Культурный трансфер в теории и практике преподавания немецкого языка как иностранного

Проект: исполнение гранта/договораисполнение гранта/договора в целом

Сведения о проекте

описание

Знакомство петербуржцев с международными партнерами -профессурой по направлению обучения немецкому языку как иностранному в Свободном университете Берлина, представление результатов исследований петербуржцев через публикацию их статей в сборнике материалов конференций является необходимым шагом для создания прочной совместной исследовательской базы для реализации долгосрочного исследовательского проекта - созданию реализуемой по модели двух дипломов (СПбГУ и Свободный университет Берлина) магистерской программы в области теории и практики обучения немецкому языку как иностранному в сотрудничестве с Гете-Институтом Москвы.

описание для неспециалистов

В рамках сотрудничества между СПбГУ и Свободным Университетом Берлина с 13.06.19 по 18.06.19 группа коллег посетила Свободный Университет Берлина с целью научно-исследовательской работы и для участия в международной конференции, посвященной 10-летию магистерской программы "Немецкий язык как иностранный" в Свободном Университете Берлина.
Участие в международной конференции дало возможность познакомиться с актуальным положением дел в преподавании немецкого языка как иностранного и с кругом интересов зарубежных коллег. Прослушанные доклады затрагивали вопросы обучения чтению, мотивации к чтению и культурному трансферу через посредничество современного литературного текста . Близкий нам методический подход коллег из Берлина стимулировал интерес к предложенным темам и последующие дискуссии.
Особенное внимание привлекли доклады д-ра С. Шарновски (Свободный Университет Берлин) "Что такое современная литература? Широкое толкование понятие "литература", проф. К. Элиха " Многоликость литературы долгого 20. века- попытка дидактического подхода", проф. Ф.Т. Груба ( Университет Упсала) "Тексты как носители страноведческой информации? Размышления о соотношении страноведения и литературы в преподавании немецкого языка как иностранного", проф. М. Шеве (Университет Корк) "О современности на уроках литературы- перспективы перформативной дидактики" .
Участие в конференции позволило познакомиться с зарубежными коллегами, занимающимися исследованиями в сфере обучения немецкому языку как иностранному, обменяться мнениями и завязать контакты, ориентированные на расширение международного сотрудничества в этой области. Знакомство с международными партнерами, занимающимися обучением немецкого языка как иностранного в Свободном университете Берлина, является необходимым шагом для создания прочной совместной исследовательской базы для реализации долгосрочного исследовательского проекта - созданию реализуемой по модели двух дипломов (СПбГУ и Свободный университет Берлина) магистерской программы в области теории и практики обучения немецкому языку как иностранному в сотрудничестве с Гете-Институтом Москвы.
В результате визита в Берлин также удалось обсудить возможные направления совместных исследований в сфере немецкого языка как иностранного и культурного трансфера.
В ходе визита в Свободный Университет Берлина была реализована возможность посещения библиотечных фондов Университета, ознакомления и работы с литературой по интересующей тематике.

основные результаты по проекту в целом

В рамках сотрудничества между СПбГУ и Свободным Университетом Берлина с 13.06.19 по 18.06.19 совместно с коллегами я находилась в Свободном Университете Берлина с целью научно-исследовательской работы и для участия в международной конференции, посвященной 10-летию магистерской программы DaF в FU Berlin.
Участие в международной конференции дало возможность познакомиться с актуальным положением дел в преподавании немецкого языка как иностранного и с кругом интересов зарубежных коллег. Прослушанные доклады затрагивали вопросы обучения чтению, мотивации к чтению и культурному трансферу через посредничество современного литературного текста в обучении немецкому языку. Близкий нам методический подход коллег из Берлина, которые видят основу в обучении немецкому языку в удовлетворении потребности обучающихся в самоактуализации и саморазвитии через познание новых, преимущественно положительно коннотированных горизонтов - немецкой культуры в истории и современности, стимулировал интерес к предложенным темам и последущие дискуссии.
Особенное внимание привлекли доклады Dr. Susanne Scharnowski (Freie Universität Berlin) „Was ist „Gegenwartsliteratur“? Für einen erweiterten Literaturbegriff“, Prof. em. Konrad Ehlich (Freie Universität Berlin) „Facetten der Literatur des langen 20. Jahrhunderts – Versuch einer DaF-didaktischen Sondierung“, Prof. Frank Thomas Grub (Universität Uppsala) „Texte als Träger landeskundlicher Informationen? Überlegungen zum Verhältnis von Landeskunde und Literatur in Unterricht und Lehre des Deutschen als Fremdsprache“, Prof. Manfred Schewe (Universität Cork) „Über das Gegenwärtige im Literaturunterricht – Perspektiven einer performativen Didaktik“.
Участие в конференции позволило познакомиться с зарубежными коллегами, занимающимися исследованиями в сфере обучения немецкому языку как иностранному, обменяться мнениями и завязать контакты, ориентированные на расширение международного сотрудничества в этой области. Знакомство с международными партнерами, занимающимися обучением немецкого языка как иностранного в Свободном университете Берлина, является необходимым шагом для создания прочной совместной исследовательской базы для реализации долгосрочного исследовательского проекта - созданию реализуемой по модели двух дипломов (СПбГУ и Свободный университет Берлина) магистерской программы в области теории и практики обучения немецкому языку как иностранному в сотрудничестве с Гете-Институтом Москвы.
В результате визита в Берлин также удалось обсудить возможные направления совместных исследований в сфере немецкого языка как иностранного и культурного трансфера.
В ходе визита в Свободный Университет Берлина была реализована возможность посещения библиотечных фондов Университета, ознакомления и работы с литературой по интересующей тематике.
АкронимExchange 2019_1
СтатусЗавершено
Действительная дата начала/окончания13/06/1918/06/19

Ключевые слова

  • культурная медиация;
  • теория и практика обучения DaF;
  • литературный текст в обучении иностранному язык; мультимедийные форматы, современная литература, тематическая парадигма
  • лингвокультурология;
  • немецкая культура и история
  • культурный трансфер
  • мотивация;
  • методика преподавания