Иллюстрированные периодические издания в социокультурном контексте XIX – XXI веков: отечественный и зарубежный опыт (культура, искусство, дизайн, СМИ): 2020 г. этап 1

Проект: исполнение гранта/договораисполнение этапа гранта/договора

Сведения о проекте

описание

Целью проекта является всестороннее изучение дизайна зарубежных и отечественных периодических изданий, взятых в широком историческом контексте – от начала XIX века до современности. Для достижения поставленной цели участники НИР видят свои задачи в том, чтобы исследовать художественное оформление и проектирование печатных или электронных СМИ в их связи с социально-экономическими, политико-правовыми и технологическими изменениями, с которыми столкнулась Россия и мировое сообщество в указанный период. Это позволит актуализировать такие проблемы, как: востребованность визуализации публикуемой информации обществом; рождение новых форм графического высказывания; изменение статуса работников творческой области в сфере средств массовой информации; правовое регулирование периодических изданий в прошлом и настоящем, а также степень его воздействия на обновление иконографических и стилистических решений; выявление ведущих периодических изданий эпохи с измерением степени их художественно-эстетического и социального влияния.
Помимо исследования западного опыта художественного оформления и иллюстрирования печатных и электронных средств массовой информации, особый акцент при осуществлении НИР планируется сделать на отечественной школе дизайна периодических изданий. Это тем более актуально в контексте высоких художественных результатов, которых были достигнуты в нашей стране благодаря усилиям представителей Высших художественно-технических мастерских, образованных на базе учебных заведений постреволюционной России. В 2020 г. ВХУТЕМАС празднует столетие со дня основания. В связи с этим событием необходимость измерения и оценки степени художественно-эстетического воздействия теоретических трудов отдельных представителей данной организации, а также практических результатов ее выпускников в сфере художественного оформления периодических изданий представляется научно актуальным и публично востребованным.
Достижение сформулированных подобным образом целей и задач НИР безусловно требуют применение междисциплинарного подхода и привлечения специалистов разных профилей, так или иначе занятых в исследовании различных аспектов существования средств массовой информации.
Все это значительно расширяет масштабы НИР и придает ему большое прикладное значение. Актуальность и научная новизна проекта становятся тем более очевидными при рассмотрении результатов исследования дизайна периодических изданий, полученных зарубежными коллегами. Так, во Франции на базе ряда научно-образовательных учреждений (Университета Сорбонны, Университета Клермон-Ферран) при поддержке Национальной Французской библиотеки, а также библиотеки Французского Института истории искусства сложилась полноценная научная школа, уже нескольких десятилетий занимающаяся изучением истории художественного оформления периодических изданий. Начиная с 1970-х гг. ее представители — М. Мелло, М. и Эл. Диксмье, Ж.Плюе-Деспатан, М. Леймари, Ж.-М. Некту и др., постоянно организуют научные проекты, посвященные истории всестороннего изучения европейских периодических изданий. Аналогичную ситуацию можно наблюдать в Швейцарии, где под научным руководством и кураторством Филиппа Кэнеля регулярно делаются выставки и публикуются результаты научных исследований художественных решений швейцарской прессы. С конца 1980-х гг. Ратгерский университет совместно с музей Циммерли выдут научные разработки, доминантным направлением которых является изучение воздействия печатных СМИ на обновления художественного языка отдельно взятых эпох. Последнее время можно наблюдать активизацию музейных проектов, изучающих дизайн периодических изданий. Одним из наиболее успешных среди них следует считать выставку в музее Ван Гога в Амстердаме, посвященную французской печати 1850-1905.
Несмотря на публикацию отдельных научных трудов, которые стали постепенно появляться в России в последние два десятилетия, отечественная наука не может похвастаться системностью в изучении дизайна периодических изданий. Восполнение имеющейся лакуны также является одной из основополагающих задач, которые ставят перед собой руководитель и исполнители НИР.

основные результаты по проекту в целом

Отчет по НИР СПбГУ "Иллюстрированные периодические издания в социокультурном контексте XIX – XXI веков: отечественный и зарубежный опыт (культура, искусство, дизайн, СМИ): 2020 г. этап 1, ID проекта в системе PURE 53364090.

Целью междисциплинарного проекта явилось всестороннее изучение дизайна зарубежных и отечественных периодических изданий, взятых в широком историческом контексте – от начала XIX века до современности. Для достижения поставленной цели участниками НИР был последовательно решен ряд задач, связанных с исследованием художественного оформления и проектирования печатных и электронных СМИ, в их связи с социально-экономическими, политико-правовыми и технологическими изменениями, с которыми столкнулась Россия и мировое сообщество в рассматриваемый период. Это позволило актуализировать такие проблемы, как востребованность визуализации публикуемой информации обществом, рождение новых форм графического высказывания, изменение статуса работников творческой области в сфере средств массовой информации, правовое регулирование периодических изданий в прошлом и настоящем, выявление ведущих периодических изданий эпохи с измерением степени их художественно-эстетического и социального влияния.
В рамках проекта предполагалась в рамках секции «Образование» IX Санкт-Петербургского международного культурного форума организация и проведение круглого стола на тему: «Междисциплинарный подход как основа образовательных программ СПбГУ: к 20-летию дизайнерского образования в университете». На нем должны были обсуждаться вопросы, связанные с подготовкой дизайнеров-графиков в контексте междисциплинарного пространства классического университета. Однако в связи с объективными обстоятельствами (коронавирус) проведение форума было отменено.
Тем не менее, вопросы, которые планировались обсудить в рамках круглого стола, получили не менее значимое освещение. В создавшихся условиях были проведены альтернативные мероприятия:
1. Организация и проведение международной он-лайн конференции «Design: Vertical & Horizontal Growth» (Дизайн: горизонтальный, вертикальный рост) в сотрудничестве с Международной ассоциацией университетов и колледжей искусств, дизайна и медиа CUMULUS. Руководитель оргкомитета конференции К. Г. Позднякова, программного комитета Э. М. Глинтерник https://dvhg-spbu.online
2. Организация и проведение онлайн выставки: «Дизайн СПбГУ: горизонтальный/ вертикальный рост (к 20 летию дизайн-образования в СПбГУ). Подготовлен постерный доклад на английском языке «Опыт междисциплинарного подхода в обучении дизайнеров-графиков СПбГУ: к 20-летию образовательной программы «Графический дизайн»“. Online Exhibition. Design SPbU: vertical and horizontal growth. Куратор: К. Г. Позднякова https://webdesignprojects.spbu.ru/cumulus/cumulus.html
3. Организация и проведение онлайн выставки: «ДИЗАЙН СПбГУ: от филологии к искусству» в рамках ХII Международная научно-практической конференции «Педагогика текста» http://project3308067
Достижение сформулированных цели и задач НИР потребовало применения междисциплинарного подхода и привлечения специалистов разных профилей, так или иначе занятых в исследовании различных аспектов существования средств массовой информации. Поставленные в НИР задачи были решены, получив отражение в публикациях участников коллективного проекта.

В рамках проекта было запланировано:
подготовить для печати в 2020 - 2021 гг. 5 статей Scopus и WoS, 4 статьи в журналах из перечня ВАК, глава в коллективной монографии.

В настоящее время вышло две статьи в сборниках Scopus:
1. Глинтерник Э. М. Выставки первой трети ХХ века в Императорской Академии художеств - Ленинградском ВХУТЕИНе / Актуальные проблемы теории и истории искусства – 2018: Сборник докладов VIII международной конференции / СПб.: НП-принт, 2020. – Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — М.: МГУ имени М.В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. – С. 436 – 447. SKOPUS DOI: 10.18688/aa200–3–38
2. Клюшина Е. В. Бельгийский акцент финского авангарда: искусство Альфреда Вильяма Финча в Финляндии /Актуальные проблемы теории и истории искусства – 2018: Сборник докладов VIII международной конференции / СПб.: НП-принт, 2020. SKOPUS Клюшина Е. В. // Актуальные проблемы теории и истории искусства. Вып. 10. 2020. С. 158-167. SKOPUS
DOI: 10.18688/aa200–1–15
Подготовлено для печати 3 статьи:
1. Кругликова О. С. Success and failures: how European journalism practice influenced Russian press before the revolution in 1917 //Special issue Journal for Media History on Transnational Journalism History. – 2020. WoS (успешно прошла первые две стадии рецензирования, находится на финальном просмотре редакции)
1. Бобриков А. А «Художественные журналы эпохи формирования постмодернизма (второй половины 1970-х): проблема влияния на процессы в искусстве. “Screen” и “October”) для публикации в журнале «Вестник СПБГУ». Серия 15. Искусствоведение. SKOPUS/WoS - 1,5 а. л. (будет сдана в редакцию в декабре с. г.)
2. Позднякова К. Г. Principles of educating Graphic Designers in the context of interdisciplinary educational sphere of a Classical University» // Design Principles & Practices: An International Journal – Annual Review, 2021 (Scopus, Art Source (EBSCO), Genamics Seek, Irich’s Periodicals Directory, (будет сдана в редакцию в январе 2021 г.)

Публикации в журналах из перечня ВАК:
опубликовано 4 статьи:
1. Глинтерник Э. М. Ленинградская школа прикладной графики в социокультурном контексте искусства1960 * 1980-х годов. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА им. С. Г. Строганова. 2020. № 2.- Ч. 2. - С. 244 – 255. ВАК
2. Глинтерник Э. М. Теория и практика типографики на страницах отечественной 
иллюстрированной периодики рубежа ХIХ – ХХ веков // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Cерия 2. Искусствоведение. Филологические науки. - 2020.- № 1. - C. 22 – 31. ВАК
3. Глинтерник Э. М. Эволюция понятий и формирование терминологического аппарата в российской дизайн-графике ХIХ – начала ХХ веков // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Cерия 2. Искусствоведение. Филологические науки. - 2020.- № 2. - C. 36 - 42. ВАК DOI 10.464181/2079-8202_2020_1_5
4. Клюшина Е. В. Художественно-графические результаты либерализации французской прессы Третьей Республики // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2. Искусствоведение. Филологические науки. № 3.- 2020.- С. 43-56. ВАК
DOI: 10.46418/2079–8202_2020_3_6
Подготовлено и сдана в печать статья
1. Кругликова О. С. Иллюстрированные журналы в контексте журналистики русского консерватизма // Медиа-Альманах – принята в печать, будет опубликована в № 1, 2021. ВАК.
Коллективная монография
1. Глинтерник Э. М. Академическая среда и опыт подготовки выпускников с «современным социально-художественным подходом» на Полиграффаке Ленинградского ВХУТЕИНа (1921 – 1930). – 2 а. л. / Коллективная монография «Историко-теоретические проблемы ленинградско-петербургской академической школы искусствоведения (К 100-летию со дня рождения Р. И. Власовой)». / СПб., Российский институт истории искусств (Зубовский институт), ФТИИ СПбГАиЖСА им. И. Е. Репина – принята в печать, монография планируется к публикации в 2022 г.
В рамках проекта были подготовлены статьи для публикации в изданиях, входящих в базу данных РИНЦ:
1. Го Хуэйянь, (аспирант) Особенности развития визуально-графической коммуникации в китайских периодических изданиях (1950 - 2020) (будет отдана в печать в декабре с. г.)
2. Карцев Д. С. (магистрант) Практика правового регулирования печатно-издательской деятельности в России и за рубежом XIX-XXI вв.» (будет отдана в печать в январе 2021 г.)
Кроме того, часть проекта получила практическую реализацию в работах магистрантов программы «Графический дизайн».
Горегина М. А. и Румянцева В. А. провели систематизацию и анализ методического фонда кафедры дизайна за 20 лет, по теме НИР, а также под руководством К. Г. Поздняковой провели серию художественных мастер-классов в области графического дизайна «Основы дизайна печатных изданий». Доступно по ссылке https://disk.yandex.ru/i/dAMxosgNpFkZNg

Таким образом, подводя итоги проделанной коллективной научно-исследовательской работы по теме "Иллюстрированные периодические издания в социокультурном контексте XIX – XXI веков: отечественный и зарубежный опыт (культура, искусство, дизайн, СМИ) можно констатировать количественное выполнение планировавшихся результатов и успешное привлечение к участию в научной работе магистрантов и аспиранта СПбГУ. Как видится, в широких рамках обозначенной темы НИР поднято множество вопросов междисциплинарного характера, которые не могут быть исчерпаны в рамках одного исследования, и, совершенно очевидно, будут продолжены участниками проекта, проявившими значительный потенциал в процессе научной работы над проектом фундаментального характера.
Короткий заголовокМеждисциплинарность в образовании и гуманитарных науках
АкронимHUM_2020 - 1
СтатусЗавершено
Действительная дата начала/окончания12/05/2020/11/20

Ключевые слова

  • междисциплинарный подход в образовании
  • реклама
  • цензура
  • Печатная графика