Интрапсихические предикторы этикетного поведения субъектов учебного процесса в вузе: 2020 г. этап 2

Проект: исполнение гранта/договораисполнение этапа гранта/договора

Сведения о проекте

описание

Проект направлен на решение фундаментальной научной проблемы — определение предикторов этикетных моделей поведения в целях совершенствования взаимодействия субъектов учебного процесса в организациях высшего образования. В вузах осуществляется подготовка будущих высококвалифицированных специалистов не только с развитыми профессиональными компетенциями, но и компетенциями межличностного взаимодействия. Одним из условий эффективности этого процесса является создание и поддержание оптимального психологического климата и организационной культуры, что обеспечивается, в частности, совершенствованием процесса взаимодействия педагогов и студентов. Существующие нормативные документы лишь частично обеспечивают решение этой задачи. Важную роль в регуляции общения преподавателей и студентов традиционно выполняют культурные модели поведения - неписанные правила вузовского этикета. Их соблюдение обеспечивает общепонятность и предсказуемость поведения между субъектами общения с разными статусами – преподавателями и студентами.
Важность и фундаментальность исследования роли этикетных моделей в регуляции вузовского межличностного общения состоит не только в их позитивной роли для осуществления учебного процесса, но также в том, что опыт такого взаимодействия оказывает безусловное влияние на формирование нравственной культуры общества в целом, отражая универсальность нормативных моделей. Соблюдая правила этикета, субъект проявляет уважение к партнеру по общению и к самому себе как субъекту, обладающему этим статусом. Опыт такого общения особенно важен для студентов. Место студента как учащегося вуза предполагает, что, выражая посредством различного рода этикетных правил и форм поведения свое уважение к преподавателю, он фиксирует свой статус студента, которого добивался, поступая в престижное для общества учебное заведение. Правила вузовского этикета обеспечивают подтверждение этого статуса со стороны педагога.
В этой связи очень важно изучение предикторов интрапсихической регуляции этикетного поведения, так как именно в вузе в процессе учебной деятельности создаются условия для интериоризации моделей этикетного поведения, в которых выражается взаимное уважение неравных по социальному статусу партнеров. Получение высшего образования не только открывает студентам возможность для получения престижной работы, но и позволяет применить освоенные модели этикетного поведения в своей дальнейшей профессиональной деятельности, что еще раз подчеркивает фундаментальность и широту проблемы. Применяя освоенные в вузе модели этикетного поведения в других социальных интеракциях, выпускники вуза реализуют в своих контактах с расширенным кругом партнеров по общению важнейший нравственный принцип уважения к личности.
АкронимRFBR_a_2019 - 2
СтатусАктивный
Действительная дата начала/окончания1/04/2026/12/20

Ключевые слова

  • интрапсихическая регуляция
  • нормативная регуляция поведения
  • этикетное поведение
  • символическое выражение статусных различий
  • модели этикетного поведения
  • этикетные ситуации
  • функции этикета
  • правила этикета
  • социальная идентичность
  • ценностные ориентации личности
  • черты личности
  • преподаватели вуза
  • студенты вуза
  • организационная культура вуза