Иллюстрированные периодические издания в социокультурном контексте XIX – XXI веков: отечественный и зарубежный опыт (культура, искусство, дизайн, СМИ): 2020 г. этап 1

Проект: исполнение гранта/договораисполнение этапа гранта/договора

Сведения о проекте

описание

Целью проекта является всестороннее изучение дизайна зарубежных и отечественных периодических изданий, взятых в широком историческом контексте – от начала XIX века до современности. Для достижения поставленной цели участники НИР видят свои задачи в том, чтобы исследовать художественное оформление и проектирование печатных или электронных СМИ в их связи с социально-экономическими, политико-правовыми и технологическими изменениями, с которыми столкнулась Россия и мировое сообщество в указанный период. Это позволит актуализировать такие проблемы, как: востребованность визуализации публикуемой информации обществом; рождение новых форм графического высказывания; изменение статуса работников творческой области в сфере средств массовой информации; правовое регулирование периодических изданий в прошлом и настоящем, а также степень его воздействия на обновление иконографических и стилистических решений; выявление ведущих периодических изданий эпохи с измерением степени их художественно-эстетического и социального влияния.
Помимо исследования западного опыта художественного оформления и иллюстрирования печатных и электронных средств массовой информации, особый акцент при осуществлении НИР планируется сделать на отечественной школе дизайна периодических изданий. Это тем более актуально в контексте высоких художественных результатов, которых были достигнуты в нашей стране благодаря усилиям представителей Высших художественно-технических мастерских, образованных на базе учебных заведений постреволюционной России. В 2020 г. ВХУТЕМАС празднует столетие со дня основания. В связи с этим событием необходимость измерения и оценки степени художественно-эстетического воздействия теоретических трудов отдельных представителей данной организации, а также практических результатов ее выпускников в сфере художественного оформления периодических изданий представляется научно актуальным и публично востребованным.
Достижение сформулированных подобным образом целей и задач НИР безусловно требуют применение междисциплинарного подхода и привлечения специалистов разных профилей, так или иначе занятых в исследовании различных аспектов существования средств массовой информации.
Все это значительно расширяет масштабы НИР и придает ему большое прикладное значение. Актуальность и научная новизна проекта становятся тем более очевидными при рассмотрении результатов исследования дизайна периодических изданий, полученных зарубежными коллегами. Так, во Франции на базе ряда научно-образовательных учреждений (Университета Сорбонны, Университета Клермон-Ферран) при поддержке Национальной Французской библиотеки, а также библиотеки Французского Института истории искусства сложилась полноценная научная школа, уже нескольких десятилетий занимающаяся изучением истории художественного оформления периодических изданий. Начиная с 1970-х гг. ее представители — М. Мелло, М. и Эл. Диксмье, Ж.Плюе-Деспатан, М. Леймари, Ж.-М. Некту и др., постоянно организуют научные проекты, посвященные истории всестороннего изучения европейских периодических изданий. Аналогичную ситуацию можно наблюдать в Швейцарии, где под научным руководством и кураторством Филиппа Кэнеля регулярно делаются выставки и публикуются результаты научных исследований художественных решений швейцарской прессы. С конца 1980-х гг. Ратгерский университет совместно с музей Циммерли выдут научные разработки, доминантным направлением которых является изучение воздействия печатных СМИ на обновления художественного языка отдельно взятых эпох. Последнее время можно наблюдать активизацию музейных проектов, изучающих дизайн периодических изданий. Одним из наиболее успешных среди них следует считать выставку в музее Ван Гога в Амстердаме, посвященную французской печати 1850-1905.
Несмотря на публикацию отдельных научных трудов, которые стали постепенно появляться в России в последние два десятилетия, отечественная наука не может похвастаться системностью в изучении дизайна периодических изданий. Восполнение имеющейся лакуны также является одной из основополагающих задач, которые ставят перед собой руководитель и исполнители НИР.
Короткий заголовокМеждисциплинарность в образовании и гуманитарных науках
АкронимHUM_2020 - 1
СтатусАктивный
Действительная дата начала/окончания12/05/2020/11/20

Ключевые слова

  • междисциплинарный подход в образовании
  • реклама
  • цензура
  • Печатная графика