24 апреля 2020 - Встреча первая: "Пограничное состояние человека и общества: чувства, эмоции, коллективные переживания в моменты острой неопределенности"
Пограничное состояние – синоним молодости, когда ничто не определено и в любой момент времени человек может оказаться за пределами собственного бытия и сознания. Пограничное состояние – синоним творчества, спектр переживаний, становящихся поводом для высказывания. Какие новые вызовы есть у молодой поэзии на границе двух десятилетий? Какие новые способы говорить об экзистенциальном выборе, беспримерном чувстве, экстраординарном опыте etc. появляются сейчас и в чем их современность? Молодые поэты из разных городов будут читать стихи и рассуждать о том, как поэтические практики реагируют на необходимость говорить о неопределенном, возможно, выражать невыразимое.
2 мая 2020 - Встреча вторая: "Неравенство: механизмы обострения и сглаживания"
Поэзия всегда говорила о неравенстве: социальном, интеллектуальном, гендерном, телесном, неравенстве чувств и т. д. Одновременно сама поэзия (как и искусство вообще) активно участвует в производстве механизмов неравенства, поскольку требует от создателя и читателя особых возможностей. Поэзия выстраивает иерархии – и она же разрушает их и борется с ними. Современная поэзия часто пересекается с социальным активизмом и говорит о неравенстве и привилегиях, но она обновляет и понимание экзистенциального неравенства («живущий несравним»).
Как поэзия сегодня работает с темой неравенства, пытается ли она подорвать или, наоборот, легитимировать его? Воспринимает неравенство близко к сердцу или ограничивается отстраненным анализом? Неравенство – это преходящий феномен или константа существования общества и человека? Этот разговор кажется важным в нынешнем режиме «чрезвычайного положения», обострившего все существующие формы неравенства и, возможно, порождающего прямо сейчас его новые виды.
15 мая 2020 - Встреча третья: "Слова о словах: метапозиция в современной поэтической речи"
Поэзия говорила и говорит о самой себе, эта оборачиваемость на себя характерна для разных периодов развития литературы. Катастрофы XX столетия упрочили значение авторефлексивности поэтического текста: становясь в метапозицию, автор в ситуации «после Освенцима» мог избежать прямого, чреватого тоталитарным поворотом, высказывания. В современной российской поэзии метаязыковый уровень стал чем-то вроде «знака качества», удостоверяющего минимальную вменяемость поэтического текста. Но не означает ли это уже сейчас автоматизации поэтической речи, препятствующей порождению новых смыслов? Не становится ли метаязык своеобразной «башней из слоновой кости», внутри которой первоначальный лирический импульс слабеет и отчуждается от самого себя? Сохранилось ли «пространство маневра» в существующих моделях рефлексивности и какие новые стратегии поэтического высказывания рождаются на наших глазах?
Кураторы чтений:
Мария Малиновская (Москва)
Юлия Подлубнова (Екатеринбург)
Наталия Санникова (Челябинск)
Катерина Сим (Самара)
Артем Фейгельман (Нижний Новгород)
Андрей Филатов (Санкт-Петербург).