Изучение нейрогуморальных показателей развития у детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в замещающих семьях: 2020 г. этап 1

Проект: исполнение гранта/договораисполнение этапа гранта/договора

Сведения о проекте

описание

В результате реализации проекта будут получены новые научные данные:
- о нейрогуморальных показателях развития в связи с ранней социально-эмоциональной депривацией детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в замещающих семьях;
- о взаимосвязи нейрогуморальных показателей развития и качества первичного социально-эмоционального окружения детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в российских замещающих семьях.
Результаты проведенного исследования позволят расширить теоретические представления клинической психологии развития и психофизиологии, связанные с пониманием закономерностей нарушений психофизиологического развития человека на наиболее ранних этапах онтогенеза, роли средовых факторов риска нарушений развития в младенческом и раннем возрасте, в том числе при переводе из депривационных условий учреждения в семейное окружение. Теоретические обобщения, полученные на основании анализа эмпирических данных, помогут оценить значимость качества первичного социально-эмоционального окружения для механизмов нейрогуморального функционирования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения биологических родителей, помещенных на воспитание в замещающие семьи.
Прикладная значимость проекта полностью соотносится с одним из основных векторов социальной политики государства, направленного на повышение качества жизни детей в Российской Федерации, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Полученные в результате исследования данные о нейрогуморальных механизмах развития детей младенческого и раннего возраста, имеющих опыт социально-эмоциональной депривации, а также взаимосвязи нейрогуморальных показателей с качеством первичного окружения ребенка, могут служить основанием для разработки и реализации программ сопровождения детей младенческого и раннего возраста в замещающих семьях, направленных на повышение их качества жизни. Результаты научной работы, в том числе, могут использоваться для оценки эффективности мероприятий по реорганизации сиротских учреждений, по созданию системы замещающих семей, учитываться при разработке междисциплинарных семейноцентрированных программ раннего сопровождения детей с опытом проживания в депривационных условиях первичного социального окружения.
АббревиатураRFBR_a_2020 - 1
СтатусАктивный
Действительная дата начала/окончания3/03/2026/12/20

Ключевые слова

  • дети, младенческий и ранний возраст, опыт ранней депривации, кортизол, замещающие семьи, социально-эмоциональное окружение