Сверхбыстрое развитие сетевых технологий политической коммуникации существенным образом трансформировало в первые десятилетия XXI века традиционное политическое пространство, наполнив его новым содержанием. Мир из системного превратился в сетевой, где определяющую роль стали играть знания и информационные потоки. Изменились способы и качество коммуникаций, а сетевые взаимодействия обрели новую форму, интегрированную с публичным интернет - пространством. В результате произошло формирование неинституционализированных, виртуальных форм политической деятельности и появление новых субъектов гражданского общества – сетевых сообществ, обладающих колоссальным потенциалом к самоорганизации и мобилизации. Специальная военная операция Российской Федерации на Украине, начатая в феврале 2022 года, значительно актуализировала и форсировала данные процессы. Вследствие повышения интереса граждан к политическим событиям трансформировался медиадискурс существующих интернет-платформ, произошло усиление роли социальных сетей и видеоблогов. В политическом процессе особое значение приобретает косвенная политическая пропаганда, умышленно и неумышленно осуществляемая на неполитических интернет-каналах широкой тематики.
В условиях роста радикальных и экстремистских настроений со стороны Запада, развязывания против РФ когнитивной войны, проблематика исследовательского проекта приобретает особую значимость и актуальность.
Для достижения поставленной цели исследовательский коллектив предполагает решение следующих конкретных исследовательских задач:
• 1. Формирование выборки каналов видеоблогов.
• 2. Проведение пилотажного исследования с использованием дискурс-анализа , что позволит выявить идеологические особенности контента видеоблогов.
• 3. Сбор содержания видеоблогов и проведение когнитивного картирования.
• 4. Сравнительный анализ результатов когнитивного картирования политизированных и неполитизированных видеоблогеров. Выявление их общих и особенных черт в кон-тексте влияния на процесс формирования политического сознания.
• 5. Анализ заголовков роликов видеоблогов и выявление типичных моделей повестки дня.
6. Анализ особенностей повестки дня для неполитических видеоблогов. Определение скрытых, неочевидных особенностей формирования политической повестки дня в не-политической коммуникации.
• 7. Выявление механизмов когнтитивных манипуляций, используемых видеоблогера-ми.
• 8. Построение обобщенных моделей когнититивного конструирования политической реальности, их содержательное сопоставление.
• 9. Выделение характерных для онлайновой коммуникации в русскоязычных сегментах видеоплатформ рискогенных факторов, влияющих на политическое сознание интернет-пользоватей.
Для достижения поставленных задач в исследовании запланировано использование двух основных методов: дискурс-анализа и метода когнитивного картирования.
Выборка данного исследования будет включать 20 каналов популярных русскоязычных видеоблогов. Первые 10 каналов будут представлять по 5 имеющих наибольшее количество подписчиков каналов, представляющих политических деятелей системной, лоялистско-государственнической линии и столько же политических деятелей, отражающих антисистемные взгляды. Вторые 10 каналов будут представлять неполитических инфлюэнсеров, реагирующих на социально-политическую проблематику.