Выживаемость фирм малого и среднего бизнеса в период кризиса: Роль поведенческих стратегий топ-менеджмента

Проект: исполнение гранта/договораисполнение гранта/договора в целом

Сведения о проекте

описание

2.1.7.1. Научная проблема, на решение которой направлен проект. Современная бизнес-среда характеризуется постоянно возрастающей степенью сложности и неопределенности. Происходящие во внешней среде изменения начинают приобретать системный характер, что в свою очередь влияет на функционирование бизнеса любых размеров, от микропредприятий до корпораций. Исследования показывают, что наименее подготовленным к внешним шокам является сегмент малого и среднего бизнеса [Bhamra et al., 2011]. При этом, особое значение для малого бизнеса имеют экономические кризисы, характеризующиеся спадом в экономике, отраслевой враждебностью, снижением спроса и политической нестабильностью. Кроме этого, недостаток финансовых ресурсов, планирования, ограниченные инвестиционные возможности субъектов малого и среднего бизнеса рассматриваются в литературе как основные причины низкой выживаемости фирм [Storey, 1994]. В совокупности с высокой уязвимостью таких фирм в периоды значительных колебаний в экономике, вопрос обеспечения выживаемости малого и среднего бизнеса встает особенно остро.В таких условиях изучение поведенческих моделей и стратегий, способных повысить шансы выживаемости фирм малого и среднего бизнеса в контексте кризиса представляется актуальным исследовательским вопросом. В настоящем исследовательском проекте рассматриваются две поведенческие стратегии топ-менеджмента – эффектуация и каузация – доказавшие свою значимость в повышении результативности фирм в различных контекстах (напр., [Laskovaia et al., 2019; Smolka et al., 2018; Yu et al., 2018]). Однако, до сих остается неизученным вопрос о влиянии данных стратегий на выживаемость фирм. Предполагается, что эффектуация будет более действенной стратегией в кризисных условиях и будет способствовать повышению шансов на выживание малых и средних фирм.Обозначенная проблема рассматривается в контексте российского экономического кризиса 2014-2016 гг., который можно охарактеризовать как быстро меняющийся контекст с высоким уровнем неопределенности. Для российских компаний ситуация экономического кризиса послужила источником возросшего уровня непредсказуемости и турбулентности во внешней среде. Согласно исследованию бизнес-настроений, в сегменте малого и среднего предпринимательства [Индекс Опоры RSBI, 2014], деловая активность российских фирм значительно снизилась в период 2014-2016 гг. В условиях падения потребительской активности населения и продаж фирмам малого и среднего бизнеса необходимо искать новые модели поведения, адекватные условиям ведения бизнеса с целью сохранения имеющихся конкурентных преимуществ и поиска источников новых. Данный проект ставит целью решение поставленной задачи путем изучения связи эффектуации и каузации с выживаемостью фирм малого и среднего бизнеса в условиях российского экономического кризиса 2014-2016 гг.           2.1.7.2. Актуальность проблемы, научная значимость решения проблемы. В настоящее время в исследованиях поведенческих стратегий топ-менеджмента (эффектуации и каузации) наиболее актуальным является вопрос об определении граничных условий (boundary conditions) применения принципов обеих поведенческих стратегий в процессе развития новых и устоявшихся фирм [Arend et al., 2015]. Существующие исследования в основном сосредоточены на изучении влияния эффектуации и каузации на результаты деятельности фирмы. Так, в ряде работ обнаружена сильная положительная связь между обоеими поведенческими стратегиями и результативностью фирм (напр., [Eyana et al., 2018; Smolka et al., 2018]), другие исследования обнаружили незначимые эффекты стратегий на результаты деятельности фирм [Eijdenberg et al., 2017; Laskovaia et al., 2019]. Кроме этого, несколько исследований доказали положительную связь между комбинированным подходом (сочетание принципов эффектуации и каузации) и результативностью фирм [Smolka et al., 2018; Yu et al., 2018]. Однако, расширяя знания о теории эффектуации как современной теории принятия решений и поведения, мы все еще «очень мало знаем о [ее] результатах» [McKelvie et al., 2013: 3]. В частности, мы относительно мало знаем о влиянии эффектуации и каузации на выживание фирм в разных контекстах. Устойчивость и способность выживать в любых обстоятельствах (в том числе в условиях кризиса) является необходимым условием для долгосрочной работы и процветания фирмы. Особенно актуальным это становится в условиях высокой турбулентности, неопределенности и постоянных изменений, когда важно оценивать не только среднюю эффективность от применения той или иной поведенческой логики, но и рассматривать их воздействие на вероятность выживания фирм в таких сложных условиях. Таким образом, рассмотрение эффектуации и каузации в качестве предикторов успешного выживания фирм в условиях кризиса будет способствовать развитию как теории эффектуации, так и литературы, посвященной факторам выживания фирм малого и среднего бизнеса.    2.1.7.3. Конкретная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект, ее масштаб. Данный проект решает задачу определения связи между поведенческими стратегиями, используемыми менеджерами фирм малого и среднего бизнеса, и вероятностью выживания этих фирм в период экономического кризиса. В качестве единицы анализа выступает фирма малого и среднего бизнеса. В целях решения поставленной задачи планируется провести работу в следующих направлениях: 1) Определение доли фирм малого и среднего бизнеса, опрошенных в 2015-2016 гг., выживших в посткризисный период, с анализом количества ликвидированных фирм по годам (2016-2019 гг.); 2) Изучение влияния эффектуации и каузации на вероятность выживания российских фирм малого и среднего бизнеса в период экономического кризиса;3)Определение модерационной роли уровня динамизма во внешней среде в рассматриваемой связи поведенческих стратегий и выживаемости фирм малого и среднего бизнеса.Данный исследовательский проект ставит целью поиск ответа на следующие исследовательские вопросы: 1) Как эффектуация и каузация связаны с вероятностью выживания фирм малого и среднего бизнеса в период экономического кризиса? 2) Какова роль динамизма внешней среды в этой связи? Результатом реализации проекта станет выявление наиболее эффективной поведенческой модели в условиях кризиса, способной обеспечить долгосрочную выживаемость фирм малого и среднего бизнеса, с учетом воздействия уровня динамизма внешней среды. Важным результатом реализации проекта с точки зрения развития теории станет использование новой результирующей переменной – выживаемости, на которую оказывают значимое влияние эффектуация и каузация.       2.1.7.4. Научная новизна поставленной задачи, обоснование достижимости решения поставленной задачи и возможности получения запланированных результатов. Научная новизна поставленной задачи заключается в расширении теоретических знаний в области стратегического менеджмента и предпринимательства путем разработки теоретической модели связи между поведенческими стратегиями менеджеров (эффектуацией и каузацией) и выживаемостью фирм малого и среднего бизнеса с учетом уровня неопределенности и динамизма внешней среды, и ее эмпирической проверке. Понимание роли поведенческой стратегии в обеспечении выживаемости фирм малого и среднего бизнеса в условиях кризиса необходимо для дальнейшего развития теории эффектуации с точки зрения граничных условий (boundary conditions) ее применения и поиска наиболее подходящей результирующей переменной, отражающей выгоды от использования принципов обеих логик для фирм.Достижимость решения поставленной задачи и возможность получения запланированных результатов подтверждается следующими результатами совместной работы исследовательского коллектива: 1. Массив эмпирических данных по фирмам малого и среднего бизнеса, собранных путем опроса российских управленцев в 2015-2016 гг. с помощью разработанной и апробированной анкеты, включающей оценку применяемых фирмами поведенческих логик, данных о датах ликвидации фирм и динамизма внешней среды. Отбор фирм для участия в опросе проводился методом случайного отбора компаний, соответствующих критериям отнесения их к сегменту малого и среднего бизнеса, из базы данных «СПАРК-Интерфакс» по случайно сгенерированному государственному регистрационному номеру ОГРН. Сбор данных был инициирован исследовательской командой Центра Предпринимательства Высшей школы менеджмента СПбГУ и осуществлялся совместно с Дальневосточным федеральным университетом (ДВФУ). В результате проведенного онлайн-опроса была сформирована база по 656 фирмам (25,4% - процент ответивших из 2583 фирм). 2. Исследовательский коллектив проекта обладает необходимым опытом в проведении научных исследований в области предпринимательства в целом, и теории эффектуации, в частности. 3. Члены исследовательского коллектива имеют опыт публикации в ведущих международных реферируемых журналах и участия в ведущих международных конференциях.                               2.1.7.5. Современное состояние исследований по данной проблеме. Выживаемость фирмы можно рассматривать как «способность быстро распознавать и использовать возможности, менять направление и избегать столкновений» [McCann, 2004: 47]. Чтобы выжить в долгосрочной перспективе, фирмам необходимо разрабатывать стратегию реагирования на каждое неожиданное событие, которое может возникнуть в результате стихийных бедствий, несчастных случаев, промышленной конкуренции или экономических проблем [Herbane, 2019]. В литературе по стратегическому менеджменту предполагается, что крупные устоявшиеся фирмы выживают лучше, чем фирмы малого и среднего бизнеса, а также новые компании, благодаря их устоявшимся отношениям с заинтересованными сторонами и доступу к ресурсам [Aldrich, Auster, 1986; Singh et al., 1986]. Уязвимость новизны и малого размера могут быть дополнительными факторами, влияющими на более высокий процент неудач небольших фирм [Lee et al., 2012]. Фирмы малого и среднего бизнеса зачастую не способны масштабироваться, и имеют ограниченные возможности для ведения переговоров с заинтересованными сторонами [Aldrich, Auster, 1986], а также ограниченный доступ к ресурсам, особенно финансовым. В то же время, малые и средние предприятия воспринимаются как более адаптивные и гибкие организации из-за отсутствия бюрократии, способности к быстрому обучению, тесных отношений с клиентами и партнерами и быстрых процессов принятия решений [Stokes, 2002; Vossen, 1998]. Эти способности приобретают особую значимость во времена кризисов.Существующие стратегии поведения фирм в условиях кризиса можно рассмотреть сквозь призму теории эффектуации, предлагающей две поведенческие стратегии – эффектуацию и каузацию. Каузация рассматривает внешнюю среду как предсказуемую и неподконтрольную лицу, принимающему решения [Gabrielsson, Gabrielsson, 2013], такая логика ориентирована на заранее установленные цели, которые должны быть достигнуты в результате запланированного процесса принятия решений. Сосредоточив внимание на планово-ориентированной поведенческой стратегии, фирма может застрять в существующих планах, которые больше не соответствуют быстро меняющейся среде. Это, в свою очередь, может оказать негативное влияние на шансы фирмы выжить, ограничивая способность адаптации к внешним непредвиденным обстоятельствам. Эффектуация, напротив, представляет собой ориентированную на действия логику, которая рассматривает будущее как непредсказуемое и опирается на постоянную адаптацию к меняющимся условиям. Эффектуация опирается на партнерские отношения и совместное создание окружающей среды с заинтересованными сторонами и партнерами [Sarasvathy, 2001]. Это приводит к более эффективному управлению внешними кризисами и увеличивает вероятность выживания фирмы в неспокойные времена.Выживаемость фирмы может быть объяснена уровнем вариабельности ее результатов, поскольку высокая вариабельность результатов приводит к более высокому риску неудачи, особенно в условиях ограниченности ресурсов в периоды экономических кризисов [Parida et al., 2016; Yu et al., 2018], таких как экономический кризис. Исследования связи эффектуации и каузации с результатами деятельности новых и устоявшихся фирм появились в литературе с недавнего времени, и в настоящий момент это направление исследований привлекает все больше ученых, способствуя значительному росту количества эмпирических научных работ. В недавних работах была обнаружена значимая положительная связь между принципами эффектуации и результатами деятельности малых и средних фирм [Mthanti, Urban, 2014; Roach et al., 2016], в том числе из стран Африки [Eijdenberg et al., 2017; Urban, Heydenrych, 2015], и с развивающихся рынков Китая [Yu et al., 2018] и России [Shirokova et al., 2020]. Свидетельства исследований, посвященных роли эффектуации как поведенческой стратегии в повышении результативности фирм, подтвердили положительную связь между эффекутацией и результатами деятельности новых фирм [Cai et al., 2017; Smolka et al., 2018]. Кроме этого, применение принципов эффектуации обеспечивает меньше неудач в инвестициях [Wiltbank et al., 2009] и ведет к повышению производительности высоко-инновационных научно-исследовательских проектов в устоявшихся фирмах [Brettel et al., 2012]. В ряде исследований эмпирически подтвердилось, что эффектуация и каузация являются взаимодополняющими поведенческими стратегиями, вместе оказывая больший положительный эффект на результативность фирм, чем по отдельности [Smolka et al., 2018; Yu et al., 2018]. Также, в недавнем исследовании впервые подтвердилась значимая связь эффектуации и каузации с вариабельностью результатов фирм малого и среднего бизнеса в условиях экономического кризиса на развивающемся рынке России [Shirokova et al., 2020]. Таким образом, в различных исследованиях доказан положительный эффект от применения обеих поведенческих стратегий в процессе развития и повышения результативности новых и устоявшихся фирм. Определение наиболее подходящих зависимых переменных для эффектуации и каузации, отражающих результаты деятельности компаний, становится еще более необходимым на текущем этапе развития концепции в ее переходе к зрелой стадии теоретического оформления [McKelvie et al., 2013]. Как один из наиболее значимых для фирмы результатов, стабильность ее функционирования и выживаемость в нестабильных условиях внешней среды представляется особенно важной результирующей переменной. Учитывая эффектуационную ориентацию на экспериментирование и творческое сочетание доступных ресурсов [Yu et al., 2018], мы предполагаем, что такая поведенческая логика может оказать негативное влияние на вероятность выживания фирмы в стабильных экономических условиях, поскольку она приводит к повышению вариабельности результатов. С другой стороны, каузация, основанная на планировании и ориентированная на предсказуемость поведенческая стратегия, направлена на получение стабильных результатов для фирм в стабильных условиях. В кризисный период, наоборот, мы ожидаем, что эффектуация будет способствовать высокой выживаемости фирм, обеспечивая более быструю адаптацию к изменяющейся среде и гибкий процесс принятия решений. Каузация, в свою очередь, будет препятствовать способности фирм демонстрировать устойчивые результаты деятельности в условиях кризиса.В ряде исследований также отмечается необходимость определения контекстуальных факторов, могущих оказать влияние на отношения между обозначенными поведенческими стратегиями и результирующими переменными [Arend et al., 2015; Smolka et al., 2018]. Одним из наиболее существенных факторов в рамках концепции эффектуации выступает уровень неопределенности [Sarasvathy, 2001]. Теория эффектуации основана на предположении о том, что люди принимают решения в соответствии со своими представлениями об уровне неопределенности, происходящих изменениях и предсказуемости будущего [Sarasvathy, 2001]. В периоды кризиса и происходящих изменений во внешней среде дополнительную неопределенность вносят отраслевые факторы. Последствия значительных изменений в какой-либо отрасли существенны для всех фирм, входящих в нее, что зачастую выражается в снижении их производительности [Melin, 1985; Robbins, Pearce, 1992]. Падение в отрасли, как правило, является следствием спада в окружающей среде (например, экономического кризиса), когда отрасль теряет способность поддерживать рост [Castrogiovanni, 1991], а уровень динамизма повышается за счет роста интенсивности конкуренции и изменений требований клиентов [Dess, Beard, 1984]. Возрастание динамизма внешней среды, как следствие повышающейся неопределенности, ведет к неспособности топ-менеджеров предсказать последствия принимаемых решений для текущей и будущей деятельности бизнеса [Milliken, 1987]. При этом, степень серьезности последствий таких изменений может значительно варьироваться в зависимости от индивидуального восприятия и поведения команды топ-менеджеров фирмы [Lohrke et al., 2004]. Динамизм внешней среды предполагает высокую скорость изменений в отрасли и высокий уровень непредсказуемости условий внешней среды и будущих событий [Khandwalla, 1972; Rosenbusch et al., 2013]. Интенсивность изменений, как одна из ключевых характеристик высокого уровня динамизма во внешней среде, ведет к необходимости разрабатывать новые творческие и инновационные стратегии для эффективной деятельности компаний [Simerly, Li, 2000]. Таким образом, факторы внешней среды играют важнейшую роль в предопределении выгод от использования менеджерами той или иной поведенческой стратегии в процессе принятия решений. В настоящем исследовании мы рассматриваем уровень динамизма во внешней среде как один из таких факторов, способных повлиять на воздействие эффектуации и каузации на вероятность выживания фирм в период экономического кризиса.                             2.1.7.6. Предлагаемые методы и подходы, общий план работы на весь срок выполнения проекта. Исследовательская работа в рамках настоящего проекта будет опираться на две базы: I. Теоретическую – теорию эффектуации (effectuation), ситуационный подход (contingent approach) и концепцию выживаемости фирмы. Анализ обозначенных теорий и концепций позволит выявить пробелы в существующих знаниях и обосновать перспективность и актуальность поставленной исследовательской проблематики. II. Эмпирическую – стратегия, дизайн и метод исследования. Для достижения поставленной задачи исследовательского проекта планируется применение количественной стратегии исследования – опроса фирм малого и среднего бизнеса. В качестве методов анализа будут использованы регрессионный анализ (regression analysis), факторный анализ (factor analysis), а также анализ модерирующих эффектов (moderating analysis). Исследовательской командой разработана теоретическая модель связи эффектуации и каузации с вероятностью выживаемости фирм малого и среднего бизнеса, включающая следующие показатели: 1) Зависимая переменная: бинарная переменная, принимающая значения 1 если фирма функционировала (не закрыта / ликвидирована / обанкротилась) в течение трех лет, то есть к концу 2019 года. По предварительным данным, из 490 компаний 449 оставались активными в 2019 году, т.е. трехлетняя смертность в анализируемой выборке составляет 8,37%. 2) Независимые переменные: эффектуация и каузация, измеренные с помощью апробированной шкалы из [Chandler et al., 2011]. 3) Модератор: динамизм отраслевой внешней среды [Miller, Friesen, 1982]. 4) Контрольные переменные: размер и возраст фирмы, отрасль, регион, доступные ресурсы (финансовые ресурсы [Story et al., 2015], человеческий капитал [Jin et al., 2010] и социальные связи [Peng, Luo, 2000]), формализация и централизация [Cardinal, 2001; Ferrell, Skinner, 1988]. Исследовательскую работу планируется выполнить с использованием данных, полученные в результате опроса российских фирм малого и среднего бизнеса, который проводился в период экономического кризиса с сентября 2015 г. по февраль 2016 г., дополненных объективными данными из базы «СПАРК-Интерфакс» о закрытии/ликвидации/банкротстве изучаемых фирм.Общий план работ для достижения поставленной задачи можно описать следующим образом: 1) Сбор дополнительных данных по опрошенным в 2015-2016 гг. фирмам из базы «СПАРК-Интекфакс»: сведения о закрытии, дата ликвидации, сведения о банкротстве. 2) Подготовка рукописи, посвященной анализу литературы о факторах и стратегиях, способствующих выживанию фирм малого и среднего бизнеса. 3) Подготовка рукописи, посвященной разработке теоретической модели связи поведенческой стратегии менеджеров (эффектуации и каузации) с вероятностью выживаемости их фирм в условиях экономического кризиса, с учетом уровня динамизма в отраслевой внешней среде. 4) Определение наиболее эффективной модели поведения, обеспечивающей повышение шансов на выживание фирм малого и среднего бизнеса в сложных условиях внешней среды.                                                                                          2.1.7.7. Имеющийся у коллектива исполнителей научный задел по проекту (в данном пункте заполняется текстовое описание задела). У участников исследовательского коллектива имеется научный задел по следующим направлениям: 1) Наличие опыта разработки и апробации исследовательской анкеты, а также опыта сбора массива эмпирических данных по российским фирмам малого и среднего бизнеса и применяемых ими поведенческих моделях. Сбор указанных данных проводился с сентября 2015 г. по февраль 2016 г. в период экономического кризиса в стране. База формировалась путем случайного отбора компаний, отвечающих поставленным исследовательской группой критериям, из информационно-аналитической базы данных «СПАРК-Интерфакс». Данная база является уникальной, поскольку представляет собой первый массив данных по российским малым и средним фирмам, сгенерированный путем случайного отбора компаний всех отраслей и регионов страны. К участию в исследовании были приглашены 2583 фирмы, в онлайн-опросе приняли участие 656 (25,4% долю ответивших). Опрос осуществлялся на основе стандартизированной анкеты, включающей в себя апробированные шкалы для измерения теоретических конструктов, отражающих различные аспекты внутренней и внешней среды компаний. 2) Наличие у исследовательского коллектива опыта публикации научный статей в высокорейтинговых научных зарубежных журналах (напр., Strategic Entrepreneurship Journal, Small Business Economics, Journal of Business Venturing, International Small Business Journal). 3) Апробация предварительных результатов анализа имеющегося массива данных путем представления докладов на ведущих международных конференциях:•RENT XXXII – Research in Entrepreneurship and Small Business, Толедо, Испания, Ноябрь 14 -17, 2018. Доклад: Shirokova G., Osievskyy O., Laskovaia A., Mahdavi H. «The role of crisis in the relationship between effectuation/causation and variability of firm performance».•2018 Конференция «Развивающиеся рынки», Санкт-Петербург, Россия, Октябрь 4-6, 2018. Доклад: Shirokova G., Osiyevskyy O., Laskovaia A., Mahdavi H. “The Relationship between Effectuation/Causation and Variability of Firm Performance in Crisis Context”.•2018 International Congress on Banking, Economics, Finance, and Business, April 6-8, 2018, Nagoya, Japan. Доклад: Laskovaia A., Shirokova G. “The role of managerial decision-making style in SMEs outcomes: Evidence from Russian economic crisis”.•USASBE 2019 Conference, Санкт-Петербург, Флорида, США, Январь 23-28, 2019. Доклад: Shirokova G., Laskovaia A., Morris M., Osiyevskyy O., Micelotta E. “Decision-making logic and venture performance: The role of formal institutions”;•2019 Babson College Entrepreneurship Research Conference, Boston, USA, 4-9 июня 2019 г. Доклад: Osiyevskyy O., Shirokova G., Ritala P. “Exploration and Exploitation in Crisis Environment: Implications for Level and Variability of SME Performance”;•USASBE 2020 Conference, New Orleans, USA, January 3-7, 2020 г. Paper: Wales W., Osiyevskyy O., Shirokova G., Bogatyreva K. “Risky Business? Integrating Perspectives of Entrepreneurial Orientation as Experimentation and Advantage to Explain Firm Performance”.                                                                                             2.1.7.8. Детальный план работы на весь период выполнения проекта. План работы на весь период выполнения проекта включает в себя следующие этапы: 1. Анализ литературы по теме выживаемости предприятий малого и среднего бизнеса в период кризиса. 2. Разработка исследовательским коллективом теоретических моделей и гипотез исследования для их последующей эмпирической проверки. 3. Анализ данных по российским фирмам малого и среднего бизнеса, полученных в результате проведенного опроса. 4. Уточнение разработанных теоретических моделей с учетом результатов их эмпирической проверки. 5. Подготовка и подача в редакцию ведущего международного журнала списка ABS, индексируемого в Web of Science Core Collection 1 (одной) рукописи научной статьи, посвященной связи между поведенческой стратегией менеджеров (эффектуацией и каузацией) и вероятностью выживания российских фирм в период экономического кризиса. 6. Подготовка и подача в редакцию ведущего российского журнала списков A и B, утвержденных Ученым советом Института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ, 1 (одной) рукописи научной статьи, посвященной анализу литературы по проблематике выживаемости фирм малого и среднего бизнеса в кризис. 7. Проведение научного семинара в Институте «Высшая Школа менеджмента» СПбГУ в срок до 15.06.2021 г. с представлением результатов исследования. 8. Представление материала о результатах проведения исследовательского проекта для опубликования на странице Института «Высшая школа менеджмента» на сайте СПбГУ в формате новости на русском и английском языках.                                                2.1.7.9. Ожидаемые научные и (или) научно-технические результаты и их научная и общественная значимость. 1. Разработанная методология исследования влияния поведенческих стратегий топ-менеджмента (эффектуацией и каузацией) на вероятность выживания российских фирм в период экономического кризиса. Форма отчета: раздел в рукописях научных статей с обоснованием применяемых теорий в исследовании. 2. Концептуальная модель, теоретические гипотезы исследования и проведение их эмпирической проверки. Форма отчета: раздел в рукописях научных статей с гипотезами, теоретической моделью исследования и описанием методологии эмпирического анализа. 3. Два доклада, представленных на ведущих международных конференциях (уровня Babson College Entrepreneurship Research Conference, Strategic Management Society) с предварительными результатами исследования. Форма отчета: программа конференции с названиями представленных докладов и презентация доклада в формате PowerPoint. 4. Одна рукопись статьи, отправленная для публикации в один из ведущих международных журналов списка ABS, индексируемый в Web of Science Core Collection. Форма отчета: письмо из редакции, подтверждающее, что рукопись принята к рассмотрению и рецензированию. 5. Одна рукопись статьи, отправленная для публикации в один из ведущих российских журналов списков A и B, утвержденных Ученым советом Института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ. Форма отчета: письмо из редакции, подтверждающее, что рукопись принята к рассмотрению и рецензированию.6.Один научный семинар с представлением результатов исследования, проведенный в Институте «Высшая Школа менеджмента» СПбГУ. Форма отчета: новость, опубликованная на странице Института «Высшая школа менеджмента» на сайте СПбГУ.
Список литературы: 1. Индекс Опоры RSBI по итогам 4 квартала 2014 года. 2014. Индекс Опоры RSBI. URL: http://opora.ru/upload/iblock/50b/50bf6d1a5d779d780d29abac09ff7f40.pdf. 2. Aldrich, H.E., Auster, E. 1986. Even dwarfs started small: liabilities of age and size and their strategic implications. In B. M. Staw, L. L. Cummings (eds.): Research in Organizational Behavior. Greenwich, CT, JAI Press, Vol. VIII, 165–198. 3. Arend, R.J., Sarooghi, H., Burkemper, A. 2015. Effectuation as ineffectual? Applying the 3E theory-assessment framework to a proposed new theory of entrepreneurship. Academy of Management Review, 40(4), 630-651. 4. Bhamra, R., Dani, S., Burnard, K. 2011. Resilience: the concept, a literature review and future directions. International Journal of Production Research, 49(18), 5375-5393. 5. Brettel, M., Mauer, R., Engelen, A., Küpper, D. 2012. Corporate effectuation: Entrepreneurial action and its impact on R&D project performance. Journal of Business Venturing, 27(2), 167-184. 6. Cai, L., Guo, R., Fei, Y., Liu, Z. 2017. Effectuation, exploratory learning and new venture performance: evidence from China. Journal of Small Business Management, 55(3), 388-403. 7. Cardinal, L. B. 2001. Technological innovation in the pharmaceutical industry: The use of organizational control in managing research and development. Organization science, 12(1), 19-36. 8. Castrogiovanni, G.J. 1991. Environmental munihcence; a theoretical assessment. Academy of Management Review, 16(3), 542-565. 9. Chandler, G.N., DeTienne, D.R., McKelvie, A., Mumford, T.V. 2011. Causation and effectuation processes: A validation study. Journal of Business Venturing, 26(3), 375-390. 10. Dess, G.G., Beard, D.W. 1984. Dimensions of organizational task environments. Administrative Science Quarterly, 52-73. 11. Eijdenberg, E.L., Paas, L.J., Masurel, E. 2017. Decision-making and small business growth in Burundi. Journal of Entrepreneurship in Emerging Economies, 9(1), 35-64. 12. Eyana, S.M., Masurel, E., Paas, L.J. 2018. Causation and effectuation behaviour of Ethiopian entrepreneurs: Implications on performance of small tourism firms. Journal of Small Business and Enterprise Development, 25(5), 791-817. 13. Ferrell, O. C., Skinner, S. J. 1988. Ethical behavior and bureaucratic structure in marketing research organizations. Journal of Marketing Research, 25(1), 103-109. 14. Gabrielsson, P., Gabrielsson, M. 2013. A dynamic model of growth phases and survival in international business-to-business new ventures: The moderating effect of decision-making logic. Industrial Marketing Management, 42(8), 1357-1373. 15. Herbane, B. 2019. Rethinking organizational resilience and strategic renewal in SMEs. Entrepreneurship & Regional Development, 31(5-6): 476-495. 16. Jin, Y., Hopkins, M.M., Wittmer, J.L. 2010. Linking human capital to competitive advantages: Flexibility in a manufacturing firm's supply chain. Human Resource Management, 49(5), 939-963. 17. Khandwalla, P.N. 1972. Environment and its impact on the organization. International Studies of Management and Organization, 2(3), 297-313. 18. Laskovaia, A., Marino, L., Shirokova, G., Wales, W. 2019. Expect the unexpected: Examining the shaping role of entrepreneurial orientation on causal and effectual decision-making logic during economic crisis. Entrepreneurship & Regional Development, 31(5-6), 456-475. 19. Lee, H., Kelley, D., Lee, J., Lee, S. 2012. SME survival: The impact of internationalization, technology resources, and alliances. Journal of Small Business Management, 50(1), 1-19. 20. Lohrke, F.T., Bedeian, A.G., Palmer, T.B. 2004. The role of top management teams in formulating and implementing turnaround strategies: a review and research agenda. International Journal of Management Reviews, 5(2), 63-90. 21. McCann, J. 2004. Organizational effectiveness: Changing concepts for changing environments. People and Strategy, 27(1), 42. 22. McKelvie, A., DeTienne, D.R., Chandler, G.N. 2013. What is the appropriate dependent variable in effectuation research? Frontiers of Entrepreneurship Research, 33(4), 4. 23. Melin, L. 1985. Strategies in managing turnaround. Long Range Planning, 18(1), 80-86. 24. Miller, D., Friesen, P.H. 1982. Innovation in conservative and entrepreneurial firms: Two models of strategic momentum. Strategic Management Journal, 3(1), 1-25. 25. Milliken, F.J. 1987. Three types of perceived uncertainty about the environment: State, effect, and response uncertainty. Academy of Management Review, 12(1), 133-143. 26. Mthanti, T.S., Urban, B. 2014. Effectuation and entrepreneurial orientation in high-technology firms. Technology Analysis & Strategic Management, 26(2), 121-133. 27. Parida, V., Lahti, T., Wincent, J. 2016. Exploration and exploitation and firm performance variability: a study of ambidexterity in entrepreneurial firms. International Entrepreneurship and Management Journal, 12(4), 1147-1164. 28. Peng, M.W., Luo, Y. 2000. Managerial ties and firm performance in a transition economy: the nature of a micro-macro link. Academy of Management Journal, 43(3), 486-501. 29. Roach, D.C., Ryman, J.A., Makani, J. 2016. Effectuation, innovation and performance in SMEs: an empirical study. European Journal of Innovation Management, 19(2), 214-238. 30. Robbins, D.K., Pearce, J.A. 1992. Turnaround: Retrenchment and recovery. Strategic Management Journal, 13(4), 287-309. 31. Rosenbusch, N., Rauch, A., Bausch, A. 2013. The mediating role of entrepreneurial orientation in the task environment–performance relationship: A meta-analysis. Journal of Management, 39(3), 633-659. 32. Sarasvathy, S.D. 2001. Causation and effectuation: Toward a theoretical shift from economic inevitability to entrepreneurial contingency. Academy of Management Review, 26(2), 243–263. 33. Shirokova, G., Osiyevskyy, O., Laskovaia, A., MahdaviMazdeh, H. 2020. Navigating the emerging market context: Performance implications of effectuation and causation for SMEs during adverse economic conditions in Russia. Strategic Entrepreneurship Journal (forthcoming). 34. Simerly, R.L., Li, M. 2000. Environmental dynamism, capital structure and performance: a theoretical integration and an empirical test. Strategic Management Journal, 21(1), 31-49. 35. Singh, J. V., House, R. J., Tucker, D. J. 1986. Organizational change and organizational mortality. Administrative Science Quarterly, 31(4), 587-611. 36. Smolka, K.M., Verheul, I., Burmeister, L.K., Heugens, P. 2018. Get it Together! Synergistic Effects of Causal and Effectual Decision–Making Logics on Venture Performance. Entrepreneurship: Theory and Practice, 42(4), 571–604. 37. Stokes, D. 2002. Small Business Management. Thomson, Cornwall. 38. Storey, D.J. 1994. Understanding the Small Business Sector. Thomson, London, NY. 39. Story, V.M., Boso, N., Cadogan, J.W. 2015. The form of relationship between firm‐level product innovativeness and new product performance in developed and emerging markets. Journal of Product Innovation Management, 32(1), 45-64. 40. Urban, B., Heydenrych, J. 2015. Technology orientation and effectuation-Links to firm performance in the renewable energy sector of South Africa. South African Journal of Industrial Engineering, 26(3), 125-136. 41. Wiltbank, R., Read, S., Dew, N., Sarasvathy, S.D. 2009. Prediction and control under uncertainty: Outcomes in angel investing. Journal of Business Venturing, 24(2), 116-133. 42. Vossen, R. W. 1998. Relative strengths and weaknesses of small firms in innovation. International Small Business Journal, 16(3), 88-94. 43. Yu, X., Tao, Y., Tao, X., Xia, F., Li, Y. 2018. Managing uncertainty in emerging economies: The interaction effects between causation and effectuation on firm performance. Technological Forecasting and Social Change, 135, 121-131.
Короткий заголовокСтратегический и международный менеджмент
АкронимMNG_2020-2021
СтатусАктивный
Действительная дата начала/окончания15/06/2015/06/21

Ключевые слова

  • поведенческие стратегии
  • эффектуация
  • каузация
  • выживаемость
  • экономический кризис
  • фирмы малого и среднего бизнеса