Исследование трудовых компетенций в условиях цифровизации экономики и общества

Проект: иное

Сведения о проекте

описание

Целесообразность проведения исследования связана с тем, что масштабные и стремительные темпы внедрения информационных технологий в трудовую сферу приводят к ее трансформации, что с неизбежностью диктует необходимость подготовки работников к новым условиям труда. Приоритеты формируются в отношении постоянного повышения профессионального уровня, основанного в первую очередь на развитии у работников цифровых компетенций. Готовность и потребность работающих людей к освоению информационных и цифровых технологий еще не изучены. В этой связи представляется необходимым выяснить готовность работников к приобретению новых компетенций.

основные результаты по проекту в целом

1. Доклад «Трудовые компетенции в условиях цифровизации
экономики и общества». Выступление с докладом на Научной секции «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ГРАНИЦЫ ОБЩЕСТВА ТРУДА» 3-го Санкт-Петербургского Международного Форума труда 28.02.2019.

2. Статья в сетевом журнале "Вестник Института социологии" Том 11, №1, 2020. "Текущие и ожидаемые параметры прироста цифровых компетенций у занятого населения (на примере г. Санкт-Петербург)", авторы Р.В. Карапетян, И.Л. Сизова, М.А. Бакаев.

3. Раздел "ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ" в коллективной монографии "ЧЕЛОВЕК ТРУДА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ: НОВЫЕ РЕАЛИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ" /Под ред. В.Н. Мининой, Р.В. Карапетяна, О.В. Вередюк. Изд. СПбГУ. 2020. Авторы: Сизова И.Л., Бакаев М.А., Карапетян Р.В.

основные результаты по этапу (подробно)

Телефонный опрос по стратифицированной выборке (пол, возраст, место жительства, n=1000) в феврале 2019 года. Респонденты отвечали на вопросы о желании развивать свои цифровые знания и навыки, причинах, а также способах реализации данного желания. Другими словами, речь шла о способах, формах и области повышения цифровой квалификации. Дополнительный блок вопросов был связан с модернизацией рабочих мест. Из 1000 респондентов 68% работали. Их половозрастные характеристики соответствовали общей структуре трудоспособного населения города: 51% мужчин и 49% женщин; 28% в возрасте от 18 до 29 лет, 23% — от 30 до 39 лет, 20% — от 40 до 49 лет, 18% — от 50 до 59 лет, и 11% — 60+ лет. Более половины работающих имели высшее образование (54%), четверть — среднее профессиональное, 13% — полное среднее или начальное профессиональное, 8% — начальное, неполное среднее или неоконченное высшее.
Больше всего респондентов было занято в следующих секторах экономики: в сервисе (17%); на производстве (15%); на госслужбе, ЖКХ и в социальном обеспечении (по 11%); в образовании и в торговле (10%), в строительстве (7%), в медецине (6,5%) в информационных технологиях (5,5%), в финансах, банках и страховании (4%), в культуре, транспорте (по 4%), в науке (3%), предоставление юридических услуг (2%), в иных областях (1%). Менее 1% занятых пришлось на сельское хозяйство и СМИ.
Более половины респондентов (51%) заняты не по специальности. Как обычно, причинами этого является низкие трудовые доходы, отсутствие возможностей карьерного роста и разочарование в профессии. Однако главным оказалось, что люди не могут найти работу по специальности. Так ответили 28% не работающих по специальности. Таким образом, получение образования и поиск работы не идут рука об руку, между ними нет прямой взаимосвязи. То, что почти каждый третий занятый не находит работу по специальности, свидетельствует не о низком качестве образования, а о невостребованности данных специалистов на современном рынке труда.
Профессиональный статус занятых в Санкт-Петербурге, как и ожидалось, не проясняет общей картины реализуемой трудовой деятельности. Среди респондентов 20% отнесли себя к квалифицированным рабочим, более 12% — к специалистам с высшим образованием (ВО) на производстве, более 31% — к специалистам с ВО вне производства, более 20% — к служащим без ВО (секретари, офисные работники). Большинство (26%) респондентов оказались занятыми на крупных предприятиях с численностью работников более 500 человек, 11% — на средних предприятиях (от 50 до 100 работников), еще столько же — на предприятиях числом занятых от 201 до 500 человек, 20% — на малых предприятиях (до 10 человек). Остальные также заняты в большинстве случаев на средних предприятиях: с числом от 101 до 200 чел. — 10% и малых — от 11 до 30 чел. – 10%, от 31 до 50 чел. – 8%.
Результаты анализа ответов респондентов таковы. На элементарном уровне цифровые средства труда используют в работе большинство занятых респондентов. Так, 71% постоянно или часто используют персональный компьютер или ноутбук, хотя каждый третий используют их редко или никогда. Постоянно и часто используют на рабочем месте копировальную технику 57% работающих, 43% — либо редко или никогда. Факс, мультимедийный проект используют в работе только меньшинство опрошенных. Более сложные приборы, например, робототехника (дрон, манипулятор и пр.), почти неизвестны петербургскому работнику (88% вообще не используют). Подобная ситуация с программируемыми станками (90% не используют).
Обычное программное обеспечение (офисный пакет) и поисковые системы постоянно и часто используют в работе 60% опрошенных. Облачные хранилища или социальные сети, мессенджеры оказываются менее востребованными (не более 34% работников). Подавляющее большинство работающих респондентов пользуются электронной почтой (90%). Несколько хуже респонденты знают профессиональные программы (48%), программы управления предприятием (33%), информационно-аналитические программы (31%), только 18% умеют программировать. Таким образом, если элементарные знания и навыки работы с цифровыми устройствами и ПО люди имеют и применяют в работе, то уже специализированные цифровые средства труда (средний класс сложности) являются для большинства проблемой.
На этом фоне повысить свои цифровые компетенции хотели бы только 40% опрошенных. Для четверти это желание связывается с необходимостью выполнения трудовых функций и еще для 21% — как возможность карьерного роста. 13% работающих рассматривают повышение цифровых компетенций как условие для смены сферы деятельности. При этом 77% хотели бы изучать цифровые компетенции для общего развития.
Конкретные действия по развитию цифровых компетенций за последние 3 года осуществляли 34% опрошенных. Из них 17% обучались или обучаются офисным программам с помощью онлайн-курсов. Еще по 15% — либо проходили профессиональную переподготовку, либо изучали цифровые технологии на обычных курсах повышения квалификации.
Что конкретно хотели бы изучать работающие люди? Данные опроса указывают, что 40% респондентов считают, что нет необходимости улучшать знания по офисным программам, а 34% хотели бы или уже прошли курсы по защите и безопасности данных в интернете. Многие желают освоить интернет-маркетинг, SEO, SMM (21%). Из тех, кто уже прошел обучение делали это при помощи онлайн-курсов (8%), профессиональных программ переобучения, либо на курсах повышения квалификации (еще 9%). Хотели бы изучать или уже изучили программирование — 41%. Большой интерес у работников вызывает изучение правовых основ использования данных в интернете. Этому хотели бы поучиться или уже выучились 46% респондентов. Компьютерный дизайн интересует 22% респондентов, 13% прошли его на онлайн-курсах, еще 12% на профессиональных программах и курсах повышения квалификации.
Респонденты повышают квалификацию либо в компании, где работают (32%), либо в сторонней коммерческой организации (32%). В меньшей степени это происходит в государственных образовательных учреждениях (22%). Только незначительно число опрошенных делает это самостоятельно (3%). В большинстве случаев повышение квалификации оплачивает работодатель (43%), в то время как 38% работников самостоятельно оплачивают свое обучение.
Работникам оказывается трудно осознать, насколько рабочее место подготовлено для освоения новых технологий. Только 32% работающих имеют мнение по этому вопросу. Кроме того, часть их них сомневается относительно возможностей освоить современные технологии самостоятельно. 34% считают, что это вполне возможно, 53% - частично согласны и 10% - не согласны.
Мнения респондентов разделились и по поводу утверждения о том, что для успеха в работе необходимо постоянно обновлять знания в сфере информационных технологий. С этим согласны 29% респондентов. Таким образом, у населения еще не сложилось ясного понимания, нужно ли развивать свой цифровой карьерный капитал. Работающие не осознают, какие навыки и знания (кроме программирования и некоторых специальных интересов) можно и нужно развивать. В случае если респонденты стремятся повысить свою квалификацию, основная мотивация у них связана с повседневными интересами, а не с работой и повышением результативности и качества труда.
То, насколько распространение цифровых средств труда связано с концепцией о поколенческих сдвигах, показывают следующие результаты рассматриваемого исследования. В Санкт-Петербурге молодые работники демонстрируют серьезные преимущества в использовании цифровой техники и программ на рабочем месте. В использовании ПК, копировальной и мультимедийной техники лидируют молодые поколения до 40 лет (например, хи-квадрат для использования копировальной техники – 26,764 при p<,05). Особенно выражены различия в использовании новых цифровых устройств, таких как робототехника (χ2 = 36,2, при p < 0,05), программируемых станков (χ2 = 42,0, p < 0,005). Молодые лидируют в использовании офисных программ (χ2 = 31,8, p < 0,05), облачных технологий (χ2 = 54,8, p < 0,000), социальных сетей (χ2 = 52,0, p < 0,000), поисковых систем (χ2 = 32,3, p< 0,01) и мессенджеров ( χ2 = 85,7, p < 0,000). В целом, статистически значимые различия между поколениями работников фиксируются по владению практически всеми цифровыми средствами труда, включенными в исследование.
Молодые поколения работников чаще других готовы повышать свою компьютерную грамотность, причем в целях карьерного роста (χ2 = 16,2, p < 0,01). Наибольший интерес зафиксирован в области интернет-маркетинга и изучения языков программирования. Обучение молодых работников чаще оплачивается со стороны организации, чем обучение работников старших возрастных групп. В то же время молодые острее осознают эту потребность и предпринимают самостоятельные действия по повышению цифровой грамотности, оплачивая затраты самостоятельно.
Потребность российской экономики в высококвалифицированных работниках велика и технологизация труда в этом развитии играет значительную роль. Это нашло подтверждение в результатах рассматриваемого телефонного опроса. Выяснилось, что существует прямая взаимосвязь между уровнем полученного образования и областью деятельности работника (χ2 = 146,0, p < 0,000). Среди бизнесменов больше людей с высшим образованием. «Умный» бизнес сегодня требует определенной подготовки, знаний. Среди фрилансеров или самозанятых встречаются лица с разным уровнем образования. Традиционно на государственных предприятиях больше занятых с высшим образованием, их также много на производстве. Для работы в офисе, часто вспомогательного характера, необходимо только среднее специальное образование. Как показало исследование, полученное образование влияет на частоту использования цифровых средств на рабочем месте. ПК и другую технику намного чаще используют лица с высшим образованием (χ2 = 167,5, p < 0,000). Аналогично складывается ситуация с использованием ПО: высококвалифицированные кадры намного чаще используют офисные программы (χ2 = 172,9, p < 0,000), облачные хранилища (χ2 = 68,9, p < 0,000), социальные сети (χ2 = 30,7, p < 0,1), поисковые системы (χ2 = 96,4, p < 0,000) и мессенджеры (χ2 = 47,3 при p < 0,01). Проведенный анализ также показал, что более образованные люди чаще владеют специальным ПО, созданным в рабочих целях. Владение языками программирования (χ2 = 68,2, p < 0,000) уже напрямую связано с получением высшего образования.
Чем выше у работника образование, тем сильнее у него желание повысить цифровую квалификацию (χ2 = 17,3, p < 0,1). Среди наиболее значимых причин повышения цифровой компетентности для высокообразованных респондентов являются выполнение трудовых функций (χ2 = 15,6, p < 0,1) и карьерный рост (χ2 = 18,5, p < 0,1) .
Кроме возраста и образования значимым фактором, влияющим на развитие работниками цифровых навыков и знаний, выступает размер предприятия. Существует мнение, что крупные предприятия, имеющие ресурсы, являются основными моторами инноваций. Оно отчасти подтверждается результатами проведенного телефонного опроса. В то время, как на крупных предприятиях Санкт-Петербурга работники чаще используют традиционные цифровые средства (копировальную технику, факс и проч.), на других предприятиях более характерно использование современных мобильных цифровых средств труда (например, облачные хранилища, социальные сети, поисковые системы). Работники малых предприятий заинтересованы в повышении квалификации в области сетевого маркетинга, в то время как работников крупных предприятий чаще других отправляют на программы повышения компьютерной грамотности. Во многих случаях на более крупных предприятиях такие программы организовываются и оплачиваются самим предприятием. Однако мотивация по повышению цифровой грамотности в большей степени выражена у работников мелких фирм.

основные результаты по этапу (кратко)

Проведенный анализ трудовой деятельности в условиях технологизации позволяет сlеkать следующие выводы. Во-первых, развитие интернета способствует распространению новых сфер, видов и средств приложения труда. Создаются виртуальные рынки труда, реализуются онлайновые бизнес-процессы и экономические роли заказчиков, посредников и исполнителей работ. Во-вторых, сама работа в интернете не воспринимается больше как протяженная во времени профессиональная деятельность, направленная на определенный. В-третьих, трудовой процесс распадается на отдельные, часто мало зависимые друг о друга составляющие (задачи), которые предлагается решить каждому, кто имеет такие возможности и мотивацию. Аналогичная ситуация складывается в обычной занятости и на рынке труда. В-четвертых, от работника ожидаются не столько определенные знания и умения в рамках полученной профессиональной подготовки, сколько способность реализовать круг трудовых задач разного уровня сложности. Таким образом, гранулизация, гибридизация и мультизадачность становятся новыми способами действий бизнеса и принципами разделения труда в условиях технологизации российской трудовой сферы. Выход за пределы привычного понимания профессии и профессиональной деятельности формирует определенные профили трудовой деятельности, складывающиеся из многих составляющих. К последним относятся не только полученные профессиональные знания и их глубина, но и навыки и умения, в числе которых способность к постоянному обучению, управлению своей рабочей силой и (само)организации пространства труда, коммуникативные навыки, цифровая грамотность и переключение активности в разнообразные (как минимум – смежные) области деятельности. Смена общей парадигмы технологии труда (по)требует появления работника нового типа. Его характеристика — задача будущего. Пока же, нужные качества (на примере освоения цифровых технологий) современными поколениями трудящихся не демонстрируются. Причинами торможения в формировании трудового профиля выступают консервативная культура труда, отсутствие четких нормативных ориентиров в труде, недостаток (материальных) ресурсов и других стимулов со стороны работающих в стране фирм.
Короткий заголовокИсследование трудовых компетенций
АкронимINI_2019
СтатусЗавершено
Действительная дата начала/окончания4/02/1931/01/20

Ключевые слова

  • труд
  • трудовые компетенции
  • цифровизация