искусства имени С.П.Дягилева СПбГУ и художественных галерей Санкт-Петербурга
Сентябрь – октябрь. Проведение круглых столов "Актуальные проблемы презентации аналогового видео арта" и "Арт-критика и кураторские практики в контексте истории искусства" (с международным участием).
октябрь. Подготовка к публикации статей:
1. Юрьева Т.С. Куратор, критик, теоретик в мировой истории искусства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2021. Scopus, Web of Science. Q4, SJR 0,1.2.
2. Ершов Г.С. Опыт репрезентации современного искусства на примере выставок петербургских галерей// Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2021. Scopus, Web of Science. Q4, SJR 0,1.2.
3. Станюкович-Денисова Е.Ю. Резонансные архитектурные выставки и проекты 2018-2020. Современные кураторские подходы. //Design Principles & Practices: An International Journal – Annual Review, 2021. Scopus. Q3, SJR 0.1.
4. 3 статей (с привлечением в качестве авторов учащихся СПбГУ, участвующих в проекте) по теме: «Кураторские практики и стратегии на современном этапе» в журнале НОВОЕ ИСКУССТВОЗНАНИЕ. ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА. ISSN 2658-3437 РИНЦ
Короткий заголовок1. История искусства, арт-критика, кураторское мастерство
АббревиатураHUM_2020 - 1
СтатусАктивный
Действительная дата начала/окончания12/05/2020/11/20

Ключевые слова

  • современное кураторство
  • истоки современного кураторства
  • меда арт
  • история искусства
  • арт-критика
  • гендерные исследования
  • урбанизм
  • репрезентация современного искусства